E В МЕНЮ

"Щука - III серии"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

надводное:

 578 тонн.
подводное:  704 тонн.

Длина:

длина:

 57.0 метра.
ширина:    6.2 метра.
осадка:    3.2 метра.

Глубина погружения:

рабочая:

    75 метров.
предельная:     90 метров.

Скорость:

надводная:

 11.6 узлов полным ходом и 8.5 экономическим.
подводная:  8.5 узлов полным ходом и 2.8 экономическим.

Дальность хода:

надводная:

 3.130 миль.
подводная:  9 миль полным ходом и 112 миль экономическим.

Тип двигателя:

надводный:

 2 дизеля по 500 л.с.
подводный:  2 электромотора по 400 л.с.

Автономность:

 20 дней, в отдельных случаях до 45 суток.
 72 часа непрерывного нахождения под водой. 

Вооружение:

 4 носовых 533 мм торпедных аппарата (8 торпед).
 2 кормовых 533 мм торпедных аппарата (2 торпеды).
 1 - 45 мм полуавтомат "21-К" (50 снарядов).
 2 пулемёта "М-1 Максим" (24.000 патронов).
 5 винтовок Мосина.
 27 револьверов.

Экипаж:

 В мирное время:
 7 средних командиров, 6 младших командиров, 25 краснофлотцев.
 В военное время:
 
7 средних командиров, 15 младших командиров, 18 краснофлотцев.

Примечание: первоначально для стрельбы использовались 533-мм торпеды т. "53-27" (первая цифра - калибр в см, вторая - год принятия на вооружение). Основной недостаток торпед "53-27" - плохая герметичность и не выдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на ЧФ их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно (при установке глубины не менее 3 м). На смену им еще в 1938 г. приняли торпеду "53-38", являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 г. торпеды "53F". Именно эта торпеда в годы войны была основной. Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды т. "53-38У", "53-39" и "ЭТ-80" на лодках типа "Щ" не использовались из-за габаритных ограничений.
Конструкторы первых "Щук" предусмотрели возможность стрельбы старыми торпедами т. "45-10/15" - для этого служили устанавливаемые внутрь торпедных труб решетки. В 1936 г. им на смену пришли торпеды т. "45-36Н", также сконструированные на основе итальянского прототипа. В начале войны торпеды т. "45-36Н" применялись на "щуках" ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 г. нормальный боекомплект балтийских подлодок "Щ" состоял из восьми торпед "53-38" и четырех "45-36Н". Несмотря на увеличение боекомплекта, разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме того, из-за нехватки торпед с 1944 г. "щукам" приходилось снова брать неудачные "53-27".
    Очистка воздуха производилась 10 электровентиляторами или 9 машинами регенерации со специальными патронами "РВ-2" (общий запас от 900 до 1920 шт.), наполненными каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных баллонов емкостью 38 - 40 л со сжатым до 150 атм. кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 ч, без использования - 12 ч.

Разработка новой ПЛ для "несения позиционной службы на закрытых театрах" началась в 1928 г. 5 февраля 1930 г. на Балтийском заводе заложили три головные ПЛ III серии, получивших обозначение "Щука". Присутствовавший при этом наморси Муклевич произнес слова, ставшие пророческими: "Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это даст возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства".
Большое влияние на проект оказала поднятая и обследованная английская ПЛ "L-55" (с октября 1929 г. находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте). От нее "Щуке" достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип корпуса. 
Подводные лодки типа "Щ" предназначались для всех флотов страны. В сентябре 1934 г. при присвоении подводным лодкам тактических номеров для всех "щук" предусматривалась литера "Щ" с добавлением трехзначного номера, первая цифра которого обозначала принадлежность к флоту: "1??" - ТОФ, "2??" - ЧФ, "3??" - БФ, "4??" - СФ. Подлодки серии - III, служили только на Балтике. Всего по этому проекту построили 4 лодки: "Щ-301", "Щ-302", "Щ-303" и "Щ-304".

 

"Щ-301   Щука" (погибла в августе 1941 г.) - 11.01.35 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Советско-Финской войне.
Участвовала в Велико Отечественной войне. Совершила 1 боевой поход, произвела две торпедные атаки, выпустила три торпеды. Возможно потопила 1 судно, ещё одно повредила. На позиции провела 18 суток.
Первый боевой поход с 10.08. - по 28.08.41 г. Позицию занимала в р-не Стокгольма. 
17.08.41 г. ПЛ обнаружила транспорт, вышла в атаку, но при заполнении кольцевого зазора носового ТА приняла 4 т воды в дифферентную цистерну и провалилась на глубину.
19.08.41 г. в надводном положении обнаружила конвой, но была освещена прожектором и, после погружения атакована глубинными бомбами. Через 25 мин, всплыв в позиционное положение, обнаружили на северо-западе транспорт без хода и уда­ляющийся Эм. Около 23.50 по транспорту произведена торпедная атака. Торпеды взорвались рядом с германским ТР "Теда Фритцен". Преследования не было.
23.08.41 г. ПЛ пыталась атаковать другой транспорт, но атака сорвалась.
24.08.41 г. произвела торпедную атаку конвоя(3 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА). Торпеда поразила транспорт, который переломился и затонул. Преследования не было.
28.08.41 г. прибыла на таллиннский рейд, но обнаружив что наших кораблей там нет самостоятельно двинулась к Кронштадту. В этот же день в 21.15 в точке 59*52' с.ш. 25*16' в.д. подорвалась на мине заграждения, но осталась на плаву. Взрыв произошёл в кормовой части лодки,: гребные валы загнуты вверх, шестой отсек вскрыт, из кормового аппарата вывалилась торпеда, надстройка разворочена. Из рваной дыры шестого отсека на палубу вылезли два матроса. Спустя 15 мин ПЛ затонула. К этому времени подошедший СКА спас 14 членов экипажа (1 умер на борту) и передал их на ТР Вирония (погиб на мине в ночь на 28.08.41 г.; это потопление пережили 2 человека из состава команды ПЛ: командир ПЛ и командир отделения трюмных). Общие потери экипажа составили 36 человек;

"Щ-302   Окунь" (погибла в октябре 1942 г.) - 11.01.35 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Советско-Финской войне.
Участвовала в Велико Отечественной войне. Совершила 1 боевой поход.
С началом войны стояла в Кронштадте на ремонте. И только летом 1942 г. завершила его.
Первый боевой поход с 10.10.42 г. по 11.10.42 г. Назначена на позицию №-4 у Моонзундских о-вов.
10.10.42 г. вышла из Кронштадта в сопровождении КЛ, ТЩ и СКА. 
11.10.42 г. прибыв в р-он о. Лавенсари самостоятельно двинулась на позицию. Больше на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможно подорвалась на минном заграждении, всплыла и была потоплена финским самолётом "SB - 10" в р-не о. Большой Тютерс. Вместе с лодкой погибло 37 человек.

"Щ-303   Ёрш" - 11.01.35 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Советско-Финской войне.
Участвовала в Велико Отечественной войне. Совершила 5 боевых походов, провела 9 торпедных атак. Потопила 2 судна, одно повредила, кроме этого было повреждено ещё три судна. На позиции провела 157 суток.
Первый боевой поход с 04.07.42 г. по 09.08.42 г. 
12.07.42 г. атаковала одиночный транспорт. Через минуту был слышан взрыв торпед. Вскоре была атакована кораблями ПЛО. 
19.07.42 г. в р-не о. Утё безуспешно атаковала конвой противника.
20.07.42 г. вновь обнаружила и атаковала конвой противника (2 ТР и 3 ТЩ). После залпа был слышан взрыв торпед. Германский ТР "Альдебаран", остался на плаву и смог дойти до базы. Отремонтирован он был только в 1944 г. Корабли охранения сбросили на ПЛ 23 бомбы. 
22.07.42 г. перешла в р-он м. Ристна. Обнаружила конвой противника, но из за поломки носовых торпедных аппаратов не смогла атаковать его. 
26.07.42 г. командование отозвало лодку с позиции.
08.08.42 г. прибыла на рейд о. Лавенсари.
09.08.42 г. под охраной боевых кораблей прибыла в Кронштадт.
Второй боевой поход с 01.10.42 г. по 13.11.42 г.
07.10.42 г. успешно форсировала Финский залив.
08.10.42 г. прибыла на позицию в р-он о. Готска-Скаун.
10.10.42 г. перешла на позицию к Хувудшеру.
18.10.42 г. атаковала конвой (5 ТР и 2 СКР), слышны были взрывы двух торпед, в р-не одного транспорта.
20.10.42 г. атаковала одиночный транспорт. Через две минуты произошёл взрыв торпед.
02.11.42 г. атаковала одиночный транспорт, но промахнулась.
04.11.42 г. атаковала конвой (2 ТР и 2 СКР), взрыв двух торпед в районе одного из транспортов.
05.11.42 г. ушла в базу.
13.11.42 г. прибыла в Кронштадт.
01 марта 1943 г. лодка была удостоена "ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ".
Третий боевой поход с 07.05.43 г. по 11.06.43 г.
09.05.43 г. при форсирование минного заграждения подорвалась на двух донных минах, в следствие чего легла на грунт для устранения повреждений. После исправления повреждений продолжила движение на позицию.
19.05.43 г. прибыла в р-он о. Кэри.
21.05.43 г. воспользовавшись отсутствием вахтенного командира старшина трюмных машинистов Галкин, закрылся в центральном посту и произвёл всплытие ПЛ с намерением сдаться в плен. С трудом отдраив двери моряки ПЛ поднялись на мостик и увидели вражеские корабли. Сыграв срочное погружение ПЛ ушла на глубину. Галкин остался на поверхности и попал в плен.
29.05.43 г. командир получил разрешение на возвращению в базу.
07.06.43 г. успешно пришла в точку встречи с кораблями эскорта. При подрыве на минах из эскорта погиб "МО-102", а "МО-123" получил сильные повреждения.
10.06.43 г. конвой подвергся атакам Финских ВВС. Легко повреждён "БТЩ-215", тяжело повреждён "БТЩ-218", сел на грунт на мелководье.
11.06.43 г. прибыла в Кронштадт.
С декабря 1943 г. до августа 1944 г. находилась в ремонте. 
03.10.44 г. при выходе из Купеческой гавани ударилась о стенку и получила повреждения. Стояла в ремонте до конца ноября 1944 г.
01.12.44 г. перешла в Хельсинки.
04.12.44 г. перешла в Ханко.
05.12.44 г. перешла в Турку.
Четвёртый боевой поход с 17.12.44 г. по 04.01.45 г. р-он Либавы (сектор №-1).
Не удачный боевой поход. Встретила один конвой но и сама была обнаружена и атакована. Получила повреждения. Вынуждена была вернуться в базу.
Пятый боевой поход с 24.02.45 г. по 25.03.45 г. р-он Либавы.
05.03.45 г. произвела торпедную атаку конвоя (2 ТР, 1 Мин, 1 СКР и 1 СКА), но промахнулась.
09.03.45 г. атаковала конвой (2 ТР и 1 СКР), наблюдался взрыв одной торпеды.
10.03.45 г. прибыла на позицию в Данцингской бухте. Но из за шумности механизмов несколько раз была обнаружена и атакована кораблями противника. 
24.03.45 г. была отозвана в базу.
25.03.45 г. в сопровождении лидера прибыла в Турку.
В мае 1945 г. должна была выйти в очередной поход, но он был отменён.
12.09.45 г. переведена в учебные ПЛ.
09.06.49 г. переименована в "С-303".
11.09.54 г. исключена из состава флота и в 1961 г. разрезана на металл.

"Щ-304   Комсомолец" (погибла в ноябре-декабре 1942 г.) - 11.01.35 г. вошла в состав БФ. Деньги на её строительство собирали комсомольцы всей страны. В связи с чем при спуске ПЛ получила имя "Комсомолец".
Участвовала в Советско-Финской войне.
Велико Отечественную войну лодка встретила находясь в капитальном ремонте. Ускоренными темпами к весне 1942 г. она вошла в строй. За время войны совершила 3 боевых похода. Провела две торпедные атаки, возможно потопила одно судно, во втором походе возможно потопила ещё несколько судов. На позиции провела 64 дня.
Первый боевой поход с 21.10.41 г. по 10.11.41 г.
21.10.41 г. вышла к о. Гогланд, для скрытого базирования.
10.11.41 г. вернулась в Кронштадт.
11.11.41 г. перешла в Ленинград.
04.06.42 г. на переходе в Кронштадт. обстреляна вражеской артиллерией.
Второй боевой поход с 09.06.42 г. по 30.06.42 г. действовала на коммуникации Таллин - Хельсинки (позиция № - 11).
09.06.42 г. вышла из Кронштадта в сопровождении 4 СКА и 2 ЭМТЩ. Которые сопровождали ПЛ до маяка Шиеловский.
11.06.42 г. прибыла к о. Лавенсари.
12.06.42 г. прибыла на позиция №-11.
15.06.42 г. обнаружила и атаковала конвой (1 ТР и 5 СКА), двумя торпедами. Через 48 секунд после выпуска торпед услышала два взрыва. После поднятия перископа транспорт обнаружен не был.
16.06.42 г. обнаружила конвой, но атаковать не смогла. Вскоре был обнаружен транспорт, выпустила одну торпеду - промах.
С 18.06. и до 27.06.42 г. неоднократно была обнаружена и атакована противником. Надводными кораблями 8 раз (105 глубинных бомб), самолётами 5 раз (11 бомб).
28.06.42 г. отозвана в базу.
30.06.42 г. встретилась с кораблями обеспечения. Прибыла к о. Лавенсари, а затем и в Кронштадт.
22.08.42 г. вышла в очередной поход. Но на переходе произошла поломка дизеля, была вынуждена вернуться в базу.
Третий боевой поход с 27.10.42 г. до середины декабря 1942 г. (предположительно т.к. ПЛ на протяжении всего похода на связь не выходила и в базу не вернулась - возможно был сломан передатчик). Позицию занимала у о Готланд.
27.10.42 г. в обеспечении 5 БТЩ и 3 СКА перешла к о. Лавенсари.
29.10.42 г. вышла на позицию у о. Готланд. (в дальнейшем перешла на позицию №-5 в устье Финского залива).
13.11.42 г. на ПЛ передали приказ возвращаться в базу, ответа не было. Не было доклада и о форсировании минных заграждений в Финском заливе. Возможные причины гибели лодки, подрыв на мине при форсировании минных заграждений "Зееигель", "Юминда", "Насхрон", или отказ техники. Вместе с лодкой погибло 42 человека.
Есть сведения что ПЛ "Щ-304" погибла не при форсировании минных заграждений, а намного позже, уже возвращаясь из боевого похода. Т.к. по данным противника в р-не действия ПЛ "Щ-304" несколько раз были атакованы его суда.
13.11.42 г. четырежды атакован финский минзаг.
17.11.42 г. потоплен ТР "Гинденбург" (7.888 брт). Другой транспорт повреждён.
В начале декабря 1942 г. погибло ещё несколько судов.

Hosted by uCoz