E В МЕНЮ |
тральщики проекта 254 |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
пр.254 - 500 тонн. пр.254К - 510 тонн. пр.254М - 540 тонн. |
полное: | пр.254 - 569 тонн. пр.254К - 577 тонн. пр.254М - 600 тонн. |
|
Размеры: |
длина: |
58 метров. |
ширина: | 8.5 метра. | |
осадка: | 2.2 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
14 узлов. |
экономическая: | 10 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
1200 миль. |
экономическим ходом: | 3200 миль. | |
Тип двигателя: |
2 дизеля "9Д" по 1100 л.с. На некоторых "9ДМ". |
|
Автономность: |
7 суток. |
|
Броня: | ходовая рубка - 8 мм; | |
Вооружение: |
пр.254: |
|
Экипаж: |
пр.254 - 65 человек (из них 7 офицеров).. |
После окончания Великой Отечественной
войны ВМФ СССР из отечественных проектов тральщиков располагал уцелевшими после
боёв кораблями проектов 3, 53, 53-У и 58 (безнадёжно устаревшими) и в большом
количестве практически только рейдовыми тральщиками проекта 253-Л и катерными
тральщиками, имевшими неконтактные тралы. Поэтому уже в 1946 году в СССР
начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, при этом упор делался
на эффективность в борьбе с неконтактными минами.
Тральщик проекта 254 имел полубачную архитектуру.
Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони, толщиной 8 мм. На всём
протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли имели второе
дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов
качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Особое внимание уделялось вопросам защиты тральщика от минного оружия, и
прежде всего – неконтактного. В этих целях на нём устанавливалось специальное
размагничивающее устройство, состоявшее их трёх обмоток – основной, курсовой
горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения
необходимой регулировки. В странах НАТО тральщик проекта 254 получил обозначение
"T-43 klass"
ВМФ СССР нуждался в очень большом количестве тральщиков
данного типа поэтому на Отечественных верфях шло крупномоштабное строительство
кораблей проекта 254 и его модификаций Всего на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (№363) и
в Керчи на ССЗ «Залив» (№532) было построено 172 тральщиков проекта 254 всех
модификаций:
проект 254, серия 1948-53 года - 60 ед.
проект 254-К, серия 1952-60 года - 82 ед.
проект 254-М, серия 1955-58 года - 16 ед.
проект 254-А, серия 1957-61 года - 12 ед.
Тральщики проекта 254 входившие в состав ВМФ СССР: | ||||
п/н | наименование | проект | ПРИМЕЧАНИЕ: | |
Балтийский флот (БФ): | ||||
1 | "Т-46 Дмитрий Лысов" | |||
2 | "Т-98" | |||
3 | "Т-109 Контр-адмирал Хорошин" | |||
4 | "Т-131" | |||
5 | "Т-132 Комсомолец Эстонии" | |||
6 | "Т-134" | |||
7 | "Т-139" | |||
8 | "Т-140" (затем ЧФ) | |||
9 | "Т-141" | |||
10 | "Т-430" | |||
11 | "Т-465" | |||
12 | "Т-484" | |||
13 | "Т-485" | |||
14 | "Т-502 Комсомолец Белоруссии" | |||
15 | "Т-503" | |||
16 | "Т-504" | |||
17 | "Т-512" | |||
18 | "Т-517" | |||
19 | "Т-518" | |||
20 | "Т-519" | |||
21 | "Т-520" | |||
22 | "Т-529 Комсомолец Латвии" | |||
23 | "Т-812" | |||
24 | "Т-833 Калининградский комсомолец" | |||
25 | "Т-834 Контр-адмирал Юрковский" | |||
26 | "Т-835" | |||
27 | "Т-836" | |||
28 | "Т-837" | пр.254М | ||
Черноморского флота (ЧФ): | ||||
1 | "Т-49" | в 1951 г. передан ВМС Болгарии. | ||
2 | "Т-50" | в 1951 г. передан ВМС Болгарии. | ||
3 | "Т-51" | |||
4 | "Т-52" | |||
5 | "Т-64" (затем КВФ) | |||
6 | "Т-67" | |||
7 | "Т-68" | |||
8 | "Т-75" | |||
9 | "Т-80" (затем ТОФ) | |||
10 | "Т-88" | пр.254Э | опытный корабль для испытания дизель-электрической ГЭУ. | |
11 | "Т-89" | |||
12 | "Т-418" | |||
13 | "Т-467" | |||
14 | "Т-811" | пр.254К | ||
15 | "Т-820" | |||
16 | "Т-827" | |||
17 | "Всеволод Вишневский" | |||
18 | "Иван Рогов" | |||
Северного флота (СФ): | ||||
1 | "Т-63" | |||
2 | "Т-129" | |||
3 | "Т-130" | |||
4 | "Т-422" | |||
5 | "Т-423" | |||
6 | "Т-425" | |||
7 | "Т-427" | |||
8 | "Т-428" (затем КВФ) | |||
9 | "Т-429" (затем БФ) | |||
10 | "Т-431" (затем ТОФ) | |||
11 | "Т-457" | |||
12 | "Т-458" | |||
13 | "Т-480" | |||
14 | "Т-481" | |||
15 | "Т-483" | |||
16 | "Т-487" | |||
17 | "Т-488" | |||
18 | "Т-489" | |||
19 | "Т-490" | |||
20 | "Т-491 (затем ЧФ) | |||
21 | "Т-492" | |||
22 | "Т-494" | |||
23 | "Т-505" | |||
24 | "Т-506" (затем ЧФ) | |||
25 | "Т-507" | |||
26 | "Т-508" | |||
27 | "Т-509" | |||
28 | "Т-510" | |||
29 | "Т-511" | |||
30 | "Т-747" | |||
31 | "Т-801" | |||
32 | "Т-802" | |||
33 | "Т-803" (затем ТОФ) | |||
34 | "Т-838" | |||
35 | "Т-839" | |||
36 | "Т-840" | |||
37 | "Магомед Гаджиев" | |||
Тихоокеанского флота (ТОФ): | ||||
1 | "Т-43" | с 1954 г. по 1960 г. входил в состав ВМС Китая. | ||
2 | "Т-45" | с 1954 г. по 1960 г. входил в состав ВМС Китая. | ||
3 | "Т-48" | |||
4 | "Т-54 | |||
5 | "Т-55" | |||
6 | "Т-56" | |||
7 | "Т-57" | |||
8 | "Т-66" | |||
9 | "Т-82" | |||
10 | "Т-84" | |||
11 | "Т-85" | |||
12 | "Т-92" | |||
13 | "Т-97" | |||
14 | "Т-99" | |||
15 | "Т-102" | |||
16 | "Т-103" | |||
17 | "Т-104" | |||
18 | "Т-105" | |||
19 | "Т-135" | |||
20 | "Т-750" | |||
21 | "Т-751" | |||
22 | "Т-810" | |||
23 | "Т-814" | |||
24 | "Т-831" | |||
25 | "Т-832" | |||
26 | "Александр Николаев" | |||
Каспийской флотилии (КВФ): | ||||
1 | "Т-7" | |||
2 | "Т-69 Комсомолец Калмыкии" | |||
3 | "Т-496 Николай Марки" | |||
4 | "Т-749" | |||
5 | "Т-805 Степан Шаумян" | |||
6 | "Т-806" | |||
7 | "Т-808" | |||
8 | "Т-817 Иван Фиолетов" | |||
9 | "Т-818 Мешади Азизбеков" | |||
Примечание: после 1966 года почти все корабли вместо буквы "Т" в своём названии стали нести буквы "МТ", а некоторые и имена собственные. Цифирное обозначение осталось прежним. Кроме того 13 ТЩ из состава ВМФ СССР были переданы в состав МЧПВ КГБ СССР. | ||||
Тральщики проекта 254 входившие в состав МЧПВ КГБ СССР: | ||||
Северный флот (СФ): | ||||
ПСКР-488 | ||||
ПСКР-489 | ||||
ПСКР-490 | пр.254М | |||
ПСКР-491 | затем КВФ. | |||
ПСКР-492 | пр.254М | затем КВФ. В 1986 г. перешёл в Москву и передан клубу КЮМиР "Пограничник". | ||
"Агат" | ||||
"Алмаз" | ||||
"Аметист" | ||||
"Бриллиант" | ||||
"Жемчуг" | ||||
"Изумруд" | ||||
"Топаз" | ||||
"Янтарь" | пр.254К | |||
Тихоокеанский флот (ТОФ): | ||||
ПСКР-493 | пр.254К | |||
ПСКР-494 | ||||
ПСКР-495 | ||||
ПСКР-496 | пр.254 | |||
ПСКР-497 | пр.254К | |||
ПСКР-498 | пр.254К | |||
ПСКР-499 | ||||
ПСКР-500 | ||||
ПСКР-502 | ||||
"Коралл" | ||||
"Опал" | ||||
"Рубин" | ||||
"Сапфир" | ||||
"Хрусталь" | ||||
"Сахалинский комсомолец" | бывший ТЩ "Т-832". | |||
Корабли построенные/переоборудованные из ТЩ проекта 254 ВМФ СССР: | ||||
н/п | наименование | проект | флот | ПРИМЕЧАНИЕ: |
Корабли Воздушного наблюдения: | ||||
1 | "КВН-1" | пр.258 | СФ | бывший ТЩ "Т-482". |
2 | "КВН-2" | пр.258 | СФ | бывший ТЩ "Т-483". |
3 | "КВН-3" | пр.258 | бывший ТЩ "Т-496". | |
4 | "КВН-5" | ТОФ | бывший ТЩ "Т-419". | |
5 | "КВН-6" | ТОФ | бывший ТЩ "Т-420". | |
6 | "КВН-9" | пр.256 | бывший ТЩ "Т-807". | |
7 | "КВН-10" | пр.256 | бывший ТЩ "Т-808". | |
8 | "КВН-12" | бывший ТЩ "Т-803" | ||
9 | "КВН-13" | бывший ТЩ "Т-804". | ||
10 | "КВН-14" | пр.256 | бывший ТЩ "Т-814". | |
11 | "КВН-15" | пр.256 | бывший ТЩ "Т-510". | |
12 | "КВН-16" | пр.256 | бывший ТЩ "Т-513" | |
13 | "КВН-17" | бывший ТЩ "Т-511". | ||
14 | "КВН-18" | бывший ТЩ "Т-517". | ||
15 | "КВН-19" | бывший ТЩ "Т-422". | ||
16 | "КВН-20" | пр.258 | бывший ТЩ "Т-431". | |
17 | "КВН-22" | бывший ТЩ "Т-821" | ||
18 | "КВН-24" | бывший ТЩ "Т-474" | ||
19 | "КВН-25" | пр.258" | бывший ТЩ "Т-82". | |
20 | "КВН-27" | пр.258 | бывший ТЩ "Т-820". | |
21 | "КВН-35" | пр.258 | КВФ | |
22 | "КВН-50" | |||
23 | "КВН-116" | пр.258 | СФ | бывший ТЩ "Т-480". |
Спасательные суда: |
||||
1 | "СС-1" | СФ | ||
2 | "СС-2" | бывший ТЩ "Иван Рогов". | ||
3 | "СС-3" | бывший ТЩ "Т-47". | ||
4 | "СС-11" | СФ | ||
5 | "СС-13" | ЧФ | бывший ТЩ "Т-75". | |
6 | "СС-15" | пр.254 | ЧФ | затем водолазное судном "Черноморец", с затем украинский с\х "Нептун-Сервис". 5.12.2001 г. затонул. |
Корабли связи: | ||||
1 | "КСВ-3" | пр.254КС | бывший ТЩ "Т-427". | |
2 | "КСВ-5" | пр.254КС | бывший ТЩ "Т-506". | |
3 | "КСВ-6" | пр.254КС | бывший ТЩ "Т-528". | |
4 | "КСВ-7" | пр.254КС | ||
Корабль лабораторный: | ||||
1 | "Карп" | пр.254КЛ | БФ | |
2 | "Скат" | пр.254КЛ | БФ | |
3 | "Сом" | пр.254КЛ | БФ | |
4 | "Судак" | пр.254КЛ | ||
5 | "Осётр" | пр.254КЛ | ЧФ | |
6 | "Стерлядь" | пр.254КЛ | ЧФ | |
Опытовые суда: | ||||
1 | "ОС-35" | ЧФ | бывший ТШ "Т-811". В середине 90ых после раздела Черноморского флота вошёл в состав ВМС Украины. | |
2 | "ОС-227 | БФ | ||
3 | "ОС-228" | бывший ТШ "Т-503". | ||
4 | "ОС-235" | |||
5 | "ОС-324" | |||
6 | "ОС-325" | |||
7 | "ОС-574" | бывший ТШ "Т-837". | ||
8 | "Борис Сафонов" | пр.73КП | бывший ТШ "Т-63" | |
9 | "Касатка" | |||
10 | "Меч" | ЧФ | ||
Рейдовые плавучие мастерские: |
||||
1 | "ПМР-65" | ЧФ | ||
Плавучие котлоочестительные станции: |
||||
1 | "ПКС-65" | ЧФ | ||
Учебно-тренировочные станции: | ||||
1 | "УТС-57" | пр.254 | БФ | |
2 | УТС-62" | бывший ТЩ "Т-429". | ||
3 | "УТС-142" | БФ | ||
4 | "УТС-150" | пр.254К | ЧФ | |
5 | "УТС-183" | бывший ТЩ "Т-102". | ||
6 | "УТС-205" | бывший ТЩ "Т-834". | ||
7 | "УТС-267" | бывший ТЩ "Т-423". | ||
8 | "УТС-306" | пр.254К | БФ | |
9 | "УТС-313" | ЧФ | ||
10 | "УТС-379" | ЧФ | ||
11 | "УТС-411" | бывший ТЩ "Т-56". | ||
12 | "УТС-412" | бывший ТЩ "Т-60". | ||
13 | "УТС-415" | бывший ТЩ "Всеволод Вишневский". | ||
14 | "УТС-416" | пр.254 | ТОФ | |
16 | "УТС-433" | ЧФ | В середине 90ых после раздела Черноморского флота вошёл в состав ВМС Украины. | |
17 | "УТС-446" | бывший ТЩ "Т-91". | ||
18 | "УТС-519" | пр.254К | ЧФ |
ПРИМЕЧАНИЕ: эти тральщики так и не смог определить по флотам: "Т-32", "Т-34", "Т-44", "Т-47", "Т-59", "Т-60", "Т-61", "Т-62", "Т-65", "Т-74", "Т-76", "Т-78", "Т-79", "Т-81", "Т-83", "Т-86", "Т-91", "Т-94" (Евгений Никонов), "Т-95", "Т-96", "Т-100", "Т-106", "Т-107", "Т-133", "Т-136", "Т-137", "Т-138", Т-415", "Т-416", "Т-417", "Т-419", "Т-420", "Т-421", "Т-424", "Т-426", "Т-432", "Т-433", "Т-474", "Т-486", "Т-493", "Т-495", "Т-497", "Т-498", "Т-499", "Т-500", "Т-513", "Т-514", "Т-515", "Т-516", "Т-521", "Т-522", "Т-523", "Т-524", "Т-525", "Т-526", "Т-527", "Т-528", "Т-752", "Т-755", "Т-804", "Т-807", "Т-809", "Т-813", "Т-815", "Т-816", "Т-819", "Т-821", "Т-822", "Т-823", "Т-824", "Т-825", "Т-826", "Т-828", "Т-829", "Т-830", "Иван Маслов", "Пётр Папкович" - курсивом выделены те "корпуса" которые внесены в таблицу как уже переоборудованные тральщики, но их изначальная служба не известна, а таким курсивом выделены те корабли что были переданы МЧПВ КГБ СССР из состава флота.
Тральщик поступал не только на вооружение Военно-морского флота СССР, он активно поставлялся и на экспорт. Кроме того в Польше и Китае корабль строился по лицензии. На вооружение этих стран тральщики оставались очень долго, некоторым из них пришлось принять и участие в вооружённых конфликтах.
Албания - 2 ед. (один
из них бывший "Т-62").
Алжир - 2 ед.
Бангладеш - 1 ед.
Болгария - 2 ед.
Египет - 7 ед. (один и ТЩ потоплен ВВС Израиля 6.02.1970 г.
Оставшиеся 6 кораблей до сих пор в строю).
Индонезия - 6 ед.
Ирак - 2 ед. (во время операции "Буря пустыни" оба корабля
были потоплены ВВС Британии).
КНДР - 2 ед.
Китай - 4 ед. + 40 ед. построили в самом Китае.
Куба - 3 ед. (переданы были ТЩ "Т-416", "Т-432", "Т-433").
Польша - 12 ед. (все собственной постройки по лицензии).
Сирия - 2 ед. (один из кораблей потоплен израильским РКА 6.10.1973 г.).
Украина - 2 ед. (достались после раздела ЧФ между Россией и Украиной).