E В МЕНЮ

проект 671

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

надводное:

4.250 тонн.
подводное: 6.085 тонн.

Размеры:

длина:

92.5 метра.
ширина: 10.6 метра.
осадка: 7.1 метра.

Глубина погружения:

рабочая:

320 метра.
предельная: 400 метров.

Скорость:

надводная:

 
подводная:  

Дальность хода:

надводная:

11.5 узлов.
подводная: 33.5 узлов.

Тип двигателя:

надводный:

 
подводный:  

Автономность:

60 суток.

Вооружение:

6 - 533 мм торпедных аппарата. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 - в ТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.

Экипаж:

76 человек.

3 декабря 1958 г, вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым утвердили план проектирования и строительства атомных подводных лодок второго поколения, в том числе противолодочных — проекта 671 "Ёрш" (по классификации НАТО "Виктор - 1") с торпедным вооружением. Проектирование поручили СКБ-143, разработчику первых отечественных подводных атомоходов, а строительство серии — ленинградскому Адмиралтейскому заводу. Необходимость в таких кораблях диктовалась пополнением флота США атомными подводными ракетоносцами, способными наносить ядерные удары по объектам на территории нашей страны. Конечно, 671-е могли поражать и надводные корабли, но не это определяло суть проекта.
Сложность заключалась в том, что противолодочная субмарина должна обладать максимальными глубиной погружения и скоростью, хорошей маневренностью, эффективными средствами обнаружения противника, мощным оружием, и все это — при минимальном водоизмещении. Последнее требование находилось в явном противоречии с прочими, но было с ними диалектически связано. Кроме того, следовало учитывать, что корабли этого типа предстояло изготавливать на заводах внутри страны и переводить к морским базам в специальных доках по рекам и каналам. Стремление к высоким характеристикам при минимальном водоизмещении заставило проектировщиков разработать новые обводы легкого корпуса, конструкцию прочного, расположение в нем основного оборудования, механизмов и вооружения. Все это стало классическим для отечественного подводного кораблестроения.
Наступил 1959-й год обоснования, согласования и утверждения проекта 671 и начала его эскизирования. Этот год прошел в спорах о предложенных технических решениях, о величине полной подводной скорости, составе и количестве вооружения, выборе гидроакустического комплекса. Становилось ясно, что эти корабли, оставаясь чисто торпедными, могут стать универсальными, многоцелевыми. К тому же проект был единственным, согласно которому заметно увеличивались глубины погружения и стрельбы. Однако удовлетворение всех требований вело к росту водоизмещения лодок и ставило под вопрос возможность их проводки по Беломоро-Балтийскому каналу. Все это потребовало многих новых проработок и их анализа. Особое внимание уделили тщательной отделке наружных обводов и закрытию отверстий в над­стройке и ограждении рубки. Эскизный проект был готов в марте 1960-го, технический — в декабре, рабочие чертежи — в 1961 г. На Адмиралтейском заводе приступили к строительству новых цехов, стендов, освоению стали АК-29, собрали специалистов, ведь это предприятие давно не занималось субмаринами. В июле 1967 г. у достроенной стенки закончили швартовые испытания головной лодки, и в транспортном доке отправили ее по Беломоро-Балтийскому каналу на сдаточную базу завода в Северодвинске. Во время испытаний установили рекорды подводной скорости, глубины погружения и использования оружия; лодка показала превосходную маневренность, и 5 ноября правительственная комиссия подписала акт о приемке. В ходе серийного производства на атомоходах этого проекта появились торпедо-ракеты «Вьюга». В 1967 — 1974 г.г. флот получил 15 таких атомоходов.
Сейчас все подводные лодки проектов 671 выведены из состава флота.

"К - 38"    спустили на воду 28.07.66 г., вошла в строй 05.11.67 г.
"К - 369"
    спустили на воду 22.12.67 г., вошла в строй  06.11.68 г.
"К - 147"
    спустили на воду 17.06.68 г., вошла в строй  25.12.68 г.
"К - 53"    спустили на воду 15.03.69 г., вошла в строй  30.09.69 г.
"К - 306"
    спустили на воду 04.06.69 г., вошла в строй  04.12.69 г.
"К - 323  50 лет СССР"    спустили на воду 14.03.70 г., вошла в строй 29.10.70 г.
"К - 370"
    спустили на воду 26.06.70 г., вошла в строй  04.12.70 г.
"К - 438"
    спустили на воду 23.03.71 г., вошла в строй  15.10.71 г.
"К - 367"
    спустили на воду 02.07.71 г., вошла в строй  05.12.71 г.
"К - 314"
    спустили на воду 28.03.72 г., вошла в строй  06.11.72 г.
"К - 398"
    спустили на воду 02.08.72 г., вошла в строй  15.12.72 г.
"К - 454"
    спустили на воду 05.05.73 г., вошла в строй  30.09.73 г.
"К - 462"
    спустили на воду 01.09.73 г., вошла в строй  30.12.73 г.
"К - 469"
    спустили на воду 10.06.74 г., вошла в строй  30.09.74 г.
"К - 481"
    спустили на воду 08.09.74 г., вошла в строй  27.12.74 г.

Головной корабль 671-го проекта - "К-38" - вошел в состав Северного флота. До 1974 г. Северный флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, которые постоянно базировались в Гремихе. Элегантные, весьма фотогеничные "Викторы" имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу. При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности. В частности, "автономки" в Средиземном море продолжались вместо положенных 60 почти 90 суток. Известен случай, когда штурман "К-367" записал в журнале: "Определили место корабля по отдаче якоря на авианосце "Нимитц" (который отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.
В 1979 г., во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ "К-38" и "К-481" осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находились до 50 кораблей ВМС США. Плавание проходило в чрезвычайно сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40 градусов). По воспоминаниям участника похода А. Н. Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках лодок воздух нагревался до 60 - 70 гр., а в жилых помещениях - до 40 - 50 гр. Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура забортной воды понижалась до 10 -15 гр. Лодки имели по два сменных экипажа, размещавшихся на плавбазе "Березина", стоявшей в Аденском заливе или у острова Сокотра. Поход продолжался шесть месяцев и прошел в целом весьма удачно. По мнению А. Н. Шпортько, советские АПЛ действовали в Персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование. Впоследствии эти выводы были подтверждены и данными разведки. В то же время слежение за американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно.
В сентябре - октябре 1971 г. "К-38" и "К-323" совершили автономный подледный поход в Арктику. В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух атомоходов 670-го и 671-го проектов под командованием капитанов 2 ранга В. Д. Хайтарова и В. П. Гонтарева с Северного на Тихоокеанский флот. Маршрут проходил по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам. После прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической группе (один корабль шел на глубине 100, а другой - 150 м). Периодически они обменивались позывными по УЗПС, находясь, друг от друга на расстоянии устойчивой звукоподводной связи. Фактически это был первый опыт столь продолжительного следования АПЛ в составе тактической группы. 10 - 25 марта лодкаи совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажи получили короткий отдых. 29 марта, в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контракт с американскими надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую глубину. 13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения "Башкирия", направились к Малаккскому проливу. За отрядом советских кораблей осуществляли почти непрерывное слежение американские базовые патрулирование самолеты Локхид Р-3 "Орион", базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия. В Малаккском проливе, куда корабли вошли 17 апреля, американская "опека" стала еще более плотной: к "Орионам" присоединились многочисленные противолодочные вертолеты. 20 апреля на борту АПЛ 671-го проекта из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС "Рубин". Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. 25 апреля корабли прошли проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину. 6 мая АПЛ В.П. Гонтарева вошла в Авачинскую губу. 7 мая к ней присоединился и второй атомоход. В январе 1976 г. ракетный подводный крейсер стратегического назначения "К-171", а также АПЛ "К-469", выполнявшая функции охранения, совершили еще один переход с СФ на ТОФ. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18 кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине, постоянно поддерживая связь по УЗПС. После пересечения экватора лодки разошлись и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту. В течение 80 суток было пройдено 21 754 мили, причем за весь переход К-469 лишь один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину.
Весьма драматический случай произошел с "К-314" в марте 1984 г. Осуществляя совместно с БПК "Владивосток" слежение за американской ударной группой в составе авианосца "Китти Хок" и семи кораблей охранения, маневрировавшей в Японском море, советская лодка 21 марта, во время всплытия для уточнения надводной обстановки, пропорола кормой днище американского авианосца на протяжении почти 40 м. В результате маневры ВМФ США были свернуты и "Китти Хок", теряя через пробоину мазут, "уполз" в японский док, а советский атомоход, лишившийся гребного винта, на буксире проследовал в бухту Чажма, где также стал на ремонт.
Время берет свое. 14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта - "К-314", находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 г.г. боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Однако утилизация заслуженных кораблей затянулась. В настоящее время большинство из них находится в отстое, годами ожидая своей участи

Hosted by uCoz