E В МЕНЮ

Эсминцы типа "Гаджибей"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:
Схемы эсминцев т. "Новик":

Водоизмещение:

 нормальное:

1760 тонн.
 полное: --""--""--

Размеры:

 длина:

93.3 метра.
 ширина:   9.1 метр.
 осадка:   4.0 метра.

Скорость:

 максимальная:

31 узел.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: 1600 миль ходом 21 узел.

Тип двигателя:

2 паровые турбин, 5 котлов суммарной мощностью 28.557 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

4 - 102 мм орудия.
2 - 40 мм зенитные пушки (в 1917 г. заменены на 47 мм).
4 - 7.62 мм пулемёта "Максим".
4х3 - 456 мм торпедных аппарата.
40 мин заграждения.

Экипаж:

136 человек.

    Эсминцы заказаны в рамках программы нового усиления Черноморского флота 1914 года, принятой в связи с опасностью значительного роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных кругов Турции. По настоянию офицеров флота и руководства Общества Николаевских заводов и верфей (последнее – с целью удешевить и упростить работы) был повторен эсминец "Дерзкий" с устранением недостатков, выявленных в процессе его эксплуатации. В процессе постройки, на основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные пушки. Все корабли названы в честь побед, одержанных Русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова.
    В 1915 г. на Николаевских верфях были заложены восемь новых эсминцев так называемой "Ушаковской серии": "Гаджибей", "Занте", "Калиакрия", "Керчь", "Корфу", "Левкас", "Фидониси" и "Цериго".

"Гаджибей" - вступил в строй 24 сентября 1917 г. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими оккупантами, был затоплен экипажем. 
6 декабря 1928 г. поднят Черноморской партией ЭПРОН. 4 ноября 1929 г. отбуксирован в Николаев и в 1930 г., ввиду нецелесообразности восстановления, сдан на слом.

"Занте" - спущен на воду 3 апреля 1917 г. 17 марта 1918 г. в недостроенном состоянии захвачен в Николаеве германскими войсками и затем белогвардейцами. 
В январе 1920 г. отведен деникинцами в Одессу и в начале февраля 1920 г. затоплен в районе Большого Фонтана при эвакуации в Крым.
7 сентября 1920 г. поднят "Госсудоподъемом", отбуксирован в Николаев для достройки и 7 ноября 1923 г. введен в состав Морских сил ЧФ. Переименован в "Незаможный" затем "Незаможник"
В сентябре-октябре 1925 г. нанес визиты в Стамбул и Неаполь.
Прошел капитальные ремонты в 1928-1929 г.г. и в 1935-1936 г.г. 
С 11 января 1935 года входил в состав ЧФ. 
Служил в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.

"Калиакрия" - вступил в строй 12 ноября 1917 г. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими оккупантами, был затоплен экипажем. 
4 октября 1925 г. поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 г. отбуксирован в Николаев и 1 января 1927 г. поставлен на ремонт. 
28 августа 1929 г. вошел в состав Морских сил ЧФ. Переименован в "Дзержинский"
С 11 по 24 декабря 1929 г. нанес визит в Стамбул. 
Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 г.г. С 11 января 1935 г. входил в состав ЧФ. 
Служил в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.

"Керчь" -
вступил в строй 10 июля 1917 г. В период первой мировой войны обеспечивал и прикрывал минные постановки, нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 
В январе 1918 г. участвовал в боях против румынских войск в районе Вилково в устье реки Дунай. 
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по приказу Советского правительства, принял активное участие в потоплении части кораблей Красного ЧФ, во избежание захвата их германскими оккупантами, после чего ушел к Туапсе и 19 июня 1918 г., в 3 милях от входа в порт, был затоплен экипажем. 
3 декабря 1932 г. частично поднят Черноморской партией ЭПРОН. Турбины эсминца установили на Туапсинской электростанции.

"Корфу" - спущен на воду 23 октября 1917 г. Вступил в строй 10 июня 1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил ЧФ. Переименован в "Петровский"
С сентябре-октябре 1925 г. нанес визит в Стамбул и Неаполь, в мае-июне 1928 г. – в Стамбул, с 17 октября по 7 ноября 1933 г. – в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия). 
С 11 января 1935 г. входил в состав ЧФ. Переименован в "Железняков".
Служил в ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. 

"Левкас" - спущен на воду 23 октября 1917 г. Вступил в строй 10 декабря 1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил ЧФ. Переименован в "Шаумян"
С мае-июне 1928 г. нанес визиты в Стамбул, в октябре 1930 г. – в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября 1933 г. – в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия).
Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 г. по 16 июля 1930 г. и в 1935 г.. 
С 11 января 1935 г. входил в состав ЧФ. 
Служил в ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны. 

"Фидониси" до 1917 г. "Фиодониси" - вступил в строй 7 июня 1917 г. В период первой мировой войны нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал минные постановки, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота, оказывал артиллерийскую поддержку войск Кавказского фронта. 
24 августа 1917 г. обеспечивал высадку десанта в Орду. 
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 
В декабре 1917 г. – январе 1918 г. устанавливал Советскую власть в Евпатории и Феодосии. 
1 мая 1918 г. прибыл из Ялты в Новороссийск, где 18 июня 1918 г. по приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими войсками, был затоплен экипажем. 
В 1964 г. частично  поднят Аварийно-спасательной службой ВМФ и сдан на слом.

"Цериго" - спущен на воду 3 апреля 1917 г. 17 марта 1918 г. в недостроенном состоянии захвачен германскими войсками и позднее белогвардейцами.
В январе 1920 г. отведен деникинцами сначала в Одессу, а затем в Севастополь для достройки.
14 ноября 1920 г. с разобранными механизмами отбуксирован врангелевцами из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 г. был интернирован французскими властями.
В 1923-1924 г.г. продан белогвардейским командованием как металлолом частной французской фирме.

Hosted by uCoz