E В МЕНЮ  МПК

МПК проекта 201

НА ГЛАВНУЮ G

E В МЕНЮ  ПСКР

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

201М - 183 тонны.
 полное: 201М - 207 тонн.

Размеры:

 длина:

201М - 42 метра.

 ширина: 201М - 6.1 метр.
 осадка: 201М - 1.8 метра.

Скорость:

 максимальная:

201М - 26 узлов.
 экономическая: 201М - 12 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

-""--""--

 экономическим ходом: 201М - 500 миль.

Тип двигателя:

201М - три дизеля типа "37Д" общей мощностью 5.400 л.с.

Автономность:

201М - 7 суток.

Броня: отсутствует.

Вооружение:

201М:
2х2 - 25 мм "2М-3" затем "2М-3М" (боезапас по 500 выстрелов на ствол).
4 пятиствольных "РБУ-1200".
2 кормовых бомбосбрасывателя.
201Т:
1х2 - 25 мм "2М-3М" (боезапас по 500 выстрелов на ствол).
2 - 400 мм бортовых торпедных аппарата "ОТА-40-204" (на месте кормовой АУ "2М-3М").
4 пятиствольных "РБУ-1200".
2 кормовых бомбосбрасывателя.

Экипаж:

201М - 27 человек.

Примечание:  первые два катера сданные флоту в 1955 году для испытаний имели другие характеристики: водоизмещение - 141/158 тонн, размеры - 39.2х5.8х1.56 метра, вооружение - 1 45 мм "СМ-21-ЗиФ", 2х2 25 мм "2М-3", 2 кормовых бомбосбрасывателя и 2 бомбомёта "БМБ-1" с запасом глубинных бомб в 36 штук. Из за отсутствия штатных дизелей корабли оснастили пятью дизелями "М-50Ф", по два дизеля работали на крайние валы и один на средний. Из за такого распределения машинами очень сложно было управлять. По завершению испытаний проект был откорректирован и в серию корабль пошёл с новыми ТТХ.

    Совершенствование в послевоенный период подводных лодок вынудило командование ВМФ СССР создать более совершенный противолодочный корабль чем его предшественники. Проектирование такого корабля поручили Зеленодольскому ЦКБ-340. Корабль долженн был быть совершеннее и универсальнее своих предшественников. Он должен был не только вести борьбу с подводными лодками противника, но и нести противовоздушную оборону охраняя транспортные суда на переходе морем, Первые два корабля построили и сдали флоту в 1955 году, но т.к. промышленность не освоила массовое производство некоторых механизмов последующие корабли сдавались флоту с отставанием от графика.
    Корабли строили в стальном корпусе, надстройка из алюминиевых сплавов. По сравнению с прототипом заметно усилили противолодочное вооружение, полностью изменили зенитное, усилили радиолокационное. Кроме частей флота, малый противолодочный корабль проекта 201М широко использовался и в частях морской погранохраны, а так же 83 корабля из общего числа построенных (в том числе часть кораблей пошли на экспорт из состава ВМФ СССР) были переданы в другие страны: ГДР, Вьетнам, Куба, Болгария, Китай, КНДР, Алжир, Ирак, Южный Йемен. Кроме этого в ГДР, Китае, Египте МПК проекта 201 строились по лицензии. По классификации НАТО корабли данного проекта носили шифр "S.O.1".
    Всего отечественные судоверфи (№ 340 Зеленодольск, № 532 Керчь и № 576 Хабаровск) в период с 1958 по 1967 год построили и сдали флоту и МЧПВ 160 кораблей проекта 201М, ещё 62 катера были построены на экспорт. Кроме этого с 1964 г. по 1967 г. Керченская судоверфь сдала флоту 18 катеров с усиленным противолодочным вооружением проекта 201Т. Таким образом на отечественных судостроительных заводах всего построили 252 корабля проекта 201: 1955 г. 2 ед. (для испытания); 1957-58 г.г. 10 ед. (откорректированный проект 201); 1958-67 г.г. 222 ед. (проект 201М); 1964-67 г.г. 18 ед. (проект 201Т).
    Из всех новшеств которые были внедрены на кораблях проекта 201 они обладали существенным недостатком - малая скорость полного хода. Для борьбы со скоростными атомными субмаринами имевшие возможность поддерживать продолжительное время высокую скорость полного хода корабли 201 проекта оказались не эффективными, для этого требовались корабли нового покаления.

Интересные факты из истории кораблей проекта 201:
Один из кораблей который проходил службу в составе 6 ОБРПСКР г. Очамчира во время несения дозора на государственной границы Союза ССР на траверзе мыса Скурча был вынужден открыть огонь по самолёту Ан-2. Экипаж самолёта выполнявший рейс Сухуми - Кутаиси договорился между собой и своими семьями о побеге заграницу (в Турцию). Они выкупили все билеты на этот рейс и взлетев сразу отклонившись от курса и не отвечая на запросы с земли прямым курсом полетели в Турцию. Тогда быстро сообразив что случилось сотрудники аэропорта оповестили пограничников что самолёт угнан, заложников на борту НЕТ. Получив приказ сбить самолёт комендор носовой АУ не смог отрыть огонь по самолёту с живыми людьми, тогда командир корабля лично сел на место комендора и отрыл огонь вдогон самолёту, но время было упущено (пока он с мостика добежал до АУ, пока занял место наводчика, самолёт вышел из зоны прицельного огня), но всё же пока самолёт находился в зоне досягаемости командир корабля вёл огонь по самолёту но все снаряды прошли мимо.

Hosted by uCoz