E В МЕНЮ |
ПСКА проект 1400 |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
36.6 тонн. |
полное: | 39.4 тонны. | |
Размеры: |
длина: |
24 метра. |
ширина: | 5.2 метра. | |
осадка: | 1.5 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
30 узлов. |
экономическая: | --""--""-- | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 464 мили при скорости 12 узлов. | |
Тип двигателя: |
ДВА V-образных 12 цилиндровых дизеля М-401А (ПКСС "Гурзуф"), М-401Б (ПСКА "Гриф"). |
|
Автономность: |
2 - 3 суток. |
|
Броня: | только на башнях установки "Утёс-М" - 9 мм. | |
Вооружение: |
по мере строительства вооружение менялось и оно
состояло из: |
|
Экипаж: |
1-2 офицера, 2-3 старшины, 8 матросов. |
В середине 60-ых годов по заказу МЧПВ КГБ
СССР ЦКБ "Алмаз" разработали проект пограничного катера для закрытых морей проект 1400 (шифр НАТО "Жук"). Первые
4 катера были построены в Ленинграде, затем их строительство началось на
Черноморских заводах "Море" в Феодосии и Батумском Судостроительном заводе (на
последнем было построено всего несколько корпусов). В 1971 г. два катера первых
серий были проданы Кубе и Экваториальной Гвинеи. В 1972 г. специально для
экспорта был разработан проект 1400Э, затем в 1976 г. последовал проект
1400МЭ. Всего с 1969 г. по 1991 г. было построено более 300 катеров данного
проекта из них 110 были проданы в 23 страны мира.
Одновременно со строительством боевых катеров был
разработан проект прогулочного катера для правительства страны проект 1400А
"Гурзуф" (было построено 4 катера , по два для Ялты и Сочи).
Катера данного типа служили на Балтийском, Чёрном и
Каспийском морях в составе отдельных бригад МЧПВ КГБ СССР. Несколько катеров
входили в состав Военно-морского флота СССР как артиллерийские катера, они
занимались охраной акваторий портов. После распада СССР катера вошли в состав
пограничного и военно-морского флотов: России, Украины, Абхазии, Азербайджана,
Туркмении, Казахстана, Эстонии и Грузии.
Катера пр.1400 в составе флотов
стран СНГ и Прибалтики:
Россия -
на Чёрном море катера пр.1400 входили в состав 2-ух пограничных бригад (6
обпскр - Очамчира и 21 обпскр Новороссийск): П-109; П-111; П-126; П-139; П-275;
П-402; П-500; П-501; П-502; П-503; П-510; П-513; П-516; П-520; П-525; П-543; П-559;
П-553; П-554; П-563; П-576; П-577; П-625: П-626: П-633. Катера П-500 - 503
проекта 1400МЭ входили в состав дивизиона ГУК (группа учебных катеров) в их
задачу входило обучение иностранных моряков управлением катером пр.1400. Они базировывались на Очамчиру но обучение проходило в Поти. В Сочинский
дивизион правительственных кораблей входили катера пр.1400А: П-51 и П-52.
Украины - на Украине катера пр.1400 входили в состав 2-ух пограничных
бригад: 5 обпскр (Балаклава) - пр.1400 - П-125, П-141; пр.1400М - П-512, П-508,
П-534; пр.1400А - П-53, П-54. 18 обпскр (Одесса)
пр.1400М - П-517, П-519, П-526, П-527, П-528, П-529, П-531, П - 546, П-547,
П-550, П-555, П-558, П-562, П-574, П-579. Кроме этого в состав ВМС
Украины вошли и артиллерийские катера ВМФ СССР: АК-22, АК-327 (переименовав в
U-120 "Скадовск"). После развала Союза на ССЗ "Море"
для Украины были достроены еще около десятка катеров.
Абхазии (в составе флота активно применялись в боях 1992 - 93 годов) -
по данным на вооружении поступили 8 катеров (всего). В 1992-93 г.г. 2 ед. В
2004 г. - 3 ед. (все бывшие ГУКи 6 обпскр №№ 502, ???, 543) и 3 ед. в 2006 г.
Вооружение демонтировано в России, в Абхазии установлено новое: на носу 1х2-23
мм ЗУ-23-2, на корме 1 - 2 блока НУРС "С-8" (80 мм снаряды по 20 штук в блоке).
Первые два катера были списаны и разобраны на запчасти. Они активно воевали на
море во время войны в Абхазии 1992-93 г.г. В основном участвовали в обстрелах
береговых батарей и укреплённых пунктов ВС Грузии, а так же с моря блокировывали
Сухумский аэропорт. На счету этих катеров есть несколько боевых и гражданских
самолётов ВВС Грузии (1 Су-25, 1 Ту-134 и 2 Ту-154 точно). После войны
несли дозорную службу на границе. Было несколько боевых столкновений с катерами
ВМС Грузии, кроме этого в качестве трофеев ими были захвачены рыболовецкие
сейнеры Грузии в терводах Абхазии.
Азербайджана - 1 ед. бывший катер Каспийской флотилии "АК-55".
Туркмении - построен в 2004 г. специально для Туркмении пр.1400Т.
Казахстана - 4 ед. пр.1400М
Эстонии - 2 ед. пр.1400М. Р-401 "Гриф" списан в 2001 г. Р-402 "Леопард"
Грузии - 9 ед. патрульные катера БОХР №№ 203 - 205 передала Украина, Р-206
(бывший П-139), Р-207 (бывший П-518) - были оставлены в Поти после вывода
российских пограничников. На Батумском ССЗ для ВМС Аджарии (затем вошли в состав
БОХР Грузии) были достроены катера: Р-102, Р-103, Р-104 и Р-106. Штатного
вооружения на многих катерах нет.
На экспорт:
Алжир – 1 ед. пр.1400МЭ в 1981
Ангола – 1 ед. пр.1400МЭ в 1977
Бенин – 4 ед. пр.1400МЭ: Р763, Р764, Р769,
Р779 в 1979 и 1980 г.г.
Болгария – 14 ед. пр.1400МЭ в 1977-81: ПСКА №№ 511-513, 515,
517-523, 531-533
Вьетнам – 14 ед. пр.1400МЭ в 1978-90: Т864, 866-870, 872. 3 ед. в 1978 г., 3
ед. в 1979 г., 3 ед. в 1986 г.
Гвинея – 2 ед. пр.1400МЭ в 1987 г.
Ирак – 5 ед. пр.1400Э: №123-127 в 1974-75 г.г. Все потоплены ВВС США в
1991 г.
Кабо-Верде – 3 ед. пр.1400МЭ в 1980 г.
Камерун – 3 ед. пр.1400МЭ в 1985-87 г.г.
Кампучия – 2 ед. пр.1400МЭ: №41, 42. 1 ед. в 1985 г., 1 ед. в 1988 г.
Конго – 3 ед. пр.1400МЭ в 1982-84 г.г.: V301-303
Куба – 40 ед.: 1 ед. пр.1400 в 1971 г. – Приморский ССЗ, 39 ед.
пр.1400Э, пр.1400МЭ. №550-571
Маврикий – 2 ед. пр.1400МЭ в 1990 г.: патрульные катера БОХР «Рескюр», «Ретревер»
Мозамбик – 5 ед. пр.1400МЭ в 1978-80 г.г.
Никарагуа – 8 ед. (бывшие Кубинские): в 1982-86 г.г.
Северный Йемен – 2 ед. пр.1400Э в 1975 г. (затем в составе ВМС объединенного
Йемена)
Сейшельские острова – 2 ед. пр.1400МЭ: «Констант» и «Фортюн».
Сирия – 8 ед. пр.1400МЭ: №№ 1-8, 2-8, 3-8, 4-8, 5-8, 6-8, 7-8, 8-8.
Сомали – 1 ед. пр.1400Э в 1974 г.
Экваториальная Гвинея – 3 ед.: 1 ед. пр.1400 в 1971 г.
Приморский ССЗ, 2 ед. пр.1400Э.
Эритрея – 2 ед. пр.1400МЭ: Р206, 207 (бывшие Эфиопские)
Эфиопия – 4 ед. пр.1400МЭ.
Южный Йемен – 9 ед. пр.1400МЭ (затем в составе ВМС объединенного Йемена).