E В МЕНЮ |
Автоматические
пушки: |
|
"Виккерс"
Калибр орудия: |
40 миллиметров. | |
Длина ствола орудия: |
39.25 калибров. |
|
Скорострельность: |
300 выстрелов в минуту. |
|
Дальность стрельбы: |
по горизонту: |
° |
по высоте: | ° | |
Заряжание: | ленточное, по 25 патронов в ленте. | |
Вес установки: | ||
Вес снаряда: | 0.92 кг. стальная граната, вес ВВ - 150 гр. Взрыватель 8 - 10 сек. | |
Вес заряда: | ||
Расчёт: | ||
Год принятия на воор.: |
||
Примечание: |
|
Автомат Виккерса представлял собой облегченный
и несколько упрощенный автомат Максима с водяным охлаждением ствола. Изменения в
действии затвора позволили уменьшить размер короба и вес автомата по сравнению с
Максимом.
С началом Первой Мировой войны как Морское, так и Военное ведомство
заказали в Англии 40-мм автоматы системы Виккерса. Причем первому требовались
автоматы на тумбовых станинах, а второму - 16 зенитных автоматов, установленных
на бронеавтомобилях, и 4 автомата на полевых колесных лафетах системы Депора. К
концу 1916 г. 20 40-мм автоматов Виккерса (из морского заказа) состояли на
вооружении Черноморского флота (по 2 автомата было установлено на линкоры "Евстафий",
"Иоанн Златоуст", крейсер "Кагул" и др.) и 20 40-мм
автоматов состояло на вооружении Балтийского флота.
В 1916 г. Морское ведомство выдало Обуховскому заводу заказ на изготовление 60
качающихся частей 40-мм автоматов Виккерса. 26 мая 1917 г. было отправлено в
Ревель 12 качающихся частей. Тумбовые установки для них изготовили мастерские
Крепости Петра Великого.
Для автомата Виккерса, а затем и Максима в 1914 г. поручик Шерспобаев
сконструировал автоматический установщик трубок (АУТ) в патронной ленте. Это был
первый отечественный и, вероятно, первый в мире АУТ. Вскоре он появился на всех
морских зенитных автоматах.
"Максим"
Калибр орудия: |
37 миллиметров. | |
Длина ствола орудия: |
30 калибров. |
|
Скорострельность: |
250 выстрелов в минуту. |
|
Дальность стрельбы: |
по горизонту: |
° |
по высоте: | ° | |
Заряжание: | ленточное, матерчатая лента по 25 или 50 патронов. | |
Вес установки: | ||
Вес снаряда: |
0.5 кг. чугунная граната. Вес ВВ - 17 гр. 0.5 кг. картечная граната. 31 пуля. дистанционная граната обр. 1915 г. Взрыватель 8 сек. |
|
Вес заряда: | ||
Расчёт: | ||
Год принятия на воор.: |
разработан в 1901 г. |
|
Примечание: |
Недостатки автомата: сложность изготовления, трудность подготовки к стрельбе, применение матерчатой ленты и длинный путь патрона при подаче из ленты. |
Хотя автомат и был разработан ещё в начале ХХ века на
вооружение он не попал. Причиной стала русско-японская война. Применяемые 37 и
47 мм орудия показали малую эффективность в борьбе с вражескими миноносцами, для
борьбы с которыми и создавались эти орудия. С началом эры боевой авиации они
нашли свою нишу в артиллерии.
С началом Первой Мировой войны автоматические пушки срочно потребовались для
борьбы с врагом в воздухе. Морское ведомство экстренно заказало Обуховскому
заводу 120 37-мм пушек Максима, из которых 80 предполагалось сдать в 1917-м и 40
в 1918 годах. Однако до конца 1917 г. Обуховский завод не выдал ни одного
автомата. Это связано, во-первых, с тем, что на заводе за 15 лет была забыта
технология изготовления пушек Максима, а во-вторых, с большой загруженностью
завода, изготавливавшего морские и сухопутные орудия калибром от 37 до 406 мм.
Сдача, а точнее выдача, автоматов в части началась в конце 1918 г. Дело в том,
что в 1918 и 1919 г.г. 37-мм автоматы не испытывались, как положено, и не
проходили военную приемку, а абсолютно бессистемно отправлялись в действующие и
формирующиеся части для затыкания дыр. Вот, к примеру, распределение автоматов
из заказа Военного ведомства в 1919 г.:
№ 44, 46, 47, 48, 50 и 51 в апреле отправлены в Новую Ладогу для вооружения
кораблей Ильменской флотилии.
№ 49 в апреле — в 1-й броневой дивизион для установки на автомобиле.
№ 31 в мае — в стрелковый полк Советской Латвии (интересно, куда латыши его
приспособили?).
№ 52 и 53 в июне — на станцию Лиски для Донской речной флотилии.
№ 2, 47, 56, 58 в июле — в Витебск для Двинской флотилии.
№ 19 в августе — в город Ораниенбаум для обороны аэродрома.
№ 17 и № 55 в сентябре — на подводную лодку "Шлем и перископ".
№ 55, 59, 60 и 61 в сентябре — в Витебск для Двинской флотилии.
№ 35 в сентябре — на подводную лодку "Леопард" и т.д.
"Маклен"
Калибр орудия: |
37 миллиметров. | |
Длина ствола орудия: |
70 калибров. |
|
Скорострельность: |
100 выстрелов в минуту. |
|
Дальность стрельбы: |
по горизонту: |
угол горизонтального наведения 360° - 3.200 метров. |
по высоте: | ° | |
Заряжание: | обойменное, по 5 патронов в обойме. | |
Вес установки: | ||
Вес снаряда: | 0.48 кг. | |
Вес заряда: | ||
Расчёт: | ||
Год принятия на воор.: |
||
Примечание: |
Произведены в США. Состояли на вооружении сухопутных войск и флота. В первом варианте они размещались на колёсном лафете, во втором на тумбе. Для зенитной стрельбы орудия были не пригодны. |
По заказу Военного ведомства в 1916 г. в США приобрели 16 пушек. Затем ещё 200 пушек приобрели в 1917 г. 37-мм пушки Маклена на колесном лафете использовались в качестве батальонных (траншейных) орудий, а пушки на тумбовых лафетах устанавливались на бронепоездах и речных судах. Так, в 1919 г. на кораблях Северодвинской флотилии установили не менее 20 автоматов Маклена на тумбах.