E В МЕНЮ |
Эсминцы типа "Гаджибей" |
|
Фотографии:
Схемы эсминцев т. "Новик":
Водоизмещение: |
нормальное: |
1760 тонн. |
полное: | --""--""-- | |
Размеры: |
длина: |
93.3 метра. |
ширина: | 9.1 метр. | |
осадка: | 4.0 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
31 узел. |
экономическая: | --""--""-- | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 1600 миль ходом 21 узел. | |
Тип двигателя: |
2 паровые турбин, 5 котлов суммарной мощностью 28.557 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
4 - 102 мм орудия. |
|
Экипаж: |
136 человек. |
Эсминцы заказаны в рамках программы нового
усиления Черноморского флота 1914 года, принятой в связи с опасностью
значительного роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных кругов
Турции. По настоянию офицеров флота и руководства Общества Николаевских заводов
и верфей (последнее – с целью удешевить и упростить работы) был повторен
эсминец "Дерзкий" с устранением
недостатков, выявленных в процессе его эксплуатации. В процессе постройки, на
основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм
орудие, а в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные
пушки. Все корабли названы в честь побед, одержанных Русским флотом под
командованием Ф.Ф. Ушакова.
В 1915 г. на Николаевских верфях были заложены восемь новых
эсминцев так называемой "Ушаковской серии": "Гаджибей", "Занте", "Калиакрия",
"Керчь", "Корфу", "Левкас", "Фидониси" и "Цериго".
"Гаджибей" - вступил в строй 24 сентября 1917 г. В
период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и
осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ.
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по
приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими оккупантами,
был затоплен экипажем.
6 декабря 1928 г. поднят Черноморской партией ЭПРОН. 4 ноября 1929 г.
отбуксирован в Николаев и в 1930 г., ввиду нецелесообразности восстановления,
сдан на слом.
"Занте" - спущен на воду 3 апреля 1917 г. 17 марта
1918 г. в недостроенном состоянии захвачен в Николаеве германскими войсками и
затем белогвардейцами.
В январе 1920 г. отведен деникинцами в Одессу и в начале февраля 1920 г.
затоплен в районе Большого Фонтана при эвакуации в Крым.
7 сентября 1920 г. поднят "Госсудоподъемом", отбуксирован в Николаев для
достройки и 7 ноября 1923 г. введен в состав Морских сил ЧФ. Переименован в
"Незаможный" затем
"Незаможник".
В сентябре-октябре 1925 г. нанес визиты в Стамбул и Неаполь.
Прошел капитальные ремонты в 1928-1929 г.г. и в 1935-1936 г.г.
С 11 января 1935 года входил в состав ЧФ.
Служил в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.
"Калиакрия" - вступил в строй 12 ноября 1917 г. В
период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и
осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ.
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по
приказу Советского правительства, во избежание захвата германскими оккупантами,
был затоплен экипажем.
4 октября 1925 г. поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 г.
отбуксирован в Николаев и 1 января 1927 г. поставлен на ремонт.
28 августа 1929 г. вошел в состав Морских сил ЧФ. Переименован в
"Дзержинский".
С 11 по 24 декабря 1929 г. нанес визит в Стамбул.
Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 г.г. С 11 января 1935 г. входил в состав
ЧФ.
Служил в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.
"Керчь" - вступил в строй 10 июля 1917 г. В период первой мировой войны
обеспечивал и прикрывал минные постановки, нес дозорную и конвойную службы,
эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота.
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ.
В январе 1918 г. участвовал в боях против румынских войск в районе Вилково в
устье реки Дунай.
29 апреля 1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 г., по
приказу Советского правительства, принял активное участие в потоплении части
кораблей Красного ЧФ, во избежание захвата их германскими оккупантами, после
чего ушел к Туапсе и 19 июня 1918 г., в 3 милях от входа в порт, был затоплен
экипажем.
3 декабря 1932 г. частично поднят Черноморской партией ЭПРОН. Турбины эсминца
установили на Туапсинской электростанции.
"Корфу" - спущен на воду 23 октября 1917 г. Вступил в
строй 10 июня 1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил ЧФ.
Переименован в "Петровский".
С сентябре-октябре 1925 г. нанес визит в Стамбул и Неаполь, в мае-июне 1928 г. –
в Стамбул, с 17 октября по 7 ноября 1933 г. – в Стамбул, Пирей (Греция) и
Мессину (Италия).
С 11 января 1935 г. входил в состав ЧФ. Переименован в
"Железняков".
Служил в ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.
"Левкас" - спущен на воду 23 октября 1917 г. Вступил в
строй 10 декабря 1925 г. и в этот же день вошел в состав Морских сил ЧФ.
Переименован в "Шаумян".
С мае-июне 1928 г. нанес визиты в Стамбул, в октябре 1930 г. – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября 1933 г. – в Стамбул, Пирей
(Греция) и Мессину (Италия).
Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 г. по 16 июля 1930 г. и в 1935 г..
С 11 января 1935 г. входил в состав ЧФ.
Служил в ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.
"Фидониси" до 1917 г. "Фиодониси" - вступил в строй 7
июня 1917 г. В период первой мировой войны нес разведывательную и блокадную
службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал минные постановки, эскортировал
и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота, оказывал артиллерийскую
поддержку войск Кавказского фронта.
24 августа 1917 г. обеспечивал высадку десанта в Орду.
29 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ.
В декабре 1917 г. – январе 1918 г. устанавливал Советскую власть в Евпатории и
Феодосии.
1 мая 1918 г. прибыл из Ялты в Новороссийск, где 18 июня 1918 г. по приказу
Советского правительства, во избежание захвата германскими войсками, был
затоплен экипажем.
В 1964 г. частично поднят Аварийно-спасательной службой ВМФ и сдан на слом.
"Цериго" - спущен на воду 3 апреля 1917 г. 17 марта
1918 г. в недостроенном состоянии захвачен германскими войсками и позднее
белогвардейцами.
В январе 1920 г. отведен деникинцами сначала в Одессу, а затем в Севастополь для
достройки.
14 ноября 1920 г. с разобранными механизмами отбуксирован врангелевцами из
Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 г. был интернирован
французскими властями.
В 1923-1924 г.г. продан белогвардейским командованием как металлолом частной
французской фирме.