E В МЕНЮ |
учебный крейсер "Коминтерн" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
|
полное: | 7.830 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
133 метра. |
ширина: | 16.6 метра. | |
осадка: | 7.2 метра. | |
Скорость: |
полным ходом: |
12 узлов. |
экономическим ходом: | ||
Дальность хода: |
максимальная: |
|
экономическая: | ||
Тип двигателя: |
две вертикальные машины тройного расширения, мощностью 19.500 Л.С. 12 котлов Бельвиля, 2 винта |
|
Автономность: |
|
|
Броня: | палуба - 35 - 70 мм; башни - 90 - 125 мм; казематы - 20 - 80 мм; боевая рубка - 140 мм. | |
Вооружение: |
8 - 130 мм палубные орудия; |
|
Экипаж: |
730 человек. |
"Коминтерн" - построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия).
Первоначальное название крейсера - "Кагул". Был заложен 23.08.1901 г. в
Николаеве, спущен на воду 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.
При оставлении Севастополя интервентами у крейсера были взорваны паровые машины.
Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла в котельное и машинное отделения.
22.11.1920 г. захвачен частями РККА и в 1921 г., после постановки на ремонт,
включен в состав Морских сил Черного моря. Восстановительные работы на крейсере проводились на Севастопольском морском
заводе. В
сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док. Недостающее и вышедшее из строя
оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись за счет снятых со старых
кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали оборудование
броненосца "Евстафий". Цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного
крейсера "Богатырь", который на Балтийском флоте подлежал разборке на
металлолом.
31.12.1922 г. крейсер переименован в "Коминтерн".
После пятилетнего бездействия крейсер "Коминтерн" в июне 1923 г. вступил в
строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских
орудий, три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т.
При мощности двухвальной механической установки 19.500 л. с. скорость полного
хода составила 12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период
русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог
рассматриваться лишь в качестве учебного корабля.
С 1923 г. - учебный крейсер.
В 1930 г. прошел модернизацию: 4 котла демонтированы и на их месте размещены
учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне
1941 г. переклассифицирован в минный заградитель.
С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится боевой
единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя.
Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и
оружием, стратегически важная Керченско-Феодосийская операция - во всей этой
работе героически участвовал старый крейсер. Рейсы в Севастополь, Одессу,
Новороссийск проходили с боями.
11.03.1942 г. крейсер поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена
часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом
сбил 2 самолета
противника. Хода не потерял и продолжал нести службу.
16.07.1942 г. при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой
авиации: повторно был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим
капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным.
"Коминтерн" разоружили. В
августе-сентябре 1942 г. разоружен для комплектования сформированных 17.08.1942
г. береговых артиллерийских батарей N 743, 744, 746, 747 (по 2
130-мм орудия на каждой), N 173 ( 3 76-мм орудия) и N 770 (3 45-мм орудия) на
подступах к Туапсе. Сам крейсер был затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома.
Корпус крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как
памятник отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор и
ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых
рубок.
2.02.1943 г. исключен из списков судов ВМФ.
31.03.1946 г. на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи
противокатерная артиллерийская батарея N 626.