E В МЕНЮ |
польские БКА на службе ВМФ СССР |
|
Фотографии
В состав Пинской военной флотилии входило 9 бронекатеров
бывшего Польского флота. Эти катера были затоплены польскими моряками в самом
начале Второй Мировой войны, а затем подняты водолазами советского флота,
отремонтированы на Киевском судостроительном заводе и включены в состав Пинской
флотилии. Кроме бронекатеров флотилия пополнилась и девятью вспомогательными
кораблями бывшего польского флота, так же затопленных и поднятыми советскими
моряками. Но судьба этих катеров так же сложилась трагически, все они были
потеряны в самом начале Великой Отечественной войны. Большинство из них были
взорваны своими экипажами после того как корабли флотилии оказались отрезанными
от основных сил Красной Армии и не имели возможности прорваться к своим.
В состав флотилии входили два типа бронекатеров польской и
чехословацкой постройки, а так же вспомогательные бронированные моторные лодки
австрийской, чехословацкой и польской построек.
Первый тип бронекатеров польской постройки:
Водоизмещение: |
нормальное: |
--""--""-- |
полное: | 12 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
11.2 метра. |
ширина: | 3.0 метра. | |
осадка: | 0.2 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
5.9 узлов. |
экономическая: | --""--""-- | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | --""--""-- | |
Тип двигателя: |
дизель мощностью 40 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
ВМС Польши: |
|
Экипаж: |
6 человек. |
БКА № 42
(бывший "KU-16") - построен в 1934 году в городе Пинск на верфи "Портовые мастерские ВМС Польши". 21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. 27.08.1941 года погиб от огня полевой артиллерии Вермахта в р-не села Сухолучье.Второй тип бронекатеров чехословацкой постройки:
Водоизмещение: |
нормальное: |
9 тонн |
полное: | 10 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
10.7 метра. |
ширина: | 2.3 метра. | |
осадка: | 0.4 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
5.9 узлов. |
экономическая: | --""--""-- | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | --""--""-- | |
Тип двигателя: |
дизель мощностью 40 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | от 6 до 10 мм. | |
Вооружение: |
ВМС Польши: |
|
Экипаж: |
6 человек. |
БКА № 41 (бывший "LKU-25") - построен в 1918 году в Праге, как отрытая бронированная моторная лодка "М-22". В 1922 году куплен Польшей и вошёл в состав речной флотилии под обозначением "KU-22" перестроен в Пинских портовых мастерских.
21.09.1039 года затоплен в Королевском канале ок. Кузличина. Поднят водолазами ВМФ СССР, отремонтирован в Пинском порту. 24.10 1934 года включён в состав Днепровской флотилии, затем вошёл в состав Пинской флотилии. 11.09.1941 года затоплен экипажем на Десне в р0не села Ладинка. 29.11. 1943 года поднят спасателями ЭПРОН СССР и отбуксирован в Киев.Кроме трофейных бронекатеров бывшей Польской военной флотилии которые вошли в состав Днепровской, а затем Пинской флотилии ВМФ СССР в состав этих флотилий входили и более мелкие бронированные моторные лодки которые в основном использовались как бронированные посыльные суда:
БКА № 51
(бывший
"KU-1")
-
построен в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен
экипажем в 1939 году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в
состав Днепровской, затем Пинской флотилии. В августе 1941 года при отступлении
Красной Армии от реки Берещена взорван экипажем.
БКА № 52
(бывший
"KU-2")
-
построен в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен
экипажем в 1939 году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в
состав Днепровской, затем Пинской флотилии. В августе 1941 года при отступлении
Красной Армии от реки Берещена взорван экипажем.
БКА № 53
(бывший
"KU-3")
-.построен
в 1918 году в Австрии, куплены Польшей в 1920 году, затоплен экипажем в 1939
году. Поднят спасателями ВМФ СССР, отремонтирован, включён в состав Днепровской,
затем Пинской флотилии.
3.09.1941 года взорван экипажем в р-не села Навозы.
БКА № 54
(бывший
"KМ-14")
-
построен в 1932 году в Польше, бронированный посыльной катер, затоплен экипажем
в 1939 году. Поднят советскими водолазами, отремонтирован и включён в состав
Днепровской, а затем и Пинской флотилии. С марта 1941 года переклассифцирован в
сторожевой катер (СКА), в апреле 1941 года опять стал бронекатером. 17 сентября
1941 года затоплен на озере Лезерень.
БКА № 55
(бывший
"KМ-15")
-
построен в 1932 году в Польше, бронированный посыльной катер, затоплен экипажем
в 1939 году. Поднят советскими водолазами, отремонтирован и включён в состав
Днепровской, а затем и Пинской флотилии. С марта 1941 года переклассифцирован в
сторожевой катер (СКА), в апреле 1941 года опять стал бронекатером.
Точная судьба
не известна возможно взорван в Киеве при оставлении города частями Красной
Армии.
ТТХ:
водоизмещение 4.7 т. размерения 10.33х1.8х0.5 м. ГЭУ дизельная одновальная,
35 л.с. скорость 8 узлов. Вооружение до 1939 г. 2 х 7.92 мм пулемёта. Экипаж до
1939 г. 4 чел.
БКА № 201
(бывший
"KU-7")
-
бывший польский катер артиллерийской разведки. Дата и место постройки не
установлены. Очевидно, не был затоплен польским экипажем, т.к. данных о
том что его поднимали советские водолазы нет. Предположительно включен в один
дивизион с близкими по ТТЭ бронекатерами
типа "Д". Погиб 23
августа 1941 года
при столкновении с монитором "Бобруйск" на Припяти в р-не Чернобыля.
ТТХ:
водоизмещение 9 т.
размерения 12.8х2.5х0.6 м. ГЭУ одновальная
(бензиновый ДВС), 60 л.с. скорость 6.5 узла, вооружение: 1 х 7.92 мм пулемёт.
Экипаж 6 чел.
"KU-21"; "KU-22"; "KU-23"; "KU-24" - бывшие бронированные открытые моторные лодки “M-23”, “M-24”, “M-25” и “M-28”, соответственно. Построены в 1918 году в Праге. Приобретены для польской Речной флотилии в 1921 - 1922 годах. К 1939 году переклассифицированы во вспомогательные катера. Затоплены экипажами в сентябре 1939 года на Пине. Подняты водолазами ВМФ СССР. В боевой состав Пинской флотилии не включались, их судьбы не установлены.
ПРИМЕЧАНИЕ: В начале 1944 года три бронекатера Пинской флотилии были подняты и после капитального ремонта в апреле - мае 1944 года вошли в состав Днепровской флотилии под обозначениями“БК-35”, “БК-36” и “БК-37”. Прежние обозначения не установлены. Два последних участвовали в боях на Западном Буге в октябре-декабре 1944 года, в Белорусской 23.06. - 19.08.1944 г. и Берлинской 16.04 - 8.05.1945 г. наступательных операциях.