E В МЕНЮ |
проект 671 |
|
Фотографии:
Водоизмещение: |
надводное: |
4.250 тонн. |
подводное: | 6.085 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
92.5 метра. |
ширина: | 10.6 метра. | |
осадка: | 7.1 метра. | |
Глубина погружения: |
рабочая: |
320 метра. |
предельная: | 400 метров. | |
Скорость: |
надводная: |
|
подводная: | ||
Дальность хода: |
надводная: |
11.5 узлов. |
подводная: | 33.5 узлов. | |
Тип двигателя: |
надводный: |
|
подводный: | ||
Автономность: |
60 суток. |
|
Вооружение: |
6 - 533 мм торпедных аппарата. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 - в ТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов. |
|
Экипаж: |
76 человек. |
3 декабря 1958 г,
вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым утвердили план
проектирования и строительства атомных подводных лодок второго поколения, в том
числе противолодочных — проекта 671 "Ёрш" (по
классификации НАТО "Виктор - 1") с торпедным вооружением. Проектирование
поручили СКБ-143, разработчику первых отечественных подводных атомоходов, а строительство серии — ленинградскому Адмиралтейскому
заводу. Необходимость в
таких кораблях диктовалась пополнением флота США атомными подводными
ракетоносцами, способными наносить ядерные удары по объектам на территории нашей
страны. Конечно, 671-е могли поражать и надводные корабли, но не это определяло
суть проекта.
Сложность
заключалась в том, что противолодочная субмарина должна обладать максимальными
глубиной погружения и скоростью, хорошей маневренностью, эффективными средствами
обнаружения противника, мощным оружием, и все это — при минимальном
водоизмещении. Последнее требование находилось в явном противоречии с прочими,
но было с ними диалектически связано. Кроме того, следовало учитывать, что
корабли этого типа предстояло изготавливать на заводах внутри страны и
переводить к морским базам в специальных доках по рекам и каналам. Стремление к
высоким характеристикам при минимальном водоизмещении заставило проектировщиков
разработать новые обводы легкого корпуса, конструкцию прочного, расположение в
нем основного оборудования, механизмов и вооружения. Все это стало классическим
для отечественного подводного кораблестроения.
Наступил 1959-й
год обоснования, согласования и утверждения проекта 671 и начала его эскизирования. Этот год прошел в спорах о предложенных технических решениях, о
величине полной подводной скорости, составе и количестве вооружения, выборе
гидроакустического комплекса. Становилось ясно, что эти корабли, оставаясь
чисто торпедными, могут стать универсальными, многоцелевыми. К тому же проект
был единственным, согласно которому заметно увеличивались глубины погружения и
стрельбы. Однако удовлетворение всех требований вело к росту водоизмещения
лодок и ставило под вопрос возможность их проводки по Беломоро-Балтийскому
каналу. Все это потребовало многих новых проработок и их анализа. Особое внимание
уделили тщательной отделке наружных обводов и закрытию отверстий в надстройке и
ограждении рубки. Эскизный проект
был готов в марте 1960-го, технический — в декабре, рабочие чертежи — в 1961 г.
На Адмиралтейском заводе приступили к строительству новых цехов, стендов,
освоению стали АК-29, собрали специалистов, ведь это предприятие давно не
занималось субмаринами. В июле 1967 г. у
достроенной стенки закончили швартовые испытания головной лодки, и в
транспортном доке отправили ее по Беломоро-Балтийскому каналу на сдаточную
базу завода в Северодвинске. Во время испытаний установили рекорды подводной
скорости, глубины погружения и использования оружия; лодка показала
превосходную маневренность, и 5 ноября правительственная комиссия подписала
акт о приемке. В ходе серийного
производства на атомоходах этого проекта появились торпедо-ракеты «Вьюга». В 1967 — 1974 г.г.
флот получил 15 таких атомоходов.
Сейчас все подводные лодки проектов 671 выведены из состава флота.
"К - 38" спустили на воду 28.07.66 г., вошла в
строй 05.11.67 г.
"К - 369" спустили на воду 22.12.67 г., вошла в строй
06.11.68 г.
"К - 147" спустили на воду 17.06.68 г., вошла в строй
25.12.68 г.
"К - 53" спустили на воду 15.03.69 г., вошла в
строй 30.09.69 г.
"К - 306" спустили на воду 04.06.69 г., вошла в строй
04.12.69 г.
"К - 323 50 лет СССР" спустили на воду
14.03.70 г., вошла в строй 29.10.70 г.
"К - 370" спустили на воду 26.06.70 г., вошла в строй
04.12.70 г.
"К - 438" спустили на воду 23.03.71 г., вошла в строй
15.10.71 г.
"К - 367" спустили на воду 02.07.71 г., вошла в строй
05.12.71 г.
"К - 314" спустили на воду 28.03.72 г., вошла в строй
06.11.72 г.
"К - 398" спустили на воду 02.08.72 г., вошла в строй
15.12.72 г.
"К - 454" спустили на воду 05.05.73 г., вошла в строй
30.09.73 г.
"К - 462" спустили на воду 01.09.73 г., вошла в строй
30.12.73 г.
"К - 469" спустили на воду 10.06.74 г., вошла в строй
30.09.74 г.
"К - 481" спустили на воду 08.09.74 г., вошла в строй
27.12.74 г.
Головной корабль 671-го проекта - "К-38" - вошел в состав
Северного флота. До 1974 г. Северный флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ,
которые постоянно базировались в Гремихе. Элегантные, весьма фотогеничные
"Викторы" имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить
фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу. При
этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности. В
частности, "автономки" в Средиземном море продолжались вместо положенных 60
почти 90 суток. Известен случай, когда штурман "К-367" записал в журнале:
"Определили место корабля по отдаче якоря на авианосце "Нимитц" (который
отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды
Италии, но вела слежение за американским кораблем.
В 1979 г., во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ
"К-38" и "К-481" осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в
тот период находились до 50 кораблей ВМС США. Плавание проходило в чрезвычайно
сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40 градусов). По
воспоминаниям участника похода А. Н. Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках
лодок воздух нагревался до 60 - 70 гр., а в жилых помещениях - до 40 - 50 гр.
Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для
использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные
машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура
забортной воды понижалась до 10 -15 гр. Лодки имели по два сменных экипажа,
размещавшихся на плавбазе "Березина", стоявшей в Аденском заливе или у острова
Сокотра. Поход продолжался шесть месяцев и прошел в целом весьма удачно. По
мнению А. Н. Шпортько, советские АПЛ действовали в Персидском заливе весьма
скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно
классифицировать, а тем более организовать преследование. Впоследствии эти
выводы были подтверждены и данными разведки. В то же время слежение за
американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и
ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были
бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно.
В сентябре - октябре 1971 г. "К-38" и "К-323" совершили автономный подледный
поход в Арктику. В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух
атомоходов 670-го и 671-го проектов под командованием капитанов 2 ранга В. Д.
Хайтарова и В. П. Гонтарева с Северного на Тихоокеанский флот. Маршрут проходил
по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам. После
прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической
группе (один корабль шел на глубине 100, а другой - 150 м). Периодически они
обменивались позывными по УЗПС, находясь, друг от друга на расстоянии устойчивой
звукоподводной связи. Фактически это был первый опыт столь продолжительного
следования АПЛ в составе тактической группы. 10 - 25 марта лодкаи совершили
заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажи получили короткий отдых. 29 марта,
в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контракт с американскими
надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую
глубину. 13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского
океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения "Башкирия",
направились к Малаккскому проливу. За отрядом советских кораблей осуществляли
почти непрерывное слежение американские базовые патрулирование самолеты Локхид
Р-3 "Орион", базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия. В Малаккском проливе, куда
корабли вошли 17 апреля, американская "опека" стала еще более плотной: к "Орионам"
присоединились многочисленные противолодочные вертолеты. 20 апреля на борту АПЛ
671-го проекта из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС "Рубин".
Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован. 25 апреля корабли прошли
проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину. 6 мая АПЛ В.П.
Гонтарева вошла в Авачинскую губу. 7 мая к ней присоединился и второй атомоход.
В январе 1976 г. ракетный подводный крейсер стратегического назначения "К-171",
а также АПЛ "К-469", выполнявшая функции охранения, совершили еще один переход с
СФ на ТОФ. Через Атлантический океан корабли шли на удалении всего 18
кабельтовых друг от друга. Пролив Дрейка миновали на различной глубине,
постоянно поддерживая связь по УЗПС. После пересечения экватора лодки разошлись
и следовали на Камчатку (куда прибыли в марте) каждая по собственному маршруту.
В течение 80 суток было пройдено 21 754 мили, причем за весь переход К-469 лишь
один раз (в районе Антарктиды) всплывала на перископную глубину.
Весьма драматический случай произошел с "К-314" в марте 1984 г. Осуществляя
совместно с БПК "Владивосток" слежение за американской ударной группой в составе
авианосца "Китти Хок" и семи кораблей охранения, маневрировавшей в Японском
море, советская лодка 21 марта, во время всплытия для уточнения надводной
обстановки, пропорола кормой днище американского авианосца на протяжении почти
40 м. В результате маневры ВМФ США были свернуты и "Китти Хок", теряя через
пробоину мазут, "уполз" в японский док, а советский атомоход, лишившийся
гребного винта, на буксире проследовал в бухту Чажма, где также стал на ремонт.
Время берет свое. 14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта -
"К-314", находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 г.г. боевой
состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Однако утилизация заслуженных
кораблей затянулась. В настоящее время большинство из них находится в отстое,
годами ожидая своей участи