E В МЕНЮ |
МДК проект 450 / 450 бис |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
406 тонн / 428 тонн. |
полное: | 660 тонн / 720 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
52 метра / 56 метров. |
ширина: | 8.2 метра | |
осадка: | 2.2 метра / 2.4 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
9.5 узлов / 10 узлов. |
экономическая: | 7 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 1600 миль при скорости 7 узлов. / 1500 миль при скорости 7 узлов. | |
Тип двигателя: |
2 дизеля суммарной мощностью 600 л.с. / 900 л.с. |
|
Автономность: |
2 суток с десантом. |
|
Броня: | отсутствует. | |
Вооружение: |
2х2 - 25 мм автомата
"2М-3" |
|
Экипаж: |
2 офицера и 26 матросов. |
Примечание: первая цифра дана для проекта 450, вторая - 450-бис.
Советской
кораблестроительной программой 1946 - 1955 годов среди других
типов кораблей было предусмотрено строительство десантных кораблей. В
этой программе был учтён печальный опыт отечественных
десантных действий в Великой Отечественной
войне, когда отсутствие специальных судов не
позволяло высаживать морскую пехоту вместе с тяжёлой
техникой, а из-за этого она несла значительные потери в глубине обороны и
первоначальный успех не мог быть быстро развит. Можно с полным основанием
утверждать, что десант в Крым зимой 1941-1942 годов не смог решить
стратегическую задачу по освобождению Крымского полуострова
и деблокады Севастополя из-за отсутствия уже в первом эшелоне десанта
значительного количества танков, автотранспорта и тяжёлой
артиллерии, поскольку всё это могло быть доставлено
только на специальных десантных кораблях, которых в составе Черноморского
флота не было.
Первоначально было построено несколько малых десантных
кораблей (МДК) проекта 450. Проект
был разработан ленинградским ЦКБ-50, главный конструктор Е.С. Толоцкий, главный
наблюдающий от ВМФ Л.И. Кузьменков. Корабль проектировался с учетом
использования его в мирное время в качестве транспортного судна по перевозке
народно-хозяйственных грузов и приспосабливался для срочного переоборудования с
началом войны в танкодесантный корабль. Это был первый в отечественном
кораблестроении корабль «двойного назначения».
На пр.450 были предусмотрены носовые сходни и другие средства для
обеспечения погрузки, перевозки и выгрузки (в частности, четыре кран-стрелы
грузоподъёмностью 3 т) двух-трёх единиц автобронетанковой техники типа средних
или тяжёлых танков. При создании этих первых десантных кораблей отечественные
конструкторы впервые столкнулись с проблемами проектирования корабля под технику
примерно одинаковых габаритов, но резко отличающихся по массе (танк и
стандартный грузовой автомобиль имели примерно одинаковые размеры, а по весу
танк был тяжелее в 4-5 раз). Это потребовало особо учитывать такое сильное
колебание веса десантной нагрузки при дифферентовке ДК во время высадки десанта
на берег.
После начала постройки МДК пр.450 в ЦКБ-50 был разработан его
усовершенствованный проект 450-бис.
Он был создан для перевозки более тяжёлых образцов бронетехники. Головной
корабль пр.450 был построен на заводе в г. Сретенске и вошёл в состав ВМФ в 1951
году, а головной МДК пр.450-бис – в 1955 году. Всего по пр.450 до 1955
года построено 40 МДК и по пр.450-бис до 1958 года построено 35 МДК.
После ввода в строй почти все МДК проектов 450/450-бис
были переданы Министерству Морского Флота и Министерству рыбного хозяйства СССР,
но в период военных действий предусматривалась их передача ВМФ с соответствующим
дооборудованием (в частности, установки 25-мм автоматов). В 1970-х годах все МДК
проекта 450/450-бис, входившие в состав ВМФ СССР были
переклассифицированы в военные транспорты и выполняли функции транспортных судов
при перевозке боеприпасов и военного имущества. В начале 1990-х в составе
Северного флота ВМФ России всё ещё находились два корабля пр.450-бис, которые
ранее были переоборудованы из МДК в военные транспорты (ВТР-294 и ВТР-295),
но через некоторое время и они были списаны.