E В МЕНЮ

пр. 685 "К-278 Комсомолец"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

надводное:

5.880 тонн.
подводное: 8.500 тонн.

Размеры:

длина:

118.4 метра.
ширина:   11.1 метра.
осадка:    7.4 метра.

Глубина погружения:

рабочая:

1.000 метров.
предельная: 1.250 метров.

Скорость:

надводная:

14 узлов.
подводная: 30 узлов.

Дальность хода:

надводная:

 
подводная:  

Тип двигателя:

надводный:

водо-водяной атомный реактор с четырьмя парогенераторами, один главный турбозубчатый агрегат и два автономных турбогенератора.

подводный:

Автономность:

Вооружение:

6 носовых ТА калибром 533 мм. Боекомплект состоял из 22 торпед и торпедо-ракет. Типвой вариант загрузки: 2 торпеды  САЭТ-60М, 2 ракето-торпеды РК-55, 2 реактивных торпеды  ВА-111 “Шквал”. На стелажах находились шесть ракето-торпед и десять торпед

Экипаж:

31 офицер и 29 матросов.

Более 90% Мирового океана имеют глубины свыше 200 метров. Освоив их, боевые субмарины смогут господствовать в морях и океанах. Увеличение глубины погружения способствует повышению их скрытности, уменьшает возможность воздействия на них противолодочного оружия, улучшает эффективность их гидроакустических средств. Гидрофизические, гидрологические и геофизические процессы, происходящие на больших глубинах и могущие повлиять на боевые действия и безопасность подводных лодок, открыли новые перспективные области исследований и для отечественных кораблестроителей. Создание сверхглубоководной субмарины поставило перед учеными и конструкторами задачи невиданной доселе сложности, требующие новых подходов к поиску материалов для прочных корпусов, иных методов строительства, оригинальных технических решений, выбору энергетических установок, бортовых систем и оборудования.
Работы над глубоководными атомными подводными лодками в Советском Союзе велись с начала 60-х годов. В 1966 году командование Военно-морского флота выдало тактико-техническое задание на создание опытной субмарины проекта 685 шифр «Плавник» (по классификации НАТО "Майк") с предельной глубиной погружения в 2,5 раза больше, чем у других торпедных подводных атомоходов. Проектирование начали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ «Рубин») под руководством Н.А. Климова.

К - 278 "Комсомолец" - лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный обнаруживать вражеские подводные лодки, авианосцы, крупные боевые единицы иных классов и транспорты вероятного противника, длительно следить за ними и уничтожать их. Технический проект утвердили в декабре 1974 года. Огромный вклад в создание корабля проекта 685 внесли ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Корабль строился из титановых сплавов. Для определения их работоспособности при высоких напряжениях корпусных конструкций провели широкомасштабные исследования. На уменьшенных, полунатурных и натурных отсеках будущей подводной лодки отрабатывали методы конструирования, технологии изготовления различных узлов, проверяли их статическую, циклическую и динамическую прочность. В Северодвинске построили док-камеры. Одна их них имела диаметр 5 м и длину 20 м, вторая, соответственно, 12 и 27, третья — 15 и 55 м. В первой создавалось давление 400 кгс/см2 при разовой нагрузке и 200 кгс/см2 — при циклической. Давление во второй было 200 кгс/см2 и 160 кгс/см2. В третьей предполагалось испытывать компоненты подобных атомоходов следующего поколения. Лодка с заводским № 510, позже названная К-278, была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г., ее сборка производилась блоками, каждый испытывали в упоминавшихся док-камерах. Спуск К-278 на воду (вывод из строительного дока) состоялся 3 июня 1983 г. 28 декабря она вступила в строй и 18 января 1984 г. была включена в состав Краснознаменного Северного флота. С момента закладки на стапеле прошло 5 лет 8 месяцев и 6 дней. Ее выполнили двухкорпусной. Тщательно отработанные обводы в сочетании с одновальной энергетической установкой обеспечили ей низкое гидродинамическое сопротивление и высокую скорость, превосходившие характеристики американских субмарин. Прочному корпусу придали простую форму. В средней части он представлял собой цилиндр диаметром 8 м, в оконечностях — усеченные конусы с углом полураствора менее 5°, заканчивавшиеся сферическими переборками. Внутри (что уникально) прочного корпуса разместили цистерны главного балласта, для сведения к минимуму отверстий отказались от прочной рубки и торпедопогрузочного люка. Для экстренного создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении в корабль забортной воды установили систему продувания одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами.
В результате применения новых материалов и оригинальных конструкционных решений вес корпуса К-278 составил около 40% нормального водоизмещения — не больше, чем у других подводных атомоходов, рассчитанных на значительно меньшие глубины погружения. Наружный, так же титановый, корпус состоял из 10 безкингстонных цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых частей и ограждения выдвижных устройств. Ниши торпедных аппаратов, вырезы для носовых горизонтальных рулей и шпигаты оборудовались щитовыми закрытиями. Лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 м. Ее оснастили автономным энерго­снабжением и расположили в ограждении выдвижных устройств. В надводном положении подводники выходили через нее на палубу надстройки.
При испытаниях на наибольшую глубину погружения К-278 5 августа 1984 г. достигла 1000 м, и впервые в мире это был не крохотный экспериментально исследовательский аппарат, а могучий боевой корабль. Приемный акт 20 мая 1987 г. утвердил главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота В.Н. Чернавин. После ввода в строй лодка несколько лет была в опытной эксплуатации, первоначально числилась в крейсерских, а 25 июля 1977 г. ее отнесли к большим. В октябре 1988 г. К-278 присвоили название «Комсомолец» и продолжили испытания — на рабочей глубине погружения выпустили торпеду, проверили в действии систему продувания цистерн главного балласта. Корабль участвовал в учениях флота и совершил поход на полную автономность. На глубине около 1000 м лодка не обнаруживалась гидроакустическими и другими средствами, оказываясь неуязвимой.
Беда пришла, откуда не ждали. 7 апреля 1989 г. уникальная подводная лодка К-278 затонула в Норвежском море, с координатами 73°40' северной широты и 13°30' восточной долготы. «Комсомолец» шел на глубине 386 м, когда в 11 ч 3 мин в 7-м отсеке возник пожар, причины которого официально не установлены (однако доказано, что технические решения, обеспечившие уникальные свойства корабля, к трагедии отношения не имели). При катастрофе погибло 47 моряков. 6 июня 1990 г. лодку исключили из состава ВМФ.

Hosted by uCoz