Фотографии
Водоизмещение:
|
нормальное:
|
--""--""-- |
полное: |
405 тонн. |
Размеры:
|
длина:
|
56.7 метра. |
ширина: |
6.4 метра. |
осадка: |
3.5 метра. |
Скорость:
|
максимальная:
|
24.3 узла. |
экономическая: |
14 узлов. |
Дальность
хода:
|
полным ходом:
|
680 миль. |
экономическим ходом: |
1.200 миль. |
Тип двигателя: |
2 вертикальные паровые машины тройного расширения общей
мощностью 5.700 л.с. |
Автономность:
|
--""--""--
|
Броня:
|
--""--""-- |
Вооружение:
|
2х1 - 75 мм орудия "Канэ".
6х1 - 7.62 мм пулемёта "Максим".
2х1 - 457 мм надводных поворотных торпедных аппарата.
|
Экипаж:
|
67 человек.
|
Для
восполнения потерь Тихоокеанской эскадры Морским ведомством был выдан заказ на
строительство серии миноносцев. Заказ был размещён на судостроительной верфи "Форж
и Шантье" (Гавр, Франция), заказчик выбран не случайно, а как хорошо уже
зарекомендовавший себя кораблестроитель. Для того что бы не затягивать
строительство серии миноносцев в виде эскиза был выбран уже хорошо
зарекомендовавший себя миноносец "Осётр".
Когда изменилось военное положение на Дальнем Востоке, и участие эсминцев в
боевых действиях стало проблематичным, то 29 июля 1905 года их перевели на
Балтику с проведением приемо-сдаточных испытаний в Ла-Сене и Гавре (Франция). В
целях соблюдения секретности, корабли совершали самостоятельный переход в Либаву с вольнонаемной французской командой и под французским флагом.
Вооружение устанавливалось в России. Всего было построено 11 кораблей данного
типа,
От прототипа миноносцы отличались толщиной палубной
обшивки в районе световых люков и стальным настилом нижней палубы вместо
деревянного. Кроме того, прожекторную площадку переделали в ходовой мостик, а
кормовой мостик перенесли с палубы на крышу сходного тамбура. Миноносцы вступали
в строй с двумя 75-мм орудиями и второй мачтой. В январе 1906 года в ходе
капитального ремонта, на верхней палубе (решетчатом настиле) кораблей были
проложены минные рельсы, что довело их остойчивость до опасных пределов. К
началу первой мировой войны морально устарели и могли решать только
второстепенные задачи.
"Лейтенант Бураков"
- в 1912-13 годах прошёл
капитальный ремонт. С 1912 года числился
посыльным судном. Во время Первой Мировой войны обеспечивал деятельность службы
связи Балтийского флота. 30 июля (12 августа) 1917 года погиб в
Ботническом заливе в районе Ледзунда от подрыва на минном заграждении противника
на переходе в составе отряда из Дегербю в Мариехамн.
"Меткий" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт.
Принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу.
Участвовал в Февральской революции и Октябрьском перевороте 25 октября (7
ноября) 1917 года, в этот день вошёл в состав Красного Балтийского флота..
Участвовал в Гражданской войне: подавлял мятеж Керенского-Краснова (26-31
октября 1917), участвовал в Ледовом походе, обеспечивал высадку десанта в
Гунгербурге (Нарва-Йыэсуу) 28 ноября 1918 года, входил в состав ДОТ. 21 апреля
1921 «Меткий» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря. В период с 21 марта
по 29 мая 1922 года находился в распоряжении Финско-Ладожского отряда судов
Морпогрохраны ОГПУ. 30 мая 1922 года выведен из боевого состава и сдан
Кронштадтскому военному порту для последующей передачи Комгосфондов для
разоружения, демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключён из
списков кораблей РККФ.
"Молодецкий" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт. Принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную
службу, участвовал в постановке минных заграждений, противолодочной
обороне. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в состав Красного Балтийского
флота, с 21 апреля 1921 года в составе Морских сил Балтийского моря. В
мае 1918 года выведен из боевого состава и сдан на хранение
Кронштадскому военному порту, а в 1923 году передан Комгосфондов для
разоружения, демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года
исключён из списков кораблей РККФ.
"Мощный" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт. Принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную
службу, участвовал в постановке минных заграждений, противолодочной
обороне. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в состав Красного Балтийского
флота. 12 апреля 1918 года из-за невозможности проводки во льдах
оставлен в Гельсингфорсе и в так называемом Ледовом походе участия не
принимал. Позднее был интернирован германским командованием. 5-7 мая
1918 по условиям Брестского договора и Гангеуддского соглашения "Мощный"
был возвращён РСФСР и переведён в Кронштадт, а затем выведен из боевого
состава РККФ и передан на хранение Кронштадскому военному порту. С 21
апреля 1921 года в составе Морских сил Балтийского моря. 21 ноября 1925
года исключён из списков кораблей РККФ, а 27 сентября 1926 года передан
Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл.
"Ловкий" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт.
Принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и
конвойную службу, участвовал в постановке минных заграждений,
противолодочной обороне. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в
состав Красного Балтийского флота, с 21 апреля 1921 года в
составе Морских сил Балтийского моря. С 9 по 15 апреля 1918 года
перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт в ходе так называемого
Ледового похода. В 1918—1919 годах оборонял Петроград, входил в
состав ДОТ. С 21 марта по 20 мая 1922 года находился в
распоряжении Финско-Ладожского отряда судов Морпогрохраны ОГПУ,
после чего был выведен из боевого состава и переклассифицирован
в учебный эсминец. 5 декабря 1924 года сдан Кронштадтскому
военному порту на хранение. 20 июня 1925 года передан
Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл, а
21 ноября 1925 года исключён из списков кораблей РККФ.
"Летучий" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт. Принимал
участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу. 29 ноября (12
декабря) 1914 года во время следования на минную постановку в район Либавы
эсминец попал в сильный шторм и от обледенения потерял остойчивость, опрокинулся
и затонул в устье Финского залива.
"Лихой" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт.
Принимал участие в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную
службу, участвовал в постановке минных заграждений, противолодочной
обороне. С 25 октября (7 ноября) 1917 года в состав Красного Балтийского
флота, с 21 апреля 1921 года в составе Морских сил Балтийского моря. С 9
по 15 апреля 1918 года перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт в ходе так
называемого Ледового похода и затем был выведен из боевого состава
флота, законсервирован и сдан Кронштадскому военному порту на хранение.
С 23 марта по 29 мая 1922 года находился в распоряжении
Финско-Ладожского отряда судов Морпогрохраны ОГПУ. 30 мая сдан
Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл. 21 ноября
1925 года исключён из списков кораблей РККФ
"Лёгкий" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт. Принимал участие
в Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу, участвовал в постановке
минных заграждений, противолодочной обороне. Участвовал в Февральской революции.
С 25 октября (7 ноября)
1917 года в
состав Красного Балтийского флота.
12 апреля 1918 года
из-за невозможности проводки во льдах оставлен в
Гельсингфорсе и в так называемом
Ледовом походе участия не принимал. Позднее был интернирован германским
командованием. 5-7 мая 1918 по условиям Брестского договора и Гангеуддского
соглашения «Лёгкий» был возвращён РСФСР и переведён в Кронштадт. Участвовал в
Гражданской войне, выставлял минные заграждения на подходах к Кронштадту (19
ноября 1918), входил в состав ДОТ.
28 октября 1920 года
передан Всеобучу для использования в учебных целях. В 1924 году передан
Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года
исключён из списков кораблей
РККФ.
"Искусный" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт. Принимал
участие в
Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу. 29 ноября (12
декабря)
1914 года во время следования на минную постановку в район
Либавы эсминец попал в сильный шторм и от обледенения потерял остойчивость,
опрокинулся и затонул в устье
Финского залива.
"Исполнительный" - в 1912-13 годах прошёл капитальный ремонт.
Принимал участие в
Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу. 10 (23)
сентября 1914
года эсминец был передан в распоряжение южного района Службы связи
Балтийского флота и переклассифицирован в
посыльное судно. 12 (25)
января 1915
года возвращён в класс эсминцев. Участвовал в Февральской революции.
25 октября (7
ноября)
1917
года вошёл в состав Красного Балтийского флота, с
21
апреля 1921
года в составе
Морских сил Балтийского моря. С
9
по 15
апреля 1918
года перешёл из
Гельсингфорса в
Кронштадт в ходе так называемого
Ледового похода, после которого был выведен из боевого состава и
сдан на хранение Кронштадскому военному порту. 9
января 1924
года передан Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на
металл. 21
ноября 1925
года исключён из списков кораблей
РККФ.
"Крепкий" - в 1912-13 годах прошёл
капитальный ремонт.
Принимал участие в
Первой мировой войне, нёс дозорную и конвойную службу, участвовал в
постановке минных заграждений, противолодочной обороне. С 25 октября (7
ноября)
1917
года в состав Красного Балтийского флота, с
21 апреля 1921
года в составе
Морских сил Балтийского моря. С
9
по 15 апреля 1918
года перешёл из
Гельсингфорса в
Кронштадт в ходе так называемого
Ледового похода, после которого был выведен из боевого состава и
сдан на хранение Кронштадскому военному порту.
В 1920
году вновь введён в строй. С
21 марта по
12 мая 1922
года находился в распоряжении Финско-Ладожского отряда судов
Морпогрохраны
ОГПУ, с 20 мая — учебный эсминец.
27 декабря 1922
выведен из боевого состава и сдан к порту на хранение.
5 декабря 1924
передан Комгосфондов для разоружения, демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925
года исключён из списков кораблей
РККФ.