E В МЕНЮ

тяжёлый крейсер "Петропавловск " (бывший "Лютцов")

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

--""--""--
 полное: 10.400 тонн.

Размеры:

 длина:

212.5 метра.
 ширина:   21.9 метра.
 осадка:     4.5 метра.

Скорость:

 максимальная:

несамоходный.
 экономическая: несамоходный.

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: --""--""--

Тип двигателя:

котлотурбинная установка в строй введена не была. Но часть механизмов были погружены на корабль и смонтированы.

Автономность:

--""--""--

Броня:

главный бортовой пояс - 80 мм.; верхняя палуба от 12 до 30 мм.; главная палуба - 30 мм.; скосы - 30 мм.; траверзы: носовой - 80 мм.; кормовой 70 мм.; боевая рубка: стенка - 150 мм.; крыша - 40 мм., носовой ЦАП - 60 мм.; башни ГК: лоб - 160 мм., крыша - 105 мм., боковые стенки - 70 мм., задняя стенка - 90 мм., барбет - 80 мм.

Вооружение:

2х2 - 203 мм орудия ГК (боезапас 600 снарядов).
2х1 - 37 мм зенитных автомата (боезапас 13.412 снарядов).
1х9 - 20 мм зенитных автомата (боезапас 31.778 снарядов).

Экипаж:

232 человека (20 офицеров, 76 старшин, 136 матросов).

ПРИМЕЧАНИЕ: все данные по ТТХ тяжёлого крейсера "Таллин" приведены на лето 1941 года, когда он вошёл в состав Балтийского флота как несамоходная плавучая батарея.

"Петропавловск" (до 2.10.40г. "Лютцов", с 19.09.44г. "Таллин", с 11.03.53г. "Днепр") - в конце 30-ых годов отечественные судоверфи не имели опыта строительства тяжёлых крейсеров-рейдеров. В связи с чем правительство СССР заключило контракт на покупку в Германии недостроенного тяжёлого крейсера "Лютцов" и достроить его на отечественной судоверфи в Ленинграде, с привлечением немецких специалистов и поставкой оборудования из Германии. После перевода крейсера в Ленинград из Германии приехали более 70 специалистов для достройки крейсера. Сначала работы шли в рамках утверждённого плана, но начиная с 1941 года немецкая сторона стала задерживать поставку механизмов и комплектующих для крейсера, а кроме того часть немецких инженеров покинули СССР.
К 22 июня 1941 году готовность крейсера составляло 70%, были смонтированы ряд механизмов, но в основном вспомогательные. Или например были смонтированы два из трёх ГТЗА но при этом ряд вспомогательных механизмов котельного отделения не были установлены из за их отсутствия. Отсутствовали уплотнительные сальники между переборками, что в последствии сказалось на судьбе самого корабля.
С началом войны работы на корабле постепенно приостановились. Но на складах хранилось почти 1.500 снарядов ГК для германских 203 мм орудий и ни кто кроме них ими стрелять не мог. В связи с чем крейсер был введён в строй как несамоходная плавучая батарея. Был сформирован экипаж и 14 августа 1941 года буксиры отвели корабль к Угольной стенке Ленинградского торгового порта где он и занял свою огневую позицию. А уже 7 сентября крейсер впервые отрыл огонь по наступающим немецким войскам. И на протяжении 10 дней он ежедневно отрывал огонь по немецким позициям. 11 сентября в стволе кормового орудия произошёл самоподрыв одного из снарядов ГК, в связи с чем орудие было полностью разрушено. А 17 сентября немецкая артиллерия произвела сильный артиллерийский обстрел крейсера и смогла накрыть его несколькими 210 мм снарядами (от 8 до 12 снарядов), было убить 10 человек, около 20 получили ранение. Из за отсутствия системы пожаротушения и уплотнительных сальников водонепроницаемых переборок корабль стал медленно наполнятся водой и в 13 часов дня 17 сентября 1941 года он лёг на грунт у Угольной стенки.
За десять дней боёв крейсер "Петропавловск" 40 раз отрывал огонь по немецким войскам, выпустив 676 снарядов.
Но командование Балтфлотом решили не бросать корабль, а поднять его и вновь ввести в строй, т.к. на складах ещё было много 203 мм снарядов, а крейсер располагал тремя пригодными к стрельбе пушками. в связи с чем прямо под носом у немцев начались работы по подъёму корабля и 17 сентября 1942 года он был поднят и отбуксирован к стенке завода №189. А уже 30 декабря 1942 года от железной стенке Торгового порта отрыл огонь по позициям гитлеровцев.
В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады Ленинграда. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на Вороньей Горе, в Дудергофе, узлам коммуникаций у Красного Села и Новых Вилози, наблюдательным и командным пунктам противника в Киргофе. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1.036 203 мм снарядов.
19 сентября 1944 года в связи с тем что линкору "Марат" было возвращено его прежнее название "Петропавловск", тяжёлый крейсер был переименован в "Таллин".
С окончанием войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера и вводу его в строй, но все варианты были отклонены. В 1953 году корабль переклассифицировали в несамоходное учебное судно "Днепр", а с 1956 года по 1958 год корабль служил плавказармой.
В 1959 году корпус крейсера был разрезан на металл.

"Seydlitz" - однотипный крейсер с "Лютцов" и пятый в серии тяжёлых крейсеров Германии типа "Адмирал Хиппер". Судьба распорядилась так что он не стал ни крейсером коим закладывался не авианосцем в который стал перестраиваться в 1942 году, будучи готовым на 90%. В самом конце войны он был затоплен в Кёнигсберге где и был захвачен Советским войсками. Уже 24 мая 1945 года он был поднят, вскоре сформировали экипаж из 366 человек (фактически экипаж состоял из 230 человек). Комиссия обследовала корабль и выдала заключение о целесообразности достроить этот корабль на отечественной верфи в Ленинграде совместно с "Таллином". Для этой цели даже хотели привлечь более 1.000 немецких специалистов которые находились в советском плену. Но обследовав все имеющиеся в распоряжении советский войск склады и судоверфи Германии так и не были обнаружены в достаточном количестве необходимые материалы, а что самое главное не было 203 мм орудий и тем более башен к ним. В связи с чем достраивать хотели с отечественной артиллерией 180 или 152 мм. Но и эти проекты были отклонены в связи с чем что всё равно большинство запасных частей и материалов не имелось в наличии. Даже если из двух крейсеров собрать один (а такой проект тоже рассматривался)  всё равно полноценной боевой единицей крейсер бы не был. Кроме того вскоре в связи с союзническими обязательствами корпус крейсера "Зейдлиц" Советское командование обязано было затопить в Балтийском море.
20 августа 1947 года совместно с недостроенным АВ "Граф Цепелин" крейсер "Зейдлиц" был затоплен в Балтийском море

Hosted by uCoz