E В МЕНЮ |
ТКА т. "40-футовый СМВ" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
5 тонн. |
полное: | ||
Размеры: |
длина: |
13.7 метра. |
ширина: | 2.6 метра | |
осадка: | 0.56 метра | |
Скорость: |
максимальная: |
37 узлов. |
экономическая: | ||
Дальность хода: |
полным ходом: |
185 миль |
экономическим ходом: | ||
Тип двигателя: |
бензиновый двигатель мощностью 375 л.с. |
|
Автономность: |
одни сутки |
|
Броня: | НЕТ | |
Вооружение: |
1 450 мм торпеда. |
|
Экипаж: |
4 - 5 человек. |
Создателем
первых торпедных катеров по праву считается основатель фирмы и владелец верфи в
Чезвике на Темзе сэр Джон И. Торникрофт. В конце 1915 г. компания «Торникрофт»
получила заказ английского флота на торпедный катер специальной постройки. Так
как катера предназначались для набеговых операций, их размеры ограничивались
возможностью транспортировки на крупных боевых кораблях и спуска на воду при
помощи корабельных шлюпбалок. Прототипом послужил построенный Торникрофтом в
1913 г. гоночный реданный глиссер "Миранда-IV", показавший на мерной миле при
мощности мотора 110 л.с максимальную скорость 35,5 уз, достигнутую за счет
конструктивных особенностей корпуса катера. На миделе был расположен невысокий
поперечный редан. для смягчения ударов при ходе на волне на носовой половине
корпуса применены изогнуто-килеватые обводы с отгибом скулы; днищу придан
небольшой подъем в нос для оптимального угла атаки глиссирующей площадки. На
кормовой половине скулы скруглены, у транца имеется отгиб днища вниз. Катер на
полном ходу глиссирует на двух плоских участках днища - перед реданом и перед
транцем.
Первые торпедные катера Торникрофта "40-футовые СМВ", (СМВ
- Coast Motor Boat - прибрежный моторный катер) для улучшения мореходности
имели более килеватую носовую часть. Обшивка корпуса - три слоя из красного
дерева, шпангоуты и стрингера - из американского вяза и орегонской сосны.
Всего в 1916 - 20 годах было построено 47 "40-футовых СМВ".
По первоначальному замыслу эти катера должны были действовать с легких
крейсеров-носителей против немецких баз на побережье Северного моря. Но
обстоятельства сложились иначе, и первые тринадцать "40-футовых СМВ" направили
на базы в Дувр, Портсмут, Ост Айленд и Портланд, а также, на передовую базу в
Дюнкирке для действий у бельгийского побережья.
7 апреля 1917 года четыре СМВ под командованием
лейтенанта Беккета атаковали неподалеку от Остенде отряд германских эсминцев и
один из них - 1000-тонный "G-88" — пустили на дно, он стал первой жертвой нового
вида оружия.
Новый вид оружия оказался таким удачным что Английское
Адмиралтейство выдала заказ на строительство "55-футовых СМВ". Эти катера
оказались вдвое больше своих предшественников (вод.: 11 т.; мощность двух
бензиновых моторов 900 л.с.; скорость хода 42 узла; размеры: 16.8х3.4х0.9 метра)
и несли вдвое больше вооружения (2 - 450 мм торпеды и 2х2 7.62 мм пулемёта).
Всего Британский флот получил 75 катеров подобного типа. Они очень удачно
действовали в Бельгийских водах и быстро вытеснили своих предшественников.
Завершают линию развития английских торпедных катеров "70-футовые СМВ".
Их водоизмещение достигало 24 тонн, а два мотора по 900 - 1500 л.с. сообщали им
скорость до 30 узлов. Конечно, для этих кораблей скорость была маловата, но они,
хотя и могли нести на борту торпеды (5 - 450 мм торпед и 6 пулемётов), в
основном предназначались для использования в качестве минных заградителей. Но им
уже не довелось участвовать в боевых операциях: пять таких катеров были
построены лишь в 1919-22 годах.
Подводя итог можно сказать что из 47 «40-футовых СМВ» в
сражениях погибло девять, а из 75 «55-футовых СМВ» — шесть, и три из них были
уничтожены огнем советского эсминца «Гавриил» 18 августа 1919 года...
Впервые флот РККФ столкнулся с новым видом оружия в
виде ОДНОГО "40-футового СМВ" 16 июня 1919 года в Финском заливе.
В 4 часа утра катер на малой скорости преодолел линию дозора из двух эсминцев и
двух сторожевиков и с расстояния 400 метров торпедировал крейсер "Олег"
который затонул на десятиметровой глубине.
18 августа 1918 года отряд Английских катеров СМВ (7
"55-футовых" и 1 "40-футовый") вышли из Биорке и Терриоке и направились к
Кронштадту намереваясь в утренний мгле пробраться на рейд и уничтожить ядро
Балтийского флота (ЛК "Андрей Первозванный" и "Петропавловск"; КР "Рюрик",
"Диана", "Аврора", Память Азова"). Под прикрытием самолётов катера приблизились
к гавани и на полной скорости устремились в атаку. Но на их пути стоял эсминец
"Гавриил" наблюдатели с которого быстро распознали в утренней мгле катера.
Артиллеристы открыли по ним огонь и первыми же снарядами потопили один катер.
Трём катерам удалось прорваться на внутренний рейд и потопить КР "Память Азова"
и повредить ЛК "Андрей Первозванный". На выходи из гавани их встретили
артиллеристы с "Гавриила", был потоплен ещё один катер. Его экипаж был спасён
другим "55-футовым СМВ", который попытался атаковать дозорный эсминец двумя
торпедами, но промахнулся. Ответным огнём был потоплен и этот торпедный катер.
Итог боя для англичан оказался неутешительным: из 8 катеров участвовавших в
атаке ОДИН (СМВ-86) вернулся из за поломки двигателя, ТРИ (СМВ-24,
СМВ-62, СМВ-79) были потоплены с ЭМ "Гавриил". В плен попали 3 офицера и
6 матросов, погибли 4 офицера и 3 матроса.
Во время интервенции на Северном Кавказе основные силы
англо-белогвардейского флота базировались на Баку, в том числе и "40-футовые СМВ".
После потери Баку флот интервентов укрылся в порту Энзели (Иран). 18 мая
1920 года эскадра Волжско-Каспийской флотилии без особого кровопролития
захватила этот порт и весь флот интервентов в том числе и 10 "40-футовых"
катеров. В августе 1920 г. ПЯТЬ катеров по железной дороги были отправлены в
Мариуполь и вошли в состав Азовской флотилии под именами: "Бодрый", "Бравый",
"Бедовый", "Быстрый",
"Буйный" (ДВА последних 9.01.21 г. были обстреляны и
повреждены на борту КЛ "Эпильдифор-415" которая перевозила их из Новороссийска в
Севастополь, кораблями Французского флота. Катера решили не восстанавливать).
Остальные вместе с ДВУМЯ "55-футовыми" катерами оставленными в Севастополе после
ухода Добровольческого флота составили основу "москитного флота" Морских сил
чёрного моря. Один из "55-футовых" катеров вскоре погиб, другой получил имя
погибшего "40-футового" катера "Буйный-II".
Другие ПЯТЬ катеров в конце 1920 г.
вошли в состав Морских сил Балтийского моря под номерами: №№ 1 - 5. В
1924 г. катера №-2 и №-4 были переданы в ОСТЕХБЮРО для испытания системы
"волнового управления". Остальные катера были переведены на Черноморский
флот и 28. февраля 1924 г. вошли в его состав под именами: "Бойкий" (№-1),
"Быстрый" (№-3), "Бурный" (№-5).
12 ноября 1925 года "Бодрый"
столкнулся с другим катером и затонул. Хотя он и был поднят но не
восстанавливался.
Остальные катера: "Бравый", "Бедовый", "Буйный-II",
"Бойкий", "Быстрый", "Бурный" - находились в боевом составе ЧФ до 1931 года.