E В МЕНЮ

теплоходы типа "Абхазия"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

5770 тонн.
 полное: 6700 тонн.

Размеры:

 длина:

112 метров.
 ширина: 15.5 метра.
 осадка: 5.95 метра.

Скорость:

 максимальная:

"Абхазия" - 12.6 узлов.
"Грузия" - 13.6 узлов.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: --""--""--

Тип двигателя:

2 дизеля общей мощностью 4.000 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

--""--""--

Экипаж:

76 человек. В варианте грузопассажирского: 518 классных мест, 125 сидячих мест, 317 палубных мест.

    Задачи необычайной трудности выпали с началом войны на долю "крымчаков" - крымско-кавказских почтово-пассажирских теплоходов "Абхазия", "Аджария", "Армения", "Украина", "Крым" и "Грузия", еще совсем недавно перевозивших туристов и курортников на линии Одесса - Батуми.
    Суда мобилизовали в первые дни войны. В рекордно короткий срок рабочие одесского завода № 1 сумели отремонтировать суда, переоборудовать их в военные транспорты, вооружить пушками и пулеметами. Героическим подвигом "крымчаков" войдет в летопись Великой Отечественной войны эвакуация Приморской армии из Одессы. Не случайно немцы бросили массу сил на уничтожение "крымчаков". В течение первого года войны погибли "Армения", "Грузия", "Украина", "Аджария", "Крым". Более тридцати отчаянно дерзких операций провела на Черном море "Абхазия", за свою неуловимость прозванная фашистами "летучим кораблем". Ее долго выслеживали, за ней охотились, но каждый раз мастерство экипажа одерживало верх: маневрируя, судно уходило от преследователей. Наконец 10 июня 1942 года вражеские самолеты настигли ее у первого причала Сухарной балки. От девяти прямых попаданий тяжелых авиабомб "Абхазия" затонула. Героически погибло последнее судно из серии крымско-кавказских теплоходов, история которых начинается в 1925 году...
    В историю отечественного судостроения 1925 год вошел как особенно примечательный. Именно тогда были заложены все суда, намеченные к постройке перспективным планом 1923 года. По техническому заданию Совторгфлота проектированием "крымчаков" занималась группа конструкторов во главе с Я. Копержинским. Чертежи корпуса и общего расположения разрабатывали М. Денисов, И. Яковлев, рефрижераторной установки - А. Дефабр, машинного отделения - П. Титов и 3. Аронштам, корпус рассчитывал М. Ловягин. Для консультации конструкторов Совторгфлот командировал в Ленинград опытных капитанов и механиков, длительное время плававших на товаро-пассажирских судах этой пинии. Их советы и рекомендации помогли конструкторам лучше понять особенности перевозки груза на пассажирском судне, создать условия комфорта для пассажиров и экипажа. В результате совместных усилий заказчика, конструкторов и эксплуатационников были сформулированы окончательные требования на новое судно, как на почтово-товаро-пассажирский теплоход, предназначенный для плавания по портам крымско-кавказского побережья и в Средиземном море. Предполагалось, что на судне будет оборудовано 550 пассажирских мест 1, 2 и 3-го классов, а для членов команды - двухместные каюты с одноярусными койками, расположенные в средней части теплохода над машинным отделением. Трюмы рассчитывались на прием 1000 тонн генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов или фруктов. Когда конструкторы прикинули компоновку жилых и грузовых помещений, оказалось, что, выполняя требуемые условия комфорта для пассажиров и команды, они не вписываются в заданную длину судна 100 м. Увеличить осадку у теплохода более 5,79 м из-за малой глубины Керченского порта конструкторы не могли. Оставалось одно - удлинить на 10 м корпус, на что и было получено согласие заказчика.
    В марте 1926 года конструкторы передали всю проектную документацию Балтийскому заводу и судостроительному заводу Круппа "Дойче Верфт" в Гамбурге, которому Совторгфлот заказал постройку двух теплоходов этой серии. Рабочие чертежи выполнялись на заводах, поэтому между "Грузией" и "Крымом", изготовленными в Германии, и советскими теплоходами есть некоторое различие. По предложению представителя Совторгфлота балтийцы закрыли пространство между кормовой рубкой и средней надстройкой, что несколько повысило центр тяжести судна. Поэтому для придания ему остойчивости в междудонное пространство пришлось заложить 120 тонн твердого балласта. Конструкторы Круппа сохранили общее расположение и внешний вид в соответствии с проектом, лишь немного заострив корму. Корпус стал более обтекаемым, в результате при испытаниях "Крым" и "Грузия" показали проектную скорость, хотя на них стояли дизели немецкого производства меньшей мощности - 2х1900 л.с., по сравнению с нашими двигателями 2х2000 л.с., разработанными на заводе "Русский дизель".
    Первое судно серии - "Абхазию"- заложили 24 октября 1926 года, спустя месяц состоялась закладка "Армении". Однако намеченный на 12 ноября 1927 года спуск "Абхазии" не состоялся: из-за низкой температуры воздуха (-3,8° С) коэффициент трения сала оказался выше допустимого. Несмотря на все попытки столкнуть судно с помощью пневматических толкателей и гидравлических домкратов, оно сошло на воду лишь 29 ноября, когда температура воздуха поднялась до 0°С. Благодаря опыту, приобретенному при спуске "Абхазии", "Аджарию" удалось благополучно спустить на воду при еще более неблагоприятных условиях: температура была -7,8° С, а толщина льда на Неве - 35 см. На освободившихся стапелях балтийцы заложили "Армению" и "Украину". 7 ноября 1930 года "Абхазия" вышла из Ленинграда в Черное море. Ее каюты заняли рабочие - ударники со всего Советского Союза, они отправлялись в путешествие вокруг Европы.
    Крымско-кавказские теплоходы были до войны нашими самыми крупными и самыми лучшими пассажирскими судами. Они получили очень высокую оценку и у зарубежных специалистов. Не случайно, когда испанцы заказали заводу Круппа два пассажирских теплохода, немцы взяли за основу "Канариаса" и "Балеариаса", которые курсировали между портами Испании и Канарскими и Балеарскими островами, проект наших "крымчаков". Их конструкция легла и в основу "Дагестана" и "Туркменистана" - двух теплоходов для Каспийского моря. И хотя в Великую Отечественную войну все теплоходы типа "Абхазия" погибли, опыт их эксплуатации не пропал, он пригодился при проектировании пассажирских судов послевоенной постройки.

"Абхазия" - 10 августа 1941 года судно было передано медицинской службе Черноморского флота. Штатная эвакоемкость 400 человек. Развертывались операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медицинский персонал: 9 врачей, 29 медсестер, 75 санитаров. Судно выполнило 36 рейсов: из Одессы - 9 (3854 чел), Севастополя - 18 (14056 чел.), Феодосии - 9 (7420 чел.), Ялты - 1 (2085 чел). Общее количество эвакуированных - 32 325 чел., из них 11804 (36,6%) лежачие. 10 июля 1942 года находясь в Севастополе судно было потоплено авиацией противника.

"Армения" - 10 августа 1941 года судно было передано медицинской службе Черноморского флота. Штатная эвакоемкость 400 человек. Развертывались операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медицинский персонал: 9 врачей, 29 медсестер, 75 санитаров. Судно выполнило 15 рейсов. Основные рейсы из Одессы и Севастополя. Общее количество эвакуированных 15000 человек, в среднем. 7 ноября 1941 года на траверзе Гурзуфа в результате торпедной атаки самолета-торпедоносца He-111. В носовую часть транспорта попала одна из двух выпущенных самолетом торпед. Судно затонуло за 4 минуты, поэтому практически все раненые, экипаж судна и медицинский персонал эвакуируемых медицинских учреждений погибли. В момент гибели на судне находились свыше 5500 человек. Спастись удалось лишь восьми пассажирам, которых подобрали катера охраны, и одной женщине удалось доплыть до берега самостоятельно.

Hosted by uCoz