E В МЕНЮ

ПСКА проект 1400

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

36.6 тонн.
 полное: 39.4 тонны.

Размеры:

 длина:

24 метра.
 ширина: 5.2 метра.
 осадка: 1.5 метра.

Скорость:

 максимальная:

30 узлов.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: 464 мили при скорости 12 узлов.

Тип двигателя:

ДВА V-образных 12 цилиндровых дизеля М-401А (ПКСС "Гурзуф"), М-401Б (ПСКА "Гриф").

Автономность:

2 - 3 суток.

Броня: только на башнях установки "Утёс-М" - 9 мм.

Вооружение:

по мере строительства вооружение менялось и оно состояло из:
1х2 - 14.5 мм турельная установка "2М-5".
1х1 - 12.7 мм тумбовая установка "2М-1" (проект 1400Э).
1х2 - 12.7 мм башенная установка "Утёс-М" (боекомплект 1000 патронов в лентах по 100 патронов проект 1400М).
2х2 - 12.7 мм башенные установки "Утёс-М" (боекомплект 2000 патронов в лентах по 100 патронов проект 1400МЭ).

Экипаж:

1-2 офицера, 2-3 старшины, 8 матросов.

    В середине 60-ых годов по заказу МЧПВ КГБ СССР ЦКБ "Алмаз" разработали проект пограничного катера для закрытых морей проект 1400 (шифр НАТО "Жук"). Первые 4 катера были построены в Ленинграде, затем их строительство началось на Черноморских заводах "Море" в Феодосии и Батумском Судостроительном заводе (на последнем было построено всего несколько корпусов). В 1971 г. два катера первых серий были проданы Кубе и Экваториальной Гвинеи. В 1972 г. специально для экспорта был разработан проект 1400Э, затем в 1976 г. последовал  проект 1400МЭ. Всего с 1969 г. по 1991 г. было построено более 300 катеров данного проекта из них 110 были проданы в 23 страны мира.
   
Одновременно со строительством боевых катеров был разработан проект прогулочного катера для правительства страны проект 1400А "Гурзуф" (было построено 4 катера , по два для Ялты и Сочи).
    Катера данного типа служили на Балтийском, Чёрном и Каспийском морях в составе отдельных бригад МЧПВ КГБ СССР. Несколько катеров входили в состав Военно-морского флота СССР как артиллерийские катера, они занимались охраной акваторий портов. После распада СССР катера вошли в состав пограничного и военно-морского флотов: России, Украины, Абхазии, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Эстонии и Грузии.

Катера пр.1400 в составе флотов стран СНГ и Прибалтики:
Россия -
на Чёрном море катера пр.1400 входили в состав 2-ух пограничных бригад (6 обпскр - Очамчира и 21 обпскр Новороссийск): П-109; П-111; П-126; П-139; П-275; П-402; П-500; П-501; П-502; П-503; П-510; П-513; П-516; П-520; П-525; П-543; П-559; П-553; П-554; П-563; П-576; П-577; П-625: П-626: П-633. Катера П-500 - 503 проекта 1400МЭ входили в состав дивизиона ГУК (группа учебных катеров) в их задачу входило обучение иностранных моряков управлением катером пр.1400. Они базировывались на Очамчиру но обучение проходило в Поти. В Сочинский дивизион правительственных кораблей входили катера пр.1400А: П-51 и П-52.
Украины -
на Украине катера пр.1400 входили в состав 2-ух пограничных бригад: 5 обпскр (Балаклава) - пр.1400 - П-125, П-141; пр.1400М - П-512, П-508, П-534; пр.1400А - П-53, П-54. 18 обпскр (Одесса) пр.1400М - П-517, П-519, П-526, П-527, П-528, П-529, П-531, П - 546, П-547, П-550, П-555, П-558, П-562, П-574, П-579. Кроме этого в состав ВМС Украины вошли и артиллерийские катера ВМФ СССР: АК-22, АК-327 (переименовав в U-120 "Скадовск"). После развала Союза на ССЗ "Море" для Украины были достроены еще около десятка катеров.
Абхазии (в составе флота активно применялись в боях 1992 - 93 годов) -
по данным на вооружении поступили 8 катеров (всего). В 1992-93 г.г. 2 ед. В 2004 г. - 3 ед. (все бывшие ГУКи 6 обпскр №№ 502, ???, 543) и 3 ед. в 2006 г. Вооружение демонтировано в России, в Абхазии установлено новое: на носу 1х2-23 мм ЗУ-23-2, на корме 1 - 2 блока НУРС "С-8" (80 мм снаряды по 20 штук в блоке). Первые два катера были списаны и разобраны на запчасти. Они активно воевали на море во время войны в Абхазии 1992-93 г.г. В основном участвовали в обстрелах береговых батарей и укреплённых пунктов ВС Грузии, а так же с моря блокировывали Сухумский аэропорт. На счету этих катеров есть несколько боевых и гражданских самолётов ВВС Грузии (1 Су-25, 1 Ту-134 и 2 Ту-154 точно). После войны несли дозорную службу на границе. Было несколько боевых столкновений с катерами ВМС Грузии, кроме этого в качестве трофеев ими были захвачены рыболовецкие сейнеры Грузии в терводах Абхазии.
Азербайджана -
1 ед. бывший катер Каспийской флотилии "АК-55".
Туркмении -
построен в 2004 г. специально для Туркмении пр.1400Т.
Казахстана -
4 ед. пр.1400М
Эстонии -
2 ед. пр.1400М. Р-401 "Гриф" списан в 2001 г. Р-402 "Леопард"
Грузии -
9 ед. патрульные катера БОХР №№ 203 - 205 передала Украина, Р-206 (бывший П-139), Р-207 (бывший П-518) - были оставлены в Поти  после вывода российских пограничников. На Батумском ССЗ для ВМС Аджарии (затем вошли в состав БОХР Грузии) были достроены катера: Р-102, Р-103, Р-104 и Р-106. Штатного вооружения на многих катерах нет.

На экспорт:
Алжир – 1 ед. пр.1400МЭ в 1981
Ангола – 1 ед. пр.1400МЭ в 1977
Бенин – 4 ед. пр.1400МЭ: Р763, Р764, Р769, Р779 в 1979 и 1980 г.г.
Болгария – 14 ед. пр.1400МЭ в 1977-81: ПСКА №№ 511-513, 515, 517-523, 531-533
Вьетнам – 14 ед. пр.1400МЭ в 1978-90: Т864, 866-870, 872. 3 ед. в 1978 г., 3 ед. в 1979 г., 3 ед. в 1986 г.
Гвинея – 2 ед. пр.1400МЭ в 1987 г.
Ирак – 5 ед. пр.1400Э: №123-127 в 1974-75 г.г. Все потоплены ВВС США в 1991 г.
Кабо-Верде –
3 ед. пр.1400МЭ в 1980 г.
Камерун – 3 ед. пр.1400МЭ в 1985-87 г.г.
Кампучия – 2 ед. пр.1400МЭ: №41, 42. 1 ед. в 1985 г., 1 ед. в 1988 г.
Конго – 3 ед. пр.1400МЭ в 1982-84 г.г.: V301-303
Куба – 40 ед.: 1 ед. пр.1400 в 1971 г. – Приморский ССЗ, 39 ед. пр.1400Э, пр.1400МЭ. №550-571
Маврикий – 2 ед. пр.1400МЭ в 1990 г.: патрульные катера БОХР «Рескюр», «Ретревер»
Мозамбик – 5 ед. пр.1400МЭ в 1978-80 г.г.
Никарагуа – 8 ед. (бывшие Кубинские): в 1982-86 г.г.
Северный Йемен – 2 ед. пр.1400Э в 1975 г. (затем в составе ВМС объединенного Йемена)
Сейшельские острова – 2 ед. пр.1400МЭ: «Констант» и «Фортюн».
Сирия – 8 ед. пр.1400МЭ: №№ 1-8, 2-8, 3-8, 4-8, 5-8, 6-8, 7-8, 8-8.
Сомали – 1 ед. пр.1400Э в 1974 г.
Экваториальная Гвинея – 3 ед.: 1 ед. пр.1400 в 1971 г. Приморский ССЗ, 2 ед. пр.1400Э.
Эритрея – 2 ед. пр.1400МЭ: Р206, 207 (бывшие Эфиопские)
Эфиопия – 4 ед. пр.1400МЭ.
Южный Йемен – 9 ед. пр.1400МЭ (затем в составе ВМС объединенного Йемена).

Hosted by uCoz