E В МЕНЮ |
ББО "Vainamoinen" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
3528 тонн. |
полное: | 4030 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
93 метра. |
ширина: | 17.4 метра. | |
осадка: | 4.5 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
14.5 узлов. |
экономическая: | 9 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
|
экономическим ходом: | ||
Тип двигателя: |
4 дизель-генератора которые работали на 2 двухъякорные гребные электродвигатели мощностью по 2x700 kW |
|
Автономность: |
|
|
Броня: | боевая рубка - 100 мм, крыша боевой рубки - 75 мм, главный бортовой пояс - 55 мм, броневые палубы, траверзы, противоторпедная переборка - 30 мм, барбет ГК - 100 мм, крыша - 75 мм, броневые щиты 105 мм орудий - 12 мм. | |
Вооружение: |
2х2 - 254 мм орудия ГК. |
|
Экипаж: |
|
Самыми крупными кораблями ВМС Финляндии являлись два однотипных
броненосца береговой обороны "Ilmarinen"
и
"Vainamoinen". Строились они во исполнение первого
закона о флоте, принятого 30 октября 1927 г. Понимая, что строительство столь
дорогих кораблей из-за финансовых трудностей в обозримом будущем вряд ли можно
будет повторить, финны подошли к выбору проекта очень тщательно. В то время
броненосцы береговой обороны уже были редкостью, и большинство из них
принадлежало скандинавским странам. Свои
предложения представили фирмы и других государств, например, Италии. Однако
предпочтение отдали германо-голландской фирме «N
V Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw», которая
положила в основу своего проекта германскую идею «карманного линкора» — быть
сильнее любого «типичного представителя» флота противника и всегда иметь
возможность уйти от немногих более мощных кораблей. У «карманных линкоров»
первое достигалось большей огневой мощью по сравнению с любым британским
крейсером, а второе - превосходством в скорости над линейными кораблями того
времени в совокупности со способностью более длительно действовать без
дозаправки топливом. Применительно к Финскому заливу эта концепция требовала
огневого превосходства над советскими кораблями классов крейсер - канонерская
лодка, которые. могли иметь на вооружении 152-мм артиллерию. Что касается
уклонения от советских линкоров, то здесь ставка делалась не на скорость, а...
на шхеры. Будущие броненосцы должны были по своим размерам и маневренным
качествам легко пользоваться шхерными фарватерами, куда не могли проникнуть
более крупные корабли.
Так как в береговой
артиллерии Финляндии со времен Первой мировой войны имелись 245-мм орудия с
длиной ствола в 45 калибров, этот факт и предрешил выбор главной артиллерии броненосцев.
Она включала в себя две двухорудийные башни с 245-мм пушками с длиной ствола в
45 калибров производства шведской фирмы «Bofors».
Эти орудия имели раздельно гильзовое заряжание, скрепленный ствол и лейнер
живучестью в 400 выстрелов. Максимальный угол возвышения достигал 45°, а
снижения -10°. Скорострельность составляла 2 выстрела в минуту при угле
возвышения менее 15°. Башни и орудия
имели электрическое и ручное наведение. Бронирование башен главного калибра нужно
признать скорее крейсерской, нежели ББО: лобовые плиты,
задняя стенка и барбеты - 100 мм, крыша - 75 мм и боковые плиты - 55 мм. Это
можно объяснить концепцией корабля, которая предполагала уклонения от боя с
линейными кораблями, а артиллерийская дуэль с береговыми батареями крупного
калибра, по-видимому, считалась маловероятной. В четырех артиллерийских
погребах, по два на каждую башню, находилось 260 снарядов и 273 заряда.
Размещались погреба в нос и в корму относительно барбета, что должно было не
допустить попадания форса огня в боезапас при разрыве снаряда противника
внутри башни. В боекомплект главного калибра входили бронебойные, фугасные,
осколочно-фугасные и практические снаряды весом по 225 кг в комплектации боевыми
(начальная скорость 850 м/с) и уменьшенными (начальная скорость 725 м/с)
зарядами. Максимальная дальность стрельбы с боевым зарядом составляла 169,9 кб,
а уменьшенным - 157 кб. Вспомогательный калибр броненосцев состоял из четырех спаренных
105-мм артиллерийских установок фирмы «Bofors»,
прикрытых 12-мм броневыми щитами. Первоначально основным предназначением этой
артиллерии являлось отражение атак торпедных катеров и миноносцев, а также
стрельба по видимый береговым целям. Однако в ходе модернизации 1938 г.
орудийные станки дорабатываются, что позволило увеличить угол возвышения стволов
до 85°, и на корабле монтируют приборы управления стрельбой по воздушным целям.
Таким образом, 105-мм калибр становится универсальным. Для того времени -
большая редкость. Правда, отсутствовала стабилизация и электрические привода
наведения 105-мм орудий, но учитывая, что корабль предполагалось применять,
прежде всего, в шхерах, то есть на тихой воде, то эти изъяны принципиального
значения не имели. Стрельба
обеспечивалась по целям на дистанциях до 17 600 м, на высотах до 8000 м при их
скорости до 130 м/с. Причем, при угле места цели более 10°, работала, так
называемая зенитная схема, а при меньшем угле места - морская. 105-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров имели
скорострельность 12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 102 кб и досягаемость
по высоте 11 400 м. Все это делало универсальный калибр броненосцев мощным и
действенным оружием противовоздушной обороны. Пожалуй, общую картину портило
только отсутствие дистанционного управления артиллерийскими установками и вообще
наличие только ручных приводов наведения орудий. В четырех погребах хранилось 1309 105-мм унитарных выстрелов. В
боекомплект входили осколочно-фугасный снаряд весом 16,1 кг, дистанционная
граната весом 16,8 кг, парашютный осветительный снаряд весом 14,4 кг, а также
практический снаряд весом 16 кг. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда
и дистанционной гранаты составляла 800 м/с и максимальная дальность стрельбы -18
700 м. Зенитный калибр броненосцев вначале представляли четыре 40-мм
зенитных автомата фирмы «Vickers»
и два 20-мм фирмы «Madsen».
Однако установка фирмы «Vickers»,
хоть и теоретически имела очень высокую скорострельность - более 200 выстрелов в
минуту, но оказалась мало надежной и имела дальность стрельбы всего 4,5 км. По
этой причине в 1940 г. их заменили 40-мм зенитными автоматами фирмы «Bofors»:
двумя одноствольными и одним спаренным. При скорострельности 120 выстрелов в
минуту они имели дальность стрельбы 6000 м, а досягаемость по высоте - 4000 м.
Их максимальный угол возвышения составлял 90°. Спаренный 40-мм автомат
располагался на носовой надстройке на 14,7 м выше ватерлинии. В боекомплект входили 3200 осколочно-трассирующих унитарных выстрелов с
начальной скоростью 850 м/с и самоликвидатором на дистанции 5200 м. 20-мм зенитный автомат фирмы «Madsen»
имел кольцевой прицел, и при начальной скорости снаряда 890 м/с обладал
максимальной дальностью стрельбы 3000 м, а досягаемостью по высоте - 2000 м. Со
временем количество 20-мм автоматов росло и к моменту выхода Финляндии из войны
в 1944 году достигло восьми. Из них два на крыльях мостика были спаренными, а
остальные одноствольными. К тому времени боекомплект составил 16.000 выстрелов,
и часть его пришлось разместить в кормовом снарядном погребе главного калибра.
В целом можно признать, что финские броненосцы являлись хорошо
сбалансированными по наступательным и оборонительным элементам кораблями.
Например, по противовоздушным возможностям они явно превосходили даже
появившиеся значительно позже советские крейсеры т. "Максим Горький". Головной броненосец
"Vainamoinen" заложили 20 декабря 1930 г. в Турку
на верфи фирмы «Crichton-Vulkan».
Через полгода, 9 июля 1931 г., там же заложили второй корабль -
"Ilmarinen".
История службы в Финском флоте: благополучно пережив Советско-финляндскую войну 1939-40 гг.,
когда броненосцы простояли, выкрашенные в белый цвет, недалеко от Турку, начало
Великой Отечественной войны они отметили повышенной активностью. Они
обстреливали Советскую ВМБ Ханко. Каждый раз уходя от ответных ударов. Но в
сентябре 1941 г, покинув родные шхеры, броненосцы участвовали в операции
против острова Даго. Удар пришелся по пустому месту, но на возвращении "Ilmarinen"
подорвался на минах и, опрокинувшись, быстро затонул. При этом погибло 271
человек. Оставшийся броненосец ушел в шхеры, и более за всю войну применения ему
не нашлось. Советский БФ был заперт в восточной части Финского
залива, а использовать "Vainamoinen"
для поддержки приморского фланга финское
командование не хотело - имелись реальные шансы его потери от ударов, например,
авиации. В этих условиях решили, что
"Vainamoinen" принесет гораздо больше пользы самим
фактом своего существования, чем фактическими боевыми действиями. Так и
получилось: "Vainamoinen"
постоянно отвлекал на себя ресурсы авиации Балтийского флота,
единственной реально существовавшей тогда советской ударной силы на море.
Наконец в июле 1944 г "Vainamoinen"
выследили в порту Котка и 12 июля по нему нанесли
удар 30 бомбардировщиков «Пе-2», однако попаданий они не достигли. Тогда
спланировали целую операцию с привлечением 132 самолетов различных типов. В
результате попадания двух 1000-кг и двух 250-кг бомб цель затонула. Правда,
позже выяснилось, что "Vainamoinen" цел и невредим, а 16 июля 1944
г. в Котке
потопили германскую плавучую зенитную батарею "Ниобе" (нередко его называют
крейсер ПВО), переоборудованную из
голландского крейсера постройки конца
XIX века.
В соответствии со статьей 4 Соглашения между СССР и Финляндией от
3 февраля 1947 г., об использовании перешедших Советскому Союзу бывших
германских денежных активов, СССР купил "Vainamoinen". С 1 марта 1947 г.
производилась приемка корабля, а 24 марта на него заселился советский экипаж. На
другой день на броненосце подняли Военно-морской флаг Советского Союза. 24
апреля корабль получил новое название — "Выборг". 29 мая, в присутствии финских
специалистов, прошли ходовые испытания с отстрелом всей артиллерии. По их
результатам в 23.00 подписали акт о приеме корабля советской стороной. 7 июня он
перешел к месту постоянного базирования в ВМБ Порккала-Удд.
Дальнейшую службу "Выборг", переклассифицированный в морской монитор, проходил в
этой базе, а затем в Кронштадте. В 1953 г. корабль встал в средний ремонт в Талине. В ходе его
Выборгу заменили стальные винты на латунные, главные дизеля марки 39/42Р фирмы «Крупп»
на аналогичные марки 46аб той же фирмы, установили новую радиоаппаратуру и навигационную
радиолокационную станцию «Нептун». В 1957 г. корабль вышел из ремонта, но с
ноября 1958 г. по ноябрь 1959 г. его поставили на холодное хранение, а затем
законсервировали и вывели в резерв. Там он находился до 25 февраля 1966 г.,
когда Выборг разоружили и сдали для разборки на металл.