E В МЕНЮ

ББО "Vainamoinen"
монитор "Выборг"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

3528 тонн.
 полное: 4030 тонн.

Размеры:

 длина:

   93 метра.
 ширина: 17.4 метра.
 осадка:   4.5 метра.

Скорость:

 максимальная:

14.5 узлов.
 экономическая:     9 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

 
 экономическим ходом:  

Тип двигателя:

4 дизель-генератора которые работали на 2 двухъякорные гребные электродвигатели мощностью по 2x700 kW

Автономность:

 

Броня: боевая рубка - 100 мм, крыша боевой рубки - 75 мм, главный бортовой пояс - 55 мм, броневые палубы, траверзы, противоторпедная переборка - 30 мм, барбет ГК - 100 мм, крыша - 75 мм, броневые щиты 105 мм орудий - 12 мм.

Вооружение:

2х2 - 254 мм орудия ГК.
4х2 - 105 мм универсальные орудия.
4х1 - 40 мм зенитных автомата, в 1940 г. заменены на 1х2 - 40 мм автомат и 2х1 - 40 мм автомата.
2х1 - 20 мм автомата, к 1944 г. их на ББО было уже 8 штук.

Экипаж:

 

Самыми крупными кораблями ВМС Финляндии являлись два однотипных броненосца береговой обороны "Ilmarinen" и "Vainamoinen". Строились они во исполнение первого закона о флоте, принятого 30 октября 1927 г. Понимая, что строительство столь дорогих кораблей из-за финансовых трудностей в обозримом будущем вряд ли можно будет повторить, финны подошли к выбору проекта очень тщательно. В то время броненосцы береговой обороны уже были редкостью, и большинство из них принадлежало скандинавским странам. Свои предложения представили фирмы и других государств, например, Италии. Однако предпочтение отдали германо-голландской фирме «N V Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw», которая положила в основу своего проекта германскую идею «карманного линкора» — быть сильнее любого «типичного представителя» флота противника и всегда иметь возможность уйти от немногих более мощных кораблей. У «карманных линкоров» первое достигалось большей огневой мощью по сравнению с любым британским крейсером, а второе - превосходством в скорости над линейными кораблями того времени в совокупности со способностью более длительно действовать без дозаправки топливом. Применительно к Финскому заливу эта концепция требовала огневого превосходства над советскими кораблями классов крейсер - канонерская лодка, которые. могли иметь на вооружении 152-мм артиллерию. Что касается уклонения от советских линкоров, то здесь ставка делалась не на скорость, а... на шхеры. Будущие броненосцы должны были по своим размерам и маневренным качествам легко пользоваться шхерными фарватерами, куда не могли проникнуть более крупные корабли.
    Так как в береговой артиллерии Финляндии со времен Первой мировой войны имелись 245-мм орудия с длиной ствола в 45 калибров, этот факт и предрешил выбор главной артиллерии броненосцев. Она включала в себя две двухорудийные башни с 245-мм пушками с длиной ствола в 45 калибров производства шведской фирмы «
Bofors». Эти орудия имели раздельно гильзовое заряжание, скрепленный ствол и лейнер живучестью в 400 выстрелов. Максимальный угол возвышения достигал 45°, а снижения -10°. Скорострельность составляла 2 выстрела в минуту при угле возвышения менее 15°. Башни и орудия имели электрическое и ручное наведение. Бронирование башен главного калибра нужно признать скорее крейсерской, нежели ББО: лобовые плиты, задняя стенка и барбеты - 100 мм, крыша - 75 мм и боковые плиты - 55 мм. Это можно объяснить концепцией корабля, которая предполагала уклонения от боя с линейными кораблями, а артиллерийская дуэль с береговыми батареями крупного калибра, по-видимому, считалась маловероятной. В четырех артиллерийских погребах, по два на каждую башню, находилось 260 снарядов и 273 заряда. Размещались погреба в нос и в корму относительно барбета, что должно было не допустить попадания форса огня в боезапас при разрыве  снаряда противника внутри башни. В боекомплект главного калибра входили бронебойные, фугасные, осколочно-фугасные и практические снаряды весом по 225 кг в комплектации боевыми (начальная скорость 850 м/с) и уменьшенными (начальная скорость 725 м/с) зарядами. Максимальная дальность стрельбы с боевым зарядом составляла 169,9 кб, а уменьшенным - 157 кб. Вспомогательный калибр броненосцев состоял из четырех спаренных 105-мм артиллерийских установок фирмы «Bofors», прикрытых 12-мм броневыми щитами. Первоначально основным предназначением этой артиллерии являлось отражение атак торпедных катеров и миноносцев, а также стрельба по видимый береговым целям. Однако в ходе модернизации 1938 г. орудийные станки дорабатываются, что позволило увеличить угол возвышения стволов до 85°, и на корабле монтируют приборы управления стрельбой по воздушным целям. Таким образом, 105-мм калибр становится универсальным. Для того времени - большая редкость. Правда, отсутствовала стабилизация и электрические привода наведения 105-мм орудий, но учитывая, что корабль предполагалось применять, прежде всего, в шхерах, то есть на тихой воде, то эти изъяны принципиального значения не имели. Стрельба обеспечивалась по целям на дистанциях до 17 600 м, на высотах до 8000 м при их скорости до 130 м/с. Причем, при угле места цели более 10°, работала, так называемая зенитная схема, а при меньшем угле места - морская. 105-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров имели скорострельность 12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 102 кб и досягаемость по высоте 11 400 м. Все это делало универсальный калибр броненосцев мощным и действенным оружием противовоздушной обороны. Пожалуй, общую картину портило только отсутствие дистанционного управления артиллерийскими установками и вообще наличие только ручных приводов наведения орудий. В четырех погребах хранилось 1309 105-мм унитарных выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасный снаряд весом 16,1 кг, дистанционная граната весом 16,8 кг, парашютный осветительный снаряд весом 14,4 кг, а также практический снаряд весом 16 кг. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда и дистанционной гранаты составляла 800 м/с и максимальная дальность стрельбы -18 700 м. Зенитный калибр броненосцев вначале представляли четыре 40-мм зенитных автомата фирмы «Vickers» и два 20-мм фирмы «Madsen». Однако установка фирмы «Vickers», хоть и теоретически имела очень высокую скорострельность - более 200 выстрелов в минуту, но оказалась мало надежной и имела дальность стрельбы всего 4,5 км. По этой причине в 1940 г. их заменили 40-мм зенитными автоматами фирмы «Bofors»: двумя одноствольными и одним спаренным. При скорострельности 120 выстрелов в минуту они имели дальность стрельбы 6000 м, а досягаемость по высоте - 4000 м. Их максимальный угол возвышения составлял 90°. Спаренный 40-мм автомат располагался на носовой надстройке на 14,7 м выше ватерлинии. В боекомплект входили 3200 осколочно-трассирующих унитарных выстрелов с начальной скоростью 850 м/с и самоликвидатором на дистанции 5200 м. 20-мм зенитный автомат фирмы «Madsen» имел кольцевой прицел, и при начальной скорости снаряда 890 м/с обладал максимальной дальностью стрельбы 3000 м, а досягаемостью по высоте - 2000 м. Со временем количество 20-мм автоматов росло и к моменту выхода Финляндии из войны в 1944 году достигло восьми. Из них два на крыльях мостика были спаренными, а остальные одноствольными. К тому времени боекомплект составил 16.000 выстрелов, и часть его пришлось разместить в кормовом снарядном погребе главного калибра.
    В целом можно признать, что финские броненосцы являлись хорошо сбалансированными по наступательным и оборонительным элементам кораблями. Например, по противовоздушным возможностям они явно превосходили даже появившиеся значительно позже советские крейсеры т. "Максим Горький". Головной броненосец
"Vainamoinen" заложили 20 декабря 1930 г. в Турку на верфи фирмы «Crichton-Vulkan». Через полгода, 9 июля 1931 г., там же заложили второй корабль - "Ilmarinen".

История службы в Финском флоте: благополучно пережив Советско-финляндскую войну 1939-40 гг., когда броненосцы простояли, выкрашенные в белый цвет, недалеко от Турку, начало Великой Отечественной войны они отметили повышенной активностью. Они обстреливали Советскую ВМБ Ханко. Каждый раз уходя от ответных ударов. Но в сентябре 1941 г, покинув родные шхеры, броненосцы участвовали в операции против острова Даго. Удар пришелся по пустому месту, но на возвращении "
Ilmarinen" подорвался на минах и, опрокинувшись, быстро затонул. При этом погибло 271 человек. Оставшийся броненосец ушел в шхеры, и более за всю войну применения ему не нашлось. Советский БФ был заперт в восточной части Финского залива, а использовать "Vainamoinen" для поддержки приморского фланга финское командование не хотело - имелись реальные шансы его потери от ударов, например, авиации. В этих условиях решили, что "Vainamoinen" принесет гораздо больше пользы самим фактом своего существования, чем фактическими боевыми действиями. Так и получилось: "Vainamoinen" постоянно отвлекал на себя ресурсы авиации Балтийского флота, единственной реально существовавшей тогда советской ударной силы на море. Наконец в июле 1944 г "Vainamoinen" выследили в порту Котка и 12 июля по нему нанесли удар 30 бомбардировщиков «Пе-2», однако попаданий они не достигли. Тогда спланировали целую операцию с привлечением 132 самолетов различных типов. В результате попадания двух 1000-кг и двух 250-кг бомб цель затонула. Правда, позже выяснилось, что "Vainamoinen" цел и невредим, а 16 июля 1944 г. в Котке потопили германскую плавучую зенитную батарею "Ниобе" (нередко его называют крейсер ПВО), переоборудованную из голландского крейсера постройки конца XIX века.
    В соответствии со статьей 4 Соглашения между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947 г., об использовании перешедших Советскому Союзу бывших германских денежных активов, СССР купил "
Vainamoinen". С 1 марта 1947 г. производилась приемка корабля, а 24 марта на него заселился советский экипаж. На другой день на броненосце подняли Военно-морской флаг Советского Союза. 24 апреля корабль получил новое название — "Выборг". 29 мая, в присутствии финских специалистов, прошли ходовые испытания с отстрелом всей артиллерии. По их результатам в 23.00 подписали акт о приеме корабля советской стороной. 7 июня он перешел к месту постоянного базирования в ВМБ Порккала-Удд. Дальнейшую службу "Выборг", переклассифицированный в морской монитор, проходил в этой базе, а затем в Кронштадте. В 1953 г. корабль встал в средний ремонт в Талине. В ходе его Выборгу заменили стальные винты на латунные, главные дизеля марки 39/42Р фирмы «Крупп» на аналогичные марки 46аб той же фирмы, установили новую радиоаппаратуру и навигационную радиолокационную станцию «Нептун». В 1957 г. корабль вышел из ремонта, но с ноября 1958 г. по ноябрь 1959 г. его поставили на холодное хранение, а затем законсервировали и вывели в резерв. Там он находился до 25 февраля 1966 г., когда Выборг разоружили и сдали для разборки на металл.

Hosted by uCoz