E В МЕНЮ |
первые миноноски Российского Императорского флота типа "Батум" и его корабли построенные по его типу. |
|
Фотографии:
Водоизмещение: |
нормальное: |
"Батум" - 48 тонн. "Сухум" - 63 тонны. "Поти" - 63 тонны. "Геленджик" - 74 тонны. |
полное: | "Сухум" - 70 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
"Батум" - 30 метров. "Сухум" - 37 метров. "Поти" - 38.3 метра. "Геленджик" - 37 метров. |
ширина: | "Батум" - 3.8 метра. "Сухум" - 3.8 метра. "Поти" - 3.7 метра. "Геленджик" - 3.8 метра. |
|
осадка: | "Батум" - 1.5 метра. "Сухум" - 1.9 метра. "Поти" - 2.0 метра. "Геленджик" - 1.9 метра. |
|
Скорость: |
максимальная: |
"Батум" - 13.3 узла. "Сухум" - 12 узлов. "Поти" - 11 узлов. "Геленджик" - 12 узлов. |
экономическая: | "Сухум" - 8 узлов. "Поти" - 8 узлов. "Геленджик" - 8 узлов. |
|
Дальность хода: |
"Поти" - 1.122 миль полным ходом и 1.440 миль экономическим. "Геленджик" - 1.056 миль полным ходом и 1.240 миль экономическим. |
|
Тип двигателя: |
1 вертикальная паровая машина тройного расширения, 1 котел, 1 винт. Мощность от 575 до 585 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | отсутствует. | |
Вооружение: |
"Батум" - 1 - 37 мм пушка, 2 носовых неподвижных
торпедных аппарата. |
|
Экипаж: |
"Батум" - 12 человек. |
Миноносец "Батум" являлся
первым боевым кораблём Императорского флота России данного класса. Он послужил
прообразом для дальнейших серий миноносцев. Которые строились как на
отечественных, так ми на зарубежных верфях.
Успешное применение минного оружия во
время гражданской войны 1861 - 1865 годов
в США и русско-турецкой войны 1877 -1878
годов доказало перспективность нового
класса боевых кораблей - миноносцев. К
началу 80-х годов XIX века на их
постройке специализировался уже целый
ряд частных судостроительных предприятий
Западной Европы: заводы Ярроу и
Торпикрофта в Англии, Нормана во
Франции, Шихау в Германии. Эти фирмы
сумели разработать различные
архитектурные типы миноносцев и строили
их не только для военно-морских флотов
своих стран, но и на экспорт. В России развитие типа
корабля-носителя минного оружия началось
с минных катеров с шестовыми и
буксируемыми минами. В 1878 году Морское
министерство развернуло массовую
постройку «миноносных быстроходных
шлюпок» - миноносок, имевших
водоизмещение около 23 тонн. Из 111
кораблей 96 было построено на российских
верфях, в основном, по проекту
английской фирмы Ярроу. Испытания
выявили многочисленные недостатки
миноносок: малую мореходность, недостаточную прочность корпуса, низкую
скорость. Адмирал И.Ф.Лихачев предложил
следующий корабль этого класса заказать
во Франции заводу Нормана. По его
мнению, имея в своем распоряжении два
новейших миноносца, можно было бы
разработать собственный «третий образец,
лучший каждою из двух первых». Однако
управляющий Морским министерством
адмирал И.А.Шестаков отдал в декабре
1882 года распоряжение о заказе на заграничных верфях сразу четырех
кораблей. При новом заказе на корабли,
усовершенствованный тип "Батум", передали, как ни странно, не
автору проекта фирме Ярроу, а его
конкуренту фирме Торникрофта. По
непонятным причинам И.А.Шестаков обошел
вниманием германскую фирму Шихау,
имевшую к тому времени достаточно
большой опыт строительства миноносцев, и
заказы получили три французские фирмы:
завод Нормана, «Форж э Шантье», завод
Клапареда.
Миноносец Торпикрофта, получивший имя
"Сухум", имел водоизмещение значительно
большее, чем у своего прототипа - 65 тонн.
Водоизмещение трех других миноносцев,
получивших имена "Поти" (завод Нормана),
"Геленджик" (фирма «Форж э Шантье») и
"Гагры" (завод Клапареда) составляло от
63 до 78 тонн, скорость же колебалась и
пределах от 17.8 до 18.5 узлов. По своей конструкции и архитектурному типу они
несколько отличались от миноносца "Батум".
Опыт, полученный во время службы
первых миноносцев на Черном море,
достаточно убедительно показал, что для
достижения более или менее сносной
мореходности и скорости корабли этого
класса должны иметь большее
водоизмещение. Однако первый миноносец отечественной
постройки "Котлин", спущенный на воду в 1885
году Балтийским заводом в Петербурге,
имел водоизмещение всего 67 тонн, а
скорость его не превышала 15 узлов. Близкими к нему по водоизмещению и скорости были
заказанные в середине 1884 года Новому
Адмиралтейству в Петербурге и
Николаевскому Адмиралтейству четыре
миноносца усовершенствованного типа
"Поти" - "Лахта", "Луга", "Нарва" и
"Измаил".
Миноносец "Поти", по результатам испытаний, признали
лучшим, и он послужил прототипом для дальнейшего развития миноносцев русского
флота. Для небольших переходов на нём были установлены три мачты с парусным
вооружением.
"Батум" № 251 - вступил в строй в 1880 г., построен на судоверфи Ярроу (Англия).
"Гагра" № 254 - вступил в строй в 1884 г., построен на судоверфи Клапареда (Франция). В 1907 г. выведен из боевого состава флота.
"Геленджик" № 255 - построен в 1884 г. на судоверфи
фирмы "Forges et Chantiers" в Тулоне (Франция). Входил в состав практической
эскадры Черного моря. С 1895 по1899 г.г. носил на себе опытную защитную окраску
("голубовато-шаровую").
15.11.1907 г. выведен из боевого состава флота. В 1910 г. прошёл капремонт,
сняты торпедные аппараты установлены тралы. Вошёл в состав флота как тральщик
"Т-9", затем "Т-79", затем "Т-279", а с 1916 г. посыльное
судно "№-9". В период Первой
Мировой войны использовался для обеспечения действий сил флота и боевого
траления на подходах к Севастополю. 29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного
ЧФ. С марта 1918 г. находился в Севастопольском военном порту на хранении.
Вскоре был захвачен германскими войсками, а затем англо-французскими
интервентами. В период с 22 по 24 апреля 1919 г., по приказу английского
командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 г. освобожден
войсками советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 г. захвачен
белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не
вводился. В 1925 г. исключен из списков судов РККФ.
"Сухум" № 257 - построен в 1884 г. на судоверфи фирмы "Forges et Chantiers" в Тулоне (Франция). В 1907 г. выведен из боевого состава флота.
"Поти" № 258 - построен в 1884 г. на судоверфи фирмы
"А. Норманд" в Гавре (Франция). Входил в состав практической эскадры Черного
моря. С 1895 по1899 г.г. носил на себе опытную защитную окраску ("голубовато-шаровую").
15.11.1907 г. выведен из боевого состава флота. В 1910 г. прошёл капремонт,
сняты торпедные аппараты установлены тралы. Вошёл в состав флота как тральщик, с
1916 г. посыльное судно №-10. В период Первой Мировой войны использовался
для обеспечения действий сил флота и боевого траления на подходах к Севастополю.
С декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. С марта 1918 г. находился в
Севастопольском военном порту на хранении. Вскоре был захвачен немецкими
войсками, а затем и англо-французскими интервентами. 7 апреля 1919 г. вошел в
состав морских сил Юга России под именем "Охотник". 30 октября 1919 г.
вторично сдан в порту на хранение, 23 июля 1920 г. передан в распоряжение
Морского кадетского корпуса, а 14 ноября 1920 г. оставлен врангелевцами при
эвакуации из Севастополя. На следующий день захвачен частями РККА и в декабре
1920 г., в качестве посыльного судна, включен в состав Морских сил Черного моря.
В1925 года исключен из списков судов РККФ.