E В МЕНЮ |
Лидер эсминцев "Ташкент" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
2.893 тонны |
полное: | 3.344 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
139.8 метра. |
ширина: | 13.7 метра. | |
осадка: | 4.0 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
42.5 узла |
экономическая: | 25 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
|
экономическим ходом: | 5.000 миль | |
Тип двигателя: |
два ТЗА Парсонса по 51 000 л. с. с зубчатым редуктором, 4 котла Ярроу; общая мощность: проектная. 102 тыс. л. с. на испытаниях .130 тыс. л. с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | отсутствует. Бронирование башен ГК 20 мм. | |
Вооружение: |
3х2 130 мм, |
|
Экипаж: |
250 человек. |
Ещё в процессе постройки лидеров пр. 1 и 38, Советскому Союзу
представилась возможность заказать корабль этого класса за рубежом, точнее в
Италии. Была поставлена задача приобрести для нашего флота новую боевую единицу,
тем более итальянские корабелы отличались высокими скоростными характеристиками.
Тактико-техническое задание на новый корабль пр. 20И ("импортный",
"итальянский") был разработан советскими специалистами и передан итальянским
корабелам в г. Ливорно где на заводе "Одеро-Терни-Орландо" (ОТО) и строился
корабль. В сентябре 1935 г. итальянские инженеры приступили к проектированию
корабля и к февралю 1936 г. был готов эскизный проект корабля. Кроме корабля
который будет построен в Италии, должны были построить ещё три таких же корабля
в СССР. Но по различным причинам от их строительства отказались. Проектом
предполагалось установка советского вооружения, трёх спаренных башен 130 мм
орудий и 6 45 мм зениток, а так же 3 строенных торпедных аппарата. Всё
вооружение должно было быть установлено в СССР.
11 января 1937 г. корабль заложили на верфи фирмы ОТО. Своё имя, "Ташкент",
лидер унаследовал от корабля Волжской флотилии периода гражданской войны,
бывшего речного буксирного парохода №-7 названного "Ташкент" и погибшего в бою 5
сентября 1918 г. В декабре 1937 г. корпус корабля спустили на воду. А уже 11
марта 1938 г. корабль вышел на ходовые испытания на которых достиг скорости 43.5
узла при водоизмещении 3422 т. После ряда доработок 6 мая 1939 г. лидер был
передан советским представителям. По прибытию в Одессу лидер вооружили,
временно, 4 одинарными полубашнями со 130 мм орудиями, остальное вооружение было
установлено штатное. И только в июне 1941 г. корабль вооружили штатными башнями
со спаренными 130 мм орудиями. Из за нехватки места для зенитных автоматов их
разместили на надстроенном мостике вокруг второй дымовой трубы. Явно неудачное
место для орудий т.к. они могли быть выведены из стоя попаданием одной бомбы или
снаряда. Кроме этого 45 мм орудия заменили на 37 мм автоматы которые более
приспособлены для ведения борьбы с самолётами противника на средних высотах. В
истории передачи лидера Советскому Союзу есть пара интересных момента.
1. Существует версия что корабль под разными предлогами хотели оставить в Италии
для включения его в состав ВМС Италии. Кстати по проекту лидера "Ташкент"
в Италии построили семь аналогичных кораблей, но они были с четырьмя башнями ГК
и походили больше на крейсера-разведчики нежели на лидеры.
2. Лидер строили для БФ, но т.к. шла война в Испании и Гибралтарский пролив был
закрыт его перевели на ЧФ. Причём через турецкии проливы лидер шёл как
пассажирский теплоход для чего между рубками был натянут брезент с нарисованными
на нём окнами.
Из биографии лидера эсминцев "Ташкент" всего год пришлось на войну. Но за столь короткий срок "голубой крейсер" (цвет корабля был голубым таким же как в итальянском флоте) - оставил за кормой 27 тысяч миль, отконвоировал 17 транспортов, перевёз 19.300 человек и 2538 тонн грузов, отразил десятки атак вражеской авиации, сбив 9 и повредив 4 фашистских самолёта, потопил один торпедный катер, провёл сотню стрельб по береговым объектам врага, уничтожил 6 береговых батарей противника, уничтожил много живой силы врага. В свою очередь и сам лидер получил ряд повреждений от ударов авиации противника. Каждый его прорыв в осаждённый Севастополь это спасение сотен жизней солдат и мирных граждан которых он вывозил на "большую землю". Но 2 июля 1942 г. в Бухте Новороссийска на корабль налетело 30 "юнкерсов" и после двух попаданий корабль лёг на грунт из его экипажа погибли 76 человек. Водолазы, осмотрев корабль, сняли с него всё самое ценное оборудование. Сам же лидер пролежал всю войну у пирса Новороссийской ВМБ. В 1944 г. его подняли. Обследование корабля показало что он не подлежит восстановлению и после войны его разобрали на металл.