E В МЕНЮ |
"Z-33" - "Проворный" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
2.603 тонны.* |
полное: | 3.597 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
127 метра. |
ширина: | 12 метров. | |
осадка: | 3.7 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
36 узлов, на непродолжительное время (аварийно) корабль мог развить скорость 43 узла. |
экономическая: | 19 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 2.230 миль при полном запасе топлива 825 тонн нефти. | |
Тип двигателя: |
2 турбины (6 котлов) общей мощностью 70.000 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
ВМС Германии: |
|
Экипаж: |
332 человека. |
* - данные даны на тот период когда эсминец входил в состав ВМС Германии.
Эсминцы типа 1936А (mob)
повторяли своих предшественников, но были упрощены в строительстве. При
вступлении в строй все есминцы серии (7 единиц) вступали в строй с носовой
спаренной башенной артустановкой (за исключением "Z-31"
он получил башенную АУ только в 1944 г.). В начале 1945 г. на всех эсминцах
серии было усиленно зенитное вооружение - в частности "Z-33"
перевооружили на: 6х2 - 37 мм; 2х1 - 37 мм; 1х4 - 20 мм; 2х2 - 20 мм; 2х1 - 20
мм. После окончания Второй Мировой войны в Европе все немецкие боеспособные
корабли были разделены на ТРИ примерно равные части между СССР, США и
Великобританией.
Эсминец "Z-33" был включён в состав
Балтийского флота и получил имя "Проворный". Доо своего исключения из состава
флота в 1961 г. он входил в состав
Воспоминания бывшего главного корабельного старшины Недбайло
А.М. (начал службу матросом, радио-телеграфист на "Проворном", потом был
переведен на "Строгий" 30бис, потом на БТЩ 834. Тралили свои и Польские
форватеры. Потом перевели на "Скорый" 30бис Закончил службу в Таллине на
"Стремительном" 56 проект в должности командира отделения радио-телеграфистов):
На корабле сохранились некоторые документы, вахтенный журнал, штатное
расписание и другие мало интересные бумаги. Некоторые выдержки из вахтенного
журнала (немецкого) нам читал старпом, кап 3 ранга
Лев Цимерман хорошо владевший немецким, вот что я запомнил "...Акустик
услышал как продувается балласт донной мины (что всегда ставилось в пример нашим
акустикам), успел доложить командиру, тот врубил аварийный ход, мина взорвалась
слева за кормой. Был повреждён только вин и что то случилось с валом...".
Действительно, когда мы выходили на скорость 43 узла, наступала сильная
вибрация. Так долго идти было нельзя. Но минут 25-30 вполне. Так мы уходили от
торпед во время учебных стрельб, мы были кораблём-целью.
Вот приблизительное штатное расписание (во время службы в ВМС Германии):
На корабле был установлен успокоитель
качки. Насос диаметром около 2,5м., который перекачивал воду в цистерны левого
или правого борта. Удерживал палубу при шторме 5-6 балов ≈2 градуса (бортовая
качка). Выстрел орудия производился по команде гирогоризонта. Вахтенный офицер в
Центральном артеллерийсом посту (ЦАП) держал в руках тангенту с помощью которой
мог отключать бортовую или кормовую качку. Зенитно-пулеметная группа –
автоматическая. На носу и на корме установлены 2 прожектора, пушки автоматически
стреляют в перекрестие лучей. Использовались против катеров, лодок, низколетящих
самолетов. Радисты – только офицеры 7 человек в должности – радист-шифровальщик.
Радисты находились в отдельном блоке. Радиорубка, кают-компания и спальня. В
рубке установлены:
Приемники: "Телефункин" (коротковолновый), "Русалка" Р-250 (коротковолновый),
"Мельник" всеволновый батарейный.
Передатчики КВ: "Сименс - 500W", "Лира - 250W".
Радиостанции: "Слива - 80W", "Акация" и УКВ -
10W (копия американской).
Командно-трансляционная морская установка. Всеволновый приемник, магнитофон,
проигрыватель грампластинок, усилитель НЧ 100 W.
Во время похода все вахтенные матросы и офицеры, были в наушниках с микрофоном
(связь с вахтенным офицером своей БЧ), вахтенный офицер БЧ имел переключатель
для связи с любой БЧ и командиром. Командир имел переключатель для связи с любым
вахтенным.
Матросы (наши) ходили в немецкой форме, точнее трюмные и турбинисты на вахте
одевали кожаные куртки и кожаные штаны с немецкими пуговицами и нарукавными
нашивками. Защита от прорыва паропровода. А у многих матросов были немецкие робы
в отличии от наших из джинсовой ткани. Мне тоже досталась, после ДМБ гулял в
штанах на зависть стилягам!
Корабль был покрашен отличной немецкой краской, а поверх нашей ПХВ, но во время
осенне-зимних штормов (сильный ветер, снег, крупа) ПХВ облетала и вот тогда было
видно - дракона вдоль борта и на ходовой рубке силуэты кораблей и кресты
(подбитые корабли). Похоже эсминец воевал в Северной Атлантике. Корабли в
основном Английские, крестов около 30 или больше! С этим "камуфляжем" у нас
произошёл смешной случай. В 1954 г. с визитом дружбы
в Ленинград пришел Английский авианосец "Триумф''. Когда визит закончился, то ЭМ
"Одаренный" который всегда встречал и провожал гостей, почему-то не смог выйти
из гавани. Поэтому провожали мы. Мы только что пришли из похода, краска ободрана
стволы и торпедные аппараты без чехлов, видны кресты на рубке, немецкая
символика на корпусе. Вид еще тот! Так вот пока мы вывели авианосец из Финского
залива он раз 10 запрашивал по радио, флажками и прожектором, действительно мы
корабль сопровождения и каждый раз подчеркивали, что они с визитом дружбы.
Стрельбы мы проводили немецкими снарядами. Я бывал у земляков в ЦАПе, и
на пульте управления стрельбой кажется было 6 стволов. А поскольку заканчивался
срок хранения боезапаса, нас гоняли в хвост и в гриву. В порту Кронштадт, почти
не бывали. Ни каких секретных миссий мы не выполняли. У нас был самый маленький
радиус девиации, поэтому мы ходили на испытание новых самонаводящихся торпед. Не
думаю, что это очень секретно. С учетом нашей скорости и мастерства командира,
мы 3 раза из 5 уходили от торпед! Это очень сердило изготовителей. Потом нас
вспомнили, когда появился 56-ой проект с такими же ходовыми качествами. В 1958
г. меня перевели служить на эсминец 56-го проекта и мне рассказывали байки, как
проводились испытания новых торпед и сколько немецких (трофейных) эсминцев они
потопили. Причем утверждали, что экипажи были из немецких военнопленных!!!
Когда корабль вошёл в состав ВМФ СССР то на него установили (то что помню):
стояночный дизель-генератор ЧЕ-??, стояночный котелок, убрали часть радио
аппаратуры и добавили свою (я писал), убрали шифровальные машины и создали свой
шифрпост, это по моему всё.
Вспомнил ещё одно. В Балтийске был немецкий корабль-цель. Похожий на эсминец,
корпус скруглённый, как у подлодки, ходовая рубка нашлёпка, управление с помощью
триплекса (как у танков). Очень мощная броня, выдерживал прямое попадание 100мм
снаряда. При стрельбе 150 - 305мм экипаж уходил и корабль управлялся пр радио. В
порту строили из фанеры надстройки, башни и т.п. Чтобы был похож на настоящий.
Рисовали немецкую символику, название "Zigfrid". Мы в стрельбах не участвовали
(у нас не было болванок) но на стрельбах присутствовали. В каждой башне был
автоматический фотоаппарат фиксирующих попадание. Мы стреляли холостыми и потом
разборка фотографий