E В МЕНЮ |
Мобилизованные канонерские лодки из речных колёсных пароходов |
|
В годы Великой Отечественной войны в ВМФ было отмобилизовано большое количество речных судов, которые в некоторых случаях, например на Волге или Онежском озере, составили ядро военных флотилий. В основном это были речные колёсные пароходы Советской постройки 1930-37 г.г. Строились они в основном на Зеленодольском, Киевском и Горьковском судостроительных заводах. Но встречались и пароходы иностранной постройки начала ХХ века.
Азовская военная флотилия:
речные колёсные пароходы Доно-Кубанского речного пароходства. Близки по
типу к КЛ "Димитров" (Пинская флотилия) и "Кузнецк" (Амурская флотилия). Все
канонерки были мобилизованы 2 октября 1941 г.
"Кренкель" - Мобилизован и включён в состав Азовской
флотилии ЧФ (воор.: 1-76 мм, 2-45 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и
Таганрога. Погибла 19 октября 1941 года во время обстрела позиций
Германской артиллерии.
"Октябрь" - Мобилизован и включён в состав Азовской
флотилии ЧФ (воор.: 2-45 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в обороне Ростова-на-Дону и
Таганрога, боевых действий на Азовском море и р. Кубань - поддерживал своим
огнём фланги сухопутных войск РККА. Ввиду невозможности прорыва в Чёрное море
взорван экипажем 22 августа 1942 года в районе станицы
Варениковская.
"Ростов-Дон" - Мобилизован и
включён в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 2-76 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в
обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Темрюка. Ввиду невозможности прорыва в
Чёрное море взорван экипажем 22 августа 1942 года в Темрюкском
порту.
"Серафимович" - Мобилизован и включён
в состав Азовской флотилии ЧФ (воор.: 1-76 мм, 2-45 мм, 2-7.62 мм). Участвовал в
обороне Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова. Погиб от ударов Люфтваффе 28
июля 1942 года на р. Дон в районе Боцманского моста (погибли 4 моряка).В
1944 г. поднята АСС ВМФ отремонтирована и передана народному хозяйству.
Исключена в 50-ых годах.
Амурская военная флотилия: речные колёсные пароходы и буксиры Нижне-Амурского речного пароходства. Строились в 1938 г. на судоверфи "Красный металлист" г. Зеленодольск (КЛ-30; КЛ-31), "Красное Сормово" г. Горький (КЛ-32; КЛ-33; КЛ-34; КЛ-35), "Ленинская кузнеца" г. Киев (КЛ-36; КЛ-37). Вступили в состав пароходства в 1940 г. С началом войны были мобилизованы и вошли в состав Амурской военной флотилии. В октябре-ноябре 1945 года были возвращены пароходству. Все они были выведены из состава пароходства и сданы на металл в период с 1968 по 1972 года.
КЛ 30 | КЛ 31 | КЛ 32 | КЛ 33 | КЛ 34 | КЛ 35 | КЛ 36 | КЛ 37 | |
водоизмещение: | 319/410 т. | 319/410 т. | 188/252 т. | 230/274 т. | 230/274 т. | 230/274 т. | 289/376 т. | 289/376 т. |
размеры: | 59.5х17.0х1.1 м | 59.5х17.0х1.1 м | 48х15х1.3 м | 48х13х1.3 м | 48х13х1.3 м | 48х13х1.3 м | 58х16х1.1 м | 58х16х1.1 м |
скорость полная: | 21/11 км/ч. | 21/11 км/ч. | 21/12 км/ч. | 21/12 км/ч. | 21/12 км/ч. | 21/12 км/ч. | 25/14 км/ч. | 25/14 км/ч. |
скорость экономическая: | 20/10 км/ч. | 20/10 км/ч. | 18/12 км/ч. | 18/12 км/ч. | 18/12 км/ч. | 18/12 км/ч. | 23/13 км/ч. | 23/13 км/ч. |
дальность плавания: | 2300/1100 км. | 2300/1100 км. | 945/540 км. | 900/615 км/ч. | 900/615 км/ч. | 900/615 км/ч. | 4720/2660 км. | 4720/2660 км. |
бронирование: | борт - 6 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 6 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 5 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 5 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 5 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 5 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 6 мм. рубка - 8 мм. |
борт - 6 мм. рубка - 8 мм. |
вооружение: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
1944 г.: |
экипаж: | 63 чел. | 63 чел. | 55 чел. | 55 чел. | 55 чел. | 55 чел. | 60 чел. | 60 чел. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
1 - для скорости полного хода и для экономического хода по течению /
против течения.
2 - для дальности плавания экономическим ходом по течению / против течения.
КЛ 30 до 31.07.41 г. и с 22.10.45 г. "Кузнецк".
КЛ 31 до 31.07.41 г. и с 22.10.45 г. "Якутск.
КЛ 32 до 31.07.41 г. и с 13.10.45 г. "Гродеково".
КЛ 33 до 11.98.41 г. и с 13.10.45 г. "Хабаровск".
КЛ 34 до 11.08.41 г. и с 13.10.45 г. "Новосибирск".
КЛ 35 до 11.08.41 г. и с 13.10.45 г. "Комсомольск".
КЛ 36 до 11.08.41 г. и с 22.10.45 г. "Новороссийск" первоначально был
включен в состав флотилии как "транспорт № 1".
КЛ 37 до 11.08.41 г. и с 25.11.45 г. "Баку" первоначально был включен
в состав флотилии как "транспорт № 2".
Волжская
военная флотилия: флотилия была создана в октябре 1941
года для обороны и обеспечения перевозок на реке Волга. Главной базой флотилии
стал город Ульяновск. Основу флотилии составили 19 мобилизованных КАНОНЕРСКИХ
ЛОДОК. Они занимались обеспечением перевозок по р. Волга военных и гражданских
грузов, занимались боевым тралением. В 1943 г. канонерки были выведены из
боевого состава флотилии и переданы народному хозяйству.
Канонерки были переоборудованы из колесных пароходов и буксиров Волжского
речного пароходства постройки начала ХХ века и 20-30-ых годов. На большинство
канонерских лодок ставили армейские 85-мм зенитные орудия "52-К", для
противовоздушной обороны устанавливались по 2 спаренные пулемётные установки
"Кольт". На КЛ т. "Усыскин" в качестве ГК ставили морские 100-мм орудия
"Б-24-БМ".
завод "Красный металлист" г. Зеленодольск:
"Усыскин",
"Громов",
"Руднев",
"Киров",
"Федосеенко",
"Чапаев",
"Щорс", "Котовский", "Валерий Чкалов", "Сталинская Конституция".
завод "Красное Сормово" г. Горький:
"Иркутск", "Производственник".
дореволюционной постройки: "Правда",
"Н.Островский", "Бурный", "Красногвардеец", "Красный Дагестан", "10 лет КИМ", "Турксиб".
"Усыскин" - 4 мая 1943
года подорвалась на донной мине, но экипаж смог спасти канонерку от затопления.
Была отбуксирована в базу, отремонтирована но в стой уже не вошла. Была передана
народному хозяйству.
(вод.:
400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.:
2х1-100 мм, 2х1-45 мм, 1х1-12.7 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Громов"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2
м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм,
1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Руднев"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2
м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-45 мм,
1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Киров"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.;
ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм,
1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Федосеенко"
(вод.: 400 т.; размеры:
56х17х1.2 м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм,
2х1-37 мм, 1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Чапаев"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2
м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм,
1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Щорс"
(вод.: 400 т.; размеры: 56х17х1.2 м.;
ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 2600 км.; воор.: 2х1-100 мм, 2х1-37 мм,
1х4-7.62 мм; экипаж: 76 чел.).
"Котовский" - до 7 октября 1942 г. "Память Котовского".
(вод.: 250 т.; размеры: 59х17х1.0 м.; ск.:
9 км/ч.; Д.П.: 4100 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52
чел.).
"Валерий Чкалов"
(вод.: 350 т.; размеры: 55х17х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.;
Д.П.: 3900 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"Сталинская Конституция" - до 24 апреля 1938 г. "Николай
Пахомов".
(вод.: 250 т.; размеры: 61х17х1.1 м.; ск.: 9 км/ч.;
Д.П.: 3000 км.; воор.: 2х1-85 мм,
2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"Иркутск" - до 7 февраля 1929 г. "Центросоюз".
(вод.: 280 т.; размеры: 53х17х1.2 м.; ск.:
10 км/ч.; Д.П.: 4500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7
мм; экипаж: 52 чел.).
"Производственник"
(вод.: 210 т.; размеры: 57х16х1.2 м.; ск.:
10 км/ч.; Д.П.: 4500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7
мм; экипаж: 52 чел.).
"Правда" - до 12 апреля 1919 г. "Седьмой"; до 25 марта 1933
г. "Модельщик".
(вод.: 250 т.; размеры: 59х19х1.4 м.; ск.: 10 км/ч.;
Д.П.: 4800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7
мм; экипаж: 52 чел.).
"Николай Островский" - до 28 января 1919 г. "Коммерции
советник"; до 25 апреля 1937 г. "Беднота".
(вод.: 300 т.; размеры: 61х19х1.4
м.; ск.: 10 км/ч.; Д.П.: 4800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"Бурный" - до 11 августа 1919 г. "Лесные заготовки".
(вод.: 240 т.; размеры: 58х15х1.3 м.; ск.: 9
км/ч.; Д.П.: 4700 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"Красногвардеец" - до 12 апреля 1919
г. "Шестой", до 25 марта 1933 г. "Строгальщик". 26 мая 1943
года в р-не Яра Насоныч канонерка подорвалась на мине и затонула.
(вод.: 240 т.; размеры: 56х17х1.2 м.; ск.: 9 км/ч.;
Д.П.: 2500 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"Красный Дагестан" - до 1918 г.
"Константин Морозов". 17 мая 1943 года канонерка погибла от
взрыва донной мины в р-не Верхне-Безымянского переката.
(вод.: 497 т.; размеры: 56х17х1.4
м.; ск.: 9 км/ч.; Д.П.: 2800 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
"10 лет КИМ" - до 2 июня 1926 г. "Павел Орехов", до 29
марта 1930 г. "И.В.Сталин", с 16 июня 1943 г. "Капитан 2 ранга
Гаджиев", с 5 октября 1943 г. "10 лет КИМ".
(вод.: 310 т.; размеры: 55х17х1.4 м.; ск.:
10 км/ч.; Д.П.: 3900 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7
мм; экипаж: 52 чел.).
"Турксиб" - до 26 апреля 1931 г. "Александр Смирнов".
(вод.: 330 т.; размеры: 70х15х1.4 м.; ск.: 9
км/ч.; Д.П.: 3300 км.; воор.: 2х1-85 мм, 2х2-12.7 мм; экипаж: 52 чел.).
Онежская военная флотилия: флотилия была создана в августе 1941 года для ведения боевых действий на Онеге совместно с частями Карельского фронта. В состав флотилии входили различные боевые корабли мобилизованные из гражданских судов.
КЛ-11 - до 9 апреля 1919 г.
"Гавриил", до 22 августа 1941 г. "Огюст Бланки". Бывший колёсный
буксир построен в Германии в 1879 г., 20.07.44 г. передана народному хозяйству.
(вод.: 232 т.; размеры: 34х10х2.5 м.; ск.: 8
км/ч.; Д.П.: 600 км.; воор.: 1941г.-2х1-75 мм, 1942г.-2х1-75 мм,
2х1-12.7 мм, 1943г.-2х1-85 мм, 3х2-12.7 мм, 1-82 мм миномёт; экипаж: 51 чел.).
КЛ-12 -
до 9 апреля 1919 г. "Сиговец", до 22 августа 1941 г. и с 22 ноября по 27
июля 1942 г. "Каляев". Бывший колёсный пароход построен в 1885 г.
в С.-Петербурге. Воевал в Онежской военной флотилии, затем перешёл по
Волжско-Балтийскому каналу на р. Волга и с 22.11.41 г. по 27.07.42 г. входила в
состав Волжской военной флотилии - числилась буксирным пароходом. Вернулась на
Онегу. 1 июня 1943 года в 5 км южнее о. Василисин потоплена
немецкой авиацией. Погибли 27 матросов.
(вод.: 173 т.; размеры: 34х12х1.8 м.; ск.: 8
км/ч.; воор.: 2х1-75 мм, 1х1-45 мм.).
Пинская
военная флотилия: с началом войны в состав
флотилии вошли мобилизованные колёсные пароходы проекта СБ-16 построенные в
середине 30-ых годов в Киеве.
(вод.: 220 т.; размеры: 56х12х1.1 м.; ск.: 8
км/ч.; воор.: 2х1-120 мм, 1х1-76 мм, 2х4-7.62 мм.).
"Димитров" - 26 августа 1941 года
при прорыве в Киев проходя в районе д. Печки участок Днепра занятого противником
налетела на сваленную ферму Печкинского моста и затонула.
Отличалась вооружением: 2х1-102 мм, 1х1-76 мм,
2х4-7.62 мм.
"Каганович"
- 15 сентября 1941 года из за невозможности прорыва в низовье
Днепра взорвана экипажем у с. Навозы в р-не Чернигова на р. Десна.
"Кремль" - 27 августа 1941
года при прорыве в Киев получила прямое попадание авиабомбы, затонула.
"Смольный" - 18 сентября 1941 года
из за невозможности прорыва в низовье Днепра взорвана экипажем у с. Сваромье.
Поднята в 1944 г. использовалась как учебно-тренировочная станция.
"Пина" - МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ переоборудован
из колесного парохода, мобилизованного и включенного в состав флотилии.
Вооружение: 2х1-45 мм, 3х1-7.62 мм.
Во время стоянки в р-не д. Домантово потоплен артиллерией немецких танков
которые внезапно прорвались к Днепру.
Чудская военная флотилия: флотилия создана в 1941 г. из кораблей Высшего военно-инженерного училища им. Дзержинского. Флотилия активно действовала до 22 июля 1941 г. после чего из за трусости командования флотилия практически в боевых действиях не участвовала. Корабли флотилии были брошены экипажами.
"Нарова" -
до 1919 г.
"Юрьев", до 13 августа 1940 г. "Tartu",
до 22 марта 1941 г. "Тарту". Бывший колёсный служебный пароход МПС.
Построен в 1897 г. в Риге. Был мобилизован и воевал в качестве КЛ в гражданскую
войну на Чудском озере. Первоначально входил в состав флота царской армии, затем
был включён в состав красного флота, в 1918 г. перешёл в состав белого флота,
вскоре был опять отбит частями красной армии, но из за невозможности эвакуации
корабля из Тарту был оставлен в порту. В 1919 г. захвачен частями эстонской
армии. Был включен в состав Эстонского озёрного флота. В 1940 г. после вхождения
Эстонии в состав СССР канонерка была включена в состав Советского флота в
качестве учебного корабля. С началом войны корабль был вооружён орудиями снятыми
с КР "Аврора" и переклассифицирован в КАНОНЕРКУ. 22 июля 1941 г. корабли
флотилии были обстреляны самолётами Люфтваффе. В личном составе КЛ были большие
потери среди расчётов артиллерийских орудий. На следующий день корабль был
брошен экипажем в устье р. Омедо. В сентябре 1941 г. немцы сняли корабль с мели
отремонтировали в включили в состав своего флота под названием "Hrimatland".
Использовалась вермахтом для перевозок военных грузов через Чудское озеро.
26 августа 1944 года потоплена ВВС СССР на р. Эмайыги.
(вод.: 110 т.; размеры: 38х10х0.9 м.; ск.: 10
км/ч.; воор.: 3х1-45 мм, 2х1-7.62 мм.).