E В МЕНЮ

учебный крейсер "Коминтерн"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

 
 полное: 7.830 тонн.

Размеры:

 длина:

133 метра.
 ширина: 16.6 метра.
 осадка: 7.2 метра.

Скорость:

 полным ходом:

12 узлов.
 экономическим ходом:  

Дальность хода:

 максимальная:

 
 экономическая:  

Тип двигателя:

две вертикальные машины тройного расширения, мощностью 19.500 Л.С. 12 котлов Бельвиля, 2 винта

Автономность:

 

Броня: палуба - 35 - 70 мм; башни - 90 - 125 мм; казематы - 20 - 80 мм; боевая рубка - 140 мм.

Вооружение:

8 - 130 мм палубные орудия;
3 - 76 мм зенитных орудия;
3 - 45 мм зенитных орудия "21-К";
2 - 25 мм зенитных автомата;
5 - 12.7 мм пулемёта ДШК;
2 бомбомёта и 40 глубинных бомб;
Мог принимать на палубу до 195 якорных мин.

Экипаж:

730 человек.

"Коминтерн" - построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия). Первоначальное название крейсера - "Кагул". Был заложен 23.08.1901 г. в Николаеве, спущен на воду 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.
При оставлении Севастополя интервентами у крейсера были взорваны паровые машины. Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла в котельное и машинное отделения.
22.11.1920 г. захвачен частями РККА и в 1921 г., после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря
. Восстановительные работы на крейсере проводились на Севастопольском морском заводе. В сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док. Недостающее и вышедшее из строя оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись за счет снятых со старых кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали оборудование броненосца "Евстафий". Цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного крейсера "Богатырь", который на Балтийском флоте подлежал разборке на металлолом.
31.12.1922 г. крейсер переименован в "Коминтерн".
После пятилетнего бездействия крейсер "Коминтерн" в июне 1923 г. вступил в строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских орудий, три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т. При мощности двухвальной механической установки 19.500 л. с. скорость полного хода составила 12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве учебного корабля.
С 1923 г. - учебный крейсер.
В 1930 г. прошел модернизацию: 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель.
С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится боевой единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя. Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и оружием, стратегически важная Керченско-Феодосийская операция - во всей этой работе героически участвовал старый крейсер. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили с боями.
11.03.1942 г. крейсер поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу.
16.07.1942 г. при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой авиации: повторно был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным. "Коминтерн" разоружили. В августе-сентябре 1942 г. разоружен для комплектования сформированных 17.08.1942 г. береговых артиллерийских батарей N 743, 744, 746, 747 (по 2 130-мм орудия на каждой), N 173 ( 3 76-мм орудия) и N 770 (3 45-мм орудия) на подступах к Туапсе. Сам крейсер был затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома.
Корпус крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как памятник отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок.
2.02.1943 г. исключен из списков судов ВМФ.
31.03.1946 г. на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.

Hosted by uCoz