E В МЕНЮ

миноносцы типа "Сокол"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

--""--""--
 полное: "Сокол" 1895 г. - 241 тонна.
"Стерегущий" 1903 г. -
240 тонн.
"Твёрдый" 1907 г. -
297 тонны.

Размеры:

 длина:

"Сокол" 1895 г. - 58 метра.
"Стерегущий" 1903 г. -
57.9 метра.
"Твёрдый" 1907 г. -
58.5 метра.
 ширина: "Сокол" 1895 г. - 5.6 метра.
"Стерегущий" 1903 г. -
5.6 метра.
"Твёрдый" 1907 г. -
5.6 метра.
 осадка: "Сокол" 1895 г. - 1.63 метра.
"Стерегущий" 1903 г. -
1.65 метра.
"Твёрдый" 1907 г. -
1.8 метра.

Скорость:

 максимальная:

"Сокол" 1895 г. - 29 узлов.
"Стерегущий" 1903 г. -
26.5 узлов.
"Твёрдый" 1907 г. -
25 узлов.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

250 - 1.200 - 2.500 миль ходом в 25 - 15 - 10 узлов.
 экономическим ходом:

Тип двигателя:

общая мощность ходовой машины 3800 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

1 - 75 мм орудие "Канэ" (боекомплект 180 снарядов).
3 - 47 мм орудия "Гочкиса" (боекомплект 800 снарядов).
2 поворотный однотрубных 380 мм торпедных аппарата. Всего на миноносце было 6 торпед - 2 в аппаратах и 4 в полуразобранном состоянии в носовом трюме.
первоначально вооружение всех миноносцев т. "Сокол" были одинаковым. После модернизации в 1907 и 1910 г.г. на оставшихся в строю миноносцев вооружение менялось (обычно добавлялись пулемёты "Максим" 2 или 3 на треноге и заменялся торпедный аппарат 380 мм на 450 мм). Кроме этого на балтийских и тихоокеанских "соколах" артиллерийское вооружение состояло из: 2 75 мм орудий, все 47 мм пушки были сняты.

Экипаж:

"Сокол" 1895 г. - 48 человек.
"Стерегущий" 1903 г. -
52 человека.
"Твёрдый" 1907 г. -
64 человека.

К концу 80-х годов XIX века в военно-морских штабах ведущих стран мира пришли к выводу о целесообразности создания нового класса боевых кораблей — крупных мореходных миноносцев с усиленным артиллерийским вооружением, способных атаковать неприятельские броненосцы в открытом море, а также успешно бороться со своими более мелкими собратьями в прибрежных водах. Первыми попытались реализовать эту идею англичане. Уже в 1884—1887 годах они построили два больших миноносца № 80 и 81, вооруженных тремя торпедными аппаратами и четырьмя — шестью 47-мм пушками. Именно эти корабли впервые получили прозвища «torpedo catchers» и «torpedo destroyers» — «ловители» и «разрушители» миноносцев.
    После ряда переговоров и согласований Альфред Ярроу подписал контракт с российским МГШ 30 мая 1894 года. Фирма «Ярроу» обязалась за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 т и максимальной скоростью хода 29 узлов. При условии выполнения последнего пункта русское Морское министерство обязалось выплатить подрядчику 36 000 фн.ст.
    Прототипом нового российского корабля, получившего наименование «Сокол», стал «Хорнет» — второй построенный фирмой истребитель и первый, оснащенный водотрубными котлами системы Ярроу. Основные изменения проекта заключались в новом составе вооружения (одно 75-мм и три 47-мм орудия вместо такого же числа 76-мм и 57-мм; два однотрубных палубных торпедных аппарата вместо одного носового и одного двухтрубного палубного) и применении никелевой стали повышенной прочности. Внешне «Сокол» отличался от английских собратьев наличием таранного форштевня. Кроме того, уже в процессе постройки по требованию МТК в проект внесли еще ряд изменений — в частности, увеличили емкость угольных ям, камбуз перенесли из офицерского отделения в район носового кубрика, оборудовали командирскую каюту и каюты для унтер-офицеров, прожектор установили впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для возможности его перемещения с одного борта на другой), увеличили до 300 мм высоту комингсов люков на верхней палубе.
    Приемная комиссия из России признала все пункты контракта выполненными и — редкий случай! — особых претензий к А.Ярроу не предъявляла. После доводочных работ, окраски корпуса и отделки внутренних помещений миноносец покинул воды «туманного Альбиона» и 16 октября благополучно прибыл в Кронштадт. Десять дней спустя он был официально принят в казну и включен в состав Балтийского флота.
    По боевым возможностям — скорости хода, вооружению, дальности плавания — «Сокол» настолько превосходил все многочисленные миноносцы Российского флота, что последние мгновенно теряли всякую ценность. Морское министерство незамедлительно приняло вполне обоснованное решение прекратить постройку традиционных миноносцев и отныне строить торпедные корабли только по типу «Сокола». Так созданный Альфредом Ярроу рекордсмен стал родоначальником нового класса кораблей отечественного флота. Хотя формально последователи «Сокола» продолжали числиться миноносцами, их обычно именовали истребителями (вольный перевод английского слова destroyer), контрминоносцами, а иногда и эскадренными миноносцами — несмотря на то, что официально такой класс кораблей в России был «узаконен» только в 1907 году.
    Вопрос о серийной постройке миноносцев типа «Сокол» на отечественных верфях в Санкт-Петербурге начал обсуждаться сразу же после успешного завершения испытаний корабля в Англии. Первоначально предполагалось, что строительство будет осуществляться в России при техническом содействии фирмы «Ярроу», а наиболее ответственные узлы и детали Морское министерство намеревалось заказать в Англии.
    Контракт на постройку первых двух серийных миноносцев типа «Сокол» Морское министерство заключило с частным заводом В.Крейтона в г.Або (ныне г.Турку, Финляндия) 19 марта 1896 года. Чертежи изготовили путем снятия эскизов и шаблонов с корпуса и механизмов головного корабля, но при этом особо оговаривалось, что проект истребителя будет «улучшен»: во-первых, увеличена толщина листов стальной обшивки, во-вторых, применено нефтяное отопление котлов вместо угольного. Здесь уместно отметить, что если первый пункт оказался вполне оправдан­ым (слабость корпуса у всех миноносцев-рекордсменов того периода считалась обычным явлением), то требование об использовании жидкого топлива выглядело далеко не однозначным. Достаточно сказать, что эксперименты с нефтяными котлами в Российском флоте велись уже довольно долго, но к положительным ре­зультатам так и не привели.
    Следующим подрядчиком Морского министерства стал казенный Ижорский завод. Два миноносца — «Ястреб» и «Нырок» — строились по чертежам «Сокола» (без увеличения длины корпуса), но также с нефтяными котлами, заказанными Балтийскому заводу. Изготовление элементов корпусных конструкций и разбивка теоретического чертежа кораблей на плазе начались в октябре 1896 года, однако в целом работы велись крайне медленно: реально к сборке корпусов приступили весной следующего года, а спуск на воду состоялся только осенью 1898-го.
    Следующая серия миноносцев — сразу 13 единиц — была заказана Невскому за­воду (Санкт-Петербург) в сентябре 1898 го­да. Четыре корабля строились для Балтийского флота и должны были сдаваться полностью готовыми; остальные девять предназначались для отправки на Тихий океан и поэтому выполнялись разборными. Причем контракт предусматривал, что последние будут собраны на болтах в Петербурге, «освидетельствованы» и лишь затем упакованы в ящики и отправлены в Порт-Артур.
    Необходимость постройки истребителей для Черноморского флота вынудила Морское министерство расширить круг подрядчиков — 12 ноября 1898 года оно заключило контракт с Охтинской верфью в Петербурге, арендованной и оборудованной финской фирмой «В.Крейтон». Здесь в августе следующего года заложили четыре миноносца, представлявших собой копии неразборных «соколов» Невского завода, но имевших по восемь котлов с угольно-нефтяным отоплением. Как водится, контрактные сроки постройки (от 18 до 23 месяцев) не были выдержаны и этой верфью, причем качество выполненных работ, по мнению приемной комиссии, оценивалось как крайне низкое. Испытания кораблей, проходившие в Кронштадте с августа 1901-го до осени 1902 года, сопровождались постоянными неисправностями и отказами механизмов.
    Тем не менее 1 декабря 1903 года Охтинская верфь получила наряд на постройку трех, а 10 августа 1905 года — еще двух кораблей типа «Сокол» усовершенствованного проекта (водоизмещение в полном грузу увеличено до 294 т, добавлен второй главный конденсатор, повышена мощность испарителя, усовершенствованы водоотливные средства, калибр торпедных аппаратов увеличен с 381 до 450 мм). Последние истребители серии (головной — «Твердый») собирались на верфи в бухте Улисс под Владивостоком и вошли в строй уже после Русско-японской войны. Таким образом, первый представитель класса истребителей Российского флота, «Сокол», стал родоначальником крупной серии из 32 практически однотипных кораблей. Однако вступление их в строй растянулось на 14 лет — в эпоху стремительного развития военно-морской техники это был немыслимо большой срок.

миноносцы типа "Сокол":

место постройки

наименование
первоначальное
с 9 марта 1902 г. ПРИМЕЧАНИЕ:
завод Ярроу (Лондон) "Сокол" "Прыткий" в 1918 г. переведён на Каспий. Принял участие в боях на Волжско-Каспийском ТВД
завод Крейтона (Або) "Коршун" "Послушный" захвачен белофиннами в 1918 г., переименован в "S-3". В 1922 г. возвращен РСФСР - списан на слом.
"Кречет" "Пылкий" переведён в Каспийскую флотилию, вскоре перестроен в баржу-танкер для новых канонерок.
Ижорский завод "Ястреб" "Прочный" в 1918 г. переведён на Каспий. Принял участие в боях на Волжско-Каспийском ТВД
"Нырок" "Поражающий" в 1918 г. переведён на Каспий. Принял участие в боях на Волжско-Каспийском ТВД
"Беркут" "Пронзительный" переведён в Каспийскую флотилию, в 1911 г. списан.
"Альбатрос" "Подвижный" захвачен белофиннами в 1918 г., переименован в "S-5". Затем стал СКРом, списан накануне ВМВ.
Невский завод "Гагара" "Прозорливый" захвачен белофиннами в 1918 г., переименован в "S-2". Затонул во время шторма в Ботническом заливе (1925 г.),
"Ворон" "Резвый" захвачен белофиннами в 1918 г., переименован в "S-4". В 1922 г. возвращен РСФСР - списан на слом.
"Филин" "Ретивый" в 1918 г. переведён на Каспий. Принял участие в боях на Волжско-Каспийском ТВД
"Сова" "Рьяный" захвачен белофиннами в 1918 г., переименован в "S-1". Затем стал СКРом, списан накануне ВМВ.
Невский завод
сборка в Порт Артуре
"Кондор" --> "Баклан" "Решительный" в порту Чифа захвачен японцами переименован в "Акацуки-II".
"Бекас" "Сердитый"  
"Горлица "Смелый"  
"Грач" "Сторожевой" был повреждён торпедой с японского миноносца. Корабль не затонул, но и не восстанавливался.
"Кулик" "Стерегущий" погиб в бою с несколькими японскими миноносцами.
"Перепел" "Скорый"  
"Скворец" "Страшный" погиб в бою с японскими миноносцами.
"Стриж" "Стройный" подорвался на мине и затонул.
"Щегол" "Статный"  
Ижорский завод
сборка в Порт Артуре
"Дрозд" "Разящий" подорвался на мине но остался на плаву, не восстанавливался.
"Дятел" "Расторопный"

был направлен в Чифу с донесением. Не имея возможности вернуться в Порт Артур был затоплен экипажем.

"Баклан" --> "Кондор" "Сильный" подорвался на мине. Впоследствии стал трофеем японцев, отремонтирован и переименован "Фумицуки".
завод Крейтона (Охта) "Лебедь" "Строгий" с 1918-21 г.г. стоял в Севастополе (неисправный). В 1921 г. вошёл в состав ВМФ РСФСР, в 1925 г. списан.
"Пеликан" "Свирепый" с 1918-21 г.г. стоял в Севастополе (неисправный). В 1921 г. вошёл в состав ВМФ РСФСР, в 1925 г. списан.
"Павлин" "Сметливый" в 1918 г. затоплен в Цемесской бухте.
"Фазан" "Стремительный" в 1918 г. затоплен в Цемесской бухте.
завод Крейтона (Охта)
сборка во Владивостоке
"Твёрдый"  
"Тревожный"  
"Точный"  
"Инженер-механик Анастасов"  
"Лейтенант Малеев"  

Тихоокеанские миноносцы:
Миноносцы типа "Сокол" в составе Порт Артурской эскадры несли самую разнообразную службу - от охраны рейда до несения дозорной службы в удалении от своей базы, а кроме этого и сами выходили в рейдерские операции против судов неприятеля. Кроме этого они занимались и несвойственными для них задачами: доставкой донесений, тралением мин, а так же и сами выставляли мины заграждения - они показали себя настоящими "рабочими лошадками", но правильнее всего о службе этих миноносцев выразился С.О.Макаров - "лихие морские казаки Порт Артура"...
Последний яркий эпизод в боевой службе порт-артурских «соколов» — отражение массированных атак японских миноносцев на броненосец «Севастополь» в бухте Белый Волк, продолжавшихся непрерывно в течение недели. Особенно жаркой выдалась ночь с 1 на 2 декабря. Русские истребители располагались веером вокруг броненосца, крайние из них — «Сторожевой» и «Смелый» — освещали подходы к бухте прожекторами. По появившимся вражеским миноносцам был открыт ураганный огонь, но японцы, не считаясь с потерями, упорно шли вперед. Миноносец №-42 получил попадание снаряда в котельное отделение и потерял ход. Артиллерия «Севастополя» сосредоточила огонь по неподвижной цели, на миноносце погиб его командир лейтенант Накабори и 7 матросов. К терпящему бедствие кораблю подошел миноносец №-40, но, получив несколько попаданий, быстро ретировался. К оставленному экипажем 42-му приблизился «Сердитый». Его командир лейтенант Дмитриев рассчитывал взять неприятельский корабль на буксир, однако береговые батареи начали обстреливать русский истребитель, приняв его за вражеский. Тогда «Сердитый» выстрелил торпедой, от взрыва миноносец №-42 сразу же затонул. Он стал единственным японским боевым кораблем, уничтоженным русскими истребителями в ходе войны артиллерийско-торпедным оружием. Всего за ночь японцы выпустили около 30 торпед, но лишь одна из них, взорвавшаяся в сетях заграждения, причинила броненосцу «Севастополь» некоторые повреждения. Об интенсивности ответного огня красноречиво свидетельствует такой факт, что только «Сторожевой» выпустил по врагу 98 75-мм и 99 47-мм снарядов.

"Решительный" - в ночь на 26 февраля 1904 г. совместно с мин. "Стерегущий" вышел в море для разведки и поиска противника в р-не Квантунского п-ва. Около 21 часа ночи был замечен противник, на протяжении 3-ёх часов велось за ним наблюдение, затем миноносцы повернули назад для возврата в Порт Артур. Но тут выяснилось что "Стерегущий" не может дать полный ход и вынужден идти средним. Примерно в 6 часов утра наши миноносцы "выскочили" на четырёх японских истребителей которые возвращались из под Артура, это были "Усугум", "Синонономе", "Сазанами" и "Акебоно". Все попытки наших миноносцев оторваться от противника не увенчались успехом. Японцы отрыли огонь по "Решительному" ("Акебоно") и "Стерегущему" ("Усугум", "Синонономе", "Сазанами").
Повредив "Решительного" все 4 миноносца неприятеля сосредоточили огонь на "Стерегущем". Чем помогли "Решительному" прорваться в Порт Артур и сообщить командованию о бое. Адмирал Макаров вывел в море крейсера "Новик" и "Боярин" но они не успели. После расследования командир корабля был оправдан в своих действиях (некоторые считали что он должен был бы остаться вместе со "Стерегущим" и дать бой).
29 июля 1904 г. миноносец скрытно прибыл в Чифу с секретной депешей от командования Порт Артурской эскадры о прорыве во Владивосток. После чего он должен был быть разоружён в порту, команда интернирована. Но 30 июля вопреки морским традициям и международным нормам миноносец был атакован японскими моряками. Русские матросы вступили в рукопашную схватку с японским десантом. Видя что силы неравные русские моряки подготовили корабль к взрыву, а сами спаслись в плавь. Во время взрыва погибли 15 японских матросов (по другим данным 1 погиб, 4 ранено), во время рукопашной схватки погибли 2 русских матросов 4 были ранены.
Японцы всё же захватили корабль и восстановили его переименовав в "Акацуки-II". После чего он был включен в состав 1-го отряда эскадренных миноносцев. Участвовал в Цусимском сражении в ходе которого протаранил и потопил японский миноносец "№-69".
19 октября 1905 г. переименован в "Ямахико".
В 1918 г. сдан на слом.

"Разящий" - 11 августа 1904 г. во время проведения тральных работ отклонился с фарватера и подорвался на мине (3 моряков погибли), корпус надломился ровно посередине. Но сам миноносец остался на плаву. Его привели в Порт Артур, но из за сложности ремонта невостонавливали. Перед сдачей крепости корпус окончательно подорвали.

"Расторопный" - 3 июля 1904 г. вышел в рейдерскую операцию и на рассвете настиг пароход "Хипсанг" под английским флагом. Приказал остановиться, тот отказался. Тогда командир миноносца приказывает отрыть огонь по судну, после нескольких попаданий и отказа остановиться пароход был торпедирован и затонул, экипаж и пассажиры спасены (погибло 2 человека).
3 сентября 1904 г. миноносец вновь вышел в рейдерство ("авантюру" как называли это сами офицеры) в р-он островов Мяотао. В Порт Артур вернулся с призом - японской парусной шхуной "Сумийочи Мару" на борту которой было 29 ящиков пива.
Новый командующий эскадрой (к этому времени уже переформированную в отряд) 3 ноября 1904 г. отправил миноносец в Чифу с важными донесениями. Миноносец по возможности должен был вернуться назад в Порт Артур. Командир корабля выполнил все поручения командования но вернуться у него не было возможности. Поскольку выход из гавани был заблокирован двумя японскими крейсерами и отрядом миноносцев, командир корабля лейтенант Плен приказал взорвать корабль. В 7 часов вечера были открыты кингстоны и одновременно произведены пять взрывов в разных частях корпуса. Миноносец затонул на глубине 16 футов. После войны русское военно-морское командование передало затопленный корпус миноносца в распоряжение китайского правительства с условием не пользоваться им как военным кораблем и вернуть российскому правительству вооружение миноносца.

"Сторожевой" - в начале декабря 1904 г. японцы предприняли несколько атак на русские корабли. Их атаки отражались всеми оставшимися русскими миноносцами. Всего японцы предприняли шесть атак которые продолжались на протяжении целой недели. Но именно последняя атака принесла японцам успех. В ходе её был выведен из строя БР "Севастополь" и миноносец "Сторожевой". Русский миноносец получил торпеду в носовую часть, но командир успел отвести корабль на мель и тем самым спасти его. Обследование корабля показало, что часть таранного отделения уничтожена, форштевень свернут в сторону, гофры на обшивке шли вплоть до камбузной переборки. Через несколько дней «Сторожевой» был снят с мели пароходом «Инкоу» и отбуксирован в Западный бассейн. После демонтажа вооружения миноносец в высокую воду своим ходом вылез на пологий берег Тигрового полуострова у Минного городка. Во время отлива он оказался полностью на суше — таким образом стало возможным приступить к его ремонту без применения дока или кессонов. Правда, до капитуляции Порт-Артура закончить исправления повреждений «Сторожевого» не удалось. Корабль был взорван перед самой сдачей крепости.

"Стерегущий" - в ночь на 26 февраля 1904 г. совместно с мин. "Решительный" вышел в море для разведки и поиска противника в р-не Квантунского п-ва. Около 21 часа ночи был замечен противник, на протяжении 3-ёх часов велось за ним наблюдение, затем миноносцы повернули назад для возврата в Порт Артур. Но тут выяснилось что "Стерегущий" не может дать полный ход и вынужден идти средним. Примерно в 6 часов утра наши миноносцы "выскочили" на четырёх японских истребителей которые возвращались из под Артура, это были "Усугум", "Синонономе", "Сазанами" и "Акебоно". Все попытки наших миноносцев оторваться от противника не увенчались успехом. Японцы отрыли огонь по "Решительному" ("Акебоно") и "Стерегущему" ("Усугум", "Синонономе", "Сазанами").
Повредив "Решительного" все 4 миноносца неприятеля сосредоточили огонь на "Стерегущем".
Но даже оставшись один на один с японцами "Стерегущий" смог продолжать бой и повредил японский миноносец "Акебоно" который вышел на некоторое время из боя.
Пока был ход у "Стерегущего" был шанс прорваться в Порт Артур, но в 6:40 утра несколько снарядов разорвались в машинном отделение корабля из за чего он потерял ход. Все кто был на верхней палубе были убиты, в живых оставались только кочегары. В 7 часов 25 минут на пылающий остов миноносца высадился мичман Х.Ямадзаки и пять матросов с "Сазанами". Они увидели страшную картину - весь корабль был изрешечён осколками и снарядами, все надстройки, орудия и мачта были уничтожены, на корабле не было живого места, но 4 матроса каким то чудом остались живы. В тот день погибли: 4 офицера и 45 матросов из экипажа корабля.
Японцы пытались увести трофейный корабль, но вскоре по "Сазанами" открыли огонь приближающиеся русские крейсера "Новик" и "Боярин", а так же орудия береговых батарей. Японцы обрубили буксир и ушли. Миноносец продержавшись ещё некоторое время на плаву затонул в 8 часов 20 минут в семи милях от маяка Ляотешань.
В ходе боя и японские миноносцы понесли повреждения и потери - "Акебоно" - 27 попаданий, "Сазанами" - 8 попаданий, "Усугумо" и "Синономе" практически не пострадали. По официальной версии на японских кораблях погиб 1 матрос, несколько ранены, но при таком количестве попаданий это маловероятно.

"Сильный" - 14 марта 1904 г. находясь в дозоре совместно с "Решительным" предотвратил атаку 4 японских брандеров. Которые намеревались затопиться на фарватере бухты, тем самым запереть наш флот в порту. Миноносец торпедами потопил брандеры "Чийо Мару" (или "Фукуи Мару") и совершенно случайно один из матросов "Сильного" подал сигнал паровым свистком (совершенно произвольный), но на японских брандерах этот сигнал означал "повернуть вправо" что брандеры и сделали и поэтому затонули вне фарватера. Разойдясь с брандерами миноносец наткнулся на отряд японских миноносцев и вступил с ним в перестрелку. В этом бою "Сильный" был повреждён но смог отогнать японские миноносцы. Из экипажа корабля погибли 8 человек и 13 были ранены.
31 октября 1904 г. миноносец стоял на дежурстве (совместно со "Стройным") под батареей № 9.Утром они стали сниматься с якоря и тут под бортом "Стройного" раздался сильный взрыв, прямо под машинным отделением. Два человека погибли сразу семеро были ранены, миноносец стал быстро тонуть. Экипаж быстро перебрался на соседний миноносец, но не прошло и нескольких минут как прогремел взрыв и под "Сильным". Из экипажа "Стройного" погибли ещё 2 человека, несколько было ранены. Но самому "Сильному" повезло, его успел взять на буксир пароход "Сибиряков" и отвёл на внутренний рейд. О ремонте не было и речи в условиях блокады, поэтому миноносец разоружили и его орудия были переданы на сухопутный фронт.
Перед сдачей крепости корабль был взорван.
Захватив Порт Артур японцы смогли восстановить корабль и он был включён в состав японского флота под именем "Фумицуки". Но из за сложности ремонта восстановлен он был только в 1906 г. и продолжал служить до 1913 г. Затем был сдан на слом.

"Страшный" - 30 марта 1904 г. адмирал Макаров приказал первому и второму отряду миноносцев выйти к о. Эллиот для поиска противника и в случаи его обнаружения атаковать суда и корабли японцев (там ожидалась высадка крупного японского десанта для блокирования Порт Артура с суши). Миноносцы 1-нго отряда построились в колонну и ушли, а миноносцы 2-го отряда растерялись в темноте (их командиры были малоопытны). "Страшный" так же потерялся, но уже к 4 часам утра заметил идущие впереди миноносцы и пристроился им в кильватер. На рассвете командир "Страшного" подал опознавательные сигналы, в ответ загрохотали пушки японских миноносцев (это был 2-ой отряд миноносцев капитана И.Исиды). Миноносец ответил огнём, но уже вторым залпом был убит командир, ещё спустя несколько минут сдетонировала торпеда в кормовом аппарате, миноносец лишился хода.  Взятый в кольцо японцев "Страшный" был расстрелян в упор японскими миноносцами. Спустя ещё несколько минут он затонул унеся с собой 58 человек экипажа. Подошедший вскоре крейсер "Баян" отогнал японцев и поднял ПЯТЕРЫХ матросов с миноносца "Страшный". Адмирал Степан Осипович Макаров приказал выйти в море всей эскадре для поиска японцев, но при выходе кораблей подорвался на японской мине флагманский БР "Петропавловск", погибли более 650 человек в том числе и сам адмирал. Гибель которого стала трагической для Порт Артура.

"Стройный" - 31 октября 1904 г. миноносец стоял на дежурстве (совместно с "Сильным") под батареей № 9.Утром они стали сниматься с якоря и тут под бортом "Стройного" раздался сильный взрыв, прямо под машинным отделением. Два человека погибли сразу семеро были ранены, миноносец стал быстро тонуть. Экипаж быстро перебрался на соседний миноносец, но не прошло и нескольких минут как прогремел взрыв и под "Сильным".

"Статный" - перед самым сдачей крепости на корабль погрузили самые ценные реликвии эскадры и по приказу командования корабль прорвался в нейтральный порт Чифа где и был разоружён.
После окончания войны корабль вошёл в состав Сибирской флотилии.

"Сердитый" -
26 августа 1904 г. выставил 16 мин заграждения на которых 30 ноября подорвался японский крейсер "Такасаго" и затонул. Миноносцем в тот период командовал А.Ф.Колчак.
В начале декабря 1904 г. во время отражения атаки японских миноносцев на остатки эскадры. "Сердитый" торпедой потопил повреждённый японский миноносец "№-42", он стал единственным нашим кораблём который во время войны смог добиться успехов от своего главного оружия - торпед.
перед самым сдачей крепости корабль по приказу командования прорвался в нейтральный порт Чифа где и был разоружён.
После окончания войны корабль вошёл в состав Сибирской флотилии.

"Смелый" - перед самым сдачей крепости корабль по приказу командования прорвался в нейтральный порт Циндао где и был разоружён.
После окончания войны корабль вошёл в состав Сибирской флотилии.

"Скорый" - 25 мая 1904 г. находясь в дозоре в бухте Тахэ совместно с миноносцем "Стройный" вступил в бой с японскими миноносцами и вспомогательными канонерками. Выпустив торпеду по одной из канонерок сильно повредил её (канонерка была добита торпедой со "Стройного"), к сожалению этот факт больше ничем не подтверждается, только словами командиров кораблей.
перед самым сдачей крепости корабль по приказу командования прорвался в нейтральный порт Чифа где и был разоружён.
После окончания войны корабль вошёл в состав Сибирской флотилии.
17 октября 1907 г. во время восстания минеров в бухте Диомид машинный содержатель (по другим данным минно-артиллерийский содержатель) миноносца Яков Пойлов убил командира старшего лейтенанта Штера, смертельно ранил прибежавшего на выстрел мичмана Н. Юхновича, вахтенного начальника, и выстрелом в лицо ранил машинного кондуктора Кочергина. Миноносец, приняв на борт восставших матросов с крейсера "Аскольд" и руководителей мятежа из города, после нескольких неудачных попыток поднять на мятеж береговые части и вырваться из бухты, был обстрелян с других миноносцев, получил несколько попаданий 57-мм снарядов и, потеряв способность управляться, выбросился на берег.

Сибирская флотилия:
С окончанием русско-японской войны интернированные миноносцы Порт Артурской эскадры пришли во Владивосток и вступили в состав Сибирской флотилии - "Сердитый", "Скорый", "Смелый", "Статный". Вскоре к ним присоединились ещё пять "соколов" собранных во Владивостоке - "Твёрдый", "Тревожный", "Точный", "Инженер-механик Анастасов", "Лейтенант Малеев". Все они были сведены в дивизион минной бригады. Во время революционных событий 1907 г. на "Скором" произошло восстание матросов, был убит командир. Команда попыталась поднять восстание на всех кораблях, но после обстрела с кораблей эскадры и береговых батарей, корабль получил повреждения и выбросился на отмель бухты Золотой Рог. Зачинщики были арестованы. Миноносец простоял в ремонте до 19008 г.
В 1909 - 12 г.г. все миноносцы типа "Сокол" были перевооружены. Вооружение составляло: 2 орудия 75 мм и 2 пулемёта "Максим".
В Первой Мировой войне миноносцы участия не принимали. А после революции 1917 г. корабли были захвачены отрядами белогвардейцев, а затем и интервентов. После ухода последних в октябре 1922 г. из Владивостока, механизмы кораблей были уничтожены. В таком виде миноносцы и достались Советской власти. В 1923 г. корабли были переданы отделу фондового имущества для разделки на металл. Но миноносцы "Твёрдый" и "Точный" всё же решили восстановить. И в августе 1923 г. они были включены в состав Морских сил Дальнего Востока под именами "Лазо" и "Потапенко" (соответственно). Но уже в 1925 г. корабли были поставлены на прикол, а спустя ещё два года разобраны на металл.

Балтийские миноносцы:
В составе Балтийского флота находились 10 серийных миноносцев типа «Сокол» отечественной постройки, а также головной корабль, поначалу использовавшийся для обучения машинных команд кораблей-систершипов.
Осенью 1904 года три миноносца - «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый» - включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Первый из них 2 октября ушел из Либавы вместе с более крупными 350-тонными истребителями типа «Буйный», но из-за неполадок в механизмах через пять дней был отправлен назад. Все три «сокола» приписали к «догоняющему отряду», вместе с которым они дошли до Средиземного моря. Постоянные поломки машин и котлов переполнили чашу терпения командования флотом, и 26 декабря «Пронзительному» и «Прозорливому» приказали возвращаться в Россию. Дальше всех - до порта Джибути - с эскадрой шел «Резвый», но 20 января 1905 года и он лег на обратный курс. Для столь дальнего похода миноносцы типа «Сокол» оказались непригодными - главным образом из-за недостаточной мореходности и низкой надежности механизмов. В 1907 году «Пронзительный» и «Пылкий» перевели в состав Каспийской флотилии. Они прошли по Мариинской водной системе из Петербурга до Астрахани и 11 октября прибыли в Баку. В следующем году их паровые котлы переделали под нефтяное отопление. В принципе, смысла держать в составе Каспийской флотилии быстроходные торпедные корабли было немного, и уже в 1911 году их исключили из списков флота, причем «Пылкий» переоборудовали в нефтеналивную баржу-заправщик для новых дизельных канонерских лодок «Каре» и «Ардаган». Пожалуй, самый необычный факт из «каспийской» биографии миноносцев - это то, что на «Пронзительном» в течение двух лет на правах члена экипажа жил... леопард. В 1909 году его подарили Московскому зоопарку.
Оставшиеся на Балтике миноносцы в 1908 - 1910 годах модернизировали: по опыту Русско-японской войны на них установили второе 75-мм орудие, сняв бесполезную 47-мм артиллерию, оборудовали носовой и кормовой мостики, расширили носовые командные кубрики, увеличили высоту дымовых труб, смонтировали радиотелеграфную аппаратуру, а для растяжки антенн установили грот-мачту. Камбуз перенесли на верхнюю палубу - под носовой ходовой мостик. Одновременно капитально отремонтировали корпуса и заменили трубки в котлах.
К началу Первой мировой войны «соколы» устарели и морально и физически. Поэтому поначалу они использовались в роли посыльных судов, а в январе 1916 года все, кроме «Поражающего», были переоборудованы в тральщики и включены в состав 2-го дивизиона дивизии траления. Непосредственного участия в боях с противником они не принимали, избежали и боевых потерь. Пожалуй, самое серьезное происшествие, случившееся с бывшими миноносцами в годы войны, столкновение «Прыткого» с миноносцем № 214, произошедшее в проливе Моонзунд 22 ноября 1916 года. У «Прыткого» через пробоину затопило кормовое отделение, и он лишился хода. Для ремонта головной корабль семейства пришлось отбуксировать в Гельсингфорс. «Поражающий» был приписан к службе связи флота и использовался для обеспечения полетов гидроавиации. Официально его зачислили в класс посыльных судов.
Зиму 1917/18 года балтийские «соколы» встретили в Гельсингфорсе. В апреле «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» стали участниками знаменитого «Ледового похода» и перебазировались в Кронштадт. Остальные шесть кораблей достались белофиннам. По условиям Брестского мирного договора их надлежало вернуть РСФСР, однако фактически (летом 1918 года) был передан лишь «Поражающий». «Рьяный», «Прозорливый», «Послушный», «Резвый» и «Подвижный» вошли в состав ВМС Финляндии, их возвратили в класс миноносцев и переименовали соответственно в "S-1" - "S-5". После заключения в 1922 году Юрьевского мирного договора с Финляндией миноносцы-ветераны вновь оказались в России, но окончательно устаревшие корабли уже не представляли никакой ценности. Полученные S-3 («Послушный») и S-4 («Резвый») тотчас же были сданы на слом, а остальные «соколы» продали по цене металлолома самой Финляндии. Тем не менее они служили под финским флагом еще несколько лет. "S-2" 4 октября 1925 года затонул во время шторма в Ботническом заливе; в августе следующего года его подняли и разобрали на металл. Оставшиеся "S-1" и "S-5" в 1930 - 1932 годах капитально перестроили и переклассифицировали в сторожевые корабли, а затем - в суда-мишени. Их списали в 1939-м, но "S-5" («Подвижный») находился на плаву как минимум до 1943 года - финны надеялись использовать его в качестве приманки для советской авиации.
Вернувшимся из Гельсингфорса «Прыткому», «Прочному», «Ретивому» и «Поражающему» досталась более короткая, но вполне активная жизнь. 2 августа 1918 года их тоже возвратили в класс миноносцев и по распоряжению В.И. Ленина отправили на Волгу. 24 августа они прибыли в Нижний Новгород, где первые три корабля включили в состав Волжской военной флотилии, а «Поражающий» встал в ремонт и позже ушел в Астрахань. В сентябре миноносцы во главе с бывшим «Соколом» участвовали в боях под Казанью и на Каме. Выполнив свои задачи, они перебазировались на юг - в октябре все четыре миноносца вошли в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии и в течение двух лет действовали на Каспии, выполняя различные задачи. Их последними залпами стали обстрелы позиций войск азербайджанских националистов в октябре («Ретивый») и декабре («Прыткий») 1920 года. В следующем году миноносцы были выведены в резерв. 16 августа 1922 года «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» исключили из списков флота; «Поражающий» официально списали позже - 21 ноября 1925-го, хотя фактически он в течение четырех последних лет ржавел на приколе в Баку...

Черноморские миноносцы:
Четыре черноморских «сокола» - «Строгий», «Сметливый», «Свирепый» и «Стремительный» - ушли из Кронштадта парами 25 сентября и 1 октября 1902 года. Строившая их Охтинская верфь так и не устранила всех выявленных в ходе испытаний недоделок, но поскольку приближался оговоренный турецким правительством срок прохода черноморских проливов, требовалось спешить. Несмотря на низкое качество изготовления механизмов, все четыре миноносца в разоруженном состоянии успешно обошли вокруг Европы и в январе 1903 года прибыли в Севастополь. Здесь на них установили штатное вооружение, и они официально вступили в строй Черноморского флота.
Первое боевое испытание выпало на долю «Свирепого». 15 ноября 1905 года этот миноносец принял активное участие во вспыхнувшем в Севастополе восстании - на нем лейтенант П.П.Шмидт обходил корабли эскадры, призывая их экипажи поддержать мятежный «Очаков». Через несколько часов по «Свирепому» открыли огонь верные правительству канонерская лодка «Терец», броненосец «Ростислав», крейсер «Память Меркурия» и минный крейсер «Капитан Сакен». Миноносец открыл ответный огонь, но вскоре получил серьезные повреждения и выбросился на отмель у Павловского мыска.
В 1908 - 1909 годах черноморские «соколы» прошли ремонт и модернизацию, аналогичную осуществленной на их балтийских собратьях. К началу Первой мировой войны они входили в 6-й дивизион миноносцев. В силу специфики черноморского театра (а здесь нашему флоту противостояли далеко не самые современные турецкие корабли) устаревшие «соколы» потеряли свое боевое значение в меньшей степени, чем, скажем, на Балтике, поэтому использовались более активно.
Первый дальний поход к турецкому побережью все четыре миноносца 6-го дивизиона совершили в декабре 1914 года, приняв участие в неудачной операции по заграждению порта Зунгулдак пароходами-брандерами. 24 декабря «соколы» попали под сильный обстрел с берега, но, к счастью, избежали серьезных повреждений и на следующий день вернулись в Севастополь.
Из-за ограниченного радиуса действия «соколы» решили перебазировать в Батум, откуда совершать рейды вдоль вражеского побережья было значительно легче. Первыми туда направили «Свирепый» и «Сметливый», затем к ним присоединилась и вторая пара. Вместе с более крупными миноносцами 5-го дивизиона - 350-тонными кораблями типа «Заветный» - они ходили в разведку, обстреливали береговые позиции неприятеля, действовали против каботажного судоходства. Одним из наиболее удачных рейдов стал выход «Свирепого» 19 января 1915 года - в этот день он потопил 11 небольших турецких парусных судов. Нередко «соколы» выполняли задания совместно с более современными эсминцами типа «Капитан Сакен» и даже «новиками».
В марте 1916 года «Строгий» и «Стремительный» приняли активное участие в десантной операции у порта Атина - миноносцы вели на буксире тральщики с десантными партиями, поддерживали высадку войск артиллерийским огнем.
30 марта «Стремительный» участвовал в спасении людей, находившихся на госпитальном судне «Португаль», торпедированном немецкой подводной лодкой U-33. 4 апреля U-33 в бухте Сурмене снова попыталась атаковать русские транспорты, но была своевременно обнаружена вахтой миноносца «Строгий». Командир черноморского «сокола» капитан 2 ранга Г.Г.Чухнин приказал дать полный ход и устремился на таран. Субмарина успела погрузиться, но удар винта миноносца погнул ее перископ на 45°, из-за чего немцам пришлось прервать крейсерство и уйти в Босфор.
Активно действовали миноносцы и в кампании 1917 гада. 7 марта вышедшие из Батума «Сметливый» и «Свирепый» обстреляли портовые сооружения в Териболу и Керасунде, а также потопили два небольших парусника. 28 мая «Сметливый» установил своеобразный рекорд: на участке от Ак-Лимана до Синопа он уничтожил 85 и захватил одно парусное судно, а в бухте Герзе «несколькими выстрелами рассеял подразделение вражеских солдат». В тот же день отличился и «Строгий»: на его счету значились 18 потопленных парусников, а также разрушенные военные склады, мастерские, банк и две пристани в городе Самсуне. 24 августа «Свирепый» и «Строгий» прикрывали высадку тактического десанта в местечке Орду.
Революция и сепаратный Брестский мир на судьбе Черноморского флота отразились самым роковым образом. «Сметливый» и «Стремительный» 18 июня 1918 года легли на грунт Цемесской бухты вместе с кораблями, чьи экипажи не пожелали возвращаться в оккупированный немцами Севастополь. «Свирепый» и «Строгий» в течение нескольких лет формально переходили из рук в руки, но фактически неподвижно стояли у стенки в Севастопольской бухте. В 1921 - 1923 годах их отремонтировали и ввели в строй Морских сил Черного моря под новыми названиями «Шмидт» и «Марти» соответственно. Они оказались одними из немногих действующих черноморских кораблей, доставшихся Советской России от царского флота. Однако время брало свое: 29 апреля 1927 года «Шмидт», а 20 июля 1929-го «Марти» были исключены из списков флота и вскоре разобраны на металл.

Hosted by uCoz