E В МЕНЮ ПОГРАНИЧНЫЕ |
Пограничные корабли проекта 97П |
|
E В МЕНЮ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ |
Водоизмещение: |
нормальное: |
2785 тонн. |
полное: | 3710 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
70 метров. |
ширина: | 18.1 метр. | |
осадка: | 6.2 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
15.4 узла. |
экономическая: | --""--""-- | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
6000 миль. |
экономическим ходом: | 10.700 миль. | |
Тип двигателя: |
три дизеля "3Д100" работают на электрогенераторы, те в свою очередь дают ток ДВУМ электромоторам. |
|
Автономность: |
50 суток. |
|
Броня: | отсутствует. | |
Вооружение: |
1х2 - 76 мм артустановка "АК-726" (РЛС управления
"Турель"). |
|
Экипаж: |
10 офицеров и 113 матросов. |
Ледоколы проекта 97 стали самыми массовыми кораблями данного
класса построенные для Отечественного флота. Первоначально они предназначались
для работы в Арктических широтах, но затем круг их обязанностей расширился когда
на их базе стали создаваться научно-исследовательские и пограничные корабли для
работы в суровых условий Арктики.
В 90-ые годы часть кораблей были проданы на слом, но некоторые продолжают
служить и трудиться в интересах России в Арктических широтах.
ЛЕДОКОЛЫ проект 97 (3 ед.); 97А (14 ед.); 97Е (1 ед.);
97АП (2 ед.); 97Д (2 ед.); 97Б (1 ед.); 97П (8 ед.); 97Н (1 ед.):
После окончания Великой Отечественной войны в составе гражданского флота
находилось несколько десятков ледоколов дореволюционной и довоенной постройки,
но их не хватало. Тем более что линейные ледоколы (самые мощные) нужны были для
проводки караванов судов по Северному морскому пути, а их нередко привлекали для
проводки судов в прибрежной зоне где с льдами могли бы справиться и менее мощные
корабли. Поэтому остро встал вопрос о разработки проекта таких судов для работы
в прибрежной зоне и непосредственно в портовой зоне. Помимо всего прочего и для
охраны пограничных рубежей требовался корабль ледокольного типа. На тот момент в
составе МЧПВ КГБ СССР находился только один корабль подобного типа -
ПСКР "Пурга" проекта 52.
Ледоколы проекта 97 все строились в Ленинграде на заводе имени Марти: 1959-62
г.г. построили 3 ледокола проекта 97 (для ВМФ СССР), в 1961-71 г.г. на воду
спустили 14 ед. проекта 97А (для Министерства морского флота) они отличались от
первоначального проекта только тем что весь корпус был разбит на 8
водонепроницаемых отсеков, плавучесть обеспечивалась при полном затоплении
любого из отсеков. В 1967 г. по заказу ГДР стапель покинул ледокол проекта 97Е.
Корабли строились очень быстро в год завод сдавал флоту по 2 корабля. С каждым
новым кораблём технология строительства усовершенствовалась, кроме этого
постоянно вносились изменения в конструкцию, устранялись недостатки выявленные
на уже эксплуатирующихся кораблях (постепенно усовершенствования вносились и в
уже построенные ледоколы).
Все ледоколы которые были построены для ВМФ имели штатное вооружение, а на судах
которые были переданы гражданскому флоту вооружение отсутствовало, но во время
войны оно могло быть быстро установлено, т.к. конструкция судна это
предусматривало по мобилизационному плану. Ледоколы проекта 97 вооружались:
1х2 - 57 мм "ЗИФ-31Б" и 1х2 - 25 мм "2М-3М" (позже
ледоколы были разоружены), те корабли которые вошли в состав МЧПВ КГБ СССР были
вооружены другим составом вооружения и оно на них не демонтировалось.
С началом эксплуатации ледоколов выяснилось что они не только способны работать
в прибрежной зоне но и проводить суда в зимний период в Белом и Баренцевом
морях. С толщиной льда до 75 см, а иногда и до 1 метра. Одним словом конструкция
оказалось очень удачной.
проект 97:
"Добрыня Никитич" - вступил в строй 31 декабря 1960 г. Входил в состав
18-ой бригады судов обеспечения Северного флота. Обеспечивал переход атомных
подлодок Северного флота на Тихий океан. В 70-ых годах неоднократно участвовал в
океанографических экспедициях. в 1990 году списан.
"Пурга" - вступил в строй 23 октября 1961 г. Входит в состав 474-го
дивизиона судов обеспечения Дважды Краснознамённого Балтийского флота.
"Вьюга" - вступил в строй 16 июля 1962 г. .......... Списан в 1991 году.
проект 97А:
Все ледоколы построенные до 1966 г. носили названия "Ледокол-1..." и
так далее по порядку. После 1966 г. всем построенным и строящимся кораблям стали
присваивать имена собственные.
"Василий Прончищев" - вступил в строй 30 декабря 1961 г.
Принадлежал Северному морскому пароходству, обеспечивал проводку судов в устье
Северной Двины и в Белом море. Участвовал в доставки бурового оборудования в
Варандее. В 1988 г. использовался для исследования прибрежной зоны Архангельск -
Диксон - Тикси. Списан в 1989 г.
"Афанасий Никитин" - вступил в строй 1 ноября 1962 г. Принадлежал
Черноморскому морскому пароходству. Входил в состав Экспедиционного отряда
аварийно-спасательных, судоподъёмных и подводно-технических робот (АСПТР).
Списан в 1994 г.
"Харитон Лаптев" - вступил в строй 25 декабря 1962 г. Принадлежал
Сахалинскому морскому пароходству. .......... Списан в 2004 г.
"Василий Поярков" - вступил в строй 26 июля 1963 г. Принадлежал
Дальневосточному морскому пароходству, обслуживал порт Владивосток. Списан в
1988 г. как ледокол "Пояр".
"Ерофей Хабаров" - вступил в строй 7 декабря 1963 г. Принадлежал
Дальневосточному морскому пароходству, обслуживал порт Магадан. Списан в 1993 г.
"Иван Крузенштерн" - вступил в строй 27 октября 1963 г. Принадлежал
Балтийскому морскому пароходству, сейчас обслуживает выход и вход кораблей из
Санкт Петербурга до приёмного буя (западнее Кронштадта). У ледокола заменили
главные двигатели, на более мощные "6L26"
(голландские). В 2007 г. во время ремонта на судне вспыхнул пожар который
значительно повредил корабль. После ремонта опять вышел на линию.
"Владимир Русанов" - вступил в строй 28 декабря 1964 г. Принадлежал
Черноморскому морскому пароходству. Входил в состав АСПТР. В 1973 г. совместно с
буксиром "Атлант" привёл на Кубу из Одессы плавдок грузоподъёмностью 4000 тонн.
Списан в 1988 г.
"Семён Челюскин" - вступил в строй 11 августа 1965 г. Принадлежал
Северо-Восточному управлению морского флота, базировался на порт Тикси.
.......... В 1992 г. продан в Китай, находится в эксплуатации и по сей день.
"Илья Муромец" - вступил в строй 28 декабря 1965 г. Построен по заказу
ВМФ, дооборудован по проекту 97К. Исключен из состава флота 30 июня 1993 г.
"Юрий Лисянский" - вступил в строй 27 декабря 1965 г. Принадлежал
Балтийскому морскому пароходству, входил в состав АСПТР. Неоднократно принимал
участия в рискованных операциях по спасению терпящих бедствия кораблей: В марте
1972 г. спасал греческий сухогруз "Миноан Чиф", в 1974 г. спасал французское
судно "Мелюзин". В следующем году ледокол отбуксировал земснаряд из
Висмара в Ильичёвск, а в 1976 г. из ГДР в Коломбо отбуксировал плавмастерскую,
на обратном пути буксировал буксир-снабженец "Куру" в Ленинград. В 1977 г.
ледоколу пришлось в тяжёлых условиях штормовой Балтики буксировать из ФРГ в
Ленинград крановое судно "Азербайджан" и экипаж справился с это задачей. В 1978
г. не менее сложная задача отбуксировать из Риги на Камчатку паром "Аваченский"
и эта задача была успешно выполнена всего за четыре месяца. Ледокол
"Ю.Лисянский" и сегодня продолжает трудится в водах Финского залива. Он
обеспечивает проводку судов из Петербурга, а так же Выборга и Высоцка.
"Буран" - вступил в строй 24 сентября 1966 г. Построен по заказу ВМФ,
дооборудован по проекту 97К. Входит в состав 474-го дивизиона судов обеспечения
Дважды Краснознамённого Балтийского флота.
"Фёдор Литке" - вступил в строй 14 декабря 1970 г. Принадлежит
Сахалинскому морскому пароходству. В 1988 г. прошёл капремонт, продолжает
работать в интересах сахалинского пароходства.
"Иван Москвитин" - вступил в строй 1 сентября 1971 г. Принадлежал
Черноморскому морскому пароходству (до 1978 г.), затем входил в состав
Дальневосточного пароходства. Весной 1973 г. - зимой 1974 г. совершил рейс
вокруг Африке с теплоходом "Витим" на буксире. Из порта Могадишо отправился в
Ленинград для того что бы отбуксировать плавкран в Бангладеш. Затем вернулся на
Чёрное море. В 1978 г. перечислен в Дальневосточное пароходство. В 1997 г.
продан с аукциона на слом.
"Семён Дежнёв" - вступил в строй 28 декабря 1971 г. Принадлежал
Балтийскому морскому пароходству. В 1999 г. прошёл капитальную модернизацию.
Продолжает работать в водах Финского залива по проводке транспортных кораблей из
порта Санкт Петербурга.
проект 97Е:
"Штефан Янцен" - строился по заказу ГДР. Практически не отличался
от проекта 97А, только экипаж был меньше. Вступил в строй 30 ноября 1967 г.
Портом приписки стал Росток. После объединения Германий вошёл в состав Морского
транспортного ведомства Штральзунд. В 1995 г. смог преодолеть ледовую блокаду и
обеспечить работу порта Рюген. Являлся крупнейшим ледоколом Германии с 1945 г. В
2005 г. продан греческой фирме, а в 2006 г. перепродан в США. Новые владельцы
остались довольны состоянием судна, но они ещё не решили в каком амплуа будет
выступать ледокол. Ему грозит переделка в исследовательское судно или судно
сопровождения парусных яхт в дальних круизах.
проект 97АП:
Патрульные ледоколы создавались для несения дозорной службы на
концевых участках Северного морского пути. Проектом было предусмотрено
увеличение автономности, а значит увеличение и водоизмещения. Так же была
увеличена до 6.300 миль и дальность плавания. Первоначально ледоколы вооружались
57 и 25 мм зенитными автоматами, но впоследствии вооружение демонтировали.
"Садко" - вступил в строй 6 ноября 1968 г. Входит в состав Камчатской
военной флотилии Тихоокеанского флота. В 2008 г. прошёл капитальный ремонт.
"Пересвет" - вступил в строй 28 июля 1970 г. Входит в состав 18-ой
бригады судов обеспечения Северного флота. в 1971 г. участвовал в испытании
баллистической ракеты "Р-29" запущенной с АПЛ "К-145".
проект 97Д:
Для изучения трассы Северного морского пути по заказу Морского флота
были построены два гидрографических судна на базе проекта 97. На них были
оборудованы несколько научных лабораторий и каюты на 14 научных сотрудников. Для
изучения дна была установлена специальная аппаратура.
"Пётр Пастухов" - вступил в строй 30 декабря 1966 г. В свою первую
навигацию ледокол работал в Финском и Рижском заливах, вскрывал лёд и проводил
за собой транспорты. Так же он первым из судов подобного класса смог пройти в
Выборгский залив и вскрыть там лёд для нормальной работы порта. В 1967 г.
перешёл на Север и местом постоянной приписки стал порт Архангельск. В
дальнейшем работал в районе реки Енисей и портах Дудинка и Игарка.
Проводил замеры глубин, а так же помогал достовлять грузы "северного
завоза". В середине 90-ых ледокол был продан на металл в Индию. Туда он прибыл
своим ходом, кроме этого ведя на буксире один из кораблей Северного флота так же
проданного на метал в эту страну.
"Георгий Седов" - вступил в строй 30 декабря 1967 г. Принадлежал
Провиденской базе гидрографического предприятия Морского флота. В 1992 г.
передан Дальневосточному морскому пароходству и вскоре был списан.
проект 97Б:
Для гидрографической службы ВМФ на базе проекта 97 был разработан
ледокол проекта 97Б. От прототипа он отличался значительным увеличением размеров
корабля, водоизмещением и автономностью . Кроме этого значительно был увеличен
экипаж (до 63 человек), штат научных сотрудников состоял из 17 человек.
"Владимир Каврайский" - вступил в строй ??. ??. 1969 г. Входит в состав
отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Гидрографической
службы Северного флота.
проект 97П:
В конце 60-ых погранслужбе СССР потребовались корабли ледового класса
для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой. Кроме этого
острая необходимость в таких кораблях появилась и в связи с чем что в
Арктических водах СССР всё чаще и чаще стали "случайно" появляться ледоколы США
и Канады. Для их вытеснения не всегда можно было посылать боевые корабли, а
снимать с линии линейные ледоколы было не целесообразно. Поэтому МЧПВ КГБ СССР
заказали промышленности серию пограничных сторожевых судов ледокольного класса.
Для экономии времени и средств проект был разработан на базе уже строящихся
кораблей 97 проекта. Но был значительно переработан для нужд пограничников (см.
ТТХ).
"Иван Сусанин" - вступил в строй 31 декабря 1973 г. Входит в состав
Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. В состав пограничных войск не
входил, строился сразу для ВМФ, без вооружения. В 1979 г. участвовал во встрече
атомной ПЛ "К-320" которая совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский.
Обеспечивал поход атомной ПЛ ТОФ "К-212" подо льдами Чукотского моря.
"Айсберг" - вступил в строй 6 февраля 1975 г. Вскоре совместно с ПСКРом
"Сахалин" (проект 745П) перешёл Северным морским путём на Дальний восток, вошёл
в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования Петропавловск-Камчатский. ПСКР
неоднократно выходил на задержание судов нарушителей и браконьеров. Кроме этого
корабль участвовал и в спасательных операциях:
05.03.1977 г. - в условиях шторма спас 28 моряков с траулера "Свободный" и 8
моряков с траулера "Тымовск" которые идя на боте к траулеру "Свободный"
перевернулись. Всех моряков спасать пришлось с помощью вертолёта.
март 1978 г. оказал помощь морякам дезель-теплохода "Волочаевск" терпящему
бедствие в проливе Литке.
23 июнь 1983 г. оказывал помощь в спасении моряков с атомной ПЛ "К-429"
затонувшей в бухте Сараная.
октябрь 1984 г. спасал моряков с затёртого льдами траулера "Заветный".
В 2006 г. исключён из состава МЧПВ России.
"Руслан" - вступил в строй 25 сентября 1975 г. Входит в состав
Краснознамённого Северного флота как патрульный ледокол. В 2002 г. прошёл
капитальный ремонт.
"Имени XXV съезда КПСС" ===>
с 11.04.92 г. "Анадырь" (при закладке именовался "Днепр") -
вступил в строй 30 сентября 1976 г. Вскоре перешёл Северным морским путём на
Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом базирования
Петропавловск-Камчатский. В 1997 - 2001 г.г. входил в состав отдельного
Магаданского дивизиона пограничных сторожевых кораблей. Участвовал в патрульной
службе у берегов Дальнего Востока, досматривал суда нарушители. Участвовал в
выдворении за пределы тервод СССР знаменитого судна ГРИНПИС "Рейнбоу Уорриор".
Так же принимал участие в поиске места падения Южнокорейского "Боинга-747".
24.10.2000 г. на борту ПСКРа случился сильный пожар, который уничтожил все
имеющиеся средства связи, а так же выгорело множество и других помещений. Экипаж
смог справится с огнём и своим ходом прибыл в порт приписки. С 2001 по 2003 г.
корабль был в ремонте, но он был не качественный и после непродолжительной
службы 915 суток) корабль опять встал на двухгодичный ремонт. После его
окончания корабль вновь вошёл в состав МЧПВ России.
"Дунай" - вступил в строй 30 декабря 1977 г. Вскоре перешёл Северным
морским путём на Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом
базирования Петропавловск-Камчатский. Участвовал в спасении пилотов
американского патрульного самолёта "Орион" упавшего в Берингово море в 1978 г.
Так же участвовал во множестве других операциях по задержанию браконьерских
судов.
"Нева" - вступил в строй 29 декабря 1978 г. Вскоре попытался перейти на
Дальний восток, но попытка была неудачной и корабль остался на Севере для
несения патрульной службы, ожидая следующего года для перехода. В 1980 г.
совместно с двумя ПСКРами 745 проекта перешёл Северным морским путём на Дальний
восток при этом они так же обеспечивали переход АПЛ "К-223". Местом постоянного
базирования стал порт Петропавловск-Камчатский", но в 2000-2002 г.г. корабль
временно входил в отдельный Магаданский дивизион ПСКР. За время службы провёл
много досмотров судов, конфисковал несколько сот тонн незаконно выловленных
морепродуктов.
"Волга" - вступил в строй 26 декабря 1980 г. Вскоре перешёл Северным
морским путём на Дальний восток, вошёл в состав 1-ой дивизии ПСКР с местом
базирования Петропавловск-Камчатский. На протяжении всех 80-ых годов корабль
активно нёс службу по охране морских рубежей СССР, участвовал во множестве
задержаний браконьерских судов, а так же участвовал и в спасательных операциях.
В мае 1990 г. впервые со времён Великой Отечественной войны советский корабль
прибыл к берегам США с дружественным визитом в порт Сан-Франциско по поводу
200-летия БОХР США, по этому случаю на корабле установили 2 салютные 45 мм
пушки. В 2005-2006 г.г. корабль капитально отремонтировали.
"Имени XXVI съезда КПСС"
===> с 11.04.92 г. "Иртыш" ===> с
26.1296 г. (или 9.02.2000 г.) "Мурманск" - вступил в строй 25 декабря
1981 г. В 1982 г. перешёл к месту постоянного базирования Кувшинская Салма (1
ОБРПСКР). Впервые в истории пограничных войск СССР/России совершил поход к
архипелагу Земля Франца Иосифа, установил там пограничный столб. Ходил с
дружественным визитом в Исландию. В 2004 - 2008 г.г. капитально отремонтирован.
проект 97Н:
Единственный в мире научно-исследовательский ледокол. Создан для
ведения гидрометеорологии и контролю воздушной среды в суровых условиях Арктики.
За основу был взят проект 97А, но с несколько измененной формой и
перепланировкой внутренних помещения для размещения лабораторий и научных
сотрудников. А так же на верхней палубе установили научную аппаратуру. Заметно
была уменьшена бортовая качка что давала экипажу больше комфорта чем на
остальных судах этого проекта. Судно было оснащено множеством научной аппаратуры
самой совершенной на тот момент.
"Отто Шмидт" - вступил в строй 30 августа 1979 г. Вскоре корабль перешёл
в Мурманск к месту своего постоянного базирования. В 80-ых годах ледокол
принимал участие в нескольких глобальных экспериментов АН СССР: "Карский
эксперимент", "Баренцев эксперимент", "Полярный эксперимент". В этих
экспериментах изучались процессы - "океан - лёд - атмосфера" их взаимодействие.
Кроме этого корабль принимал участие в высадки нескольких экспедиций полярников
на дрейфующие льдины. В ноябре 1991 г. корабль вернулся из своей последней,
40-ой экспедиции. Денег на финансирование работ и на ремонт не было. Пять лет
корабль простоял на приколе. Потом был продан на металл в Индию, куда ушёл своим
ходом.