E В МЕНЮ |
пр. 685 "К-278 Комсомолец" |
|
Фотографии:
Водоизмещение: |
надводное: |
5.880 тонн. |
подводное: | 8.500 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
118.4 метра. |
ширина: | 11.1 метра. | |
осадка: | 7.4 метра. | |
Глубина погружения: |
рабочая: |
1.000 метров. |
предельная: | 1.250 метров. | |
Скорость: |
надводная: |
14 узлов. |
подводная: | 30 узлов. | |
Дальность хода: |
надводная: |
|
подводная: | ||
Тип двигателя: |
надводный: |
водо-водяной атомный реактор с четырьмя парогенераторами, один главный турбозубчатый агрегат и два автономных турбогенератора. |
подводный: | ||
Автономность: |
||
Вооружение: |
6 носовых ТА калибром 533 мм. Боекомплект состоял из 22 торпед и торпедо-ракет. Типвой вариант загрузки: 2 торпеды САЭТ-60М, 2 ракето-торпеды РК-55, 2 реактивных торпеды ВА-111 “Шквал”. На стелажах находились шесть ракето-торпед и десять торпед |
|
Экипаж: |
31 офицер и 29 матросов. |
Более 90% Мирового океана имеют
глубины свыше 200 метров. Освоив их, боевые субмарины смогут господствовать в морях
и океанах. Увеличение глубины погружения способствует повышению их скрытности,
уменьшает возможность воздействия на них противолодочного оружия, улучшает
эффективность их гидроакустических средств. Гидрофизические, гидрологические и
геофизические процессы, происходящие на больших глубинах и могущие повлиять на
боевые действия и безопасность подводных лодок, открыли новые перспективные
области исследований и для отечественных кораблестроителей. Создание сверхглубоководной субмарины
поставило перед учеными и конструкторами задачи невиданной доселе сложности,
требующие новых подходов к поиску материалов для прочных корпусов, иных методов
строительства, оригинальных технических решений, выбору энергетических
установок, бортовых систем и оборудования.
Работы над глубоководными атомными
подводными лодками в Советском Союзе велись с начала 60-х годов. В 1966 году
командование Военно-морского флота выдало тактико-техническое задание на
создание опытной субмарины проекта 685 шифр «Плавник»
(по классификации НАТО "Майк") с предельной глубиной
погружения в 2,5 раза больше, чем у других торпедных подводных атомоходов.
Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ «Рубин») под руководством Н.А.
Климова.
К - 278
"Комсомолец" - лодка создавалась как полноценный
боевой корабль, способный обнаруживать вражеские подводные лодки, авианосцы,
крупные боевые единицы иных классов и транспорты вероятного противника,
длительно следить за ними и уничтожать их. Технический проект утвердили в
декабре 1974 года. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли ЦНИИ им.
академика А.Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Корабль строился из титановых
сплавов. Для определения их работоспособности при высоких напряжениях корпусных
конструкций провели широкомасштабные исследования. На уменьшенных, полунатурных
и натурных отсеках будущей подводной лодки отрабатывали методы конструирования,
технологии изготовления различных узлов, проверяли их статическую, циклическую
и динамическую прочность. В Северодвинске построили док-камеры.
Одна их них имела диаметр 5 м и длину 20 м, вторая, соответственно, 12 и 27,
третья — 15 и 55 м. В первой создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой
нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклической. Давление во второй было 200 кгс/см2 и
160 кгс/см2. В третьей предполагалось испытывать компоненты подобных атомоходов
следующего поколения. Лодка с заводским № 510, позже
названная К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г., ее
сборка производилась блоками, каждый испытывали в упоминавшихся док-камерах. Спуск К-278 на воду (вывод из
строительного дока) состоялся 3 июня 1983 г. 28 декабря она вступила в строй и
18 января 1984 г. была включена в состав Краснознаменного Северного флота. С
момента закладки на стапеле прошло 5 лет 8 месяцев и 6 дней. Ее выполнили двухкорпусной. Тщательно
отработанные обводы в сочетании с одновальной энергетической установкой
обеспечили ей низкое гидродинамическое сопротивление и высокую скорость,
превосходившие характеристики американских субмарин. Прочному корпусу придали простую
форму. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в
оконечностях — усеченные конусы с углом полураствора менее 5°, заканчивавшиеся
сферическими переборками. Внутри (что уникально) прочного корпуса разместили
цистерны главного балласта, для сведения к минимуму отверстий отказались от
прочной рубки и торпедопогрузочного люка. Для экстренного создания
положительной плавучести на больших глубинах при поступлении в корабль
забортной воды установили систему продувания одной из цистерн средней группы
пороховыми газогенераторами.
В результате применения новых
материалов и оригинальных конструкционных решений вес корпуса К-278 составил
около 40% нормального водоизмещения — не больше, чем у других подводных
атомоходов, рассчитанных на значительно меньшие глубины погружения. Наружный, так же титановый, корпус
состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой
оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств. Ниши
торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты
оборудовались щитовыми закрытиями. Лодку оборудовали всплывающей
спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин
до 1500 м. Ее оснастили автономным энергоснабжением и расположили в ограждении
выдвижных устройств. В надводном положении подводники выходили через нее на
палубу надстройки.
При испытаниях на наибольшую глубину
погружения К-278 5 августа 1984 г. достигла 1000 м, и впервые в мире это был
не крохотный экспериментально исследовательский аппарат, а могучий боевой
корабль. Приемный акт 20 мая 1987 г. утвердил главнокомандующий Военно-морским
флотом адмирал флота В.Н. Чернавин. После ввода в строй лодка несколько лет была
в опытной эксплуатации, первоначально числилась в крейсерских, а 25 июля 1977
г. ее отнесли к большим. В октябре 1988 г. К-278 присвоили название
«Комсомолец» и продолжили испытания — на рабочей глубине погружения выпустили
торпеду, проверили в действии систему продувания цистерн главного балласта.
Корабль участвовал в учениях флота и совершил поход на полную автономность. На глубине около 1000 м лодка
не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами, оказываясь
неуязвимой.
Беда пришла, откуда не ждали. 7
апреля 1989 г. уникальная подводная лодка К-278 затонула в Норвежском море,
с координатами
73°40' северной широты и 13°30' восточной долготы. «Комсомолец» шел на глубине
386 м, когда в 11 ч 3 мин в 7-м отсеке возник пожар, причины которого
официально не установлены (однако доказано, что технические решения,
обеспечившие уникальные свойства корабля, к трагедии отношения не имели). При катастрофе погибло 47 моряков. 6 июня 1990 г. лодку исключили из
состава ВМФ.