E В МЕНЮ

польские БКА на службе ВМФ СССР

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

    В состав Пинской военной флотилии входило 9 бронекатеров бывшего Польского флота. Эти катера были затоплены польскими моряками в самом начале Второй Мировой войны, а затем подняты водолазами советского флота, отремонтированы на Киевском судостроительном заводе и включены в состав Пинской флотилии. Кроме бронекатеров флотилия пополнилась и девятью вспомогательными кораблями бывшего польского флота, так же затопленных и поднятыми советскими моряками. Но судьба этих катеров так же сложилась трагически, все они были потеряны в самом начале Великой Отечественной войны. Большинство из них были взорваны своими экипажами после того как корабли флотилии оказались отрезанными от основных сил Красной Армии и не имели возможности прорваться к своим.
    В состав флотилии входили два типа бронекатеров польской и чехословацкой постройки, а так же вспомогательные бронированные моторные лодки австрийской, чехословацкой и польской построек.

Первый тип бронекатеров польской постройки:

Водоизмещение:

 нормальное:

--""--""--
 полное: 12 тонн.

Размеры:

 длина:

11.2 метра.
 ширина:   3.0 метра.
 осадка:   0.2 метра.

Скорость:

 максимальная:

5.9 узлов.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: --""--""--

Тип двигателя:

дизель мощностью 40 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

ВМС Польши:
1х1 - 37 мм пушка.
1х1 - 7.92 мм пулемёт.
ВМФ СССР:
2х1 - 12.7 мм пулемёт ДШК.
1х1 - 7.62 мм пулемёт "Максим".

Экипаж:

6 человек.

БКА № 42 (бывший "KU-16") - построен в 1934 году в городе Пинск на верфи "Портовые мастерские ВМС Польши". 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. 27.08.1941 года погиб от огня полевой артиллерии Вермахта в р-не села Сухолучье.
БКА № 43 (бывший "KU-17") - построен в 1934 году в городе Пинск на верфи "Портовые мастерские ВМС Польши". 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.
БКА № 44 (бывший "KU-18") - построен в 1934 году в городе Пинск на верфи "Портовые мастерские ВМС Польши". 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.
БКА № 45 (бывший "KU-19") - построен в 1934 году в городе Пинск на верфи "Портовые мастерские ВМС Польши". 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. 17.09.41 года затоплен экипажем в на озере Лезерень.

Второй тип бронекатеров чехословацкой постройки:

Водоизмещение:

 нормальное:

  9 тонн
 полное: 10 тонн.

Размеры:

 длина:

10.7 метра.
 ширина:   2.3 метра.
 осадка:   0.4 метра.

Скорость:

 максимальная:

5.9 узлов.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: --""--""--

Тип двигателя:

дизель мощностью 40 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: от 6 до 10 мм.

Вооружение:

ВМС Польши:
1х1 - 37 мм пушка.
1х1 - 7.92 мм пулемёт.
ВМФ СССР:
2х1 - 12.7 мм пулемёт ДШК.
1х1 - 7.62 мм пулемёт "Максим".

Экипаж:

6 человек.

БКА № 41 (бывший "LKU-25") - построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-22". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-22" перестроен в Пинских портовых мастерских. 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. 11.09.1941 года затоплен экипажем на Десне в р0не села Ладинка. 29.11. 1943 года поднят спасателями ЭПРОН СССР и отбуксирован в Киев.
БКА № 46 (бывший "LKU-26") -
построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-26". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-26" перестроен в Пинских портовых мастерских. 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.
БКА № 47 (бывший "LKU-27") -  
построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-27". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-27" перестроен в Пинских портовых мастерских. 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.
БКА № 56 (бывший "LKU-28") -
построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-29". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-29" перестроен в Пинских портовых мастерских. 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.
БКА № 57 (бывший "LKU-29") -
построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-30". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-30" перестроен в Пинских портовых мастерских. 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. В сентябре 1941 года затоплен экипажем в Киеве при оставление его частями Красной Армии.

Кроме трофейных бронекатеров бывшей Польской военной флотилии которые вошли в состав Днепровской, а затем Пинской флотилии ВМФ СССР в состав этих флотилий входили и более мелкие бронированные моторные лодки которые в основном использовались как бронированные посыльные суда:

БКА № 51 (бывший "KU-1") - построен  в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен экипажем в 1939 году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в состав Днепровской, затем Пинской флотилии. В августе 1941 года при отступлении Красной Армии от реки Берещена взорван экипажем.
БКА № 52 (бывший "KU-2") - построен  в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен экипажем в 1939 году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в состав Днепровской, затем Пинской флотилии. В августе 1941 года при отступлении Красной Армии от реки Берещена взорван экипажем.
БКА № 53 (бывший "KU-3") -.построен  в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен экипажем в 1939 году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в состав Днепровской, затем Пинской флотилии. 3.09.1941 года взорван экипажем в р-не села Навозы.
ТТХ: водоизмещение 6.5 т, размерения 12х2.45х0.7 м, ГЭУ двухвальная, бензиновые ДВС 2х 5 л. с.; скорость 9 узлов. Вооружение: до 1939 г. - 1х37 мм, 1х7.92 мм пулемет; с 1940 г. - 3х7.62 мм пулемета. Экипаж 5 чел. 
Согласно таблице ТТЭ кораблей Пинской флотилии от 11.09.1940 г. БКА "австрийского" типа отличались от указанных выше: водоизмещение 13 т, главные размерения 14,5х3,0х0,7 м, мощность механизмов 60 л.с., скорость 11 км/ч (5,9 уз.), вооружение 2х12,7-мм и 1х7,62-мм пулемет. 

БКА № 54 (бывший "KМ-14") - построен в 1932 году в Польше, бронированный посыльной катер, затоплен экипажем в 1939 году. Поднят советскими водолазами, отремонтирован и включён в состав Днепровской, а затем и Пинской флотилии. С марта 1941 года переклассифцирован в сторожевой катер (СКА), в апреле 1941 года опять стал бронекатером. 17 сентября 1941 года затоплен на озере Лезерень.
БКА № 55 (бывший "KМ-15") -
построен в 1932 году в Польше, бронированный посыльной катер, затоплен экипажем в 1939 году. Поднят советскими водолазами, отремонтирован и включён в состав Днепровской, а затем и Пинской флотилии. С марта 1941 года переклассифцирован в сторожевой катер (СКА), в апреле 1941 года опять стал бронекатером. Точная судьба не известна возможно взорван в Киеве при оставлении города частями Красной Армии.
ТТХ: водоизмещение 4.7 т. размерения 10.33х1.8х0.5 м. ГЭУ дизельная одновальная, 35 л.с. скорость 8 узлов. Вооружение до 1939 г. 2 х 7.92 мм пулемёта. Экипаж до 1939 г. 4 чел.

БКА № 201 (бывший "KU-7") - бывший польский катер артиллерийской разведки. Дата и место постройки не установлены. Очевидно, не был затоплен польским экипажем, т.к.  данных о том что его поднимали советские водолазы нет. Предположительно включен в один дивизион с близкими по ТТЭ бронекатерами типа "Д". Погиб 23 августа 1941 года при столкновении с монитором "Бобруйск" на Припяти в р-не Чернобыля.
ТТХ: водоизмещение 9 т. размерения 12.8х2.5х0.6 м. ГЭУ одновальная (бензиновый ДВС), 60 л.с. скорость 6.5 узла, вооружение: 1 х 7.92 мм пулемёт. Экипаж 6 чел. 

"KU-21"; "KU-22"; "KU-23"; "KU-24" - бывшие бронированные открытые моторные лодки “M-23”, “M-24”, “M-25” и “M-28”, соответственно. Построены в 1918 году в Праге. Приобретены для польской Речной флотилии в 1921 - 1922 годах. К 1939 году переклассифицированы во вспомогательные катера. Затоплены экипажами в сентябре 1939 года на Пине. Подняты водолазами ВМФ СССР. В боевой состав Пинской флотилии не включались, их судьбы не установлены. 

ПРИМЕЧАНИЕ: В начале 1944 года три бронекатера Пинской флотилии были подняты и после капитального ремонта в апреле - мае 1944 года вошли в состав Днепровской флотилии под обозначениями“БК-35”, “БК-36” и “БК-37”. Прежние обозначения не установлены. Два последних участвовали в боях на Западном Буге в октябре-декабре 1944 года, в Белорусской 23.06. - 19.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях. 

Hosted by uCoz