E В МЕНЮ |
152 мм орудие "Б-38" |
|
Фотографии:
Калибр орудия: |
152.4 мм | |
Длина ствола орудия: |
8935 мм / 58.6 клб. |
|
Скорострельность: |
МК-4 4.6 выст/мин.; МК-5 7.5 выст/мин.; МК-5бис 6.5 выст/мин. |
|
Дальность стрельбы: |
по горизонту: |
° |
по высоте: | ° | |
Заряжание: |
заряжание МК-4 раздельно гильзовое. заряжание МК-5 и МК-5бис картузное. |
|
Вес установки: | вес всей башни 146 тонн. | |
Вес снаряда: | --""--""-- | |
Вес заряда: | --""--""-- | |
Расчёт: |
"МК-4" 57 чел. на башню; "МК-5" 57 чел. на башню; "МК-5бис" I башня 61 чел., II башня 62 чел., III башня 63 чел., IV башня 59 чел. |
|
Год принятия на воор.: |
1940 год. Но полноценный выпуск орудий наладили только после войны в 1947 году. |
|
Примечание: |
Установки "МК-4" предназначались для ЛК пр.23 и ТКр
пр.69. Но ни одна установка не была готова и на вооружение
не попали. |
Тактико-техническое задание на разработку
пушки Б-38 было выдано 29 сентября 1938 г. Проектирование пушек провел КБ завода
«Большевик» под руководством Е. Г. Рудяка.
Ствол Б-38 состоял из оболочки, лейнера, втулки затвора,
дульной гайки и казенника. Нарезка постоянной крутизны. Затвор поршневой,
двухтактного действия, с пластическим обтюратором и грузовым уравновешиванием,
открывался вверх. Приводы затвора – от электродвигателя постоянного тока ПН-17,5
и ручной. Стреляющий механизм БС-9 гальваноударного действия.
Люлька представляла собой стальную разъемную отливку с
боковым сектором вертикального наведения. В нижней ее части размещались
противооткатные устройства: 2 тормоза отката веретенного типа и 1
гидропневматический накатник.
Качающиеся части по обслуживанию делились на левые, правые и
средние, причем легко перемонтировались из левой в правую и наоборот.
Первый опытный образец пушки был изготовлен заводом
«Большевик» в 1940 г. Испытания его проводились на НИАПе с 3 июня по 17 сентября
1940 г.
К началу Великой Отечественной войны было изготовлено около
10 пушек (качающихся частей). Одна из пушек Б-38 вела огонь по немцам с
полигонного станка, а еще несколько были размещены на железнодорожных установках
на станках от 203/45-мм пушек Кане. После войны выпуск Б-38 возобновился в 1947
г и продолжался до 1955 г включительно. Производство пушек Б-38 было монополией
завода «Большевик».
ДВУХОРУДИЙНАЯ башенная корабельная установка "МК-4"
Установку разрабатывало КБ Ленинградского металлического завода. Установки МК-4 предназначались для линкоров проекта 23 и тяжелых крейсеров проекта 69. В качестве качающейся части были использованы пушки Б-38. Технический проект МК-4 был представлен 19 августа 1938 г. В октябре АНИМИ вынес решение «проект одобрить и начать разработку рабочих чертежей». Изготовление установок велось на Старокраматорском машиностроительном заводе им. Серго Орджоникидзе, но не было закончено из-за начала войны. Вращающаяся часть была одинакова у средних и крайних башен. Боевое отделение разделялось продольной перегородкой на 2 самостоятельных отсека. Расположение зубчатых секторов вертикального наведения боковое. Заряжание снарядов производилось при помощи прибойников, а заряжание полузарядами – вручную. Подача осуществлялась с помощью элеватора. Подъемник цепной.
ТРЁХОРУДИЙНАЯ башенная корабельная установка "МК-5"
Проектирование башенных установок МК-5 началось в мае
1937 г в КБ Ленинградского металлического завода. Технический проект
установки был представлен 13 октября 1938 г. Изготовление опытного образца
башни МК-5 велось на Старокраматорском заводе, но прекратилось с началом
войны. В 1946–47 г.г. чертежи башен были откорректированы ЦКБ-34 в
соответствии с тактико-техническим заданием, утвержденным в марте 1946 г.
Первую башню закончили в 1-м квартале 1947 г. В 1949 г на ЛМЗ была
сдана 20-я башня МК-5, на чем их производство завершилось. Эти башни были
установлены на крейсерах проекта 68К.
Тактико-техническое задание на модернизацию 152-мм
трехорудийной установки МК-5 было утверждено 14 марта 1946 г. Технический
проект МК-5бис одобрен 23 сентября 1947 г. Качающаяся часть Б-38 для МК-5 и
МК-5бис была одинаковой. Главное же отличия МК-5бис от МК-5 заключалось в
наличии дистанционного управления привода наведения и круговых подхватов
(для предотвращения опрокидывания башен). Головной образец МК-5бис был
изготовлен в мае 1950 г. Его заводские испытания проведены с 5 по 26 июня
1950 г в цехе. Государственные испытания первых четырех башен осуществлялись
в два этапа: с 1 октября 1951 г по 16 января 1952 г и с 22 по 30 апреля 1952
г на крейсере «Свердлов». Башни были приняты на вооружение одновременно с
крейсером. Официально башни МК-5бис были приняты на вооружение 22 августа
1952 года. Производство МК-5бис велось на ЛМЗ с 1949 по 1955 г. Всего
сдано 88 башен (т.е. на 22 крейсера проекта 68 бис). Заряжание
орудий картузное. Досылка снаряда производилась с качающегося лотка,
установленного на угол заряжания, в камору при помощи прибойника цепного
типа с приводом от электродвигателя. Ручная досылка осуществлялась ручным
прибойником. Заряды, поднятые верхним зарядным элеватором, вынимались из
него вручную и укладывались на лоток, где происходило снятие асбестового
пенала. В камору заряд досылался вручную.