E В МЕНЮ

канонерки типа "Красная Абхазия"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

1100 тонн
 полное: 1400 тонн.

Размеры:

 длина:

74.7 метра.
 ширина: 10.3 метра.
 осадка:   1.8 метра.

Скорость:

 максимальная:

10 узлов.
 экономическая:   6 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

2000 миль.
 экономическим ходом: 2300 миль.

Тип двигателя:

2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 котла, 2 винта, мощностью 750 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

первоначально:
3х1 - 130 мм орудия.
2х1 - 76 мм зенитных орудия (на КЛ "Красной Грузии" 1 орудие).
2х1 - 7.62 мм пулемёта.
1943 год:

3х1 - 130 мм орудия (20 снарядов в кранцах, 600 в погребах + 150 в перегруз).
2х1 - 76 мм зенитные пушки Лендера (600 снарядов в погребах + 400 в перегруз)..
2х1 - 45 мм зенитных полуавтомата "21-К" (1000 снарядов в погребах + 500 в перегруз).
2х1 - 37 мм зенитных автомата "70-К" (80 снарядов в кранцах, 3300 в погребах).
5х1 - 12.7 мм пулемёта (1 Виккерс, 4 ДШК. На некоторых стояли только ДШК).
в перегруз КЛ могли брать мины заграждения: обр.1908 или 1912 - 380 шт.; обр. 1916 - 220 шт.; обр. 1926 или КБ-3 - 180 шт.; типа "Р" - 900 шт.

Экипаж:

84 человека (с 1941 года169 человек: 9 офицеров, 38 старшин, 122 матроса).

ПРИМЕЧАНИЕ: первоначально все "Эльпидифоры" имели стандартное вооружение из 2х1-120 мм орудия и 2х1-7.62 мм пулемёта, в перегруз могли принимать 120 мин заграждения. Экипаж состоял из 33 человек. Но когда часть кораблей переделали в канонерские лодки на них поменялся состав вооружения и значительно увеличился экипаж. Кроме этого машины перевели с угольного питания на жидкостное (мазут) в связи с чем значительно увеличилась дальность плавания.
"Красный Аджаристан" - был вооружён: 2х1 - 130 мм "Б-13", 1х1 - 86 мм "90-К", 2х1 - 76 мм "34-К".
"Красная Армения" - канонерка не имела зенитного вооружения ближнего боя.
Все канонерки могли принимать на борт: 2 ТКА, 4 самолёта в ящиках, 6 лёгких танков, 4 152 мм орудия, 8 122 мм орудия, 16 45 мм орудия, 8 и 10 тягачей ЧТЗ и СТЗ соответственно, 7 и 9 грузовиков 3 и 1.5 тонных соответственно, 11 легковых автомашин. 2000 солдат с личным вооружением.

В 1915 году по контракту с заводом "Руссуд" в Николаеве приступили к строительству 30 кораблей типа "Эльпидифор" проект которых был разработан на базе чертежей рыболовецкой шхуны. Во время Первой Мировой войны на Чёрном море данные корабли использовались по широкому профилю, они были тральщиками, минными заградителями, войсковыми транспортами и т.п.

"Эльпидифор № 410" - в декабре 1920 года уведён за границу в составе Врангелевской эскадры. Дальнейшая судьба неизвестна.

"Эльпидифор № 411" - в декабре 1920 года уведён за границу в составе Врангелевской эскадры. Дальнейшая судьба неизвестна.

"Эльпидифор № 412" - в декабре 1920 года уведён за границу в составе Врангелевской эскадры. Дальнейшая судьба неизвестна.

"Эльпидифор № 413" - 4 июня 1920 года вошел в состав Черноморского флота. С 29 февраля 1922 года использовался как лоцманское судно. 20 декабря 1923 года переквалифицирован в канонерку и переименован в "Красную Абхазию".
Участвовала в Велико Отечественной войне.
Начало войны встретила в Николаеве на капремонте. 23 июля 1941 на буксире ТШ "Т-484" уведена в Севастополь на завершение ремонта, 4 ноября он был закончен и канлодка перешла в Туапсе.
25 - 26 декабря участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции.
С 16 января и до сентября 1942 года обеспечивала морские перевозки между портами Кавказа. Неоднократно подвергалась авиаударам как в портах, так и во время перехода. После ряда повреждений с октября 1942 года и до января 1943 года встала в ремонт.
4 февраля 1943 года приняла участие в десантной операции в Южной Озерейке в качестве десантного корабля. Получила повреждения от артиллерийского огня.
После завершения операции в Южной Озерейке продолжала выполнять воинские перевозки между портами Кавказа.
22 июля 1944 года корабль был награждён орденом Красного Знамени.
28 марта 1947 года переоборудован в гидрографическое судно "Курсограф", а с сентября 1949 года "Ингул". 3 июня 1959 года выведен из состава флота и разобран на металл.

"Эльпидифор № 414" - 4 июня 1920 года вошёл в состав Черноморского флота. 20 декабря 1923 года переоборудован в канонерку и переименован в "Красный Аджаристан"
Участвовала в Велико Отечественной войне.
Начало войны встретила в составе отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской ВМБ. На третий день войны приняла участие в минной постановки в районе Одессы, а 7 июля в минной постановки в районе Бугаза.
В конце июля 1941 года перечислена в Азовскую военную флотилию и 29 числа она ушла в Керчь одновременно конвоирую буксир и плавдок. Но очень скоро канонерка опять пришла в Одессу для конвоирования следующего плавдока. После успешной операции она вновь возвращается в Одессу для артиллерийской поддержки сухопутных войск. Проведено 6 артиллерийских ударов. Кроме этого корабль участвует и в морских перевозках между Одессой и Севастополем.
25 - 26 декабря участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции.
14 - 16 января 1942 года участвует в высадке морского десанта в районе Судака, всего было высажено 580 морских пехотинцев. После чего обслуживала морские перевозки между портами Кавказа и Керчью.
4 февраля 1943 года приняла участие в десантной операции в Южной Озерейке в качестве десантного корабля.
После завершения операции в Южной Озерейке до конца войны продолжала выполнять воинские перевозки между портами Кавказа.
6 марта 1947 года выведен из боевого состава и переоборудован в "блокшив № 1".

"Эльпидифор № 415" - 4 июля 1920 года вошла в состав Черноморского флота. 9 января 1921 года вступила в бой с двумя французскими эсминцами и транспортом. Получила тяжёлые повреждения и что бы не попасть в руки врага. Экипаж затопил корабль в районе Анапы.

"Эльпидифор № 416" - вступил в строй только в 1924 году как тральщик "ТЩ № 22". В 1925 году переименована в "Красный Крым" и переоборудована в минный заградитель. С 1928 года канонерская лодка. 31 октября 1939 года переименовали в "Красную Армению".
Участвовала в Великой Отечественной войне.
Начало войны встретила в составе отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской ВМБ. На третий день войны приняла участие в минной постановки в районе Одессы. После чего канонерка занималась эскортированием судов и доставки боеприпасов и пополнения из Крыма в Одессу.
В августе 1941 года осуществляла артиллерийскую поддержку войскам под Очаковым (выполнено 9 артиллерийских ударов).
21 сентября 1941 года во время перехода из Севастополя в р-он Григорьевки для обеспечения морского десанта была потоплена авиацией противника.

"Эльпидифор № 417" - вступил в строй только в 1923 году как тральщик "ТЩ № 23". В июне 1928 года переоборудован в канонерскую лодку. С 12 февраля 1925 года переименовали в "Красную Грузию".
Участвовала в Великой Отечественной войн.
Начало войны встретила в составе отдельного дивизиона канонерских лодок Одесской ВМБ. На третий день войны приняла участие в минной постановки в районе Одессы. Во время этой операции получила прямое попадание авиабомбы. Встала в экстренный ремонт. Уже 7 июля участвовала в минной постановки в районе Бугаза выставив 120 мин.
В августе и сентябре выполнила 10 артиллерийских ударов по позициям врага для поддержки своих сухопутных войск.
22 сентября 1941 года участвовала в высадке морского десанта в р-не Григорьевки, после чего поддержала десант своими орудиями.
25 - 26 декабря участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции.
4 февраля 1943 года приняла участие в десантной операции в Южной Озерейке в качестве десантного корабля. После высадки десанта продолжала снабжать войска на плацдарме боеприпасами и продовольствием, эвакуировала раненых.
27 февраля 1943 года в очередной раз подошла к району Мысхако с боеприпасами для десантников, но была атакована торпедными катерами противника и получила попадание одной торпеды и села на грунт, затем подверглась ударам авиации противника после чего корабль был окончательно разрушен. Но его остов ещё некоторое время использовался как своеобразный пирс для швартовки других кораблей которые доставляли на Мысхако боеприпасы, продовольствие и пополнение.

"Эльпидифор № 418" - достроен как нефтеналивное самоходное судно.

"Эльпидифор № 419" - достроен как нефтеналивное самоходное судно.

"Эльпидифор № 420" - достроен как баржа для перевозки нефти.

"Эльпидифор № 421" - достроен как баржа для перевозки нефти.

"Эльпидифор № 422" - достроен как самоходный танкер-заправщик. Возможно что пытались переоборудовать в канонерку. Во всяком случаи с 12 февраля 1925 года судно было переименовано в "Красную Молдавию".

"Эльпидифор № 423" - достроен как сухогрузный пароход.

"Эльпидифор № 424" - не достроен и разобран на стапеле.

"Эльпидифор № 425" - не достроен и разобран на стапеле.

"Эльпидифор № 426" - не достроен и разобран на стапеле.

"Эльпидифор № 427" - не достроен и разобран на стапеле.

"Эльпидифор № 428" - не достроен и разобран на стапеле.

"Эльпидифор № 429" - не достроен и разобран на стапеле.

Hosted by uCoz