E В МЕНЮ

миноносцы типа "Даго"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

102.5 тонны.
 полное: --""--""--

Размеры:

 длина:

43.8 метра.
 ширина:   3.9 метра.
 осадка:   2.3 метра.

Скорость:

 максимальная:

18.4 узла.
 экономическая:     8 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

450 миль.
 экономическим ходом: 1.500 миль.

Тип двигателя:

 

Автономность:

--""--""--

Броня: --""--""--

Вооружение:

1 - 75 мм орудие (установлено в 1910 году).
1 - 47 мм орудие (установлено в 1910 году).
2 - 37 мм орудия.
2 - 381 мм торпедных аппарата (носовой неподвижный и поворотный).

Экипаж:

3 офицера и 17 матросов.

Корабли этой серии явились новым шагом в развертывании миноносного судостроения на отечественных верфях с учетом иностранного опыта. Не имея опыта в строительстве кораблей данного класса, отечественные кораблестроители взяли за основу миноносцы типа "Ревель" и "Свеаборг", построенные заводом Нормана в 1886 г. В отличие от прототипа, предусматривалась увеличенная боевая рубка, машина компаунд заменялась машиной тройного расширения по образцу хорошо зарекомендовавших себя надежностью машин завода Шихау, а вместо двух спаренных неподвижных носовых торпедных аппаратов устанавливали один носовой и два поворотных палубных, машина должна была быть паровозного типа.
    Заказ на постройку четырех миноносцев вместе с машинами в августе 1889 г. был распределен поровну между заводами Крейтона в Або и Ижорским в Колпино. Завод в Або, не ожидая окончательного утверждения проекта и пользуясь еще продолжавшейся навигацией, начал запасать материалы. Не отставал от него и Ижорский завод, приступивший 10 ноября к предварительным работам, а 12 декабря к изготовлению шпангоутов и обработке листов. 18 мая 1891 г. корабли получили названия: строившиеся в Або: "Даго" и "Котка", в Колпино: "Кроншлот" и "Сескар". К лету все они были спущены на воду, однако готовность их задерживалась неизбежными для тогдашнего судостроения неувязками в доставке материалов, предметов оборудования и изменениями проектных решений.
    Завершив все испытания и исправления, миноносцы включились в активную жизнь флота, а уже в августе 1894 г. "Котка" отправился в необычное заграничное плавание. В паре с ближайшим своим прототипом — миноносцем ''Свеаборг" и в сопровождении мореходной канонерской лодки "Гремящий" "Котка" должен был перебазироваться на Дальний Восток. В один день с ними покидала Кронштадт вторая группа, "Ревель" и "Борго" во главе с "Отважным". Но уже на третий день пути на "Котке" провалились колосники, и "Гремящему" пришлось взять миноносец на буксир. Не раз обнаруживались на миноносцах неполадки, которые устраняли в море или попутных портах, и в декабре, выдержав все трудности штормовых морей, океанской зыби, поочередно идя на буксире "Гремящего", "Котка" и "Свеаборг" достигли Суэца. Но неудачи преследовали "Котку" — серьезная течь котла в труднодоступной нижней его части заставила отказаться от дальнейшего похода. Миноносец остался в составе эскадры Средиземного моря под командованием контр-адмирала С. О. Макарова, а затем оказался в Черноморском флоте.
    С заменой в марте 1895 г. названий миноносцев на номера "Даго" стал миноносцем "N-118", "Кроншлот" — "N-123", "Сескар" — "N-124", "Котка" — "N-256". Служба балтийских миноносцев этой серии как боевых кораблей закончилась в 1909 г., когда вместе с другими, частью еще более "молодыми" 100-тонными миноносцами, они были исключены из состава флота.
    В Черном море продолжал службу "N-256", на котором в 1908 г. был установлен новый локомотивный котел. Летом 1914 г. корабль состоял в резервном дивизионе миноносцев, а в сентябре 1914 г. приказом командующего Черноморским флотом был переименован в посыльное судно "Летчик". Корабль стал конвоиром, обеспечивающим полеты над морем гидросамолетов. Его задачей было отвести самолет с базы на станцию, помочь самолету, приводнившемуся в море, исправить заевший пулемет, принять на борт пилотов аварийной машины, отбуксировать ее к берегу и т. д. Приписанный вначале к "воздушному району службы связи Черного моря", он каждое утро и вечер сопровождал в море самолеты воздушной станции "Севастополь", которые регулярно вылетали для разведочной и охранной службы на подходе к главной базе и не раз атаковали бомбами появлявшиеся тогда у наших берегов "Гебен" и "Бреслау". Так, уже 24 ноября он подбирает в море и благополучно приводит на базу летающую лодку "М-15" мичмана Рагозина, вынужденную сесть на воду после сильного зенитного огня "Бреслау".
    Всю войну состоявший при "авиации Черноморского флота", но сохранявший торпедное вооружение, получивший усиленную артиллерию (по две 47-и 37-мм пушки и один пулемет) и снабженный радиостанцией, "Летчик" выполняет и другие разнообразные задачи. В отличие от своих, не отрывавшихся от базы сверстников, он совершает самостоятельные боевые походы в Феодосию и Новороссийск, Батуми и Поти, Ризу и Транзунд. Здесь, как и в Севастополе, он охраняет работающие в море тральщики, конвоирует транспорты, несет дозорную службу, осуществляет поиск и атаки обнаруженных подводных лодок. Нелегкой была для старого корабля его беспокойная служба, и не раз за время войны приходилось ему становиться на ремонт из-за потерь лопастей винта на мелководье, разрушений на палубе от штормовых волн, сорванной в ночном столкновении бортовой обшивки, пробитого таранного отсека, свернутого на сторону форштевня, поломок в машине, прогоравших в топке поперечин колосников и т. д.
    По сведениям из книги И.Т. Сирченко "Погибаю, но не сдаюсь", 3 мая 1918 г. "Летчик" ушел из занятой немцами Керчи и присоединился к флоту, пришедшему из Севастополя в Новороссийск. 12 мая его переименовали в посыльное судно "N-11", а 18 июня, исполняя приказ В.И. Ленина, затопили в Новороссийске вместе с линкором "Свободная Россия" и 10 эсминцами. Версия эта, однако, вызывает возражение некоторых историков.

Hosted by uCoz