E В МЕНЮ

Мобилизованные канонерские лодки из речных колёсных пароходов

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

    В годы Великой Отечественной войны в ВМФ было отмобилизовано большое количество речных судов, которые в некоторых случаях, например на Волге или Онежском озере, составили ядро военных флотилий. В основном это были речные колёсные пароходы Советской постройки 1930-37 г.г. Строились они в основном на Зеленодольском, Киевском и Горьковском судостроительных заводах. Но встречались и пароходы иностранной постройки начала ХХ века.

Азовская военная флотилия: речные колёсные пароходы Доно-Кубанского речного пароходства. Близки по типу к КЛ "Димитров" (Пинская флотилия) и "Кузнецк" (Амурская флотилия). Все канонерки были мобилизованы 2 октября 1941 г.

"Кренкель"
-
Мобилизован и включён в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 1-76 мм, 2-45 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Таганрога. Погибла 19 октября 1941 года во время обстрела позиций Германской артиллерии.
"Октябрь"
-
Мобилизован и включён в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 2-45 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Таганрога, боевых действий на Азовском море и р. Кубань - поддерживал своим огнём фланги сухопутных войск РККА. Ввиду невозможности прорыва в Чёрное море взорван экипажем 22 августа 1942 года в районе станицы Варениковская.
"Ростов-Дон" - Мобилизован и включён в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 2-76 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Темрюка. Ввиду невозможности прорыва в Чёрное море взорван экипажем 22 августа 1942 года в Темрюкском порту.
"Серафимович" -
Мобилизован и включён в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 1-76 мм, 2-45 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова. Погиб от ударов Люфтваффе 28 июля 1942 года на р. Дон в районе Боцманского моста (погибли 4 моряка).В 1944 г. поднята АСС ВМФ отремонтирована и передана народному хозяйству. Исключена в 50-ых годах.

Амурская военная флотилия:  речные колёсные пароходы и буксиры Нижне-Амурского речного пароходства. Строились в 1938 г. на судоверфи  "Красный металлист" г. Зеленодольск (КЛ-30; КЛ-31), "Красное Сормово" г. Горький (КЛ-32; КЛ-33; КЛ-34; КЛ-35), "Ленинская кузнеца" г. Киев (КЛ-36; КЛ-37). Вступили в состав пароходства в 1940 г. С началом войны были мобилизованы и вошли в состав Амурской военной флотилии. В октябре-ноябре 1945 года были возвращены пароходству. Все они были выведены из состава пароходства и сданы на металл в период с 1968 по 1972 года.

  КЛ 30 КЛ 31 КЛ 32 КЛ 33 КЛ 34 КЛ 35 КЛ 36 КЛ 37
водоизмещение: 319/410 т. 319/410 т. 188/252 т. 230/274 т. 230/274 т. 230/274 т. 289/376 т. 289/376 т.
размеры: 59.5х17.0х1.1 м 59.5х17.0х1.1 м 48х15х1.3 м 48х13х1.3 м 48х13х1.3 м 48х13х1.3 м 58х16х1.1 м 58х16х1.1 м
скорость полная: 21/11 км/ч. 21/11 км/ч. 21/12 км/ч. 21/12 км/ч. 21/12 км/ч. 21/12 км/ч. 25/14 км/ч. 25/14 км/ч.
скорость экономическая: 20/10 км/ч. 20/10 км/ч. 18/12 км/ч. 18/12 км/ч. 18/12 км/ч. 18/12 км/ч. 23/13 км/ч. 23/13 км/ч.
дальность плавания: 2300/1100 км. 2300/1100 км. 945/540 км. 900/615 км/ч. 900/615 км/ч. 900/615 км/ч. 4720/2660 км. 4720/2660 км.
бронирование: борт - 6 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 6 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 5 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 5 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 5 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 5 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 6 мм.
рубка - 8 мм.
борт - 6 мм.
рубка - 8 мм.
вооружение:

1944 г.:
2х1-100 мм.
2х1-45 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-100 мм.
2х1-37 мм.
2х1-12.7 мм.

1944 г.:
2х1-100 мм.
2х1-45 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-100 мм.
2х1-37 мм.
2х1-12.7 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
2х1-37 мм.
2х4-7.62 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
2х1-37 мм.
2х4-7.62 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
2х1-37 мм.
2х4-7.62 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
2х4-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
2х1-37 мм.
2х4-7.62 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
3х1-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
3х1-37 мм.
2х1-7.62 мм.

1944 г.:
2х1-76 мм.
3х1-7.62 мм.
1945 г.:
2х1-76 мм.
3х1-37 мм.
2х1-7.62 мм.

экипаж: 63 чел. 63 чел. 55 чел. 55 чел. 55 чел. 55 чел. 60 чел. 60 чел.

ПРИМЕЧАНИЕ:
1 - для скорости полного хода и для экономического хода по течению / против течения.
2 - для дальности плавания экономическим ходом по течению / против течения.

КЛ 30  до 31.07.41 г. и с 22.10.45 г. "Кузнецк".
КЛ 31  до 31.07.41 г. и с 22.10.45 г. "Якутск.
КЛ 32  до 31.07.41 г. и с 13.10.45 г. "Гродеково".
КЛ 33  до 11.98.41 г. и с 13.10.45 г. "Хабаровск".
КЛ 34  до 11.08.41 г. и с 13.10.45 г. "Новосибирск".
КЛ 35  до 11.08.41 г. и с 13.10.45 г. "Комсомольск".
КЛ 36  до 11.08.41 г. и с 22.10.45 г. "Новороссийск"
первоначально был включен в состав флотилии как "транспорт № 1".
КЛ 37  до 11.08.41 г. и с 25.11.45 г. "Баку"
первоначально был включен в состав флотилии как "транспорт № 2".

Волжская военная флотилия:  флотилия была создана в октябре 1941 года для обороны и обеспечения перевозок на реке Волга. Главной базой флотилии стал город Ульяновск. Основу флотилии составили 19 мобилизованных КАНОНЕРСКИХ ЛОДОК. Они занимались обеспечением перевозок по р. Волга военных и гражданских грузов, занимались боевым тралением. В 1943 г. канонерки были выведены из боевого состава флотилии и переданы народному хозяйству.
Канонерки были переоборудованы из колесных пароходов и буксиров Волжского речного пароходства постройки начала ХХ века и 20-30-ых годов. На большинство канонерских лодок ставили армейские 85-мм зенитные орудия "52-К", для противовоздушной обороны устанавливались по 2 спаренные пулемётные установки "Кольт". На КЛ т. "Усыскин" в качестве ГК ставили морские 100-мм орудия "Б-24-БМ".
завод "Красный металлист" г. Зеленодольск: "Усыскин", "Громов", "Руднев", "Киров", "Федосеенко", "Чапаев", "Щорс", "Котовский", "Валерий Чкалов", "Сталинская Конституция".
завод "Красное Сормово" г. Горький: "Иркутск", "Производственник".
дореволюционной постройки:
"Правда", "Н.Островский", "Бурный", "Красногвардеец", "Красный Дагестан", "10 лет КИМ", "Турксиб".

"Усыскин" - 4 мая 1943 года подорвалась на донной мине, но экипаж смог спасти канонерку от затопления. Была отбуксирована в базу, отремонтирована но в стой уже не вошла. Была передана народному хозяйству.
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-45 мм, 1х1-12.7 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Громов"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Руднев"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-45 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Киров"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Федосеенко"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Чапаев"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Щорс"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.)
.
"Котовский" -
до 7 октября 1942 г. "Память Котовского".
(вод.: 250 т.; размеры: 59х17х1.0 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 4100 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Валерий Чкалов"
(вод.: 350 т.; размеры: 55х17х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 3900 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Сталинская Конституция" -
до 24 апреля 1938 г. "Николай Пахомов".
(вод.: 250 т.; размеры: 61х17х1.1 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 3000 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Иркутск" -
до 7 февраля 1929 г. "Центросоюз".
(вод.: 280 т.; размеры: 53х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 4500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Производственник"
(вод.: 210 т.; размеры: 57х16х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 4500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Правда" -
до 12 апреля 1919 г. "Седьмой"; до 25 марта 1933 г. "Модельщик".
(вод.: 250 т.; размеры: 59х19х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 4800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Николай Островский" -
до 28 января 1919 г. "Коммерции советник"; до 25 апреля 1937 г. "Беднота".
(вод.: 300 т.; размеры: 61х19х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 4800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Бурный" -
до 11 августа 1919 г. "Лесные заготовки".
(вод.: 240 т.; размеры: 58х15х1.3 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 4700 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Красногвардеец" - до 12 апреля 1919 г. "Шестой", до 25 марта 1933 г. "Строгальщик". 26 мая 1943 года в р-не Яра Насоныч канонерка подорвалась на мине и затонула.
(вод.: 240 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 2500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Красный Дагестан" -
до 1918 г. "Константин Морозов". 17 мая 1943 года канонерка погибла от взрыва донной мины в р-не Верхне-Безымянского переката.
(вод.: 497 т.; размеры: 56х17х1.4 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 2800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"10 лет КИМ" -
до 2 июня 1926 г. "Павел Орехов", до 29 марта 1930 г. "И.В.Сталин", с 16 июня 1943 г. "Капитан 2 ранга Гаджиев", с 5 октября 1943 г. "10 лет КИМ".
(вод.: 310 т.; размеры: 55х17х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 3900 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.
"Турксиб" -
до 26 апреля 1931 г. "Александр Смирнов".
(вод.: 330 т.; размеры: 70х15х1.4 м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 3300 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.)
.

Онежская военная флотилия:  флотилия была создана в августе 1941 года для ведения боевых действий на Онеге совместно с частями Карельского фронта. В состав флотилии входили различные боевые корабли мобилизованные из гражданских судов.

КЛ-11 - до 9 апреля 1919 г. "Гавриил", до 22 августа 1941 г. "Огюст Бланки". Бывший колёсный буксир построен в Германии в 1879 г., 20.07.44 г. передана народному хозяйству.
(вод.: 232 т.; размеры: 34х10х2.5 м.; ск.: 8 км/ч.; Д.П.: 600 км.; воор.: 1941г.-2х1-75 мм, 1942г.-2х1-75 мм, 2х1-12.7 мм, 1943г.-2х1-85 мм, 3х2-12.7 мм, 1-82 мм миномёт; экипаж: 51 чел.
).
КЛ-12
-
до 9 апреля 1919 г. "Сиговец", до 22 августа 1941 г. и с 22 ноября по 27 июля 1942 г. "Каляев". Бывший колёсный пароход построен в 1885 г. в С.-Петербурге. Воевал в Онежской военной флотилии, затем перешёл по Волжско-Балтийскому каналу на р. Волга и с 22.11.41 г. по 27.07.42 г. входила в состав Волжской военной флотилии - числилась буксирным пароходом. Вернулась на Онегу. 1 июня 1943 года  в 5 км южнее о. Василисин потоплена немецкой авиацией. Погибли 27 матросов.
(вод.: 173 т.; размеры: 34х12х1.8 м.; ск.: 8 км/ч.; воор.: 2х1-75 мм, 1х1-45 мм.).

Пинская военная флотилия:   с началом войны в состав флотилии вошли мобилизованные колёсные пароходы проекта СБ-16 построенные в середине 30-ых годов в Киеве.
(вод.: 220 т.; размеры: 56х12х1.1 м.; ск.: 8 км/ч.; воор.: 2х1-120 мм, 1х1-76 мм, 2х4-7.62 мм.).

"Димитров" - 26 августа 1941 года
при прорыве в Киев проходя в районе д. Печки участок Днепра занятого противником налетела на сваленную ферму Печкинского моста и затонула. Отличалась вооружением: 2х1-102 мм, 1х1-76 мм, 2х4-7.62 мм.
"Каганович" - 15 сентября 1941 года
из за невозможности прорыва в низовье Днепра взорвана экипажем у с. Навозы в р-не Чернигова на р. Десна.
"Кремль" - 27 августа 1941 года при прорыве в Киев получила прямое попадание авиабомбы, затонула.
"Смольный" - 18 сентября 1941 года
из за невозможности прорыва в низовье Днепра взорвана экипажем у с. Сваромье. Поднята в 1944 г. использовалась как учебно-тренировочная станция.

"Пина" - МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ переоборудован из колесного парохода, мобилизованного и включенного в состав флотилии. Вооружение: 2х1-45 мм, 3х1-7.62 мм. Во время стоянки в р-не д. Домантово потоплен артиллерией немецких танков которые внезапно прорвались к Днепру.

Чудская военная флотилия:  флотилия создана в 1941 г. из кораблей Высшего военно-инженерного училища им. Дзержинского. Флотилия активно действовала до 22 июля 1941 г. после чего из за трусости командования флотилия практически в боевых действиях не участвовала. Корабли флотилии были брошены экипажами.

"Нарова" - до 1919 г. "Юрьев", до 13 августа 1940 г. "Tartu", до 22 марта 1941 г. "Тарту". Бывший колёсный служебный пароход МПС. Построен в 1897 г. в Риге. Был мобилизован и воевал в качестве КЛ в гражданскую войну на Чудском озере. Первоначально входил в состав флота царской армии, затем был включён в состав красного флота, в 1918 г. перешёл в состав белого флота, вскоре был опять отбит частями красной армии, но из за невозможности эвакуации корабля из Тарту был оставлен в порту. В 1919 г. захвачен частями эстонской армии. Был включен в состав Эстонского озёрного флота. В 1940 г. после вхождения Эстонии в состав СССР канонерка была включена в состав Советского флота в качестве учебного корабля. С началом войны корабль был вооружён орудиями снятыми с КР "Аврора" и переклассифицирован в КАНОНЕРКУ. 22 июля 1941 г. корабли флотилии были обстреляны самолётами Люфтваффе. В личном составе КЛ были большие потери среди расчётов артиллерийских орудий. На следующий день корабль был брошен экипажем в устье р. Омедо. В сентябре 1941 г. немцы сняли корабль с мели отремонтировали в включили в состав своего флота под названием "Hrimatland". Использовалась вермахтом для перевозок военных грузов через Чудское озеро. 26 августа 1944 года потоплена ВВС СССР на р. Эмайыги.
(вод.: 110 т.; размеры: 38х10х0.9 м.; ск.: 10 км/ч.; воор.: 3х1-45 мм, 2х1-7.62 мм.)
.

Hosted by uCoz