E В МЕНЮ

"Минск"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

 2.282 тонн.
 полное:  2.693 тонн.

Размеры:

 длина:

 127.5 метров
 ширина:    11.7 метров.
 осадка:     3.4 метра.

Скорость:

 полным ходом:

 43 узла.
 экономическим ходом:  20 узлов.

Дальность хода:

 максимальная:

 873 миль.
 экономическая:  2.100 миль

Тип двигателя:

 три главных паровых котла и три главных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66.000 л.с. Запас флотского мазута от 613 т.

Автономность:

 --""--""--

Броня:

 броневой защиты корпус и палуба не имели, толщина листов набора 12 мм (листы из легированной марганцевой стали). Из этой же стали делали и верхние надстройки.

Вооружение:

5х1 - 130 мм "Б-13" (750 снарядов, в перегрузку 1000 снарядов).
3х1 - 76 мм "34-К".
6х1 - 37 мм "70-К".
6х1 - 12.7 мм пулемёта ДШК.
2х4 - 533 мм ТА.
30 больших и 40 малые глубинные бомбы. В перегрузку до 84 мин заграждения.

Экипаж:

 25 офицеров и 225 матросов.

Примечание: в отличии от ЛД т. "Ленинград" обводы кормы стали более полными. Носовая надстройка стала выше. Претерпели некоторые изменения носовой мостик, ростры вокруг второй трубы и кормовая надстройка. Уже во время войны все лидеры проекта 38 вооружались корабельными радиопеленгаторами "Градус-К". Во время войны на ЛД "Баку"  и "Тбилиси" дополнительно установили РЛС управления огнём т. 284 (Английские), они могли управлять огнём на дальности до 45 км.

После спуска и испытаний лидеров проекта 1, проект кораблей был доработан и на свет появился проект 38. 5 октября 1934 г. на ССЗ в Ленинграде заложили ЛД "Минск". Корабль был заложен по проекту 1, но достраивался уже по изменённому проекту. Другие корабли проекта закладывались уже по изменённому проекту 15 января 1935 г. на ССЗ в Николаеве, затем они были разобраны и перезаложены на новом судостроительном заводе на левом берегу р. Амур. Так как завод ещё только строился то на берега Амура доставлялись готовые секции корабля с завода им. Марти в г. Николаев. После сборки секций и установки оборудования корабли вступали в строй. Всего по этому проекту построили три корабля: "Минск" для БФ; "Баку" и "Тбилиси" для ТОФ

"Минск" - заложен 5 октября 1934 г., спущен на воду 6 ноября 1935 г., вступил в строй 23 февраля 1939 г.
После вступления в строй лидер сразу же включился в боевую учёбу Балтфлота. В конце июня 1939 г. "Минск" участвовал в большом походе БФ. 30 августа он возглавил бригаду из шести эсминцев, вышедших в Копорский залив на учения. 1 сентября, с началом Второй Мировой войны лидер экстренно возвратился в Кронштадт, где встал под погрузку боезапаса, топлива, продовольствия и воды по нормам военного времени. 18 сентября он выводил в Финский залив эсминцы на поиск подводных лодок. В преддверии войны с Финляндией 15 ноября приказом командующего Балтийским флотом "Минск" экстренно вызвали из Таллина в Кронштадт и 5 декабря включили в отряд особого назначения БФ по занятию островов в Финском заливе. Вечером 10 декабря лидер в составе отряда кораблей вышел для разведки огневых точек на острове Бьёрке. При подходе отряда к цели открыла огонь финская батарея. Первый же снаряд упал в 40 м впереди "Минска", второй - за кормой (классическая "вилка"). Не дожидаясь попаданий, лидер открыл ответный огонь. Выявив огневые точки врага и выпустив по ним несколько снарядов главного калибра, он ушел в базу. С 18 декабря по 3 января, несмотря на сложные погодные условия, лидер выходил к островам Бьёрке, Пуккио и Саренпя для обстрела финских батарей. Однако тяжелая ледовая обстановка заставила командование прекратить эти операции и вернуть корабль в незамерзающий порт Либава. В течение июня - июля 1940 г. "Минск", базируясь на Либаву, проходил боевую подготовку: много раз выходил в Финский залив и Балтийское море, принимал участие в учениях в районе Рижского залива. В августе, во время перехода лидера из Кронштадта в Таллин в условиях тяжелого шторма при следовании со скоростью 30 узлов против носовой волны и ветре 8 - 9 баллов на палубе лидера в районе полубака образовались гофры. Корабль вынужден был вернуться в Ленинград и встать на длительный капитальный ремонт на заводе № 189. Всю зиму 1940 - 41 г.г. на "Минске" шли ремонтные работы, в которых принимала участие большая часть личного состава. Весной на корабле были опробованы механизмы, а вскоре начались учебные походы. 17 июня лидер в составе эскадры перешел из Кронштадта в новую главную базу флота - Таллин. Здесь его и застала война. "Минск" был включен в отряд кораблей, сформированный для постановки минных заграждений в устье Финского залива. Его оснастили временными размагничивающими устройствами, и с 23 июня он несколько раз выходил в море для постановки мин на линии Ханко - Осмуссар. 3 июля лидер ставил мины к западу от острова Найссар.
23.08.41 г. по запросу командования сухопутным фронтом лидер подавлял своим огнем вражеские батареи в районе Таллина.
27.08.41 г. лидер вновь открыл огонь по берегу, откуда следовали ответные залпы. Снаряд одного из них попал в корму "Минска", повредив одно орудие главного калибра. Однако в течение нескольких часов повреждения были устранены.
28.08.41 г. согласно приказу об эвакуации эскадры из Таллина в Кронштадт "Минск" был включен во вторую группу кораблей, в отряд прикрытия. Около 7 часов утра на корабль перешел командир отряда прикрытия начальник штаба КБФ контр-адмирал Ю.А. Пантелеев. Весь день "Минск" вел контрбатарейную стрельбу с одиночными немецкими батареями. Наконец в 17.05 началось движение 12-узловым ходом отряда прикрытия. Лидер шел с поставленными параванами. При прохождении "Минска" мимо острова Аэгна оттуда открыли огонь немецкие батареи, а в 19.00 в небе появились самолеты люфтваффе. Одновременно с севера показалось звено немецких торпедных катеров, которые были отогнаны артиллерийским огнем. После 19 часов с левого борта лидера в течение часа проплыли 12 мин, от которых корабль удачно уклонился. И вдруг, в 21.40 в точке с координатами 59° 51' 6" с.ш. и 25° 58' в.д. "Минск", шедший со скоростью 14 узлов, подорвался на мине. Подтянутая параваном мина взорвалась в 12 м от правого борта, в районе 60 - 70-го шпангоутов. На корабль обрушилась огромная масса воды, ломая палубные надстройки. В корпусе образовалась пробоина площадью около 2,5 м2, сам корпус сильно деформировало. Машины встали, руль заклинило, вышли из строя телефоны группы управления, гидравлическое управление рулем, штурманские приборы, погас свет. Путевой магнитный компас сорвался с карданного подвеса, вышел из строя и гирокомпас. Через пробоину и разошедшиеся в результате взрыва швы затопило все помещения ниже жилой палубы: рефрижераторные машины, 1, 2, 3 и 4-й артпогреба, кингстонную выгородку, помещение гирокомпаса, кладовую сухой провизии и порожние нефтяные цистерны в районе 16 - 95-го шпангоутов. Через неплотности люков артиллерийских погребов и помещения гирокомпаса вода стала поступать в 1-и и 2-й кубрики и в первое котельное отделение. Появился крен на правый борт и дифферент на нос. Экипаж с большим трудом приостановил распространение воды в 1-й и 4-й погреба. С помощью временной антенны удалось передать радиограмму командующему флотом на "Киров": «Подорвался на мине. Принял шестьсот тонн воды. В помощи пока не нуждаюсь». Вскоре крен прекратился. Лидер немного выпрямился и перестал садиться носом. Но поврежденные взрывом машины запустить никак не удавалось. Руль не действовал, и его с большим трудом установили в нейтральное положение. Управление рулем перенесли на запасной кормовой мостик. Машины не работали, и корабль начал дрейфовать на минное поле. В темноте, без хода, с вышедшими из строя навигационными приборами оставаться на минном поле было опасно. Решили взять лидер на буксир единственного оставшегося рядом эсминца "Скорый". К несчастью, как только завели буксир и эсминец дал ход, он тут же подорвался на мине и мгновенно затонул. С "Минска" спустили шлюпки для спасения оказавшихся в воде моряков. Всего взяли на борт более 100 человек. Чтобы снова не снесло на минное поле, пришлось отдать якоря. К двум часам ночи 29 августа на лидере смогли запустить машины, восстановили электрическое освещение и осушили 2-й и 4-й погреба. Из затопленного 3-го погреба личный состав БЧ-2 выгрузил зенитный боезапас. С правого борта установили новый параван. С подходом "Ленинграда" "Минск" с поврежденным навигационным оборудованием снялся с якоря и встал ему в кильватер. Шли со скоростью 12 - 15 узлов. Начались воздушные налеты: бомбы падали в 10 - 20 м от лидеров, а маневрировать с параванами было крайне трудно. В 10.10 одна из бомб упала между лидерами, осыпав "Минск" градом осколков. К счастью, прямых попаданий удалось избежать, и 29 августа в 17.16 "Минск" стал на якорь на Большом Кронштадтском рейде. На следующий день его ввели в сухой док "Трех эсминцев". Через две недели лидер перешел к стенке Морского завода для последующего ремонта.
23.08.41 г. отремонтированный "Минск" вышел своим ходом на Большой Кронштадтский рейд. Был яркий, солнечный день. С раннего утра на корабле шла покраска верхней палубы. Но именно в этот день в 11.15 был со­вершен самый большой за всю войну воздушный напет на Кронштадт, в котором участвовало до 270 самолетов (По сообщениям наших наблюдательных постов. По немецким данным, в налете участвовало около 50 бомбардировщиков, а общее число самолето­вылетов 23 сентября не превышало 150). От бомбежки пострадало много кораблей, скопившихся на рейдах и в гаванях базы. Досталось и "Минску". Две бомбы весом по 50 кг попали в его кормовую часть: одна разорвалась на кормовой надстройке; вторая, пробив палубу, - внутри корабля. Еще одна бомба упала у левого борта в районе 3-го котельного отделения; ее взрывом повредило котел. Часть отсеков заполнилась водой. Корабль накренился на 8° на левый борт. Осколками было ранено несколько человек экипажа. Дрейфуя по рейду, корабль сел кормой на мелководье вблизи берега. Началась борьба за живучесть. Однако слабая организация службы на лидере и вялые действия команды затянули эту работу до вечера. По окончании заделки пробоин и откачки воды буксиры отвели поврежденный корабль в Военную гавань Кронштадта, к Южной стенке. Машины лидера не работали, и с большим трудом удалось осушить лишь некоторые отсеки. Под пробоину подвели пластырь, но в 21.30 из-за потери плавучести и остойчивости "Минск", оборвав швартовы, повалился на борт и затонул на глубине 8.5 м и в 5 м от стенки, с креном 40°. Осмотр затонувшего корабля выявил большие разрушения в кормовых надстройках и котельном кожухе. Оказались поврежденными паровой котел и топливные цистерны, в трубопроводах, в складчатых компенсаторах главного паропровода имелись пробоины. К счастью, машинные отделения почти не пострадали, главные турбины и вспомогательные механизмы остались целыми. Оценив состояние корабля, командование КБФ приняло решение поднять его до ледостава и после восстановления вернуть в строй. Предложенный специалистами способ подъема "Минска" заключался в повороте его на ровный киль с помощью шести пар 70-тонных гиней, а также двух 80-тонных и одного 40-тонного понтонов. Затем следовала заделка пробоин и откачка воды. Первый этап подготовительных работ под водой начался 18 октября под руководством старшего лейтенанта Г.П. Титова.
Зимой 1941 - 42 г.г., несмотря на чудовищные трудности, вызванные блокадой и холодами, начался следующий этап по подъему корабля. Морской завод изготовил необходимые приспособления.
28.06.42 г. приступили к проведению работ под водой. Прежде всего водолазы сняли с лидера все вооружение и боеприпасы. Затем к борту приварили кронштейны под остропку шестью парами гиней.
19.08.42 г. непосредственно приступили к подъему корабля: завели на корпус гини, остропили и подвели к корпусу понтоны. Ходовые концы гиней выбирались с помощью лебедок на берегу.
25.08.42 г.лидер был поднят, а затем введен в док "Трех эсминцев" Кронштадтского Морского завода. Восстанавливать корабль поручили коллективу завода им А.А.Жданова (№ 189). Ремонт начали с корпуса. Небольшие отверстия заделывали заплатами на электросварке, а пробоины большого размера - стальными заглушками на заклепках. Выяснилось, что вытекшая через пробоины топливной системы нефть при нахождении корабля под водой осела на механизмах, трубопроводах, оборудовании, что обеспечило своеобразную консервацию. Однако нефтью была испорчена изоляция корпуса, кабелей, обстановка помещений. Для ускорения работ при восстановлении вспомогательного котла левого борта решили не перекладывать топку заново и не менять асбестовую изоляцию, а просушить его дровами, что позволило подготовить котел к приему пара в два раза быстрее.
31.08.42 г. на корабле дали первый пар. Затем восстановили систему парового отопления, дизель-динамо, электроаппаратуру. Осмотр турбин и оборудования машинно-котельного отделения подтвердил, что механизмы почти не имеют повреждений. Их очистили и промыли, ввели в действие котлы № 1 и № 2, вспомогательные механизмы. Вся работа по восстановлению лидера была выполнена за 60 рабочих суток.
03.11.42 г. с соблюдением светомаскировки "Минск" совершил несколько проходов по фарватеру до траверза форта Красная Горка. Его главная энергетическая установка работала нормально.
05.11.42 г. после испытательного пробега до Шепелевского маяка и обратно на лидере вновь подняли военно-морской флаг.
09.11.42 г. "Минск" вместе с эс­минцами "Славный" и "Грозящий" вышли из Кронштадта. Им были приданы 11 катеров-дымзавесчиков и подразделение самолетов для прикрытия с воздуха. Переход обеспечивали также 12-дюймовые орудия поврежденного линкора "Марат" и Кронштадтские форты, предназначенные для подавления немецких батарей. Мощные прожекторные установки должны были "бить" из Кронштадта параллельно открытой части Морского канала, чтобы мешать немцам вести прицельную стрельбу. Правда, льды помешали катерам пробиться в район перехода, и кораблям пришлось идти без дымового прикрытия. Эсминцу "Славный", шедшему головным, удалось проскочить незамеченным. "Минск" же был обнаружен противником. Освещенный лучами прожекторов, лидер был обстрелян осветительными и фугасными снарядами. Маневрирование затруднял лед, но благодаря резким переменам скорости хода кораблю удалось избежать прямых попаданий. Глубокой ночью он вошел в Неву и стал на якорь у Петропавловской крепости. С рассветом, когда лидер стал подниматься вверх по Неве, при проходе моста Свободы оказалось, что крылья ходового мостика "Минск" не проходили, они оказались шире разведенной части моста. Их на метр с обоих бортов пришлось отрезать автогеном, и лидер смог следовать дальше. (Позже, когда отремонтированный корабль покинул завод, эти конструкции, изготовленные отдельно, установили на ходовом мостике уже после того, как "Минск" прошел через разводной пролет). Войдя в Большую Невку, лидер встал у завода "Русский дизель" для устранения дефектов, обнаруженных во время испытаний. Здесь на корабле заменили изоляцию, штурманские и гидроакустические приборы, радиоаппаратуру, восстановили третий котел.
22.06.43 г. лидер "Минск" вновь стал полноценной боевой единицей эскадры КБФ.
19.07.43 г. корабль произвел первую после подъема флага артиллерийскую стрельбу по противнику из вновь установленных орудий Б-13-2С.
30.07.43 г. "Минск" занял огневую позицию у Невского лесопарка. Отсюда он вел обстрел позиций по противнику в районе Колпино, поддерживая своим огнем боевые действия частей Ленинградского фронта.
Летом 1944 г. экипаж "Минска" успешно выполнил все задачи по боевой подготовке. Однако сам корабль все еще нуждался в доводке, сказывались некачественный ремонт, прошедший в блокадную зиму, и последствия артналетов. Лишь 28 августа после окончания восстановительных работ он отошел от стенки завода им. А.А.Жданова и перешел в Кронштадт. В апреле следующего года "Минск" вернулся в Ленинград, где его и застал День Победы.

"Баку" (заложен как "Киев", с 1938 г. "Орджоникидзе", с 1939 г. "Серго Орджоникидзе") - заложен 15 января 1935 г., спущен на воду 25 июля 1938 г., вступил в строй 6 мая 1940 г. 25 сентября 1940 г. переименован в "Баку".
С вступлением лидера в боевой состав флота началась его полноценная боевая деятельность. В июне 1940 г. лидер приступил к постановке минных заграждений, сопровождению транспортов.
В мае 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение перебросить с Тихого океана на Северный флот несколько современных боевых кораблей. В состав этой группы вошли лидер эскадренных миноносцев "Баку" и три эсминца проекта 7: "Разумный", "Разъяренный" и "Ревностный". Для плавания во льдах корабли прошли подготовку: сначала в доке, а затем у стенки завода № 202, на плаву. Все работы проводились в обстановке строгой секретности. Для увеличения прочности корпуса на кораблях установили "шубу" - широкий пояс из двух рядов деревянных брусьев и досок в районе ватерлинии, обшитый слоем котельного железа. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических коробчатых балок и угольников, деревянных стрингеров и пиллерсов, а также проложили добавочные трубопроводы, по которым в случае необходимости (при низкой температуре) можно было пустить насыщенный пар. Все корабельные приборы установили на амортизаторы, чтобы предотвратить выход их из строя при вибрации корпуса во время ледового плавания. Один из бронзовых гребных винтов заменили ледовым (стальным), на другом - штатном (предназначенном для плавания по чистой воде) сделали специальную стальную оковку. Снятый штатный бронзовый винт с такой же оковкой закрепили на юте лидера. Вместо 45 мм орудий "21-К" установили 37 мм автоматы "70-К". В ходе подготовки к переходу обмотки размагничивающих устройств были перенесены с наружной стороны бортов внутрь корпуса, а систему отрегулировали на широтную зону Баренцева моря.
15.07.42 г. корабли, составившие Экспедицию особого назначения (ЭОН-18), вышли из Владивостока. Однако эсминец "Ревностный" из-за столкновения с пароходом "Терней" пришлось вернуть в базу.
22.07.42 г. "Баку" привел эсминцы в Петропавловск-Камчатский для пополне­ния запасов топлива, продовольствия и воды, а 30.07.42 г. в бухту Эмма на Чукотке, где состав ЭОН-18 пополнился танкером, пароходом и ледоколом "А.Микоян".
14.08.42 г. при прохождении Охотского, Восточно-Сибирского и Карского морей, кораблям ЭОН-18 пришлось бороться с 9 - 10 балльными ледяными полями, со сжатием, ледовым пленом. Случалось обкалывать и взрывать лед или отстаиваться в ожидании хорошей погоды. Когда у эсминца "Разъяренный" оказался погнут один из валов, лидеру пришлось буксировать его до Диксона.
10.10.42 г. в проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота. Без особых происшествий корабли дошли до острова Кильдин, где 14 октября их встретил командующий флотом А.Г. Головко.
По чистой воде и во льдах "Баку" прошел 7360 миль за 762 ходовых часа. Опыт плавания во льдах показал, что устройство "шубы" полностью себя оправдало - корпус корабля выдержал длительные сжатия. Однако оковка штатных скоростных винтов не дала желаемых результатов, и это лишь усложнило плавание. В Ваенге в октябре - ноябре 1942 г. "Баку" был поставлен в док, с корпуса сняли ледовую "шубу", проложили по палубе петли размагничивающей обмотки. Одновременно усилили зенитное и противолодочное вооружение. Эти работы заняли две недели.
После прихода кораблей ЭОН-18 приказом командующего флотом от 20 октября 1942 года в составе Северного флота была создана бригада эсминцев, включавшая теперь три дивизиона эсминцев. "Баку" возглавил 1-й дивизион.
17.11.42 г. для усиления эскорта очередного союзного конвоя "
QP-15" были привлечены лидер "Баку" и эсминец "Сокрушительный". В условия) жесточайшего шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и нулевое видимости суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду конвой рассеялся. С разрешения командира конвоя "Баку" и "Сокрушительный", не дойдя до назначенной точки сопровождения, повернули в базу. Шторм был такой силы, что от ударов девятибалльной волны на лидере прогнулась палуба и появились трещины на полубаке, были сорваны крышки люков и кожухи вентиляторов нарушилась герметизация корпуса, все носовые помещения по 29-й шпангоут оказались затопленными, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения; в действии остался только котел № 1. Состояние корабля стало критическим: лидер принял 160 тонн воды, дифферент на нос возрастал, крен доходил до 40° на борт. Экипаж вел отчаянную борьбу за непотопляемость. В это время от ударов волн у "Сокрушительного" по 173-й шпангоут отломилась корма, которая вскоре затонула. Шедший в базу лидер первым получил приказание оказать помощь терпящему бедствие кораблю. Однако вследствие плохой видимости попытки "Баку" найти эсминец не увенчались успехом. Да и сам лидер находился в трудном положении, топливо было на исходе. Командование флотом разрешило ему возвратиться в базу. Ведя в течение нескольких суток непрерывную борьбу за живучесть, экипаж лидера смог отстоять корабль у стихии. 22 ноября "Баку" самостоятельно прибыл в базу для аварийного ремонта.
20.01.43 г. ЛД "Баку" и ЭМ "Разумный" были направлены для перехвата вражеского конвоя, следовавшего из Тромсё (2 транспорта, 1 эсминец, 1 сторожевик, 1 тральщик). Советские корабли шли строем кильватера на расстоянии 25 миль от берега со средней скоростью 20 узлов. В 22.40 они повернули к берегу и через 35 минут по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кбт обнаружили конвой. Увеличив скорость до 28 узлов, "Баку" и "Разумный" начали атаку.
Сблизившись с головным транспортом на дистанцию 26 кбт, лидер выпустил по нему 4 торпеды и открыл артиллерийский огонь из орудий главного калибра, "Разумный" стрелял по второму судну. По советским данным, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт, и он начал тонуть. Другой, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни (
Согласно опубликованным за последнее время данным, советский отряд имел боевое столкновение с немецким МЗ "Скагеррак", шедшим в сопровождении тральщиков "М-303", "М-322" и противолодочных кораблей "UJ-1104" и "UJ-1105". Потерь германский отряд не имел). Корабли охранения немецкого конвоя стали обстреливать наши корабли, одновременно по ним открыли огонь и береговые батареи противника. Лидер и эсминец легли на курс отхода. Через несколько минут видимость сильно ухудшилась, и батареи прекратили огонь. Не снижая скорости, оба корабля вышли из района боя и направились в базу. Попаданий в лидер не было.
В феврале - марте 1943 г. "Баку" сопровождал союзные транспорты и конвои, участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника.
В летнюю кампанию 1943 г. он входил в состав кораблей охранения, обеспечивавших проводку конвоев.
18 - 20 и 29 июня 1943 г. лидер эскортировал переход ледоколов из Северодвинска в Карское море.
Завершая кампанию 1943 г., лидер вместе с эсминцами 16 - 18 ноября обеспечивал прикрытие конвоя "АБ-55" из Мурманска в Архангельск.
После этих трудных походов лидер встал на ремонт для подкрепления корпуса. По его завершении в июле - августе 1944 г. "Баку" выходил на сопровождение конвоя "БД-1" из Белого моря на Диксон и проводку конвоя "АБ-15", а также для обеспечения связи при сопровождении конвоя "БК-14" из Архангельска в Кольский залив.
26.10.44 г. лидер участвовал в обстреле надводными кораблями СФ порта Вардё. Артиллерийская стрельба велась по данным радиолокации, централизованно. Кораблями было выпущено 597 снарядов. В порту возникли пожары и произошли сильные взрывы.
28.10.44 г. лидер сопровождал конвой
"JW-61"
08.12.44 г. лидер сопровождал конвой "
JW-62".
01 - 02, 03 - 05, 07 - 09 и 16 января 1945 г. "Баку" охранял конвои, отдельные поврежденные транспорты.
За период участия в боевых действи­ях лидер "Баку" прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения кораблей и судов, совершил обстрел вражеской военно-морской базы Вардё.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 г. лидер "Баку" был награжден орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

"Тбилиси" (заложен как "Тифлис") - заложен 15 января 1935 г., спущен на воду 24 июля 1939 г., вступил в строй 11 декабря 1940 г.
Вступивший в строй корабль служил базой для отработки средств и методов защиты корабля. Лидер был оборудован штатной системой размагничивания. В июле - августе 1943 г. на нём проводили исследования влияния железа корпуса корабля на магнитное поле размагничивающего устройства. По материалам этих опытов разрабатывалась методика распределения обмоток на кораблях.
К августу 1945 г. "ЛД "Тбилиси" входил в состав 1-го дивизиона эсминцев ОЛС ТОФ.
12.08.45 г. под флагом командующего флота И.С. Юмашева лидер доставил из Владивостока в бухту Витязь в зал. Посьета роту автоматчиков 354-го батальона морской пехоты (100 человек). Отсюда рота автоматчиков на торпедных катерах была переброшена в корейский порт Расин. Этим эпизодом и ограничилось участие корабля в войне против империалистической Японии.
3 сентября 1945 г. лидер был выведен из состава ТОФ.

Hosted by uCoz