E В МЕНЮ

152 мм орудие "Б-38"
для башен "МК-4" и "МК-5"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Калибр орудия:

152.4 мм

Длина ствола орудия:

8935 мм / 58.6 клб.

Скорострельность:

МК-4  4.6 выст/мин.; МК-5 7.5 выст/мин.; МК-5бис  6.5 выст/мин.

Дальность стрельбы:

по горизонту:

°
по высоте: °
Заряжание: заряжание МК-4 раздельно гильзовое.
заряжание МК-5 и МК-5бис картузное.
Вес установки: вес всей башни 146 тонн.
Вес снаряда: --""--""--
Вес заряда: --""--""--
Расчёт:

"МК-4" 57 чел. на башню;  "МК-5" 57 чел. на башню;  "МК-5бис"  I башня 61 чел., II башня 62 чел., III башня 63 чел.,  IV башня 59 чел.

Год принятия на воор.:

1940 год. Но полноценный выпуск орудий наладили только после войны в 1947 году.

Примечание:

Установки "МК-4" предназначались для ЛК пр.23 и ТКр пр.69. Но ни одна установка не была готова и на вооружение не попали.
Установки "МК-5" и "МК-5бис" были установлены на артиллерийских крейсерах пр.68К и 68бис.
БРОНИРОВАНИЕ: лоб - 175 мм, бок - 65 мм, задняя стенка - 60 мм, крыша - 75 мм, барбет - 130 мм.
Боекомплект "МК-5бис" состоял из  I , II, III башня 540+18 снарядов,  IV башня 510+18 снарядов.

    Тактико-техническое задание на разработку пушки Б-38 было выдано 29 сентября 1938 г. Проектирование пушек провел КБ завода «Большевик» под руководством Е. Г. Рудяка.
    Ствол Б-38 состоял из оболочки, лейнера, втулки затвора, дульной гайки и казенника. Нарезка постоянной крутизны. Затвор поршневой, двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием, открывался вверх. Приводы затвора – от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5 и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия.
    Люлька представляла собой стальную разъемную отливку с боковым сектором вертикального наведения. В нижней ее части размещались противооткатные устройства: 2 тормоза отката веретенного типа и 1 гидропневматический накатник.
    Качающиеся части по обслуживанию делились на левые, правые и средние, причем легко перемонтировались из левой в правую и наоборот.
    Первый опытный образец пушки был изготовлен заводом «Большевик» в 1940 г. Испытания его проводились на НИАПе с 3 июня по 17 сентября 1940 г.
    К началу Великой Отечественной войны было изготовлено около 10 пушек (качающихся частей). Одна из пушек Б-38 вела огонь по немцам с полигонного станка, а еще несколько были размещены на железнодорожных установках на станках от 203/45-мм пушек Кане. После войны выпуск Б-38 возобновился в 1947 г и продолжался до 1955 г включительно. Производство пушек Б-38 было монополией завода «Большевик».

ДВУХОРУДИЙНАЯ башенная корабельная установка "МК-4"

    Установку разрабатывало КБ Ленинградского металлического завода. Установки МК-4 предназначались для линкоров проекта 23 и тяжелых крейсеров проекта 69. В качестве качающейся части были использованы пушки Б-38. Технический проект МК-4 был представлен 19 августа 1938 г. В октябре АНИМИ вынес решение «проект одобрить и начать разработку рабочих чертежей». Изготовление установок велось на Старокраматорском машиностроительном заводе им. Серго Орджоникидзе, но не было закончено из-за начала войны. Вращающаяся часть была одинакова у средних и крайних башен. Боевое отделение разделялось продольной перегородкой на 2 самостоятельных отсека. Расположение зубчатых секторов вертикального наведения боковое. Заряжание снарядов производилось при помощи прибойников, а заряжание полузарядами – вручную. Подача осуществлялась с помощью элеватора. Подъемник цепной.

ТРЁХОРУДИЙНАЯ башенная корабельная установка "МК-5"

    Проектирование башенных установок МК-5 началось в мае 1937 г в КБ Ленинградского металлического завода. Технический проект установки был представлен 13 октября 1938 г. Изготовление опытного образца башни МК-5 велось на Старокраматорском заводе, но прекратилось с началом войны. В 1946–47 г.г. чертежи башен были откорректированы ЦКБ-34 в соответствии с тактико-техническим заданием, утвержденным в марте 1946 г. Первую башню закончили в 1-м квартале 1947 г. В 1949 г на ЛМЗ была сдана 20-я башня МК-5, на чем их производство завершилось. Эти башни были установлены на крейсерах проекта 68К.
    Тактико-техническое задание на модернизацию 152-мм трехорудийной установки МК-5 было утверждено 14 марта 1946 г. Технический проект МК-5бис одобрен 23 сентября 1947 г. Качающаяся часть Б-38 для МК-5 и МК-5бис была одинаковой. Главное же отличия МК-5бис от МК-5 заключалось в наличии дистанционного управления привода наведения и круговых подхватов (для предотвращения опрокидывания башен). Головной образец МК-5бис был изготовлен в мае 1950 г. Его заводские испытания проведены с 5 по 26 июня 1950 г в цехе. Государственные испытания первых четырех башен осуществлялись в два этапа: с 1 октября 1951 г по 16 января 1952 г и с 22 по 30 апреля 1952 г на крейсере «Свердлов». Башни были приняты на вооружение одновременно с крейсером. Официально башни МК-5бис были приняты на вооружение 22 августа 1952 года. Производство МК-5бис велось на ЛМЗ с 1949 по 1955 г. Всего сдано 88 башен (т.е. на 22 крейсера проекта 68 бис). Заряжание орудий картузное. Досылка снаряда производилась с качающегося лотка, установленного на угол заряжания, в камору при помощи прибойника цепного типа с приводом от электродвигателя. Ручная досылка осуществлялась ручным прибойником. Заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового пенала. В камору заряд досылался вручную.

Hosted by uCoz