E В МЕНЮ

"Нюрнберг"       "Адмирал Макаров"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

 7.150 тонн.
 полное:  9.040 тонн.

Размеры:

 длина:

 181.3 метра.
 ширина:    16.4 метра.
 осадка:      5.8 метра.

Скорость:

 полным ходом:

 32 узла.
 экономическим ходом:  16.5 узлов (под дизелями).

Дальность хода:

 максимальная:

 922 мили ходом 30 узлов.
 экономическая:  3.280 миль ходом 15 узлов

Тип двигателя:

 6 котлов ВМФ + 4 дизеля "МАN". Мощность 60.000 + 12.600 л.с.

Автономность:

 --""--""--

Броня: 

борт от 18 мм до 50 мм; палуба от 20 мм до 25 мм; боевая рубка 60 мм; башни ГК от 20 до 80 мм.

Вооружение:

 ВМС Германии:
 
3х3 - 150 мм.
 2х4 - 88 мм ЗАУ "SKC/32"
 2х4 - 37 мм.
 4 - 20 мм.
 4х3 - 533 мм торпедные аппараты.
 120 мин заграждения.
 2 самолёта "Не-60" или "Ar-196".

Экипаж:

 636 человек.

"Крейсер F" был заказан фирме "Дойче Верке" в Киле 16 марта 1933 г. Его закладка состоялась через 8 месяцев, в ноябре. Новый "Нюрнберг" оказался третьим крейсером германского флота, имевшим такое название. Оба его предшественники стали жертвами первой мировой войны: первый погиб в сражении у Фолклендских островов в 1914 г, а второй был затоплен командой в Скапа-Флоу в 1918 г. Постройка третьего "Нюрнберга" заняла ровно два года - очень неплохой срок, показывающий, что германское военное кораблестроение вышло на высокий уровень готовности.

"Нюрнберг" с 13 февраля 1946 г. "Адмирал Макаров" - вошёл в строй в ноябре 1935 г. С апреля следующего года, после завершения испытания, вошёл в состав Разведывательных сил ВМС Германии - стал флагманом. На нём поднял свой флаг контр-адмирал Бем.
Первый зарубежный поход: отряд в составе "Нюрнберга", "Лейпцига" и "Кельна" с 14 апреля по 8 мая 1936 г. совершил путешествие в Атлантику, посетив Санта-Крус-де-Тенерифе и Лиссабон.
19.08.36 г. в Испанию отправился отряд, состоявший из карманного линкора "Адмирал Граф Шпее", легких крейсеров "Лейпциг" и "Нюрнберг" и 4 миноносцев. Вначале кораблями руководил с "Нюрнберга" контр-адмирал Бем, которого 25 августа сменил назначенный командующим силами в испанских водах контр-адмирал Карле. "Шпее" и "Нюрнберг" сменили находившихся ранее в Испании "Дойчланд" и "Кельн". "Новичок" пробыл там почти до конца года; только 16 декабря крейсер вернулся домой вместе с "Графом Шпее".
24.04.37 г. началась "вторая серия" испанского похода, куда крейсер вновь пошел под флагом контр-адмирала Бема. Крейсер вернулся в Киль 19 мая. После возвращения домой и текущего ремонта крейсер включился в боевую учёбу которая не прекращалась и зимой.
В марте 1939 г. "Нюрнберг" вошел в состав мощного оперативного соединения, включавшего 3 карманных линкора, ядро Разведывательных сил ("Нюрнберг", "Лейпциг" и "Кельн"), 8 эсминцев и 9 миноносцев, сформированного в связи с возможностью военных действий. Предполагалось, что подобная организация сохранится на продолжительное время, однако уже в конце того же месяца эскадра была распущена. В июле, уже перед самой войной, крейсер принял участие в групповых стрельбах, сначала в составе отряда, включавшего также "Лейпциг" и "Кельн", а затем - с участием карманных линкоров, двух флотилий эсминцев и большого числа легких кораблей. В августе прошли также флотские торпедные упражнения, последние перед началом военных действий.
С началом войны лёгкие крейсера ВМС Германии обеспечивали минную постановку у берегов Англии. 13 декабря 1939 г. британская ПЛ "Сэмом" произвела торпедный залп - широким веером. Торпеды поразили крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг". Торпеда поразила крейсер в 11:27 попав в носовую оконечность. Нижняя часть корпуса под ватерлинией оказалась начисто оторванной, и два носовых отсека мгновенно заполнились водой. От взрыва пострадало 16 членов экипажа. Машины остались в действии, но лохмотья бывшей носовой оконечности несколько затрудняло маневрирование и снижала скорость, которую пришлось сократить до 18 узлов из соображений безопасности передних водонепроницаемых перегородок, принимавших теперь на себя весь напор воды. От удара вышло из строя оборудование управления огнем. Хотя крейсер сохранил способность передвигаться, его боевая ценность была близка к нулю. К полудню аварийные партии локализовали затопления, и, убедившись в надежности передних переборок, командир получил возможность управлять своим кораблем. Примерно в 12:14 спереди по курсу показались 2 британских бомбардировщика, которые несмотря на зенитный огонь довольно точно сбросили 4 бомбы, упавшие всего в 15-20 м от резко повернувшего влево "Нюрнберга". Ударом сильно тряхнуло кормовую часть; в корпус начала поступать вода. К счастью, повреждения оказались незначительными и на состоянии корабля практически не сказались. Удача сопутствовала немцам: оба корабля прибыли в устье Эльбы утром 14-го декабря, благополучно избежав атак британских подводных лодок. Хотя в отличие от практически переставшего быть полноценным крейсером "Лейпцига", "Нюрнберг" удалось довольно быстро отремонтировать (крейсер вновь вошел в строй в конце весны 1940 г
.), его дальнейшая боевая карьера тоже практически подошла к концу.
С началом войны против СССР действия сосредоточенных в Балтийском море значительных сил, включавших линкор "Тирпиц", активизировались. В сентябре они пытались блокировать Финский залив от казавшегося возможным выхода советских надводных сил, причем "Нюрнберг" вместе с "Кельном" входили в состав северной группы, предназначенной непосредственно для боя с силами прорыва. Однако в отличие от "Лейпцига" и "Кельна", участвовавших в обстрелах берега, "Нюрнбергу" так и не удалось "понюхать пороха". В конце осени 1941 г. убедившееся в пассивности заблокированных крупных кораблей советских ВМФ, командование сочло, что легкие крейсера все же следует попытаться задействовать более активно вместе с остальным флотом. В начале 1942 г. крейсера "Нюрнберг", как и "Кельн", поставили на модернизацию. Крейсер отправился на завод "Дойче Верке" в Киле, где помимо других работ, на нем заменили турбины. 11 ноября 1942 г. "Нюрнберг" закончил ремонт и отправился в Норвегию. 2 декабря он прибыл в Нарвик - очень не вовремя. Вскоре произошел злосчастный "новогодний бой", после которого немецкий надводный флот окончательно стал угрозой только потенциальной. Самый современный из легких крейсеров Германии ни разу не вышел в боевой поход в течение полугода. Вынужденное безделье в маленьких северных портах сильно сказалось на боевом духе команды, и возвращение в Киль 3 мая 1943 г. было воспринято как избавление. Не сделавший ни одного выстрела по противнику, "Нюрнберг" тем не менее требовал профилактического ремонта, который был осуществлен на верфи ВМС в Вильгельмсхафене. К концу года крейсер вновь приступил к учебной службе на Балтике. Там же он провел практически весь следующий, 1944 г., не участвуя ни в чем, кроме небольших тренировочных выходов вдоль побережья. Несомненно, его судьба оказалась бы подобной судьбе оставшихся на Балтийском море германских кораблей, если бы не последовавший в конце декабря приказ сменить "Эмден" в качестве минного заградителя для обороны Датских проливов. 3 января 1945 г. "Нюрнберг" покинул Свинемюнде и через 4 дня прибыл в Осло. Здесь его наконец-таки ждала активная служба. Корабль совершил несколько выходов для постановки мин. Однако быстро выяснилось, что его боеспособность осталась исключительно низкой, поскольку основу экипажа составляли постоянно меняющиеся ученики морских школ. Поступил приказ как можно скорее довести крейсер "до кондиции" и вновь направить в Балтийское море. 27 января он прибыл в столицу Дании. Однако к непрекращающейся нехватке личного состава прибавился недостаток топлива, и "Нюрнберг" простоял до конца войны в Копенгагене, практически не выходя из порта.
Это спасло новейший легкий крейсер Германии: столица Дании не подвергалась ожесточенным воздушным налетам, погубившим крупные боевые корабли, оставшиеся в германских портах. Теперь его ждал плен. После общей капитуляции к борту "Нюрнберга" отшвартовался английский крейсер ПВО "Дидо", офицеры которого изъяли большинство технической и служебной документации. 22 мая командование британских ВМФ в Копенгагене приказало поднять флаг, свидетельствующий о сдаче, хотя немецкая команда осталась на борту. Опасаясь, что немецкие корабли могут повторить удавшийся в первую мировую войну в Скапа-Флоу "трюк" с самозатоплением, англичане решили увести лучшие из них под более сильную охрану в Германию. 24 мая "Нюрнберг" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" под конвоем британского тяжелого крейсера "Девоншир", крейсера ПВО "Дидо" и двух эсминцев отправились в Вильгельмсхафен. Там и решилась окончательная судьба "Нюрнберга". В соответствии с разделом остатков германского флота он достался СССР.
Процедура распределения трофеев была обставлена как настоящая боевая операция. Поскольку практически все германские порты находились в зоне оккупации Британии, ответственность за передачу немецких кораблей союзникам, несли англичане, подошедшие к ней крайне серьезно. Хотя на "Нюрнберге" по-прежнему оставалось свыше 200 немецких моряков, там уже находились британские караулы, которым был отдано указание "в случае необходимости открывать огонь на поражение". Появление советского экипажа англичане провели хитрым образом. За 4 дня до Рождества 1945 г. немецкую команду посадили на грузовики и на двое суток вывезли из Вильгельмсхафена. По завершении "прогулки" на трапе их уже встретили советские моряки. Последний германский командир, капитан цур зее Гисслер, получил две письменные гарантии - от британцев и от советского командования, о том, что после доставки крейсера в СССР все люди будут возвращены в Германию "если будет установлено, что не совершено ни единого акта диверсии". 1 января 1946 г. состоялась передача крейсера, а 2 января "Нюрнберг", на котором поднял флаг вице-адмирал Ралль, в сопровождении радиоуправляе­мого корабля-цели "Тессен", его миноносца управления "Блиц", эсминца "
Z-15" и миноносцев "Т-33" и "Т-107", взял курс на Лиепаю. Отряд сопровождали британские эскортные корабли "Хэмблдон" и "Холдернесс", а на борту "Нюрнберга" продолжал оставаться английский караул. 5 января отряд подошел к Либаве. Утром подошел буксир, но из-за продолжавшегося волнения буксирные концы все время рвались. Тогда Гисслер самостоятельно провел крейсер через узкий проход. Никаких претензий к германской команде не имелось, и она вскоре отправилась на родину на плавбазе "Отто Вюнше". Так закончилась служба последнего германского легкого крейсера в немецком ВМС. По прибытии в Советский Союз относительно новый корабль, находившийся в неплохом техническом состоянии, был введен в состав действующих сил. 13 февраля 1946 г. он получил название "Адмирал Макаров" и с 15 февраля был включен в состав Северо-Балтийского (8-го) флота. 7 ноября 1947 г. он вместе с другими морскими трофеями принял участие в традиционном параде на Неве.
Стратегия использования германских флотских трофеев предусматривала минимальные работы и полноценное применение кораблей до исчерпания ресурсов энергетической установки, после чего предполагалось ставить их на прикол или сдавать на слом. В 1948-1950 г.г была осуществлена соответствующая модернизация "Нюрнберга", в ходе которой вся легкую зенитную артиллерию и торпедные аппараты заменили на советские образцы. Замене подверглось также радиолокационное оборудование; чтобы разместить антенны вновь устанавливаемых РЛС, пришлось усилить заднюю мачту, замененную треногой. Модернизированный крейсер совершил еще несколько учебных походов, но вместе с выработкой срока службы котлов и турбин подходила к концу и его активная служба. Выведенный из состава боевого флота и переклассифицированный в учебное судно 21 февраля 1957 г., он пробыл в этом качестве еще 2 года, после чего в феврале 1959 г. был окончательно исключен из состава ВМФ и списан для разборки. 13 марта 1957 г. с "Макарова" сняли экипаж, а позже вместо разборочных работ перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы. С бывшего "Нюрнберга" начали постепенно снимать вооружение и оборудование. Процесс этот затянулся на несколько лет, и только весной 1960 г. он был сдан на слом. Место окончательного "успокоения" последнего крейсера Германии не вполне ясно: наиболее достоверной представляется версия о том, что его "ободранный" в Ленинграде корпус перевели в Калининград, где окончательно разобрали в 1967-1968 г.г.

Hosted by uCoz