E В МЕНЮ

катера проекта 376 типа "Ярославец"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

пр.Т376 - 35.4 тонн.
 полное: пр.Т376 - 37.2 тонны.

Размеры:

 длина:

21 метр.
 ширина: 3.98 метра.
 осадка: пр.Т376 - 1.1 метр.

Скорость:

 максимальная:

пр.Т376 - 10 узлов.
 экономическая: пр.Т376 - 8.4 узла.

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: 860 миль

Тип двигателя:

1 дизель.

Автономность:

5 суток.

Броня: отсутствует.

Вооружение:

1х2 25 мм зенитные пушки "2М-3М" (на некоторых ПСКА и АК).
1х2 14.5 мм пулемёты на тумбовой установки "2М-7" (пр.Т376, а так же некоторые ПСКА и АК).
пр.Т376 - морской контактный трал "МТ-3" или соленоидный электромагнитный трал "СЭМТ-1" и быстроходный акустический трал "БАТ-2".
вооружение несли и некоторые другие катера служившие в ВМФ, на них обычно ставились тумбовые установки "2М-7" или одиночные установки пулемёта КПВ, кроме этого часть судов оснащались 30 мм автоматическими гранатомётами "Пламя" "АГС-17" (в основном это были БСК - большие сторожевые катера)

Экипаж:

2 мичмана и 8 матросов

Примечание: катеров проекта 376 было построено около двух десятков различных модификаций, многие из них отличались от прототипа и различия эти были существенными. Но в таблице ТТХ я привёл данные только для пограничных катеров и катерных-тральщиков типа "Ярославец".

    В 1948 году в конструкторском бюро МСП для нужд народного хозяйства и ВМФ был утверждён проект катера впоследствии присвоен номер проекта 376. Катер был универсальным и мог использоваться в различных областях, сторожевой, водолазный, таможенный и т.п. Первым заводом на котором начали строить катера данной серии был Ярославский ССЗ (именно отсюда и получил катер своё название "Ярославец" которое прочно закрепилось за ним). Вскоре к строительству катеров подключился и Сосновский ССЗ. В 1955 году проект катера модернизировали и присвоили индекс 376У. Строительство катеров было налажено в массовом количестве не только для нужд народного хозяйства и ВМФ СССР, но и для экспортных поставок.
    Катера серийно строились с 1953 года по 1992 год, они и сейчас до сих пор широко используются в различной сфере деятельности. Нередко в базовую конструкцию вносятся изменения которые изменяют облик базовой модели, но всегда можно угадать в "новоделе" прародителя. Но к сожалению точное количество построенных катеров на данный момент определить невозможно, многие архивные данные утрачены и восстановить их уже не удастся никогда. Любители флота смогли собрать часть данных по построенным катерам, ниже приведён список построенных катеров по проектам любезно предоставленный Р. Волковым. Данные катера служили в составе ВМФ и МЧПВ СССР, часть из них после распада Союза были переданы в ВМС Украины. Для того что бы получить список катеров нужно скачать АРХИВНЫЙ ФАЙЛ

ПРОЕКТЫ КАТЕРОВ:
Катера-тральщики:
Проект Т376 - 2 ед.
Проект И376 - 32 ед.
Проект И376У - 1 ед. (?)

Пограничные сторожевые катера, артиллерийские катера:
Проект П376 - 7 ед. (?)
Проект 03765 - 9 ед. (?)

Сторожевой катер:
Проект В376 - 1 ед.

Большие гидрографические катера типа ГПБ-511:
Проект Г376 - 94 ед.
Проект Г376У - 3 ед.

Рейдовые водолазные катера, большие сторожевые катера проекта, средние таможенные суда:
Проект РВ376 - 69 ед.
Проект РВ376У - 19 ед. (?)
Проект РВК376 - 2 ед. (?)
Проект РВ376А - 5 ед. (?)
Проект РВМ376 - 2 ед. (?)

Катера-торпедоловы:
Проект Л376
Проект ТЛ376

Рейдовые катера, катера радиационной и химразведки, санитарные катера, учебные катера, буксирные катера, пассажирские катера:
Проект Р376 - 444 ед.
Проект Р376У - 18 ед. (?)
Проект РМ376 - 25 ед. (?)
Проект РМ376У - 3 ед. (?)
Проект 03764

ЭКСПОРТ:
Албания
: - 11 единиц (3 единицы в 1957, 3 единицы в 1958-59, 5 единиц в 1960)
Белоруссия - 3 единицы: патрульные катера. НУРС, пулеметы
Болгария
- 34 единицы пр.Р376 построены в Варне и Руссе с 1954: катерные тральщики №57, 58, рейдовые катера №218, 219
Вьетнам - 10 единиц (2 единицы в 1977, 2 единицы в 1980, 1 единица в 1981, 1 единица в 1982, 4 единицы в 1983): патрульные катера
Египет - 2 единицы
Ирак - 3 единицы в 1966: патрульные катера
Литва
- 2 единицы: Н-23, Н-24
Украина - БГК-650 U634 в 1994, водолазные катера Миргород U731 (до 10.01.1996 РВК-493), Ромни (бывший РВК-155), РВК-5, РВК-78, РВК-158 в 1995 затем ПСКА, РВК-159, РВК-258 10.01.1996 затем ПСКА, РВК-329, РВК-354, РВК-450 10.01.1996, РВК-619, РВК-761, РВК-796 затем ПСКА BG-501, РК-798 10.01.1996, РК-936, РК-1036, ПСКА №602 (пр.РВ376) в 06.1992, патрульные катера U172, 173, водолазный катер U734 (пр.Р376), рейдовые катера U926 (пр.Р376), 938 (пр.Р376), ПСКА BG-503, 612
Эстония - 2 единицы: гидрографический катер EVA311 (до 1994 ГПБ-931), патрульный катер БОХР PVK019 (до 1994 ПСК-?).

ВОПРОС КОТОРЫЙ НУЖДАЕТСЯ В ПОДТВЕРЖДЕНИИ:
Грузия
- официально после развала СССР в составе флота "Ярославцев" не было. Но по неофициальным данным несколько катеров возможно (?) были мобилизованы в состав флота (может быть как гидрографические) в 2008 году из состава Потийского Морского пароходства. И скорее всего один такой катер и был потоплен в ночь на 9 августа 2008 года в морском бою в р-не побережья Абхазии. Но всё это нужно подтверждать, это только догадки.
 

В 2008 и 2009 годах на многих форумах (военных) шло активное обсуждение этой фотографии. Сделанную якобы с вертолёта (самолёта) разведчика сразу же после боя. На которой ясно виден горящий грузинский катер. Но у меня есть несколько сомнений по этому поводу:
1 - откуда видно что это грузинский катер.
2 - неясно когда и где была сделана данная фотография.
3 - а "Ярославец" ли это.
Пока не будут прояснены эти вопросы говорить о том что в ночь на 9 августа (когда некоторые мои знакомые наблюдали стрельбу с наших кораблей в сторону Грузии ракетами ПКР, а возможно и ЗУР, т.к. "огоньков" было больше десятка) или как по официальной версии 10 августа в совершенно другом районе (на 30 миль западнее) наш МРК "Мираж" потопил грузинский катер. Говорить о подлинности этой фотографии нельзя.

Hosted by uCoz