E В МЕНЮ |
катера проекта 376 типа "Ярославец" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
пр.Т376 - 35.4 тонн. |
полное: | пр.Т376 - 37.2 тонны. | |
Размеры: |
длина: |
21 метр. |
ширина: | 3.98 метра. | |
осадка: | пр.Т376 - 1.1 метр. | |
Скорость: |
максимальная: |
пр.Т376 - 10 узлов. |
экономическая: | пр.Т376 - 8.4 узла. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 860 миль | |
Тип двигателя: |
1 дизель. |
|
Автономность: |
5 суток. |
|
Броня: | отсутствует. | |
Вооружение: |
1х2 25 мм зенитные пушки "2М-3М" (на некоторых ПСКА и
АК). |
|
Экипаж: |
2 мичмана и 8 матросов |
Примечание: катеров проекта 376 было построено около двух десятков различных модификаций, многие из них отличались от прототипа и различия эти были существенными. Но в таблице ТТХ я привёл данные только для пограничных катеров и катерных-тральщиков типа "Ярославец".
В 1948 году в конструкторском бюро МСП для
нужд народного хозяйства и ВМФ был утверждён проект катера впоследствии присвоен
номер проекта 376. Катер был универсальным и мог использоваться в различных
областях, сторожевой, водолазный, таможенный и т.п. Первым заводом на котором
начали строить катера данной серии был Ярославский ССЗ (именно отсюда и получил
катер своё название "Ярославец" которое прочно закрепилось за ним). Вскоре к
строительству катеров подключился и Сосновский ССЗ. В 1955 году проект катера
модернизировали и присвоили индекс 376У. Строительство катеров было налажено в
массовом количестве не только для нужд народного хозяйства и ВМФ СССР, но и для
экспортных поставок.
Катера серийно строились с 1953 года по 1992 год, они и
сейчас до сих пор широко используются в различной сфере деятельности. Нередко в
базовую конструкцию вносятся изменения которые изменяют облик базовой модели, но
всегда можно угадать в "новоделе" прародителя. Но к сожалению точное количество
построенных катеров на данный момент определить невозможно, многие архивные
данные утрачены и восстановить их уже не удастся никогда. Любители флота смогли
собрать часть данных по построенным катерам, ниже приведён список построенных
катеров по проектам любезно предоставленный Р. Волковым. Данные катера служили в
составе ВМФ и МЧПВ СССР, часть из них после распада Союза были переданы в ВМС
Украины. Для того что бы получить список катеров нужно скачать
АРХИВНЫЙ ФАЙЛ
ПРОЕКТЫ КАТЕРОВ:
Катера-тральщики:
Проект Т376 - 2 ед.
Проект И376 - 32 ед.
Проект И376У - 1 ед. (?)
Пограничные сторожевые катера, артиллерийские катера:
Проект П376 - 7 ед. (?)
Проект 03765 - 9 ед. (?)
Сторожевой катер:
Проект В376 - 1 ед.
Большие гидрографические катера типа ГПБ-511:
Проект Г376 - 94 ед.
Проект Г376У - 3 ед.
Рейдовые водолазные катера, большие сторожевые катера
проекта, средние таможенные суда:
Проект РВ376 - 69 ед.
Проект РВ376У - 19 ед. (?)
Проект РВК376 - 2 ед. (?)
Проект РВ376А - 5 ед. (?)
Проект РВМ376 - 2 ед. (?)
Катера-торпедоловы:
Проект Л376
Проект ТЛ376
Рейдовые катера, катера радиационной и химразведки,
санитарные катера, учебные катера, буксирные катера, пассажирские катера:
Проект Р376 - 444 ед.
Проект Р376У - 18 ед. (?)
Проект РМ376 - 25 ед. (?)
Проект РМ376У - 3 ед. (?)
Проект 03764
ЭКСПОРТ:
Албания: - 11 единиц (3 единицы в 1957, 3 единицы в 1958-59, 5 единиц в
1960)
Белоруссия - 3 единицы: патрульные катера. НУРС, пулеметы
Болгария - 34 единицы пр.Р376 построены в Варне и Руссе с 1954: катерные
тральщики №57, 58, рейдовые катера №218, 219
Вьетнам - 10 единиц (2 единицы в 1977, 2 единицы в 1980, 1 единица в
1981, 1 единица в 1982, 4 единицы в 1983): патрульные катера
Египет - 2 единицы
Ирак - 3 единицы в 1966: патрульные катера
Литва - 2 единицы: Н-23, Н-24
Украина - БГК-650 U634 в 1994, водолазные катера Миргород U731 (до
10.01.1996 РВК-493), Ромни (бывший РВК-155), РВК-5, РВК-78, РВК-158 в 1995 затем
ПСКА, РВК-159, РВК-258 10.01.1996 затем ПСКА, РВК-329, РВК-354, РВК-450
10.01.1996, РВК-619, РВК-761, РВК-796 затем ПСКА BG-501, РК-798 10.01.1996,
РК-936, РК-1036, ПСКА №602 (пр.РВ376) в 06.1992, патрульные катера U172, 173,
водолазный катер U734 (пр.Р376), рейдовые катера U926 (пр.Р376), 938 (пр.Р376),
ПСКА BG-503, 612
Эстония - 2 единицы: гидрографический катер EVA311 (до 1994 ГПБ-931),
патрульный катер БОХР PVK019 (до 1994 ПСК-?).
ВОПРОС КОТОРЫЙ НУЖДАЕТСЯ В ПОДТВЕРЖДЕНИИ:
Грузия - официально после
развала СССР в составе флота "Ярославцев" не было. Но по неофициальным данным
несколько катеров возможно (?) были мобилизованы в состав флота (может быть как
гидрографические) в 2008 году из состава Потийского Морского пароходства. И
скорее всего один такой катер и был потоплен в ночь на 9 августа 2008 года в
морском бою в р-не побережья Абхазии. Но всё это нужно подтверждать, это только
догадки.
В 2008 и 2009 годах на
многих форумах (военных) шло активное обсуждение этой фотографии. Сделанную
якобы с вертолёта (самолёта) разведчика сразу же после боя. На которой ясно
виден горящий грузинский катер. Но у меня есть несколько сомнений по этому
поводу:
1 - откуда видно что это грузинский катер.
2 - неясно когда и где была сделана данная фотография.
3 - а "Ярославец" ли это.
Пока не будут прояснены эти вопросы говорить о том что в ночь на 9 августа (когда
некоторые мои знакомые наблюдали стрельбу с наших кораблей в сторону Грузии
ракетами ПКР, а возможно и ЗУР, т.к. "огоньков" было больше десятка) или как
по официальной версии 10 августа в совершенно другом районе (на 30 миль
западнее) наш МРК "Мираж" потопил грузинский катер. Говорить о подлинности
этой фотографии нельзя.