E В МЕНЮ |
Сторожевые корабли проекта 42 |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
1.039 тонн. |
полное: | 1.679 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
96.1 метр. |
ширина: | 11.0 метра. | |
осадка: | 3.36 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
29.7 узлов. |
экономическая: | 13.7 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
670 миль полным ходом. |
экономическим ходом: | 2.810 миль экономическим ходом (при полном запасе топлива 3.300 миль). | |
Тип двигателя: |
котлотурбинная ГЭУ мощностью 2х13.900 л.с. |
|
Автономность: |
10 суток по запасу провизии. |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
4х1 - 100 мм АУ "Б-34УСМ". |
|
Экипаж: |
14 офицеров и 197 матросов. |
Опыт Второй Мировой войны, как и Великой Отечественной,
анализировался руководством отечественного ВМФ и в связи с этим вносились
коррективы в проектируемые и строящиеся сторожевые корабли. Однако многие
проекты так и не были реализованы. Главная причина все же была, очевидно, в
отсутствии ясного представления о предназначении кораблей этого класса для
отечественного ВМФ. В ведущих странах мира, зависимых от морских перевозок, СКР
трансформировались в противолодочные корабли: эскортные эсминцы, фрегаты и
корветы.
Однако этот опыт не мог быть распространен на отечественный ВМФ. Оценивая
участие надводных кораблей отечественного флота в ВОВ, руководство ВМФ не имело
однозначного взгляда именно на СКР предвоенного проекта 39. На
Черном море они использовались совместно с ЭМ типа «Новик» во всех операциях, но
очень редко по своему основному назначению, а на Балтике их использование вообще
было ограничено большой минной опасностью. На Севере для охраны внешних конвоев
были необходимы корабли класса ЭМ и выше, так как кроме воздушной и подводной
угрозы всегда существовала угроза и со стороны надводного противника. Кроме
того, северный театр учитывая более жесткие требования по мореходности, которым
тогдашние СКР, в частности, проект 39, не вполне отвечали. В
прибрежных водах, где проходили внутренние конвои, была велика минная угроза и
эти корабли приходилось также как и транспорта обеспечивать тральщиками. Опыт
ВОВ показал, что для несения дозорной службы и проводки внутренних конвоев
наиболее эффективно использовались тральщики и охотники за ПЛ.
Несмотря на все эти факты, в июне 1947 г. было принято решение о разработке СКР
проекта 42.
29 июля 1946 года Главнокомандующим ВМС было утверждено ОТЗ
на проектирование СКР. В этом документе было определено назначение корабля:
эскортирование конвоев; несение дозорной службы; участие в десантных операциях;
постановка минных заграждений. Важной особенностью проектирования этого СКР было то, что впервые после
1917 года обоснование ТТЗ велось на конкурсной основе двумя конструкторскими бюро
– ЦКБ-32 и ЦКБ-53. Проектирование осуществлялось в двух вариантах – с дизельной
и паротурбинной установкой. При этом сохранялась традиционная для отечественных СКР артиллерия
100-мм калибра. Заданием на разработку проекта явилось Постановление Совета
Министров Союза ССР от 21 июня 1947 года. В развернутом ТТЗ, утвержденном Главкомом
ВМФ, уже предлагался только паротурбинный вариант ГЭУ. Проектирование
сторожевого корабля было поручено ЦКБ-32 (г.Калининград)...
Несмотря на все положительные результаты, полученные при испытаниях, СКР проекта
42 был построен ограниченной серией на одном заводе. Причин
в отказе от крупносерийного строительства этих кораблей можно найти достаточно
много, и прежде всего решение Председателя Совета Министров СССР И.В.Сталина.
Это решение имело много причин. Некоторые не нашли документального выражения и
остались лишь в обрывочных воспоминаниях руководителей тех лет. Прежде всего
продолжалась эволюция взглядов на корабли этого класса со стороны высшего
военного и политического руководства. Вновь возник вопрос, на который так и не
было четкого ответа в тот период : «Какие же конвои должны были охранять эти
корабли?» Ведь развитие экономики СССР в послевоенные годы было вновь
ориентировано на «круговую оборону от империалистов и полную автономность
государства». А для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев
требовались корабли меньшего размера. Наконец, и в техническом отношении эти
корабли были не совсем современными из-за достаточно устаревшей ГЭУ с дутьём в
котельное отделение и сравнительно слабым противолодочным вооружением. Во всяком
случае по личному указанию И.В.Сталина началась разработка ТТЗ на новый СКР с
полным водоизмещением в 1.200 т проекта 50.
"Сокол" - вступил в строй 4 декабря 1952 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. Уже в 1961 году корабль был законсервирован и поставлен в отстойник в губе Долгая-Западная, но уже в 1967 году расконсервирован и вновь введён в строй. В 1971 году опять выведен из состава флота и переформирован в УТС в губе Ура и в 1986 году исключён из состава ВМФ.
"Беркут" - вступил в строй 10 мая 1952 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. Уже в 1965 году корабль был выведен из состава флота и переформирован в "УТС-7" в Североморске, а в 1967 году разделан на металл.
"Кондор" - вступил в строй 10 мая 1952 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. В 1970 году выведен из состава флота и разделан на металл.
"Гриф" ( с 1965 г. "Советский Азербайджан") - вступил в строй 25 октября 1952 года. Передан в состав МЧПВ КГБ СССР как ПСКР, вошёл в состав Литовского ПО, а в июне 1953 года переведён на Север и вошёл в состава 3 ОДСКР Карело-Финского ПО (Кувшинская Салма). Охранял государственную границу и рыболовные промысловые районы СССР у берегов Кольского п-ва и в Баренцевом море. Но уже в декабре 1953 года выведен из состава МЧПВ и передан Северному флоту как СКР. В 1961 году законсервирован в губе Западная-Долгая, но уже в 1964 году вновь введён в строй и по внутренним водным системам переведён на Каспий. В 1965 году включён в состав Каспийской Военной Флотилии. С 1970 года находился в распоряжении Каспийского ВВМУ им. Кирова в качестве учебного судна. В 1977 году вторично выведен в резерв. В 1981 году разделан на метал.
"Кречет" (с 1970 г. "Советский Дагестан") - вступил в строй 18 декабря 1952 года. Передан в состав МЧПВ КГБ СССР как ПСКР, вошёл в состав Литовского ПО, а в июне 1953 года переведён на Север и вошёл в состава 3 ОДСКР Карело-Финского ПО (Кувшинская Салма). Охранял государственную границу и рыболовные промысловые районы СССР у берегов Кольского п-ва и в Баренцевом море. Но уже в декабре 1953 года выведен из состава МЧПВ и передан Северному флоту как СКР. В 1956 году законсервирован в губе Западная-Долгая, но уже в 1964 году вновь введён в строй. Летом 1968 году переведён на Каспий и включён в состав Каспийской Военной Флотилии. В 1977 году выведен из боевого состава, расформирован и разобран на металл
"Орлан" (с 1966 г. "Советский Туркменистан") - вступил в строй 17 марта 1953 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. В 1960 году выведен из боевого состава, законсервирован в губе Западная-Долгая, но уже в 1965 году вновь введён в строй. В 1966 году переведён по внутренним водным системам на Каспий и включён в состав Каспийской Военной Флотилии. С 1970 года находился в распоряжении Каспийского ВВМУ им. Кирова в качестве учебного судна. В 1976 году вторично выведен в резерв. В 1977 году разделан на метал.
"Лев" - вступил в строй 17 марта 1953 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. В 1961 году выведен в резерв и законсервирован в губе Долгая-Западная, но уже в 1964 году вновь введён в состав. По Беломоро-Балтийскому каналу перешёл на Балтику и в 1969-71 годах прошёл капитальный ремонт на ССЗ "Янтарь" после чего был зачислен в состав Балтийского флота. Но уже спустя два месяца разоружён и переформирован в "УТС-257" и поставлен на прикол в Балтийске.
"Тигр" - вступил в строй 25 апреля 1953 года. Вошёл в состав 4-го ВМФ, но в 1955 году перешёл на СФ. В 1961 году выведен в резерв и законсервирован в губе Западная=Долгая. В 1970 году расконсервирован и введён в строй, но уже в 1974 году окончательно выведен в резерв, разоружён и разобран на металл.