E В МЕНЮ

Винтовой клипер т. "Разбойник"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

615 тонн.
 полное: --""--""--

Размеры:

 длина:

47.4 метра.
 ширина:   8.5 метра.
 осадка:   3.7 метра.

Скорость:

 полным ходом:

"Разбойник", "Стрелок", "Пластун" - 10 узлов.
"Джигит", "Наездник", "Опричник" - 9 узлов.
 экономическим ходом: --""--""--

Дальность хода:

 максимальная:

"Разбойник", "Стрелок", "Пластун" - 700 миль/10 узлов.
"Джигит", "Наездник", "Опричник" - 1730 миль/9 узлов.
 экономическая: --""--""--

Тип двигателя:

1 горизонтальная паровая машина простого расширения. Мощностью 300 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

1 - 60-фн гладкоствольное орудие 200 зарядов.
2 - 24-фн нарезное орудие "КОРРОНАДА" 300 зарядов.

Экипаж:

9 офицеров, 92 матроса.

Крымская война 1853-1856 гг., как известно, не ограничивалась районом Черного и Азовского морей. Неприятельские флоты, в составе которых имелось большое число паровых судов, действовали на Балтике, у русских тихоокеанских берегов, в Белом море. В условиях войны Морское ведомство России приступило к созданию парового оборонного флота, развернув на верфях Петербурга экстренную постройку винтовых канонерских лодок и корветов.
В марте 1855 г. главный командир Архангельского порта вице-адмирал С.П. Хрущов, сообщая Морскому министерству о мерах по усилению местной гребной флотилии, предложил построить в Архангельске винтовую канонерскую лодку. Предложение одобрили и в Петербург "...для получения сведений и чертежей, необходимых к изготовлению механизма для таковой лодки", был командирован инженер-механик капитан Говорливый, служивший на Адмиралтейском Ширшемском заводе (близ Архангельска). Высшее морское начальство намеревалось, тем не менее, построить на Белом море несколько винтовых судов, но для этого требовалось изыскать возможность изготовления паровых механизмов. Ширшемский завод, занятый преимущественно производством различных металлических деталей для нужд судостроения в Архангельске, не мог выполнить такой заказ. Не приходилось рассчитывать и на немногочисленные частные машиностроительные предприятия. Летом 1855 г., когда Адмиралтейские Ижорские заводы закончили изготовление шести паровых механизмов для канонерских лодок, глава Морского ведомства великий князь Константин Николаевич приказал начальнику заводов инженер-генералу А.Я. Вильсону представить соображения об изготовлении к марту 1856 г. "шести винтовых паровых механизмов высокого давления в 120 сил каждый", отправке их в Архангельск в разобранном виде "зимним путем" и сборке на месте. Предложения Вильсона были утверждены 31.08.1855 г.
К постройке клиперов приступили 24.09.1855 г. Параллельно на Адмиралтейских Ижорских заводах шло изготовление механизмов клиперов. 30.05.1856 г. сошел на воду первый из клиперов - "Разбойник", служивший образцом для постройки и вооружения пяти остальных. 20 июня спустили клипер "Стрелок", а 23 июня - "Джигит" и "Пластун".
29.07.1856 г."Разбойник", "Стрелок", "Пластун" и "Джигит" ушли под парусами в Кронштадт, куда прибыли в начале сентября. На "Джигите" в разобранном виде находились его паровые котлы. Тем временем на клиперах "Опричник" и "Наездник" шла установка механизмов, а в мастерской адмиралтейства - сборка паровых котлов. 14.09.1856 г."Опричник" (под брейд-вымпелом командующего отрядом) и "Наездник" вышли в море для следования в Кронштадт. Потеряв на следующий день в густом тумане друг друга, они шли по назначению самостоятельно. Выдержав несколько жестоких осенних штормов, клипера в ноябре достигли Балтийского моря и зазимовали в иностранных портах.
Клипера, пришедшие в Кронштадт под парусами, с окончанием кампании разоружили и на зиму ввели в сухие доки для установки механизмов, доставленных с Ижорских заводов. Собранные Кораблестроительным департаментом отзывы командиров свидетельствовали об отличных качествах клиперов. Вместе с тем отмечалось, что парусное вооружение (по типу трехмачтовой шхуны) для судна такого типа мало, а паруса сшиты плохо. По общему мнению требовалось сохранив на фок-мачте существовавшие паруса, добавить марсель, брамсель и лисели.
Что же представляли собой эти парусно-паровые военные корабли, которым предстояло идти к далеким тихоокеанским берегам? Однопалубные и низкобортные (высота надводного борта на миделе до верхней палубы около 0.91 м), они имели длину 47.4, ширину 8.5 м, водоизмещение по чертежу при среднем углублении 3.6 м составляло 615 т. В целях предотвращения обрастания и защиты от древоточцев подводная часть до бархоута обшивалась листовой медью, положенной на просмоленную бумагу. Клипер имел паровую машину "в 150 нарицательных сил", сведений об индикаторной мощности механизмов клиперов обнаружить не удалось, косвенно можно предположить, что она составляла примерно 300 л. с. Двухцилиндровая, горизонтальная, высокого давления, простого расширения паровая машина без охлаждения с выпуском пуском отработавшего пара в дымовую трубу работала по принципу локомотивной. Гребной винт - двухлопастный, подъемный. На "Разбойнике", "Стрелке", "Пластуне" стояло по три котла (запас угля около 57 тонн), на "Джигите", "Опричнике" и "Наезднике" - по два (запас угля примерно 95 т).
Все шесть клиперов совершили дальние плавания. 19.09.1857 г. из Кронштадта на Тихий океан ушли в составе первого Амурского отряда "Стрелок", "Пластун" и "Джигит". В июле 1858 г. к дальневосточным рубежам России отправился второй Амурский отряд, в состав которого входил клипер "Опричник". На следующий год ушли "Разбойник" и "Наездник", следовавшие каждый самостоятельно. Служба клиперов на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, их экипажи внесли большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Их названия увековечены на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабли отправились в обратный путь.
В заключение следует сказать, что шесть парусно-паровых судов, часто называемых "архангельскими клиперами", положили начало классу военных кораблей, существовавшему в русском флоте до 1892 г. Их названия носили последние корабли этого класса - клипера четвертого поколения.

"Разбойник" - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1857 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
В 1866 г. сдан в порт на хранение. В 1867 г. его разобрали.

"Стрелок" - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1857 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
В 1866 г. сдан в порт на хранение.
Последний из клиперов - "Стрелок" продолжительное время использовался в качестве блокшива. Из списков судов флота его исключили 4.11.1878 г.

"Джигит" - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1857 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
В 1866 г. сдан в порт на хранение.
Корпус "Джигита" превратили в мишень для броненосцев

"Пластун" (погиб 18.08.60 г. от взрыва в крюйт-камеры) - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1857 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
При возвращении в Кронштадт 18.08.1860 г. в Балтийском море у о. Готланд погиб от взрыва крюйт-камеры. Погибло две трети экипажа.

"Опричник" (пропал без вести в конце 1861 - начале 1862 г.) - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1856 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
Вышедший 28.11.1861 г. из Батавии (ныне Джакарта) "Опричник" пропал без вести в Индийском океане. По наиболее достоверной версии он погиб в ночь на 26 декабря, попав в центр жесточайшего урагана. Этому клиперу и его экипажу в Кронштадте сооружен памятник.

"Наездник" - заложен 05.01.1856 г. на верфи Архангельского порта. Вступил в строй в 1856 г.
Вскоре перешёл в Кронштадт. Совершил дальний поход на Тихий океан. Служба клипера на Дальнем Востоке была многообразной. В частности, экипаж корабля внёс большой вклад в дело исследования и освоения Приморья. Имя клипера увековечено на картах русских берегов Японского моря. После двух-трех лет пребывания в дальневосточных водах корабль отправился в обратный путь.
В 1866 г. сдан в порт на хранение.
2.07.1869 г. во время маневров броненосной эскадры на Транзундском рейде буксируемой миной подорвали корпус "Наездника".

Hosted by uCoz