E В МЕНЮ |
миноносцы типа "Даго" |
|
Фотографии
Водоизмещение: |
нормальное: |
102.5 тонны. |
полное: | --""--""-- | |
Размеры: |
длина: |
43.8 метра. |
ширина: | 3.9 метра. | |
осадка: | 2.3 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
18.4 узла. |
экономическая: | 8 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
450 миль. |
экономическим ходом: | 1.500 миль. | |
Тип двигателя: |
|
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
1 - 75 мм орудие (установлено в 1910 году). |
|
Экипаж: |
3 офицера и 17 матросов. |
Корабли
этой серии явились новым шагом в развертывании миноносного судостроения на
отечественных верфях с учетом иностранного опыта. Не имея опыта в строительстве
кораблей данного класса, отечественные кораблестроители взяли за основу
миноносцы типа "Ревель" и "Свеаборг",
построенные заводом Нормана в 1886 г. В отличие от прототипа, предусматривалась
увеличенная боевая рубка, машина компаунд заменялась машиной тройного расширения
по образцу хорошо зарекомендовавших себя надежностью машин завода Шихау, а
вместо двух спаренных неподвижных носовых торпедных аппаратов устанавливали один
носовой и два поворотных палубных, машина должна была быть паровозного типа.
Заказ на постройку четырех миноносцев вместе с машинами в
августе 1889 г. был распределен поровну между заводами Крейтона в Або и Ижорским
в Колпино. Завод в Або, не ожидая окончательного утверждения проекта и пользуясь
еще продолжавшейся навигацией, начал запасать материалы. Не отставал от него и
Ижорский завод, приступивший 10 ноября к предварительным работам, а 12 декабря к
изготовлению шпангоутов и обработке листов. 18 мая 1891 г. корабли получили
названия: строившиеся в Або: "Даго" и "Котка", в Колпино:
"Кроншлот" и "Сескар". К лету все они были спущены на воду, однако
готовность их задерживалась неизбежными для тогдашнего судостроения неувязками в
доставке материалов, предметов оборудования и изменениями проектных решений.
Завершив все испытания и исправления, миноносцы включились в
активную жизнь флота, а уже в августе 1894 г. "Котка" отправился в необычное
заграничное плавание. В паре с ближайшим своим прототипом — миноносцем
''Свеаборг" и в сопровождении мореходной канонерской лодки "Гремящий" "Котка"
должен был перебазироваться на Дальний Восток. В один день с ними покидала
Кронштадт вторая группа, "Ревель" и "Борго" во главе с "Отважным". Но уже на
третий день пути на "Котке" провалились колосники, и "Гремящему" пришлось взять
миноносец на буксир. Не раз обнаруживались на миноносцах неполадки, которые
устраняли в море или попутных портах, и в декабре, выдержав все трудности
штормовых морей, океанской зыби, поочередно идя на буксире "Гремящего", "Котка"
и "Свеаборг" достигли Суэца. Но неудачи преследовали "Котку" — серьезная течь
котла в труднодоступной нижней его части заставила отказаться от дальнейшего
похода. Миноносец остался в составе эскадры Средиземного моря под командованием
контр-адмирала С. О. Макарова, а затем оказался в Черноморском флоте.
С заменой в марте 1895 г. названий миноносцев на номера
"Даго" стал миноносцем "N-118", "Кроншлот" — "N-123", "Сескар" — "N-124", "Котка"
— "N-256". Служба балтийских миноносцев этой серии как боевых кораблей
закончилась в 1909 г., когда вместе с другими, частью еще более "молодыми"
100-тонными миноносцами, они были исключены из состава флота.
В Черном море продолжал службу "N-256", на котором в 1908 г.
был установлен новый локомотивный котел. Летом 1914 г. корабль состоял в
резервном дивизионе миноносцев, а в сентябре 1914 г. приказом командующего
Черноморским флотом был переименован в посыльное судно "Летчик". Корабль стал
конвоиром, обеспечивающим полеты над морем гидросамолетов. Его задачей было
отвести самолет с базы на станцию, помочь самолету, приводнившемуся в море,
исправить заевший пулемет, принять на борт пилотов аварийной машины,
отбуксировать ее к берегу и т. д. Приписанный вначале к "воздушному району
службы связи Черного моря", он каждое утро и вечер сопровождал в море самолеты
воздушной станции "Севастополь", которые регулярно вылетали для разведочной и
охранной службы на подходе к главной базе и не раз атаковали бомбами
появлявшиеся тогда у наших берегов "Гебен" и "Бреслау". Так, уже 24 ноября он
подбирает в море и благополучно приводит на базу летающую лодку "М-15" мичмана
Рагозина, вынужденную сесть на воду после сильного зенитного огня "Бреслау".
Всю войну состоявший при "авиации Черноморского флота", но
сохранявший торпедное вооружение, получивший усиленную артиллерию (по две 47-и
37-мм пушки и один пулемет) и снабженный радиостанцией, "Летчик" выполняет и
другие разнообразные задачи. В отличие от своих, не отрывавшихся от базы
сверстников, он совершает самостоятельные боевые походы в Феодосию и
Новороссийск, Батуми и Поти, Ризу и Транзунд. Здесь, как и в Севастополе, он
охраняет работающие в море тральщики, конвоирует транспорты, несет дозорную
службу, осуществляет поиск и атаки обнаруженных подводных лодок. Нелегкой была
для старого корабля его беспокойная служба, и не раз за время войны приходилось
ему становиться на ремонт из-за потерь лопастей винта на мелководье, разрушений
на палубе от штормовых волн, сорванной в ночном столкновении бортовой обшивки,
пробитого таранного отсека, свернутого на сторону форштевня, поломок в машине,
прогоравших в топке поперечин колосников и т. д.
По сведениям из книги И.Т. Сирченко "Погибаю, но не сдаюсь",
3 мая 1918 г. "Летчик" ушел из занятой немцами Керчи и присоединился к флоту,
пришедшему из Севастополя в Новороссийск. 12 мая его переименовали в посыльное
судно "N-11", а 18 июня, исполняя приказ В.И. Ленина, затопили в Новороссийске
вместе с линкором "Свободная Россия" и 10 эсминцами. Версия эта, однако,
вызывает возражение некоторых историков.