E В МЕНЮ

линкоры типа "Севастополь"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

23.280 тонн.
 полное: 25.850 тонн.

Размеры:

 длина:

181.2 метра.
 ширина:   26.9 метра.
 осадка:    8.5 метра.

Скорость:

 максимальная:

23 узла, крейсерская скорость 16 узлов.
 экономическая: 13 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

  800 миль.
 экономическим ходом: 4000 миль.

Тип двигателя:

25 котлов системы Ярроу работающие на 10 паровых турбин системы Парсонс, суммарной мощностью 42.000 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: главный броневой пояс от 75 мм. до 225 мм.; противоторпедная зашито 37 - 50 мм.; казематы противоминной артиллерии - 25 мм.;  броневой траверз - 100 мм.; башня ГК - 75 - 203 мм.; барбет башни ГК - 76 - 150 мм.; боевая рубка - 75 - 254 мм.; верхняя палуба - 37.5 мм.; средняя палуба - 25 мм.; нижняя палуба - 12 мм.; скосы - 50 мм.

Вооружение:

  4х3 - 305 мм орудия ГК (100 выстрелов на одно орудие).
16х1 - 120 мм противоминная артиллерия (300 выстрелов на одно орудие).
  2х1 - 75 мм зенитных орудия (400 снарядов) - "Севастополь" и "Полтава".
  1х1 - 40 мм зенитный автомат (200 снарядов) - "Севастополь" и "Полтава".
  2х1 - 63 мм десантных орудия (400 снарядов). - "Петропавловск" и "Гангут".
  1х1 - 47 мм зенитное орудие (200 снарядов) - "Петропавловск" и "Гангут".
  4х1 - 7.62 мм пулемёта "Максим".
  4 - 457 мм бортовых торпедных аппарата (боезапас 12 торпед).

Экипаж:

31 офицер, 28 кондукторов, 1065 нижних чинов.

    В Русско-японской войне, закончившейся для России поражением, она потеряла и значительную часть своего флота. Помимо задачи восстановления флота, Морскому министерству было необходимо проанализировать опыт прошедшей войны и воплотить его в новых кораблях. Одним из выработанных требований к ним стало обеспечение остойчивости корабля при любых полученных в бою повреждениях - по формулировке А. Крылова - "корабль должен тонуть, не опрокидываясь". Для этого предполагалось распространить бронирование на максимально возможную часть надводного борта, для предотвращения проникновения воды через обширные пробоины небронированного борта и последующее быстрое опрокидывание корабля, как это имело место в Цусимском сражении. Ряд этих и других мер для повышения боевой живучести, в основном следовавших мировым тенденциям, уже были частично воплощены при доработке строившихся броненосцев типа "Андрей Первозванный".. Однако ещё до завершения их постройки, в 1906 году, вступление в строй британского линкора "Дредноут" сделало все броненосцы морально устаревшими, одновременно определив направление развития для будущих линейных кораблей.
    Все четыре корабля были заложены в один день - 3 июня 1909 года. "Гангут" и "Полтава" были заложены на Адмиралтейском заводе, тогда как "Севастополь" и "Петропавловск" - на Балтийском. Постройку кораблей планировалось осуществить в 38 месяцев, закончив в августе 1912 года, но в реальности она значительно растянулась из-за недостаточного финансирования, и как следствие, запоздалого заключения договоров на поставку комплектующих. Фактически, работы начались лишь сентябре-октябре того же года. Другой, традиционной уже проблемой, стала весовая перегрузка корабля по сравнению с изначальным проектом, в процессе разработки чертежей достигавшая ещё на бумаге 150 тонн по корпусу и 200 тонн по механизмам. Продолжение строительства такими темпами теряло смысл, поэтому для получения необходимых средств Совету министров пришлось пойти навстречу требованиям думы - был проведён ряд организационных изменений, организована финансовая комиссия по проверке деятельности Морского министерства, а также отправлены в отставку ряд деятелей Морского министерства. После этого, в феврале-марте 1911 года представленная Морским министерством просьба о выделении ассигнований на достройку кораблей была рассмотрена Комиссией по государственной обороне и после принятия Государственной думой, закон об ассигновании средств на достройку линкоров был утверждён Николаем II. Общая стоимость постройки кораблей оценивалась Морским министерством в 147,5 миллионов рублей, из которых за вычетом уже потраченных на постройку к тому моменту средств, на достройку было выделено 119,56 миллионов. Из-за уже значительно отстававших от плана темпов строительства кораблей, сроки их вступления в строй были отодвинуты на 1914 год.

"Севастополь" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Участвовал в 1-ой мировой войне. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота 2-ая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В августе 1915 года совместно с линкором "Гангут" прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. Принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону советской власти и вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона Петрограда в октябре 1919 года) и в Кронштадтском восстании 1-18 марта 1921 года
21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря переименован в "Парижская коммуна", после нескольких капитальных ремонтов в 20ых и 30ых годах был перечислен на Черноморский флот.

"Полтава" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Участвовал в 1-ой мировой войне. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию Балтийского флота 2-ая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). Принимал участие в  Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года находился в Петроградском военном порту на хранении. 24 ноября 1919 года по недосмотру вахтенных в носовом котельном отделении возник пожар, длившийся 15 часов. Из-за значительных повреждений, самым серьезным из которых было полное выгорание центрального артиллерийского поста, восстановление корабля в условиях разрухи было признано нецелесообразным. Линкор решили разоружить, а механизмы, оборудование, трубопроводы, кабель и тому подобное использовать для восстановления и ремонта трех других однотипных линкоров. Постановлением Совета труда и обороны от 2 сентября 1924 года с корабля были сняты остатки артиллерийского вооружения.
В начале 1920-х годов рассматривались различные проекты перестройки корабля. Один из проектов предполагал переделку бывшего линкора в авианосец с последующим переводом на Черное море. Проектные требования к авианосцу выглядели так: два 76-мм орудия, по десять зенитных и противоминных пушек, четыре "аэрогнезда", четыре подводных торпедных аппарата; бронирование верхней палубы 100-мм, борта - 250-мм плитами; скорость 30 узлов, дальность плавания полным ходом 1800, экономическим - 3800 миль. Предполагалось, что авианосец сможет брать на борт 50 самолетов. Однако проект так и не был реализован. В июне 1925 года возникло предложение восстановить линкор в прежнем качестве и вновь ввести его в строй. 7 января 1926 года корабль был переименован в "Михаил Фрунзе". За полгода работы с участием 356 рабочих Балтийского завода были потрачены все выделенные на восстановление средства, и 26 февраля комиссия признала невозможным восстановление линкора в течение ближайших двух лет. 5 августа 1927 года было принято решение возобновить восстановление корабля с учетом новых требований. Однако выяснилось, что денег на столь масштабный проект не хватает. 25 февраля 1928 года правительство согласилось выделить две трети необходимой суммы, и 11 мая было получено разрешение начать работы. Линкор планировалось восстановить с "малой модернизацией": вместо прежних 25 котлов корабль получал 12 новых, более мощных, из числа изготовленных для линейных кораблей типа "Измаил". Однако 17 декабря 1928 года Совет труда и обороны своим решением прекратил восстановительные работы.
Управления Военно-Морских Сил выступило с предложением о вводе "Фрунзе" в строй в качестве плавучей батареи с прежним вооружением, но с уменьшенным числом старых котлов. Советский флот крайне нуждался в линкорах, поэтому 7 октября 1930 года начальник морских сил Р.А. Муклевич подписал приказ о подготовке предварительных расчетов и технического задания на восстановление линкора "Фрунзе" в трех вариантах:

  • как плавбатареи, вводимой в строй в минимальные сроки и с наименьшими затратами;
  • как плавбатареи с постепенной достройкой (ежегодно зимой) в виде линкора по типу «Марата»;
  • с переделкой в линейный крейсер со скоростью хода 27 уз.

В конце октября 1930 года на совещании высшего командного состава был одобрен второй вариант, однако уже в декабре стало известно, что вследствие резкого сокращения ассигнований работы на "Фрунзе" в 1931 году не смогут быть даже начаты. 12 января 1931 года Муклевич обратился к наркомвоенмору К. Е. Ворошилову с просьбой разрешить использование оборудования линкора для других кораблей и в качестве мобилизационного запаса, а корпус сдать на слом. Нарком отказал, и корабль три месяца стоял на приколе. Две его средние башни начали демонтировать для отправки на Дальний Восток, где их в 1934 году стали использовать в системе береговой обороны Владивостока на острове Русском. В апреле 1931 года была высказана мысль о переделке линкора в трехбашенный линейный крейсер. После обследования корпуса судна его состояние было признано удовлетворительным, и Балтийский завод получил указание приступить к детальной разработке проекта. Однако техническое задание постоянно менялось, предлагались новые и новые варианты модернизации, в результате чего в августе 1934 года, в связи с началом массового строительства легких кораблей и подводных лодок, вновь поступило предложение исключить линкор из списков на восстановление. К концу года это решение было принято окончательно. В сентябре 1935 года вновь вернулись к идее восстановления линкора в качестве тихоходной плавучей батареи, но пока шла работа над вариантами проекта уже началось проектирование новых линкоров, в связи с чем 9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ окончательно признал восстановление линкора "Михаил Фрунзе" нецелесообразным и постановил демонтировать оставшееся оборудование на запасные части для линкоров типа "Марат". Корпус планировалось вывести в море и установить на банке для использования в качестве мишени. В 1941 году корпус был сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл, и начало войны застало его в Угольной гавани Ленинградского порта. Носовая оконечность до 15 шпангоута уже была разобрана. Осенью 1941 года при буксировке Морским каналом корпус получил несколько пробоин с левого борта и затонул вблизи бровки канала. Над водой осталась лишь носовая часть верхней палубы. Моряки устроили на нем корректировочный артиллерийский пост и импровизированную базу катеров, охранявших подступы к Ленинграду с моря. Работы по подъему затонувшего корпуса линкора велись с 21 января по 31 мая 1944 года, после чего он был сдан на слом и в 1946 году окончательно разобран.
 После войны при восстановлении и модернизации 30-й батареи Севастополя, башни и орудия взяли с балтийского линкора "Фрунзе" (бывший "Полтава") и модернизировали, где они и находятся по сей день. Две башни линкора "Полтава" в настоящее время находятся в составе "Ворошиловской батареи", филиала Военно-исторического Музея Тихоокеанского флота, вблизи Владивостока, на острове Русском.

"Гангут" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию 1-ая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). 28 августа 1915 года совместно с линкором "Севастополь" прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе.  1-2  ноября 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов, подавленное командованием. Осенью 1915 года и в декабре 1915 года совместно с линкором "Петропавловск" (флагман) участвовал в минно-заградительных операциях южнее острова Гогланд (в операционной зоне Германского флота). Принимал участие в   Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года по 4 мая 1925 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Прошел капитальный ремонт с 18 апреля 1925 года по 20 июля 1926 года в ходе модернизации был переименован в "Октябрьскую революцию".

"Петропавловск" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию 1-я маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В ноябре-декабре 1915 года совместно с линкором "Гангут" прикрывал активные минные постановки (южнее острова Готланд). Принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление восстания на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года, боевые действия в Копорском заливе в мае-июне 1919 года, оборона Петрограда; входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей) и в Кронштадтском восстании 1-18 марта 1921 года. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 14 февраля 1923 года на общем собрании личного состава линкора Почетным членом экипажа единогласно был избран В.И. Ленин, а 22 июня 1926 года Почетным рулевым - Народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. 20-27 июля 1925 года во главе эскадры Морских сил Балтийского моря совершил поход в Кильскую бухту. Переименован в "Марат".

Hosted by uCoz