E В МЕНЮ

"Щука - V бис-1 серии"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

надводное:

 585 тонн.
подводное:  604 тонны.

Длина:

длина:

 58.8 метра.
ширина:    6.2 метра.
осадка:    3.9 метра.

Глубина погружения:

рабочая:

 75 метров.
предельная:  90 метров.

Скорость:

надводная:

 12.3 узла полным ходом и 8.5 узлов экономическим.
подводная:  8.5 узлов полным ходом и 2.5 узла экономическим.

Дальность хода:

надводная:

 4.500 миль экономическим ходом.
подводная:  9 миль полным ходом и 100 миль экономическим.

Тип двигателя:

надводный:

 2 дизеля по 685 л.с.
подводный:  2 электромотора по 400 л.с.

Автономность:

 20 дней, в отдельных случаях до 45 суток.
 72 часа непрерывного нахождения под водой. 

Вооружение:

 4 носовых 533 мм торпедных аппарата (8 торпед).
 2 кормовых 533 мм торпедных аппарата (2 торпеды).
 2 - 45 мм полуавтомат "21-К".
 2 пулемёта "М-1 Максим" (24.000 патронов).
 5 винтовок Мосина.
 27 револьверов.

Экипаж:

 В мирное время:
 7 средних командиров, 6 младших командиров, 25 краснофлотцев.
 В военное время:
 
7 средних командиров, 15 младших командиров, 18 краснофлотцев.

Примечание: первоначально для стрельбы использовались 533-мм торпеды т. "53-27" (первая цифра - калибр в см, вторая - год принятия на вооружение). Основной недостаток торпед "53-27" - плохая герметичность и не выдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на ЧФ их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно (при установке глубины не менее 3 м). На смену им еще в 1938 г. приняли торпеду "53-38", являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 г. торпеды "53F". Именно эта торпеда в годы войны была основной. Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды т. "53-38У", "53-39" и "ЭТ-80" на лодках типа "Щ" не использовались из-за габаритных ограничений.
Конструкторы первых "Щук" предусмотрели возможность стрельбы старыми торпедами т. "45-10/15" - для этого служили устанавливаемые внутрь торпедных труб решетки. В 1936 г. им на смену пришли торпеды т. "45-36Н", также сконструированные на основе итальянского прототипа. В начале войны торпеды т. "45-36Н" применялись на "щуках" ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 г. нормальный боекомплект балтийских подлодок "Щ" состоял из восьми торпед "53-38" и четырех "45-36Н". Несмотря на увеличение боекомплекта, разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме того, из-за нехватки торпед с 1944 г. "щукам" приходилось снова брать неудачные "53-27". 
    Очистка воздуха производилась 10 электровентиляторами или 9 машинами регенерации со специальными патронами "РВ-2" (общий запас от 900 до 1920 шт.), наполненными каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных баллонов емкостью 38 - 40 л со сжатым до 150 атм. кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 ч, без использования - 12 ч.

Лодки следующей серии "Щука V-бис" (строились в 1934 - 35 г.г.) - особых конструктивных отличий не имели. В основном улучшали некоторые конст­рукции и устраняли уже выявившиеся дефекты по опыту предыдущих серий. В очередной раз изменили форму надстройки и рубки, но особых результатов не добились. Методы расчета прочности корпуса и непотопляемости еще только разрабатывались, и многое приходилось изменять по результатам испытаний. Особенно большие разочарования принесли попытки увеличить надводный ход субмарин. При достижении полного хода образовывались две системы поперечных волн: одна - от форштевня, вторая - от булей. Происходившая волновая интерференция резко увеличивала сопротивление движению. Хотя считалось, что подлодки V-бис серий стали развивать на 0.5 уз. больше, чем "щуки" III серии, на испытаниях показали все те же 11.88 уз.
Всего было построено 13 лодок V бис 1 серии:
"Щ-305" и "Щ-308" для БФ.
"Щ-201", "Щ-202" и "Щ-203" для ЧФ.
"Щ-113", "Щ-114", "Щ-115", "Щ-116", "Щ-117", "Щ-118", "Щ-119" и "Щ-120" для ТОФ.

 

"Щ - 113    Стерлядь" - вступила в строй 11.09.34 г. Вошла в состав ТОФ. В 1936 г. совершила автономное плавание на 102 дня. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-113", вошла в состав 7-го флота СССР.
31.12.54 г. расформирована.

"Щ - 114    Севрюга" - вступила в строй 11.09.34 г. Вошла в состав ТОФ. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-114", вошла в состав 7-го флота СССР.
18.01.56 г. расформирована.

"Щ - 115    Стерлядь" - вступила в строй 10.10.34 г. Вошла в состав ТОФ. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-115", вошла в состав 5-го флота СССР.
31.12.54 г. расформирована.

"Щ - 116    Осётр" - вступила в строй 11.01.35 г. Вошла в состав ТОФ. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-116", вошла в состав 7-го флота СССР.
31.12.54 г. расформирована.

"Щ - 117    Макрель" - вступила в строй 18.12.34 г. Вошла в состав ТОФ. В 1936 г. совершила автономное плавание на 40 суток. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-117", вошла в состав 7-го флота СССР.
15.12.52 г. во время учений 7-го ВМФ пропала без вести со всем экипажем в р-не порта Холмск.

"Щ - 118    Кефаль" - вступила в строй 18.12.35 г. Вошла в состав ТОФ.
18.07.42 г. на стоящей рядом с "Щ-118", "Щ-138" прогремел взрыв, лодки стояли на заводе в Николаевске-на-Амуре, лодки затонули. На "Кефали" погибло 8 моряков, но спустя всего пять часов "Щ-118" была поднята и поставлена в ремонт, и уже в декабре 1942 г. вошла в строй.
 С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине.
17.08.45 г. высадила разведчиков около порта Маока.
10.06.49 г. переименована в "С-118", вошла в состав 7-го флота СССР.
26.03.56 г. расформирована.

"Щ - 119    Белуга" - вступила в строй 02.02.35 г. Вошла в состав ТОФ. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине.
13.08.45 г. обнаружила японский транспорт в р-не порта Маока, однако командир лодки растерялся и выпустил торпеды с очень большой дистанции. Спустя полтора часа безуспешно был атакован тральщик. Который затем сбросил на субмарину 12 бомб.
20 августа лодка была отозвана в базу.
01.09.45 г. доставила дизтопливо для советских кораблей в порт Отомари.
10.06.49 г. переименована в "С-119", вошла в состав 7-го флота СССР.
26.03.56 г. расформирована.

"Щ - 120    Навага" - вступила в строй 30.01.35 г. Вошла в состав ТОФ. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, вышла в море для обеспечения высадки десантов на Южном Сахалине. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-120", вошла в состав 7-го флота СССР.
26.03.56 г. расформирована.

"Щ - 201    Сазан" - вступила в строй 05.08.35 г. Вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 16 боевых походов, проведя на позиции 180 суток. Провела 8 торпедных атак, потопила 2 транспорта (1.390 брт) и повредила 1 корабль. Возможно потоплено 2 корабля, повреждены 1 судно и 1 корабль. Абордажной командой потоплено 1 судно. Документально подтверждено потопление рыболовного баркаса и повреждении 1 БДБ.
Первый поход с 02.07.41 г. по 07.07.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
Второй поход с 08.07.41 г. по 22.07.41 г. дозор южнее входа в Керченский пролив.
Встречи с противником не имела.
Третий поход с 05.08.41 г. по 21.08.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
Четвёртый поход с 15.09.41 г. по 05.10.41 г. дозор южнее входа в Керченский пролив.
16.09.41 г. находясь в подводном положении гидроакустик услышал шум торпед идущих на "Сазана". Лодка успешно уклонилась от них. После войны сопоставляя данные зарубежных архивов выяснилось, что советскую ПЛ атаковала румынская ПЛ "Дильфинул".
По приходу в Новороссийск встала в ремонт на два месяца.
Пятый поход с 04.12.41 г. по 07.12.41 г. разведывательный поход к берегам оккупированного Крыма.
Шестой поход с 14.12.41 г. по 17.12.41 г. разведывательный поход к берегам оккупированного Крыма.

Эти походы позволили собрать информацию о противодесантной обороне противника, что пригодилось при разработке плана Керченско-Феодосийской десантной операции.  В ходе этой операции "Сазан" совместно с ПЛ "М-51" встав в намеченной точки направленным лучом они совместно создали навигационный створ. В дальнейшем функции плавучего маяка ею исполнялись неоднократно: 15 и 24 января 1942 г. при высадках в районе Судака (седьмой и девятый походы).
Восьмой поход с 17.01.42 г. по 20.01.42 г. лодка выходила для связи с разгромленным десантом. Безуспешно.
Десятый поход с 29.01.42 г. по 01.02.42 г.
Поход с целью поиска экипажа пропавшего над морем самолета "С-47 Дуглас".
Одиннадцатый поход с 18.02.42 г. по 24.02.42 г. в районе мыса Киик-Атлама.
Лодка обеспечивала обстрелы побережья кораблями ЧФ.
Двенадцатый поход с 14.03.42 г. по 30.03.42 г. разведывательный поход в Феодосийский залив.
Встречи с противником не имела.
По возвращению в Новороссийск лодке требовался серьёзный ремонт. 29.05.42 г. субмарину отбуксировали в Туапсе, 12.08.42 г. - в Поти, 19.09.42 г. - в Батуми, где она и простояла до конца января 1943 г.
Тринадцатый боевой поход с 22.06.43 г. по 11.07.43 г. р-он патрулирования от м. Тарханкут до Евпатории.
Июнь 1943 г. обнаружила одинокий рыболовный баркас. Сняв с него 6 рыбаков-украинцев и немецкого охранника, катер был потоплен абордажной командой.
07.07.43 г. безрезультатно атакован румынский транспорт "Ардял" и эсминец "Марашешти". Лодка была обнаружена и атакована 31-ой глубинной бомбой.
Четырнадцатый боевой поход с 28.09.43 г. по 28.10.43 г. патрулировала в р-не Севастополя.
19.10.43 г. единственная торпедная атака в этом походе, после атаки транспорта противника командир наблюдал взрыв в районе вражеского транспорта. Немецкие трофейные документы этого не подтверждают.
Пятнадцатый боевой поход с 19.11.43 г. по 19.12.43 г. патрулирование в р-не от Тарханкута до Ак-Мечети.
04.12.43 г. атакован конвой БДБ, наблюдался взрыв одной торпеды. Торпеда взорвалась раньше встречи с целью.
В район действия "Щ-201" немецкое командование перебросило большое количество охотников за ПЛ. Все последующие атаки срывались за долго до того как "щука" выходила в атаку на конвои противника.
11.12.43 г. охотник "Uj-103" яростно атаковал субмарину, сбросив на неё 66 бомб. Лодка получила повреждения. Вернувшись в базу встала в ремонт.
Шестнадцатый боевой поход с 19.04.44 г. по 17.05.44 г. позицию занимала в р-не Крыма.
К этому времени механизмы субмарины были довольно изношенными. До первых чисел мая лодке ни разу ни удалось выйти в атаку.
06.05.44 г. атакован транспорт "КТ-26". Торпеды взорвались не дойдя до корабля.
11.05.44 г. атакован транспорт. И опять торпеды взрываются на доходя цели.
В обеих случаях "Сазан" подвергался мощным атакам со стороны кораблей охранения. Он получил множество мелких повреждений, но командир решился остаться на позиции.
12.05.44 г. атакован венгерский транспорт "Тисса", он шёл на буксире немецкого тральщика "R-196" т.к. был тяжело повреждён ВВС СССР. И опять торпеды взорвались не доходя до цель. Возможно заблаговременные взрывы торпед происходили из за того что на них стояли акустические взрыватели которые часто срабатывали не доходя до цели. Вечером этого же дня атакована БДБ двумя последними торпедами. Через минуту подводники услышали взрыв, однако оценить результаты визуально не удалось из-за плохой видимости. Возможно, торпеда действительно попала в цель, повредив БДБ "F-568", точные данные о месте и обстоятельствах атаки которой неизвестны. Если это так, то повреждение десантной баржи стало единственным результатом боевой деятельности лодки. Подтвержденным документально.
05 ноября 1944 г. лодка была награждена орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".
С 1946 г. по 1949 г. прошла капитальный ремонт на "Севморзаводе № 497".
16.06.49 г. переименована в "С-201".
29.12.55 г. исключена из состава флота и разобрана на металл в Инкермане.

"Щ - 202    Сельдь" - вступила в строй 03.09.35 г. Вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 10 боевых походов, проведя в море 186 суток. Провела 6 торпедных атак, потоплен 1 транспорт, возможно потоплен ещё один транспорт.
Первый поход с 28.06.41 г. по 07.07.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
Второй поход с 21.07.41 г. по 09.08.41 г. дозор южнее входа в Керченский пролив.
Встречи с противником не имела.
Третий поход с 25.08.41 г. по 15.09.41 г. дозор южнее входа в Керченский пролив.
13.09.41 г. заметила румынскую ПЛ "Дильфинул", последняя успела погрузится до выхода "Сельди" в атаку.
Четвёртый поход с 05.10.41 г. по 12.10.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
14 декабря 1941 г. "Щ-202" перешла из Новороссийска в Туапсе. В конце июля 1942 г. ушла в Поти для капитального ремонта а в октябре 1942 г. прошла докование в Батуми, на лодку из-за отсутствия штатных аккумуляторных батарей поставили аккумуляторы с ПЛ т. "АГ". Вышла из ремонта 19 ноября 1942 г.
Пятый боевой поход с 01.02.43 г. по 20.02.43 г. патрулировала в р-не м. Сарыч - Судак.
Встречи с противником не имела.
Шестой боевой поход с 16.03.43 г. по 05.04.43 г. патрулировала в р-не Босфора.
Встречи с противником не имела.
Седьмой боевой поход с 28.04.43 г. по 18.05.43 г. патрулировала в р-не Констанца - Сулина.
Встречи с противником не имела.
Восьмой боевой поход с 08.08.43 г. по 02.09.43 г. патрулировала в р-не Тарханкута.
20.08.43 г. с дистанции 16 каб. атакован болгарский транспорт "Варна", торпеды прошли мимо. Но спустя пару часов транспорт был потоплен ПЛ "Д-4".
Девятый боевой поход с 26.09.43 г. по 26.10.43 г. действовала на центральной части коммуникации Севастополь - Констанца.
19.10.43 г. атакован немецкий конвой, мимо. После войны выяснилось что атакованы были охотники т. "КТ" и т. "KFK".
После прихода в базу лодка встала в ремонт. Вновь вошла в строй только 11 апреля 1944 г.
Десятый боевой поход с 18.04.44 г. по 11.05.44 г. позицию занимала в р-не м. Олинька.
28.04.44 г. атакован транспорт "Лола", торпеды прошли мимо.
06.05.44 г. субмарина пыталась дважды атаковать немецкий конвой. Обе атаки срывались.
07.08.44 г. атакована БДБ, торпеды прошли мимо.
08.05.44 г. атакован немецкий конвой (3 буксира с баржами, 3 БДБ, 2 парома т. "Зибель"), тремя торпедами атакована БДБ. После взрыва торпед преследования не было. Субмарина обогнала конвой и атаковала конвой ещё раз, но на этот раз торпеда прошла мимо. Долгое время считалось, что первым залпом командир отправил на дно немецкий лихтер "Эльбе-5", но, как недавно выяснилось, он был уничтожен еще утром того же дня в районе м. Херсонес советскими торпедными катерами. Поскольку до настоящего времени иностранные историки не приводят сведений о результатах данной атаки, вопрос об итогах боевой деятельности "Сельди" остается открытым.
Больше в походы лодка не выходила.
С 1945 г. по 1948 г. прошла капитальный ремонт на "Севморзаводе № 497".
16.06.49 г. переименована в "С-202".
17.02.56 г. переформирована в УТС.
В августе 1957 г. переведена на Каспийское море и использовалась для боевой подготовки ВВС СССР.

"Щ - 203    Камбала" (погибла 26 августа 1943 г.) - вступила в строй 04.09.35 г. Вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 17 боевых походов.
Первый поход с 16.07.41 г. по 05.08.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
Второй поход с 21.08.41 г. по 10.09.41 г. дозор юго-западнее Новороссийска.
Встречи с противником не имела.
Третий поход с 05.10.41 г. по 12.10.41 г. дозор южнее входа в Керченский пролив.
Встречи с противником не имела.
Четвёртый поход с 20.11.41 г. по 23.11.41 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
Пятый боевой поход с 28.11.41 г. по 19.12.41 г. патрулировала в р-не Сулины.
Встречи с противником не имела.
Шестой поход с 28.11.41 г. по январь 1942 г. навигационное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции.
29.11.41 г. осуществила навигационное обеспечение высадки десанта в р-не г. Опук. За несколько часов до этого с борта лодки в р-не камней Эльчан-Кая была высажена группа из двух офицеров-гидрографов. Со своей задачей - установкой береговых огней - группа справилась, но в назначенное время к месту посадки не вернулась. Как позже выяснилось, гидрографы были захвачены в плен и расстреляны немецким патрулем. К счастью, противник не заметил выставленных огней, что, в конечном итоге, позволило выполнить поставленную задачу.
26.91.42 г. служила плавучим маяком в р-не Судака во время высадки десанта.
Седьмой поход с 28.01.42 г. по 07.02.42 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
Восьмой поход с 12.02.42 г. по 19.02.42 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
Девятый поход с 23.02.42 г. по 06.03.42 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
В этих трёх походах субмарина подвергалась обстрелам береговой артиллерией, атакам самолётов. Но без серьёзных последствий.
Десятый поход с 07.04.42 г. по 28.04.42 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
Одиннадцатый поход с 07.06.42 г. по 14.06.42 г. ведение разведки в р-не Феодосии.
Встречи с противником не имела.
С середины июня "Камбала" была выделена для доставки боеприпасов и продовольствия в осаждённый Севастополь.
Двенадцатый поход с 15.06 - 17.06 1942 г. по 18.06 - 19.06 1942 г. первый поход в Севастополь.
Поход прошёл без происшествий. Лодка доставила груз, разгрузилась и вернулась в Поти.
Тринадцатый поход с 21.06 - 24.06 1942 г. по 26.06 - 27.06 1942 г. второй поход в Севастополь.
Лодка перевозила 30 т. бензина в балластных цистернах. При разгрузке в Стрелецкой бухте 25 июня, субмарина столкнулась с буксиром и получила повреждение. При возвращении в базу, в р-не Ялты, атакована СКА противника.
Четырнадцатый поход с 29.06 - 01.07 1942 г. по 03.07. - 04.07 1942 г. третий поход в Севастополь.
Субмарина перевозила 26 т. боеприпасов, 4 т. продовольствия и 17 т. бензина. По прибытии в Севастополь лодку разгружать было уже не кому. Организованное сопротивление города было сломлено. Командир субмарины пытался войти в гавань, но не смог из-за непрекращающегося обстрела и бомбёжки. Командование приказало выбросить груз в море и возвращаться в базу. Днем 4 июля командир привел лодку в Геленджик. 1 августа "Щ-203" перешла в Туапсе, где встала на текущий ремонт. По не вполне понятной причине две недели спустя он был прерван. 15 августа подлодка перешла в Батуми, но 23 августа снова оказалась в Геленджике. Командование решило использовать лодку в качестве обычного буксира, обратный путь в Батуми "Щ-203" совершала с баржей на прицепе. Бессмысленность этой затеи стала очевидна уже на следующий день. 25 августа в районе Сочи лодка была внезапно атакована одиночным самолетом противника. Из-за необходимости отдать буксир она не успела глубоко погрузиться, и, когда прогремел взрыв бомбы, на Щ-203 от сильного сотрясения деформировались крышки входных люков в первом и шестом отсеках, вышла из строя система воздуха высокого давления, ряд механизмов и приборов. После этого кораблю потребовался уже капитальный ремонт, который продолжался до 20 марта 1943 г.
Пятнадцатый боевой поход с 16.05.43 г. по 04.06.43 г. патрулировала в р-не Босфора.
28.05.43 г. из-за плохого ремонта сблизится с конвоем противника не смогла.
Шестнадцатый боевой поход с 29.06.43 г. по 22.07.43 г. патрулировала в р-не Севастополя.
Встречи с противником не имела.
Семнадцатый боевой поход с 20.08.43 г. по 26.08.43 г.
О том, что стало с лодкой, не было известно до 1949 года, когда при случайных обстоятельствах она была найдена на дне на глубине 72 м в р­не мыса Урет. Ее корпус в районе второго - третьего отсеков был перебит почти надвое сильнейшим взрывом. Носовая часть оказалась загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на угол 70°. Прошло еще немало времени, прежде чем удалось установить причину гибели "Щ-203". Ею оказалась торпеда, выпущенная итальянской сверхмалой подводной лодкой "СВ.4". "Итальянка" и еще четыре однотипных ей систершипа в тот период базировались на Севастополь и использовались специально для ночной охоты на наши подлодки. Роковая встреча произошла вскоре после полуночи 26 августа 1943 г. Вероятно гидроакустик "Камбалы" запеленговал негромкий шум винтов лодки противника, но классифицировали его как шумы от конвоя, проходящего на большом расстоянии. Командир "Щ-203" начал двигаться малым ходом в направлении противника, ожидая увидеть на горизонте крупные корабли, и, видимо, не заметил крохотный силуэт рубки "СВ.4". Командир итальянской лодки капитан-лейтенант А. Сибилле, обнаружив советскую субмарину, сразу же застопорил ход и хладнокровно дождался, когда "щука" пройдет за его кормой. После этого он отработал назад и моментально занял выгодную для атаки позицию. Первая торпеда сошла с курса из-за технических неполадок, но вторая просто не могла не попасть в цель...

"Щ - 305    "Линь" ранее "Воинствующий безбожник" (погибла 05 ноября 1942 г.) - вступила в строй 03.12.34 г. Вошла в состав БФ. П
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 2 боевых походов, провела в море 30 суток.
Первый боевой поход с 24.06.41 г. по 06.07.41 г. патрулировала в р-не о. Оренгрунд.
Финны ограничивали движение своих кораблей и судов в открытом море, в связи с чем единственным противником в этом походе "щуки" стали финские субмарины.
28.06.41 г. командир обнаружил ПЛ "Ветехинен" в надводном положении. Выпущенная торпеда (это была первая атака подлодок БФ в ВОв), прошла мимо.
06.07.41 г. лодка атакована, безрезультатно, неизвестной ПЛ.
С возвращением в базу лодка вновь стала учебной подлодкой БФ. Лодка находилась в базах Ораниенбаума, Кронштадта и Лавенсари. 23 сентября лодка была повреждена осколками авиабомбы. Встав в ремонт "Линь" простоял до осени 1942 г.
Второй боевой поход с 27.10.42 г. по 05.11.42 г. позицию занимала в Аландском море.
05.11.42 г. при атаке конвоя была обнаружена и атакована финским СКА "Уиско". Сторожевик оповестил о появлении советской ПЛ. Вскоре её обнаружила финская субмарина "Ветехинен". "Щука" шла в надводном положении и не знала о присутствии врага в непосредственной близости. В 23.55 заняв позицию атаковала Щ-305 двумя торпедами, но промахнулась. Раздосадованный командир приказал открыть огонь из 76-мм пушки. Выстрелы ослепили всех находившихся на мостике его субмарины, и потому произошедшее спустя полминуты столкновение двух кораблей оказалось одинаково неожиданным для обеих сторон. Шедший 6-узловым ходом "Ветехинен" врезался в левый борт Щ-305 чуть позади носовых горизонтальных рулей. Поскольку в этот момент "Линь" производил срочное погружение, можно предположить, что внезапное затопление первого (а возможно, и второго) отсека создало дополнительный дифферент на нос, что помешало закрытию переборочных дверей и организации борьбы за живучесть. Двух с половиной часовое прослушивание, предпринятое финской лодкой, не оставило сомнений в том, что "Линь" больше не всплывет.

"Щ - 308    Сёмга" (погибла 26 октября 1942 г.) - вступила в строё 14.11.35 г. Вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 2 боевых походов, провела в море 50 суток.
Первый боевой поход с 20.07.41 г. по 09.08.41 г. позицию занимала в Норчепингской бухте.
Лодка шла к о. Саарема в составе конвоя, а уже от туда должна была самостоятельно пробиваться к месту патрулирования. Около м. Пакринем конвой попал на минное поле, из его состава погиб танкер "Железнодорожник".
24.07.41 г. ночью командир обнаружил одиночный транспорт. От атаки отказался. С рассветом были обнаружены несколько транспортов. И от атаки на них отказался. Так командир действовал на протяжении двух недель. За это время было упущено много подходящих целей.
05.08.41 г. обнаружив конвой на северном выходе из пролива Кальмарзунд (в составе конвоя шли транспорты перевозившие немецкую дивизию в Финляндию), командир ушёл на глубину и отказался от атаки на эти корабли.
09.08.41 г. лодка вернулась в Таллин. Участвовала в "таллинском переходе".
27 сентября лодка встала в ремонт. Командир и военком субмарины были арестованы и преданы суду военного трибунала. Ремонт затянулся до апреля 1942 г. В ночь на 19.07.42 г. лодка перешла в Кронштадт, а 24 июня - на Лавенсари, где выяснилось, что она не только не подготовлена к походу (неисправными оказались кормовые горизонтальные рули), но и нуждается в смене командования: командир БЧ-5 не сумел произвести расчет принятого груза, из-за чего лодка имела 4 т отрицательной плавучести, а командир, зная об этом, не проявил должной требовательности. 1 июля субмарина вернулась в Кронштадт. И снова - ремонт и подготовка к походу, но уже с новым командиром.
Второй боевой поход с 16.09.42 г. по 26.10.42 г. позицию занимала между о. Утё и м. Ристна.
Находясь на позиции лодка долго не могла обнаружить целей.
02.10.42 г. лодка атаковала финский конвой западнее п-ва Ханко. Промах.
07.10.42 г. атаковано немецкое госпитальное судно "Рюген". Мимо.
19.10.42 г. атаковано судно-ловушка "Шифф-47". Мимо.
Командир придерживался другого мнения 20 октября он сообщил что потопил три судна общим водоизмещением 16.000 брт. Получил приказ возвращаться в базу. Больше Щ-308 на связь не выходила. Возможно при форсировании Финского залива погибла на мине. Финны утверждают что потопили "Сёмгу" в проливе Серда-Кваркен. Атаку произвела ПЛ "Ику-Турсо".

Hosted by uCoz