E В МЕНЮ |
подводные лодки типа "АГ" |
|
Водоизмещение: |
надводное: |
355.7 тонн. |
подводное: | 467.0 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
45.8 метра. |
ширина: | 4.81 метр. | |
осадка: | 3.76 метра. | |
Глубина погружения: |
рабочая: |
45 метров. |
предельная: | 61 метр. | |
Скорость: |
надводная: |
12.5 узлов, экономическая 11 узлов. |
подводная: | 10.5 узлов, экономическая 5 узлов. | |
Дальность хода: |
надводная: |
2.200 миль полным ходом. |
подводная: | 25 миль полным ходом. | |
Тип двигателя: |
надводный: |
2 дизеля фирмы "Нью Лондон" по 240 л.с. каждый. |
подводный: | 2 электромотора форсированного хода по 310 л.с. и 2 электромотора экономического хода по 160 л.с. | |
Автономность: |
15 суток. Время непрерывного пребывания под водой 24 часа. |
|
Вооружение: |
4 - 457 мм носовых торпедных аппарата (8 торпед). |
|
Экипаж: |
37 человек, с 1941 года 32 человека. |
С началом первой мировой войны появилась срочная необходимость пополнения
состава русских подводных сил. С этой целью были предприняты меры по размещению
дополнительных заказов на отечественных предприятиях, а также рассмотрен вопрос
о приобретении за границей готовых подводных лодок. Наиболее реальным вариантом
было приобретение подводных лодок фирмы Голланда (США), строившихся в тот период
для Англии. 22 июня 1915 г. дирекция Ревельского завода Судостроительного
акционерного общества "Ноблесснер" проинформировала Морское министерство о
предложении фирмы "Electric Boat Company" поставить для русского флота три или
пять подводных лодок "системы Голланда". Американская сторона обязалась
построить лодки на своей верфи в Ванкувере и доставить в разобранном виде во
Владивосток. Окончательная сборка предполагалась на заводе "Ноблесснер". МГШ признал
целесообразным приобретение лодок этого типа. Однако, учитывая, что завод "Ноблесснер"
в указанный период строил подводные лодки типа "Барс"
и не справлялся с установленными сроками, по результатам проведенного конкурса
сборка американских лодок была поручена Балтийскому заводу. Контракт на поставку
первых пяти лодок был заключен 18.08.1915 г. Это были лодки системы Голланда
типа "602F". Сдача первых трех лодок планировалась в апреле, двух остальных - в
мае 1916 г. Во Владивосток лодки были перевезены на трех пароходах "Монмигль", "Коан
мару" и "Гишен мару". Груз первого парохода был неожиданно снят в японском порту
Кобэ и его пришлось доставлять пароходом Добровольного флота "Тула". Из
Владивостока секции лодок были перевезены по железной дороге в Петроград на
Балтийский завод. Сборка лодок началась 2 апреля 1916 г. Работами руководили
инженеры фирмы "Electric boat company" во главе с Э. Виллером. Стоимость
постройки, доставки и страховки до Владивостока -3 млн. 512 тыс. 500 долларов
США (7 млн. 239 тыс. руб.) Сборка в России - 1 млн. 340 тыс. 250 руб.
В строй лодки вступили в сентябре-ноябре 1916 г.
Все пять лодок базировались на специально оборудованный транспорт "Оланд". 8
июня 1916 г. все лодки были включены в списки судов флота под литерно-цифровыми
обозначениями "АГ-11",
"АГ-12",
"АГ-13",
"АГ-14",
"АГ-15".
Судьба этих лодок оказалась трагической. Одна лодка не вернулась из боевого
похода, четыре лодки во избежание захвата их германскими войсками пришлось
взорвать вместе с плавбазой "Оланд" в Ганге (полуостров Ханко) из-за
невозможности вывода в условиях тяжелой ледовой обстановки.
Учитывая достаточно быструю перевозку и сборку лодок типа "АГ", Морское
министерство заключило еще три контракта на поставку 12 подводных лодок: 6 - для Черноморского флота
(проектов 602GF и 602L), 3 - для Балтийского флота (проекта
602R) и 3 - для
флотилии Северного флота (проекта 602R). Общая стоимость ПЛ составила 28 млн.
872 тыс. руб. без затрат на сборку. Новые лодки имели незначительные
конструктивные отличия от лодок 602F.
Планируемые сроки ввода ПЛ для Черного моря лето - осень 1917 г, для Севера и
Балтики - сентябрь и ноябрь 1917 г. Первые ПЛ проекта 602GF были доставлены в
Николаев 18 августа 1917 г. Черноморские лодки по три в каждой партии
перевозились во Владивосток пароходами "Ункай мару", "Гарольд Доллар", "Хазель
Доллар", "Стрида" и "Арабиен". Сборка черноморских лодок выполнялась
Николаевским отделением Балтийского завода. Сборка первой лодки началась 28
марта, второй - 30 марта, третьей - 29 апреля 1917 г. 21 августа 1917 г. первые три лодк и зачислили в
списки Черноморского флота под литерно-цифровыми обозначениями "АГ-21",
"АГ-22"
и "АГ-23".
Второй партии из трех лодок, доставленных в Николаев, позднее были присвоены
обозначения "АГ-24",
"АГ-25"
и "АГ-26". Подводные лодки "АГ-24",
"АГ-25"
и "АГ-26"
достраивались после гражданской войны в условиях разрухи, нехватки комплектующих
деталей и оборудования.
Сборка трех лодок для Балтийского флота ("АГ-17",
"АГ-18" и "АГ-19") и трех
лодок для Севера - ("АГ-20", "АГ-27" и
"АГ-28") планировалась на Балтийском
заводе в Петрограде. Доставка лодок на Север предполагалась баржами по
внутренним водным путям. Лодки эти были построены в небольшом городке Барнет в
10 милях от Ванкувера (Канада) «Британской Тихоокеанской инженерно-строительной
компанией». К сентябрю 1917 года лодки были готовы для погрузки на пароход «Key
West» для отправки в Россию. Однако в связи с революционными событиями «Русский
комитет» в Нью-Йорке приостановил погрузку. Верховная морская коллегия России 29
ноября 1917 года аннулировала контракт. ПЛ были переданы в собственность
компании «Electric Boot». Та пробовала заинтересовать покупкой Британское
Адмиралтейство, а когда это не удалось - американский флот. 13 апреля 1918 года
флот США решил приобрести эти корабли. 20 мая 1918 года они официально включены
в состав флота США как Н-4 - Н-9 (бортовые номера SS-147 - SS-152). После этого
недостроенные лодки доставили для сборки в США. К концу ноября 1918 года ПЛ
вошли в строй ВМС США, но война закончилась, и их карьера была очень короткой.
До 1922 года лодки служили на Тихом океане, затем переведены в Норфолк и
зачислены подлодками 2-го класса (береговой обороны), до 1931 года находились в
резерве, после чего были сданы на слом.
Балтийские подводные лодки:
"АГ-11" - 4 июня 1916 года зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря. Уже 10 июня перечислена в 4-ый дивизион этой же дивизии. 2 сентября 1916 года вступила в строй Балтийского флота. Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 5 боевых походов). Участвовала в Февральской революции. После Октябрьской революции вошла в состав Красного БФ. В составе дивизиона перебазирована в Рогекюль. С декабря 1917 года боевые выходы русских ПЛ были прекращены. В зимний период базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками 4-го Дивизиона и плавбазой "Оланд". 3 апреля 1918 года Германские корабли, преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку. Команда ПЛ выехала поездом в Гельсингфорс. В 1924 году поднята финскими спасателями, демонтирована и разделана на металл.
"АГ-12" - 4 июня 1916 года зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря. Уже 10 июня перечислена в 4-ый дивизион этой же дивизии. 2 сентября 1916 года вступила в строй Балтийского флота. Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 4 боевых походов). Участвовала в Февральской революции. После Октябрьской революции вошла в состав Красного БФ. В составе дивизиона перебазирована в Рогекюль. С декабря 1917 года боевые выходы русских ПЛ были прекращены. В зимний период базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками 4-го Дивизиона и плавбазой "Оланд". 3 апреля 1918 года Германские корабли, преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку. Команда ПЛ выехала поездом в Гельсингфорс. В 1924 году поднята финскими спасателями, демонтирована и разделана на металл.
"АГ-13" - 4 июня 1916 года зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря. Уже 10 июня перечислена в 4-ый дивизион этой же дивизии. 2 сентября 1916 года вступила в строй Балтийского флота. Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 3 боевых походов). В июле 1917 года переименована в "АГ-16".Участвовала в Февральской революции. После Октябрьской революции вошла в состав Красного БФ. В составе дивизиона перебазирована в Рогекюль. С декабря 1917 года боевые выходы русских ПЛ были прекращены. В зимний период базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками 4-го Дивизиона и плавбазой "Оланд". 3 апреля 1918 года Германские корабли, преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку. Команда ПЛ выехала поездом в Гельсингфорс. В 1924 году поднята финскими спасателями, отремонтирована и включена в состав Финских ВМС. В 1929 году выведена из состава флота и разобрана на металл.
"АГ-14" - 4 июня 1916 года зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря. Уже 10 июня перечислена в 4-ый дивизион этой же дивизии. 2 сентября 1916 года вступила в строй Балтийского флота. Участвовала в 1-й мировой войне (поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам; совершила 3 боевых походов). 18 сентября 1917 году вышла в четвертый боевой поход на позицию к северо-западу от Стейнорта (район Либавы). Возвращение лодки планировалось 23 сентября. Лодка из боевого похода не возвратилась, на ПЛ погибло 34 человека. Командиром ПЛ был старший лейтенант А.Н. фон Эссен, сын командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. фон Эссена. По другим данным ПЛ погибла в июльском походе. 1 августа 2003 года Шведская пресса сообщила, что водолазы компании "Deep Sea", искавшие самолет DC-3, погибший летом 1953 года, обнаружили останки ПЛ "АГ-14" к северо-востоку от самолета. То что это именно "АГ-14" утверждается с большой достоверностью. ПЛ лежит на глубине более 100 м в нейтральных водах, в точке с координатами 58°26'9"N и 20°24'11"O. В этом районе очень глубокий ил (около 30 м), поэтому только 12 м корпуса находятся на его поверхности. Видимых повреждений корпуса не обнаружено.
"АГ-15" - 4 июня 1916 года зачислена в списки кораблей БФ. Вошла в состав 3-го Дивизиона Дивизии ПЛ Балтийского моря. Уже 10 июня перечислена в 4-ый дивизион этой же дивизии. 2 сентября 1916 года вступила в строй Балтийского флота. 8 июня 1917 года лодка отошла от борта плавбазы "Оланд" и направилась в западный район для выполнения учебного погружения. В районе находился минный заградитель "Ильмень". Придя в район, командир ПЛ лейтенант М.М. Максимович решил произвести срочное погружение с хода. Экипаж минного заградителя видел как ПЛ начала погружаться с увеличивающимся дифферентом и вскоре ушла под воду. На поверхности осталось четыре человека. Трое из них - командир, боцман и рулевой - были подобраны с минного заградителя, а четвертый - штурман, не умевший плавать, утонул. Через час после аварии к месту гибели лодки прибыли водолазы, которые зафиксировали, что лодка лежит на грунте на глубине 27 метров без крена и дифферента с открытыми кормовым и рубочным люками и, что в носовом и кормовом отсеках находятся подводники, отвечающие на стук по корпусу лодки. Через три часа после аварии из лодки была выпущена учебная торпеда, в которой лежала записка, сообщающая о нахождении в носовом отсеке 11 человек и просьбу о помощи. Помощь могла быть оказана только путем подъема лодки, а подъем мог быть произведен только спасательным судном "Волхов", вошедшим в строй 1 июля 1915 г. Однако, на момент аварии спасательное судно "Волхов" находилось в Ревеле. По тревоге спасательное судно вышло для оказания помощи, но его приход к месту аварии был возможен только на следующий день. Не дождавшись помощи подводники первого отсека решились на самостоятельный выход. Под руководством старшего офицера лейтенанта К.Л. Матыевича-Мацеевича подводники, проведя около 10 часов в полузатопленном отсеке, подняли давление, открыли люк и вместе с пузырем воздуха выбросились на поверхность. Последним покинул лодку старший офицер. На поверхность выбросило 6 подводников, из которых в живых осталось 5 человек. 18 подводников погибло во время этой совершенно нелепой аварии. Как выяснилось, кок, приготавливавший обед, не поставив в известность командира, открыл для проветривания кормовой люк. Этот люк плохо просматривался с мостика и командир, не зная об открытом люке, дал команду на погружение. Спасательное судно "Волхов" прибыло к месту аварии только утром 10 июня. Подъем лодки начали в 13 часов 13 июня. Лодку сильно засосало в грунт и пришлось делать промывку грунта под корпусом ПЛ. Сдвинуть лодку удалось к 19 час. 15 июня. Окончательно лодка была поднята 16 июня 1917 г. Это было первое использование спасательного судна "Волхов" по прямому назначению. 22 июня спасательное судно "Волхов" привело лодку в Ревель. Силами мастерских судна "Волхов" в течение месяца была отремонтирована и вновь вступила в строй. После Октябрьской революции вошла в состав Красного БФ. В составе дивизиона перебазирована в Рогекюль. С декабря 1917 года боевые выходы русских ПЛ были прекращены. В зимний период базировалась на Ганге (Финляндия) вместе с другими лодками 4-го Дивизиона и плавбазой "Оланд". 3 апреля 1918 года Германские корабли, преодолев плотные льды, высадили в Ганге десант. Вывести лодку из Ганге не было возможности из-за тяжелой ледовой обстановки и отсутствия ледокола. Чтобы лодка не досталась Германии, экипаж вынужден был взорвать лодку. Команда ПЛ выехала поездом в Гельсингфорс. В 1924 году поднята финскими спасателями, демонтирована и разделана на металл.
Черноморские подводные лодки:
"АГ-21" -
21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. В строй вошла в
1918 году, а уже 24 ноября того же года захвачена англо-французскими войсками в
Севастополе. Вскоре её передали в состав Морских сил Юга России Добровольческой
белой армии. В апреле 1919 года подлодку затопили по приказу интервентов,
которые покидали Севастополь. В 1926 году курсанты водолазной школы проводя
тренировочное погружение обнаружили ПЛ на глубине 50 метров. Носовая часть до торпедопогрузочного люка
возвышалась над грунтом, а корма вошла в плотный ил. Подъем лодки было решено
производить ступенчатым способом с использованием 400 - и 100-тонных понтонов. В
кормовой части для протаскивания подъемного полотенца необходимо было промыть
туннель.
Подготовительные работы были завершены к началу августа 1927 г. Первая попытка,
предпринятая 5 августа, оказалась неудачной - 400-тонный понтон выскользнул из
стропов. Вторая попытка была предпринята 10 сентября. Понтон всплыл на
поверхность с дифферентом 35 град. Нос лодки подвсплыл на 15 м, а корма едва
касалась грунта. В таком положении лодку вместе с понтоном отбуксировали до
глубины 35 м. Попытка произвести дальнейший подъем лодки окончилась неудачей.
Из-за начавшегося периода штормов работы по подъему перенесли на следующий год.
Весной 1928 г. работы были продолжены и 19 мая 1928 года лодка была поднята
Черноморской партией ЭПРОН на поверхность и введена в Севастопольскую бухту.
Корпус лодки оказался в лучшем состоянии по сравнению с однотипными лодками,
остававшимися в строю. Было принято решение о восстановлении лодки. 30 декабря
1930 года после восстановительного ремонта подводная лодка вновь вошла в состав
ЧФ, вскоре она была переименована в "Металлист". 8 июня 1931 года во время учебных торпедных стрельб, в результате неправильных действий командира
лодки, она была протаранена эсминцем "Фрунзе". Лодка затонула в
районе Севастополя. При аварии погибло 24 человека. Девятерым удалось
спастись (шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели лодки, троих
извлекли из кормового отсека уже после подъема корабля). Через два дня лодку
подняли и поставили в аварийный ремонт, после чего она опять была введена в
строй. В сентябре 1932 года на борту лодки проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского.
В 1934 году лодку вновь переименовали и она вновь стала носить буквено-цифровой
шифр - "А-5". В 1940 году лодка вошла в состав Учебного дивизиона ПЛ ЧФ,
а начало войны она встретила в составе 6-го дивизиона, 2-ой бригады ПЛ ЧФ,
находясь в ремонте. В конце лета 1941 года переведена в Поти.
25 августа - 1 сентября 1941 года - находилась в дозоре
юго-западнее Поти. Встречи с кораблями противника не имела.
14 - 16 сентября 1941 года - 20.18 вышла в дозор юго-западнее Поти (позиция №15). 15
сентября во время
зарядки аккумуляторной батареи выгорела изоляция секции якоря правого электромотора. По приказу
командования начала возвращение в базу и в 13.17 прибыла в Поти.
2 - 8 октября 1941 года - находилась в дозоре юго-западнее Поти.
Встречи с кораблями противника не имела.
16 - 23 октября 1941 года - находилась в дозоре западнее Батуми.
Встречи с кораблями противника не имела.
5 - 12 ноября 1941 года - находилась в дозоре западнее Батуми.
Встречи с кораблями противника не имела.
20 - 28 ноября 1941 года - находилась в дозоре западнее Батуми.
Встречи с кораблями противника не имела.
19 - 23 декабря 1941 года - находилась в дозоре западнее Батуми.
Встречи с кораблями противника не имела.
В феврале 1942 года подлодку перевели в Очамчиру.
5 - 16 марта 1942 года - вышла в район о. Фидониси (позиция №32).
Встреч с кораблями противника не имела. 12 марта ударами волн в штормовую погоду
сломано перо кормовых горизонтальных рулей. Пришла в Севастополь, а спустя 9
дней перешла в Очамчиру, затем ушла в Поти на ремонт.
7 - 21 июня 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31), а уже
11 июня обнаружила и атаковала конвой: 2 ТР и 5 СКА. В результате атаки получил тяжелые повреждения и выбросился на отмель
румынский ТР "Ардял" ("Ardeal"), 5695 брт, перевозил авиационные моторы и другое
имущество Люфтваффе (в августе 1942 года транспорт был поднят и впоследствии
введён в строй). Катера охранения КАТЩ "FR 2", "FR 4", "FR 7", "FR 8", "FR 10" сбросили на ПЛ 18
глубинных бомб. На лодке вышел из строя гирокомпас. 13 июня вновь обнаружена
немецким СКА который сбросил на лодку 3 глубинные бомбы. В результате атаки на
лодке вышли из строя крышка рубочного люка, получили повреждения некоторые
электроизмерительные приборы. Лодка была отозвана с позиции и 21 июня прибыла в
Туапсе.
18 июля - 4 августа 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31). В точке 46°22,8' с.ш. 30°54,9' в.д. подорвалась на трубке КА мины UМВ румынского заграждения
S-33, выставленного румынскими МЗ "Дакия" и "Мурджеску". В результате взрыва
вышли из строя гирокомпас, управление кормовыми горизонтальными рулями и
вертикальным рулем (сломаны баллеры), была деформирована и заклинена правая
линия вала, в прочном корпусе
25-29 июля устраняла повреждения находясь на позиции. Вечером 26 июля после всплытия
воентехник 2 ранга В.А. Глушич и главный старшина И.В. Качурин, надев
легководолазные костюмы, осмотрели корму. После этого главный старшина С.П.
Поляков и старшина 1-й статьи И.И. Дегтяренко освободили правый вал. Лодка в это
время находилась в готовности к срочному погружению. Моряки добровольно
рисковали жизнью ради спасения корабля. Четверо суток экипаж во главе со своим
командиром старшим лейтенантом Кукуем Г.А. вел мужественную борьбу за живучесть
лодки и победил. 29 июля лодка вышла из Одесского залива, а 3 августа встречена БТЩ-404
и под его эскортом 4 августа прибыла в Очамчиру, где её уже считали погибшей.
С августа 1942 года и до февраля 1944 года лодка находилась в ремонте, кроме
этого совершила несколько переходов между Поти и Очамчирой, но на боевую службу
не ходила.
5 - 25 февраля 1944 года - вышла к южному побережью Крыма (позиция №108-109). В ночь на 21
февраля не смогла атаковать германский конвой состоящий из 5 судов. Вернулась на
базу.
11 - 27 апреля 1944 года - вышла в район западнее м. Херсонес (западная часть позиции №7).
14 апреля произвела атаку конвоя из 3 БДБ (безуспешно атакована германская БДБ "F 342").
Контратакована германским охотниками, сбросившими на безопасном удалении 30
глубинок. На следующее утро в течение 5 часов подвергалась преследованию СКА и самолетов противника,
сбросивших 72 бомб. Утром 22-го перехватила конвой по данным, полученным с "М-111",
но не смогла атаковать его из-за большого курсового угла. 23 апреля произвела торпедную атаку КЛ
(на самом деле был безуспешно атакован германский БО "Uj 103"). Преследования не было -
вблизи лодки взорвалось 33 авиабомбы, сброшенных советскими самолетами который
так же атаковал этот охотник.
Утром 24-го не смогла атаковать 2 ТР из-за большого курсового угла, после этого
лодка была отозвана на базу.
2 - 5 мая 1944 года - вышла в район западнее м. Херсонес (южная часть позиции №7).
Седуя на позицию в точке 42°47' с.ш. 39°50' в.д повредила винт о
неизвестный плавающий предмет (по мнению командира - бревно). Одна лопасть винта
была сорвана, остальные - погнуты. Начала возвращение в базу куда и пришла 5-го
мая.
8 - 16 мая 1944 года - вышла в район юго-западнее м. Сарыч (позиция №10).
11 мая произвела торпедную атаку одиночной БДБ (через 40-45 сек услышан
взрыв - зарубежных данных нет, возможно повреждена германская БДБ "F 568"). При
попытке всплыть атакована самолетами сбросившими 27 бомб -
легко повреждены кормовые горизонтальные рули. После успешного уклонения
подвсплыла, на месте атаки наблюдала
многочисленные плавающие обломки и брошенную шлюпку. Утром 12-го произвела торпедную
атаку конвоя: 3 ТР, 2 СКА (безуспешно атакован венгерский ТР
"Касса"). Контратакована германскими охотниками, сбросившими на безопасном удалении 24
бомбы. Во второй половине дня произвела торпедную атаку 2ух кораблей противника
(безуспешно атакован германский БО "Uj 318"), была контратакована, но бомбы
взорвались на удалении. В ночь на 13 мая произвела безуспешную атаку немецкого
конвоя: 1 ТР, 1 СКА. После этой атаки была отозвана на базу.
После возвращения в базу лодку поставили в док, а со второй половины 1944 года и
до окончания войны лодка проходила капитальный ремонт и в море больше не
выходила. 6 марта 1945 года лодку наградили орденом Красного 3намени. 27 августа
1945 года подлодку вывели из состава флота и переформирована в плавучую зарядовую
станцию - "ПЗС-8". В середине 50-ых лодку окончательно вывели из боевого
состава флота и разобрали на металл.
"АГ-22" - 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. 14 марта 1919 года перешла под контроль войск красного Украинского фронта, а уже в августе того же года была захвачена белогвардейцами и вошла в состав их флота. Под флагом Добровольческого флота Юга России совершила несколько плаваний вдоль Крымского побережья, некоторое время выполняла функцию сторожевого корабля в Ялте. 17 ноября 1920 года по приказу Врангеля начала совершать переход в Константинополь и на следующий день вошла в Босфор. На ПЛ был поднят французский флаг (по договоренности Врангеля с французским правительством). Перешла на французскую военно-морскую базу в Черкент. По требованию представителей ВМС Франции, им были переданы замки от орудий, взрыватели торпед, линзы от перископов и часть электрооборудования. Но вскоре вместе с другими подлодками переведена в бухту Золотой рог и поставлена к плавбазе "Заря", где были размещены экипаж и члены семей. 10 декабря 1920 года начала самостоятельный переход в Бизерту и 26 числа прибыла в порт назначения. На подлодке оставлен русский экипаж. Корабль включен в состав русской эскадры с последующим базированием на Бизерту. 29 октября 1924 года признана правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращена не была. В конце 1920-х годов продана "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и впоследствии разделана на металл.
"АГ-23" - 21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. 14 марта 1919 года перешла под контроль войск красного Украинского фронта, а уже в августе того же года была захвачена белогвардейцами и вошла в состав их флота. 30 января 1920 года находясь на ремонте в Николаеве была вновь захвачена частями красной армии. К лету того же года лодка вошла в строй и была переименована в "АГ-23 им. товарища Троцкого". 13 сентября приступила к ходовым испытаниям и контрольным погружениям в Днепрово-Бугском лимане. 22 сентября 1920 года на подлодке подняли Военно-морской флаг Морских сил Чёрного и Азовского морях, успела принять участие в Гражданской войне. Совершила пять боевых походов в район Одессы. Выход из Буга и Днепра был блокирован флотом Врангеля, но в ночь на 5 октября лодка сумела прорвать морскую блокаду и перешла из Николаева в Одессу. В Одессе в конце октября лодку посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин. Получив к этому времени 12 торпед с Балтики, лодка стала выходить на боевое патрулирование. Факт появления первой советской подводной лодки на Черном море оказал серьезное в воздействие на врангелевский флот. Корабли и плавучие батареи врангелевского флота, которые в течение всей компании бомбардировали Очаков, стали реже показываться у его берегов. Английское правительство в особой ноте заявило, что советская подводная лодка угрожает английскому флоту и английским кораблям дан приказ в случае встречи с ней атаковать ее. Советский представитель в Лондоне Л.Б. Красин ответил, что "Российская республика имеет право, подобно прочим суверенным государствам, использовать для защиты своих границ и берегов все средства, какие знает техника военного и морского дела". С начала эвакуации войск белого движения из Крыма выходила на перехват врангелевских судов в район Севастополя. После безрезультатного похода вернулась в Одессу. Позднее перешла в освобожденный Севастополь. В феврале 1921 года совершила боевой поход к берегам Кавказа против вооруженных сил меньшевистской Грузии. 27 февраля атаковала французский миноносец у берегов Кавказа. 1 октября 1921 года переименована в "ПЛ-16". 31 декабря 1922 года опять переименована в "Незаможный", но под этим именем она проходила не долго - 25 июля 1923 года лодку опять переименовали в "Шахтёр". В течении 20-ых годов лодка не раз посещала иностранные порты Черноморских государств, а так же она была частым гостем и советских портов Крыма и Кавказа. 3 апреля 1930 года в 2 часа 19 минут ПЛ, возвращаясь из похода, по вине вахтенного штурмана столкнулась с пароходом "Эльбрус". В результате столкновения разбита крышка правого торпедного аппарата, свернута влево верхняя часть форштевня, заклинен вертикальный руль. При помощи парохода "Эльбрус", а затем эсминца "Незаможный" и буксира "Язон" лодка была доставлена в базу к 22 часам того же дня. При буксировке лодки эсминцем также имел место случай наваливания лодки на эсминец, в результате которого лодка своими горизонтальными рулями рассекла обшивку эсминца в районе 17-18 шпангоутов. В первой половине 30-ых годов лодка неоднократно участвовала во флотских учениях, кроме этого она прошла капитальный ремонт А 15 сентября 1934 года вновь была переименована в "А-1". Велико Отечественную войну лодка встретила в Севастополе где находилась в ремонте. В конце лета 1941 года была законсервирована из за отсутствия электромоторов. В 1941 - 42 годах во время обороны Севастополя лодка неоднократно подвергалась авиаударам и артиллерийским обстрелам. Ввиду невозможность эвакуировать на Кавказ подлодку 26 июня 1942 года взорвали при отступлении Красной Армии из Севастополя. И только в апреле 1945 года её вновь подняли и ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
"АГ-23" -
21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. В июле 1921 года
вступила в строй и на лодке был поднят Военно-морской флаг. 1 октября 1921 года
лодку переименовали в "ПЛ-17", уже 31 декабря 1922 года переименована в
"Коммунист". Во второй половине 20-ых годов с дружественным визитом посетила
несколько иностранных портов Чёрного моря. 26 мая - 4 июня 1930 года совместно с
"АГ-26" совершила штурманский поход по маршруту Севастополь-Тендра-Одесса-Николаев-Скадовск-Севастополь.
В середине 30-ых годов прошла капитальный ремонт, а в сентябре 1934 года
переименована в "А-2". 17 - 31 декабря 1935 года совершила длительное
автономное плавание и, пройдя 1498,7 мили над водой и 100,2 мили под водой,
первой из подводных лодок ЧФ вдвое превысила нормы автономного плавания. Начало
Великой Отечественной войны встретила в Севастополе в капитальном ремонте.
Ремонт закончила 15 августа и вскоре была переведена на Кавказ в Поти совместно
с другими лодками дивизиона.
16 - 23 сентября 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с
кораблями противника не имела.
23 - 30 октября 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
13 - 20 ноября 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями
противника не имела.
3 - 10 декабря 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
23 - 30 декабря 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
17 февраля 1942 года совместно с другими лодками дивизиона переведена в порт
Очамчира.
11 - 23 апреля 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31). Встреч с кораблями противника
не имела.
7 - 22 мая 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31). Днем 11
мая не смогла атаковать конвой противника. 17 мая командир отказался атаковать
одиночную баржу, а 18 мая не смог атаковать одиночный транспорт. 22 мая была
отозвана с позиции и вернулась в Севастополь.
27 мая 1942 года во время стоянки у стенки в Южной бухте повреждена двумя разрывами
250-кг бомб, произошедшими в 30 м от лодки. Был выведен из строя перископ и его
подъемное устройство. Ограждение рубки, надстройка и корпус получили около 120
осколочных пробоин (в т.ч. 9 в прочном корпусе), перебиты трубопроводы осушения
цистерн главного балласта. Ушла в Очамчиру где лодку отремонтировали. А в конце
июня перешла в Новороссийск откуда совершала в Севастополь транспортные походы.
29 июня - 5 июля 1942 года - лодка вышла в Севастополь с грузом: 13 тонн боеприпасов, 2,5
тонны продовольствия, 2 человека. В р-не мыса Херсонес лодку атаковали СКА и
самолёты противника. За сутки на неё было сброшено около 200 бомб. От близких разрывов поврежден
гирокомпас, командир лодки получила приказ получила приказ выбросить груз в море, после чего
принять людей на берегу м. Херсонес. Под непрерывным ружейно-пулеметным
огнём противника смогла принять на борт 13 человек, после чего ушла в
Севастополь.
28 июля - 10 августа 1942 год - вышла в район Одессы (позиция №31).
Утром 4го августа не смогла выйти в атаку на конвой из-за неправильного маневрирования.
В свою очередь катер охранения заметил лодку и сбросил на неё 4 глубинки. Лодка
получила лёгкие повреждения. Была отозвона с позиции.
16 - 29 октября 1942 года - вышла в район Ялты (позиция №47). Встреч с кораблями противника не имела.
Вернулась в базу.
22 ноября - 5 декабря 1942 года - вышла в район Ялты (позиция №47) для действий на коммуникациях и
высадки разведгруппы в районе м. Никиты. Вечером 27 ноября
при попытке высадить разведчиков обстреляна с берега, в остальное время не смогла
выполнить задачу из-за погодных условий. Днем 1 декабря не смогла атаковать
конвой из-за
неправильного маневрирования. После чего была отозвана в базу. Во время перехода
расстреляла плавучую мину.
9 - 12 января 1943 года - вышла район Южной Озерейки для разведки побережья противника.
20 - 23 января 1943 года - вышла в район Анапы (позиция №52) для разведки побережья
противника.
2 - 5 февраля 1943 года - вышла в район Южной Озерейки для
навигационного обеспечения десантной операции, выставила светящиеся буй.
19 февраля - 4 марта 1943 года - вышла из Очамчиры в район м. Сарыч - Судак (позиция №47). В ночь на 26
февраля перешла в район м. Опук - меридиан 36
градусов (позиция №61). Встреч с кораблями противника не имела.
16 июня - 1 июля 1943 года - вышла в район Киик-Атлама - м. Опук (позиция №86-запасная).
20 июня произвела торпедную атаку конвоя: 2 БДБ, 1
СКА в точке 44°53,4' с.ш. 35°56,3' в.д. Через 90 секунд на лодке услышали взрыв,
ещё через 90 второй глухой, преследования не было.
28 июля - 12 августа 1943 года - вышла в район Севастополь - Феодосия (позиции №83, 84,
86-запасная). Встреч с кораблями противника не
имела.
4 - 19 сентября 1943 года - вышла в район Ялта - м. Меганом (позиция №84). 16
сентября произвела торпедную атаку конвоя: баржа на буксире, 2 БДБ
в точке 44°45,5' с.ш. 34°45,6' в.д. (была атакована БДБ "F.369",
промахнулась). Преследования не было.
5 - 21 октября 1943 года - вышла к южному берегу Крыма (позиция №97). 10
октября произвела торпедную атаку конвоя: 22 БДБ и СКА в точке
44°21' с.ш. 33°58' в.д. Была потоплена БДБ "F.474" (220 тонн),
перевозила военное имущество, эвакуируемое с п-ва Тамань, погиб 1 человек из
экипажа БДБ. Контратакована
кораблями противника, безрезультатно сбросившими 21 глубинок.
30 ноября - 20 декабря 1943 года - вышла в район Севастополь - Констанца (позиция №92). Утром 7
декабря не смогла выйти в атаку на конвой из-за плохой
видимости. В ночь на 9 декабря по приказу командования
перешла в район м. Тарханкут - Евпатория (позиция №94). Вечером не смогла
атаковать отряд кораблей противника из-за неправильного маневрирования.
3 января 1944 года лодку поставили в текущий ремонт в Поти и только 15 июля 1944
года она вновь вступила в строй. 27 сентября 1944 года при маневрировании на
внешнем рейде Батуми попала в противолодочную сеть и, подорвавшись на подрывном
патроне, вышла из строя на 6 месяцев. В марте 1945 года вновь вошла в строй, но
в боевых действиях уже не участвовала. 16 июня 1949 года переименована в
"М-52" 28 ноября 1950 года разоружена и исключена из состава ВМФ в связи с передачей в отдел фондового
имущества для демонтажа и разделки на металл.
"АГ-25" -
21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. 1 октября 1921 года
лодку переименовали в "ПЛ-18". 24 мая 1922 года вступила в строй, был поднят
Военно-морской флаг. 12 - 14 октября 1922 года вышла в поход по маршруту Севастополь-Сухум-Батум для сопровождения
парохода "Ильич". 14октября прибыла в Сухум. Начала зарядку
аккумуляторной батареи. Во время зарядки
произошел взрыв кормовой группы АБ. Причина взрыва осталась невыясненной. 31
декабря 1922 года переименована в "Марксист". Во второй половине 20-ых годов с
дружественным визитом посетила несколько иностранных портов Чёрного моря, а так
же порта Крыма и Кавказа. 15 сентября 1934 года переименована в "А-3".К началу Великой Отечественной войне находилась в
Севастополе в аварийном ремонте, после ремонта ушла в Поти.
7 - 14 июля 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с
кораблями противника не имела.
19 - 25 июля 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с
кораблями противника не имела.
1 - 6 августа 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с
кораблями противника не имела.
14 - 21 августа 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с
кораблями противника не имела.
7 - 14 сентября 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с
кораблями противника не имела.
24 сентября - 1 октября 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с
кораблями противника не имела.
30 октября - 5 ноября 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
7 - 9 января 1942 года - вышла в дозор западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
29 марта - 9 апреля 1942 года - вышла в район о. Фидониси (позиция №32). Встреч с кораблями противника не имела.
23 апреля - 7 мая 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31). Днем
1 мая не смогла атаковать одиночный транспорт из-за невыгодного курсового угла.
25 мая - 6 июня 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №31). 29
мая произвела торпедную атаку конвоя: 2 ТР, 7 СКА в точке 46°30,2' с.ш. 30°52,5' в.д.
потоплен румынский ТР "Сулина" ("Sulina"), 3495 брт, перевозил
боеприпасы, 2 артиллерийских орудия, около 4000 тонн овса и 510 тонн пшеницы из
Констанцы в Николаев, из экипажа трансорта погибли 10 человек. Преследования не
было.
7 - 18 июля 1942 года - вышла из Туапсе в район Одессы (позиция №31).
В 25 милях южнее Балаклавы атакована самолетом, обстрелявшим ПЛ из пулеметов. Пулями в 3 местах
пробито ограждение рубки, в 2 местах - перископ. Встреч
с кораблями противника не имела.
9 - 22 августа 1942 года - вышла в район Алушта - Феодосия. Вечером прибыла на позицию. Встреч с
кораблями противника не имела.
21 декабря 1942 года - 3 января 1943 года - вышла в район Ялта - Феодосия (позиции №47-48). Утром 24
декабря села на мель в подводном положении у берега из-за чего днем
не смогла атаковать конвой.
1 - 14 февраля 1943 года - вышла в район Феодосии (позиция №48-б). 9
февраля получила приказ действовать между м. Чауда - м. Киик-Аталама.
Встреч с кораблями противника не имела.
3 - 17 марта 1943 года - вышла район меридиан 35°35' в.д. - м. Киик-Атла-ма (позиция №64).
Встреч с кораблями противника не имела.
5 - 14 мая 1943 года - вышла к южному побережью Крыма (позиция №84). 11
мая произвела торпедную атаку конвоя: 3 БДБ в районе м. Айтодор, на самом деле
атакованы были германские КЛ: "МАL-1", "МАL-2", "МАL-3". Контратакована
кораблями противника, сбросившими на безопасном расстоянии 12 глубинок. 12 мая произвела торпедную атаку
конвоя: 2 БДБ в точке 44°51' с.ш. 35°08' в.д. атака успеха не принесла торпеды
прошли под баржей "MFP-241".
2 - 13 июня 1943 года - вышла к южному берегу Крыма (позиция №84). Встреч с кораблями противника не имела.
3 - 17 августа 1943 года - вышла в район Феодосии (позиция №86-запасная).
12-14 августа производила поиск экипажа самолета Ил-4 в 50 милях южнее Ялты.
Встреч с кораблями противника не имела.
22 октября 1943 года - вышла в район м. Урет - Евпатория (позиция №95). 28
октября не смогла атаковать конвой: 1 ТР, 1 ЭМ из-за шторма. После этого на
связь не выходила и в
базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 3 ноября возможные причины
гибели: подрыв на плавающей мине, ошибка личного состава или отказ техники, а
также подрыв на мине германского заграждения S-46 при возвращении в базу в
случае навигационной ошибки в районе западнее м. Лукулл. На подлодке погибло 33
члена экипажа.
"АГ-26" -
21 августа 1917 года зачислена в списки кораблей ЧФ. 23 октября 1920
года в торжественной обстановке начата сборка секций в присутствии Главкома
Вооруженных Сил Республики С.С. Каменева и Наркома здравоохранения Н.А. Семашко.
Переименована в "АГ-26 Имени товарища Каменева", а 1 октября
1921 года переименована в "ПЛ-19".
Сборка лодки задерживалась из-за отсутствия штатных дизелей, установленных в
1917 г. на подводный минный заградитель "Краб". В итоге на ПЛ пришлось
устанавливать дизеля вдвое меньшей мощности, по 120 л.с., доставленных из
инженерной лаборатории Технологического института в Петрограде. Только в 1923
году лодка была спущена на воду. 15 мая 1923 вновь была переименована в
"Политработник". 11 июля 1923 года лодка окончательно вступила в строй и
подняла Военно-морской флаг. Как и все лодки на тот момент входящие в состав
Черноморского флота все 20-ые годы провела в учебных походах. Неоднократно
посещала с дружественными визитами различные порта причерноморских государств. 26 мая - 4 июня
1930 года совместно с "АГ-24" совершила штурманский поход по маршруту Севастополь-Тендра-Одесса-Николаев-Скадовск-Севастополь.
15 сентября 1934 года переименована в "А-4". Начало войны встретила в
Поти в составе 6-го дивизиона 2-ой бригады ПЛ в которую входили все подлодки
данного типа. Но по разным причинам в Поти постоянно находилась только одна
лодка, т.к. ВМБ только строилась и не была приспособлена к постоянному
базированию лодок.
23 - 27 июня 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №11). Встреч с
кораблями противника не имела. При возвращении с позиции из-за трещины вала потерян правый винт.
После возвращения встала в аварийный ремонт.
3 - 7 сентября 1941 года - вышла в дозор в район юго-западнее Поти (позиция №15). Встреч с кораблями
противника не имела.
8 - 15 октября 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с кораблями
противника не имела.
12 - 19 декабря 1941 года - вышла в дозор в район западнее Батуми. Встреч с корабля противника не
имела.
1 - 7 января 1942 года - вышла в дозор западнее Батуми. Встреч с кораблями противника не
имела.
21 февраля - 3 марта 1942 года - вышла в район о. Фидониси (позиция №32).
Встреч с кораблями противника не имела.
17 - 28 марта 1942 года - вышла в район о. Фидониси (позиция №32).
Утром 23 марта обнаружила конвой: 1 шхуна и 1 СКА, от атаки которого отказалась из-за
малой ценности объекта.
16 - 19 июня 1942 года - совершила транспортный переход в Севастополь, перевезя 11,5 тонн
боеприпасов. При возвращении в Новороссийск была атакована итальянской подлодкой
"СВ-2".
20 - 25 июня 1942 года - совершила транспортный переход в Севастополь, перевезя 9,5 тонн
боеприпасов, 2,2 тонны продовольствия. Обратным рейсом в Новороссийск вывезла 22
человека.
27 - 30 июня 1942 года - совершила транспортный переход в Севастополь, перевезя 9,6 тонн
боеприпасов, 3 тонны продовольствия. Обратным рейсом в Новороссийск вывезла 12
человек.
2 - 15 сентября 1942 года - вышла в район Одессы (позиция №41).
Встреч с кораблями противника не имела.
26 октября - 8 ноября 1942 года - вышла в район Ялты (позиция №47). Днем
1 ноября не смогла атаковать германский конвой из-за большой дистанции и неправильных
действий командира.
2 - 15 декабря 1942 года - вышла в район Феодосии (позиция №48). Встреч с кораблями противника не имела.
23 января - 1 февраля 1943 года - вышла в район Ялта - Феодосия (позиция №47-48). Днем имела несколько случаев мнимых встреч с минрепами.
Встреч с кораблями противника не имела.
15 - 29 марта 1943 года - вышла в район северо-западнее м. Тарханкут (позиция №72). Встреч с кораблями противника не имела.
С мая 1943 года по июнь 1944 года встала в капитальный ремонт.
24 августа - 8 сентября 1944 года - вышла в район севернее м. Бургасский (позиция №45). Встреч с кораблями противника не имела. Днем 6
сентября, во время возвращения в базу, не смогла атаковать обнаруженную ПЛ противника, из-за того, что
она погрузилась - обнаружена одна из трех остававшихся после взятия Констанцы
германских ПЛ ("U 19", "U 20" и "U 23").
22 февраля 1947 года разоружена и исключена из состава ВМФ, а 6 марта сдана в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.