E В МЕНЮ

бронепалубные крейсера т. "Богатырь"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

--""--""--
 полное: 7.428 тонн ("Олег" - 6.975 тонн).

Размеры:

 длина:

132.02 метра.
 ширина: 16.61 метр.
 осадка: 6.77 метра.

Скорость:

 полным ходом:

23.1 узла.
 экономическим ходом: 12 узлов.

Дальность хода:

 максимальная:

1.440 миль ходом 23 узла.
 экономическая: 2.760 миль ходом 12 узлов.

Тип двигателя:

две вертикальные машины тройного расширения, мощностью 19.500 Л.С. 16 котлов Бельвиля, 2 винта.

Автономность:

--""--""--

Броня: палуба - 30 мм, боевая рубка - 140 мм, башни 90 - 125 мм, элеватор - 35 мм.

Вооружение:

2х2 - 152 мм орудия (башни),
8х1 - 152 мм орудия (каземат),
12 - 75 мм орудий,
4 - 7.62 мм пулемёта "Максим",
2 подводных 381 мм торпедных аппарата,
150 мин заграждения.
с 1916 г.:
"Богатырь" -
16х1 - 130 мм орудия, 4 - 7.62 пулемёта "Максим".
"Олег" - 16х1 - 130 мм орудия, 1 - 75 мм орудие, 2 - 47 мм орудия, 2 - 7.62 пулемёта "Максим".
с 1914 г.:
"Память Меркурия" -
10х1 - 130 мм орудия.
"Кагул" -
16х1 - 152 мм орудия, 2 - 76 мм зенитных орудие Лендера, 4 - 7.62 пулемёта "Максим".

Экипаж:

20 офицеров и 547 матросов.

    Бронепалубные крейсера т. "Богатырь" являлся третьим после крейсеров "Варяг" и "Аскольд" бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года "для нужд Дальнего Востока". Проект фирмы "Вулкан" (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера "Варяг" - головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.
    Крейсера "Память Меркурия" и "Кагул" заказаны в рамках судостроительной программы на 1895-1902 г.г. Однако, по различным причинам и в первую очередь финансовым (из-за реализации проекта "для нужд Дальнего Востока") закладка затянулась почти на 6 лет. Проект завода "Вулкан" (Германия). Разработан по заданию Морского технического комитета. Аналогичны, с небольшими изменениями, крейсерам Балтийского флота "Богатырь" и "Олег".

"Богатырь" - 23.01.1899 г. зачислен в списки судов БФ и 21.12.1899 г. заложен на судоверфи фирмы "Вулкан" в Штеттине (Германия), спущен на воду 30.01.1901 г., вступил в строй 20.08.1902 г.
Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей.
15.05.1904 г. в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт.
18.06.1904 г. снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. С окончанием боевых действий на Дальнем Востоке переведён на Балтику.
В декабре 1908 г., находясь в учебном плавании в Средиземном море, участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения.
Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 г.г. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 г. на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов.
В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых и минно-заградительных операциях на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 г. был перевооружен с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции.
7.11.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 г. совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 г. – в Кронштадт. С мая 1918 г. находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии.
1.07.1922 г. был продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" для разборки на металл. В конце 1922 г. был отбуксирован в Германию и 21.11.1925 г. исключен из состава РККФ.
Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря
"Коминтерн".

"Олег" - 18.11.1901 г. зачислен в списки судов БФ и 19.06.1902 г. заложен на эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27.08.1903 г., вступил в строй 25.10.1904 г.
Во время русско-японской войны входил в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, где 9.06.1905 г. был интернирован местными властями.
С 29.12.1907 г. состоял в гвардейском экипаже. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 г.г. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге.
В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых и минно-заградительных операциях на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен, были установлены новые приборы управления артиллерийским огнем, для чего переделали боевую рубку. Участвовал в февральской революции.
7.11.1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. С 5 по 10 апреля 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С 27 по 29 ноября 1918 г. обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 по 16 июня 1919 г. обстреливал форт "Красная Горка", входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей).
18.06.1919 г. во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе был торпедирован и потоплен английским торпедным катером.
В 1919 г. часть 130-мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты.
В 1938 г. был поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан "Главвторчермету" для разборки на металл.

"Кагул"    (с 7.04.1907 г. – "Память Меркурия", с 31.12.1922 г. – "Коминтерн") - 4.05.1901 г. зачислен в списки судов ЧФ и 5.09.1901 г. заложен на эллинге Николаевского Адмиралтейства, спущен на воду 2.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.
Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 19.01.1913 г. по 14.05.1914 г. в Севастопольском порту.
В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 5 февраля по 18 апреля 1916 г. участвовал в Трапезундской наступательной операции, в октябре 1916 г. обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце
Принимал участие в бою с немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау" у мыса Сарыч. В 1916 г. крейсер "Память Меркурия" из-за изношенности машин становится на прикол в Южной бухте Севастополя.  С декабря 1916 г. по апрель 1917 г. проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением.
29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота.
28.03.1918 г. законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 1.05.1918 г. был захвачен немцами и использовался в качестве плавающей казармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии.
24.11.1918 г. захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам.
19.02.1919 г. разоружен, а в период с 22 по 24 апреля 1919 г., по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы.
29.04.1919 г. освобожден частями Красного Украинского фронта, но 24.06.1919 г. вновь захвачен белогвардейцами.
14.11.1920 г. оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул.
22.11.1920 г. захвачен частями РККА и в 1921 г., после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря. Переименован в
"Коминтерн".

"Очаков"    (с 7.04.1907 г. – "Кагул", с 13.04.1917 г. – "Очаков", с 09.1919 г. – "Генерал Корнилов") - 4.05.1901 г. зачислен в списки судов Черноморского флота и 26.08.1901 г. заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 4.10.1902 г., вступил в строй 23.06.1909 г.
С 24 по 28 ноября 1905 г. будучи на достройке возглавил восстание флотской дивизии под руководством лейтенанта П. П. Шмидта, при подавлении которого был сильно поврежден. После востоновительного ремонта переименован в "Кагул".
В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 5 февраля по 18 апреля 1916 г. участвовал в Трапезундской наступательной операции. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 8.10.1916 г. в Севастопольском военном порту с перевооружением.
29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота, но 1.05.1918 г. был захвачен немцами и 2.05.1918 г. включен в состав ВМС Германии на Черном море.
24.11.1918 г. захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам. 3.05.1919 года зачислен в состав морских сил Юга России. 14.11.1920 г. уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где был 29.12.1920 г. интернирован французскими властями.
29.10.1924 г. признан Францией собственность СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х годов продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 г. разобран в Бресте (Франция) на металл.

Hosted by uCoz