E В МЕНЮ

тральщики проекта 254

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

пр.254 - 500 тонн.
пр.254К - 510 тонн.
пр.254М - 540 тонн.
 полное: пр.254 - 569 тонн.
пр.254К - 577 тонн.
пр.254М - 600 тонн.

Размеры:

 длина:

58 метров.
 ширина: 8.5 метра.
 осадка: 2.2 метра.

Скорость:

 максимальная:

14 узлов.
 экономическая: 10 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

1200 миль.
 экономическим ходом: 3200 миль.

Тип двигателя:

2 дизеля "9Д" по 1100 л.с. На некоторых "9ДМ".

Автономность:

7 суток.

Броня: ходовая рубка - 8 мм;

Вооружение:

пр.254:
2х2 - 37 мм автомата "В-11"(4000 выстрелов)
2х2 - 12.7 мм пулемёты (на некоторых сняты).
2 бомбомёта БМБ-1 (10 глубинных бомб "ББ-1").
2 бомбосбрасывателя (12 глубинных бомб "МГБ).
мог брать от 10 до 16 морских мин..
пр.254К:
2х2 - 37 мм автомата "В-11"(4000 выстрелов)
4х2 - 12.7 мм пулемёты (на некоторых сняты).
2 бомбомёта БМБ-1 (10 глубинных бомб "ББ-1").
2 бомбосбрасывателя (12 глубинных бомб "МГБ).
мог брать от 10 до 16 морских мин..
пр.254М:
2х2 - 37 мм автомата "В-11" (4000 выстрелов).
2х2 - 25 мм автомата "2М-4М" (4000 выстрелов).
2х2 - 12.7 мм пулемёта "2М-1"

Экипаж:

пр.254 - 65 человек (из них 7 офицеров)..
пр.254К - 68 человек (7 офицеров).
пр.254М - 77 человек (из них 8 офицеров).

    После окончания Великой Отечественной войны ВМФ СССР из отечественных проектов тральщиков располагал уцелевшими после боёв кораблями проектов 3, 53, 53-У и 58 (безнадёжно устаревшими) и в большом количестве практически только рейдовыми тральщиками проекта 253-Л и катерными тральщиками, имевшими неконтактные тралы. Поэтому уже в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, при этом упор делался на эффективность в борьбе с неконтактными минами.
     Тральщик проекта 254 имел полубачную архитектуру. Основным материалом корпуса служила судостроительная сталь Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони, толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Особое внимание уделялось вопросам защиты тральщика от минного оружия, и прежде всего – неконтактного. В этих целях на нём устанавливалось специальное размагничивающее устройство, состоявшее их трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. В странах НАТО тральщик проекта 254 получил обозначение "T-43 klass"
    ВМФ СССР нуждался в очень большом количестве тральщиков данного типа поэтому на Отечественных верфях шло крупномоштабное строительство кораблей проекта 254 и его модификаций  Всего на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (№363) и в Керчи на ССЗ «Залив» (№532) было построено 172 тральщиков проекта 254 всех модификаций:
проект 254, серия 1948-53 года - 60 ед.
проект 254-К, серия 1952-60 года - 82 ед.
проект 254-М, серия 1955-58 года - 16 ед. 
проект 254-А, серия 1957-61 года - 12 ед.

Тральщики проекта 254 входившие в состав ВМФ СССР:
п/н наименование проект ПРИМЕЧАНИЕ:
Балтийский флот (БФ):
1 "Т-46 Дмитрий Лысов"    
2 "Т-98"    
3 "Т-109 Контр-адмирал Хорошин"    
4 "Т-131"    
5 "Т-132 Комсомолец Эстонии"    
6 "Т-134"    
7 "Т-139"    
8 "Т-140" (затем ЧФ)    
9 "Т-141"    
10 "Т-430"    
11 "Т-465"    
12 "Т-484"    
13 "Т-485"    
14 "Т-502 Комсомолец Белоруссии"    
15 "Т-503"    
16 "Т-504"    
17 "Т-512"    
18 "Т-517"    
19 "Т-518"    
20 "Т-519"    
21 "Т-520"    
22 "Т-529 Комсомолец Латвии"    
23 "Т-812"    
24 "Т-833 Калининградский комсомолец"    
25 "Т-834 Контр-адмирал Юрковский"    
26 "Т-835"    
27 "Т-836"    
28 "Т-837" пр.254М  
Черноморского флота (ЧФ):
1 "Т-49"   в 1951 г. передан ВМС Болгарии.
2 "Т-50"   в 1951 г. передан ВМС Болгарии.
3 "Т-51"    
4 "Т-52"    
5 "Т-64" (затем КВФ)    
6 "Т-67"    
7 "Т-68"    
8 "Т-75"    
9 "Т-80" (затем ТОФ)    
10 "Т-88" пр.254Э опытный корабль для испытания дизель-электрической ГЭУ.
11 "Т-89"    
12 "Т-418"    
13 "Т-467"    
14 "Т-811" пр.254К  
15 "Т-820"    
16 "Т-827"    
17 "Всеволод Вишневский"    
18 "Иван Рогов"    
Северного флота (СФ):
1 "Т-63"    
2 "Т-129"    
3 "Т-130"    
4 "Т-422"    
5 "Т-423"    
6 "Т-425"    
7 "Т-427"    
8 "Т-428" (затем КВФ)    
9 "Т-429" (затем БФ)    
10 "Т-431" (затем  ТОФ)    
11 "Т-457"    
12 "Т-458"    
13 "Т-480"    
14 "Т-481"    
15 "Т-483"    
16 "Т-487"    
17 "Т-488"    
18 "Т-489"    
19 "Т-490"    
20 "Т-491 (затем ЧФ)    
21 "Т-492"    
22 "Т-494"    
23 "Т-505"    
24 "Т-506" (затем ЧФ)    
25 "Т-507"    
26 "Т-508"    
27 "Т-509"    
28 "Т-510"    
29 "Т-511"    
30 "Т-747"    
31 "Т-801"    
32 "Т-802"    
33 "Т-803" (затем ТОФ)    
34 "Т-838"    
35 "Т-839"    
36 "Т-840"    
37 "Магомед Гаджиев"    
Тихоокеанского флота (ТОФ):
1 "Т-43"   с 1954 г. по 1960 г. входил в состав ВМС Китая.
2 "Т-45"   с 1954 г. по 1960 г. входил в состав ВМС Китая.
3 "Т-48"    
4 "Т-54    
5 "Т-55"    
6 "Т-56"    
7 "Т-57"    
8 "Т-66"    
9 "Т-82"    
10 "Т-84"    
11 "Т-85"    
12 "Т-92"    
13 "Т-97"    
14 "Т-99"    
15 "Т-102"    
16 "Т-103"    
17 "Т-104"    
18 "Т-105"    
19 "Т-135"    
20 "Т-750"    
21 "Т-751"    
22 "Т-810"    
23 "Т-814"    
24 "Т-831"    
25 "Т-832"    
26 "Александр Николаев"    
Каспийской флотилии (КВФ):
1 "Т-7"    
2 "Т-69 Комсомолец Калмыкии"    
3 "Т-496 Николай Марки"    
4 "Т-749"    
5 "Т-805 Степан Шаумян"    
6 "Т-806"    
7 "Т-808"    
8 "Т-817 Иван Фиолетов"    
9 "Т-818 Мешади Азизбеков"    
Примечание: после 1966 года почти все корабли вместо буквы "Т" в своём названии стали нести буквы "МТ", а некоторые и имена собственные. Цифирное обозначение осталось прежним. Кроме того 13 ТЩ из состава ВМФ СССР были переданы в состав МЧПВ КГБ СССР.
 
 
 
Тральщики проекта 254 входившие в состав МЧПВ КГБ СССР:
Северный флот (СФ):
  ПСКР-488    
  ПСКР-489    
  ПСКР-490 пр.254М  
  ПСКР-491   затем КВФ.
  ПСКР-492 пр.254М затем КВФ. В 1986 г. перешёл в Москву и передан клубу КЮМиР "Пограничник".
  "Агат"    
  "Алмаз"    
  "Аметист"    
  "Бриллиант"    
  "Жемчуг"    
  "Изумруд"    
  "Топаз"    
  "Янтарь" пр.254К  
Тихоокеанский флот (ТОФ):
  ПСКР-493 пр.254К  
  ПСКР-494    
  ПСКР-495    
  ПСКР-496 пр.254  
  ПСКР-497 пр.254К  
  ПСКР-498 пр.254К  
  ПСКР-499    
  ПСКР-500    
  ПСКР-502    
  "Коралл"    
  "Опал"    
  "Рубин"    
  "Сапфир"    
  "Хрусталь"    
  "Сахалинский комсомолец"   бывший ТЩ "Т-832".
 
 
 
Корабли построенные/переоборудованные из ТЩ проекта 254 ВМФ СССР:
н/п наименование проект флот ПРИМЕЧАНИЕ:
Корабли Воздушного наблюдения:
1 "КВН-1" пр.258 СФ бывший ТЩ "Т-482".
2 "КВН-2" пр.258 СФ бывший ТЩ "Т-483".
3 "КВН-3" пр.258   бывший ТЩ "Т-496".
4 "КВН-5"   ТОФ бывший ТЩ "Т-419".
5 "КВН-6"   ТОФ бывший ТЩ "Т-420".
6 "КВН-9" пр.256   бывший ТЩ "Т-807".
7 "КВН-10" пр.256   бывший ТЩ "Т-808".
8 "КВН-12"     бывший ТЩ "Т-803"
9 "КВН-13"     бывший ТЩ "Т-804".
10 "КВН-14" пр.256   бывший ТЩ "Т-814".
11 "КВН-15" пр.256   бывший ТЩ "Т-510".
12 "КВН-16" пр.256   бывший ТЩ "Т-513"
13 "КВН-17"     бывший ТЩ "Т-511".
14 "КВН-18"     бывший ТЩ "Т-517".
15 "КВН-19"     бывший ТЩ "Т-422".
16 "КВН-20" пр.258   бывший ТЩ "Т-431".
17 "КВН-22"     бывший ТЩ "Т-821"
18 "КВН-24"     бывший ТЩ "Т-474"
19 "КВН-25" пр.258"   бывший ТЩ "Т-82".
20 "КВН-27" пр.258   бывший ТЩ "Т-820".
21 "КВН-35" пр.258 КВФ  
22 "КВН-50"      
23 "КВН-116" пр.258 СФ бывший ТЩ "Т-480".

Спасательные суда:

1 "СС-1"   СФ  
2 "СС-2"     бывший ТЩ "Иван Рогов".
3 "СС-3"     бывший ТЩ "Т-47".
4 "СС-11"   СФ  
5 "СС-13"   ЧФ бывший ТЩ "Т-75".
6 "СС-15" пр.254 ЧФ затем водолазное судном "Черноморец", с затем украинский с\х "Нептун-Сервис". 5.12.2001 г. затонул.
Корабли связи:
1 "КСВ-3" пр.254КС   бывший ТЩ "Т-427".
2 "КСВ-5" пр.254КС   бывший ТЩ "Т-506".
3 "КСВ-6" пр.254КС   бывший ТЩ "Т-528".
4 "КСВ-7" пр.254КС    
Корабль лабораторный:
1 "Карп" пр.254КЛ БФ  
2 "Скат" пр.254КЛ БФ  
3 "Сом" пр.254КЛ БФ  
4 "Судак" пр.254КЛ    
5 "Осётр" пр.254КЛ ЧФ  
6 "Стерлядь" пр.254КЛ ЧФ  
Опытовые суда:
1 "ОС-35"   ЧФ бывший ТШ "Т-811". В середине 90ых после раздела Черноморского флота вошёл в состав ВМС Украины.
2 "ОС-227   БФ  
3 "ОС-228"     бывший ТШ "Т-503".
4 "ОС-235"      
5 "ОС-324"      
6 "ОС-325"      
7 "ОС-574"     бывший ТШ "Т-837".
8 "Борис Сафонов" пр.73КП   бывший ТШ "Т-63"
9 "Касатка"      
10 "Меч"   ЧФ  

Рейдовые плавучие мастерские:

1 "ПМР-65"   ЧФ  

Плавучие котлоочестительные станции:

1 "ПКС-65"   ЧФ  
Учебно-тренировочные станции:
1 "УТС-57" пр.254 БФ  
2 УТС-62"     бывший ТЩ "Т-429".
3 "УТС-142"   БФ  
4 "УТС-150" пр.254К ЧФ  
5 "УТС-183"     бывший ТЩ "Т-102".
6 "УТС-205"     бывший ТЩ "Т-834".
7 "УТС-267"     бывший ТЩ "Т-423".
8 "УТС-306" пр.254К БФ  
9 "УТС-313"   ЧФ  
10 "УТС-379"   ЧФ  
11 "УТС-411"     бывший ТЩ "Т-56".
12 "УТС-412"     бывший ТЩ "Т-60".
13 "УТС-415"     бывший ТЩ "Всеволод Вишневский".
14 "УТС-416" пр.254 ТОФ  
16 "УТС-433"   ЧФ В середине 90ых после раздела Черноморского флота вошёл в состав ВМС Украины.
17 "УТС-446"     бывший ТЩ "Т-91".
18 "УТС-519" пр.254К ЧФ  

ПРИМЕЧАНИЕ: эти тральщики так и не смог определить по флотам: "Т-32", "Т-34", "Т-44", "Т-47", "Т-59", "Т-60", "Т-61", "Т-62", "Т-65", "Т-74", "Т-76", "Т-78", "Т-79", "Т-81", "Т-83", "Т-86", "Т-91", "Т-94" (Евгений Никонов), "Т-95", "Т-96", "Т-100", "Т-106", "Т-107", "Т-133", "Т-136", "Т-137", "Т-138", Т-415", "Т-416", "Т-417", "Т-419", "Т-420", "Т-421", "Т-424", "Т-426", "Т-432", "Т-433", "Т-474", "Т-486", "Т-493", "Т-495", "Т-497", "Т-498", "Т-499", "Т-500", "Т-513", "Т-514", "Т-515", "Т-516", "Т-521", "Т-522", "Т-523", "Т-524", "Т-525", "Т-526", "Т-527", "Т-528", "Т-752", "Т-755", "Т-804", "Т-807", "Т-809", "Т-813", "Т-815", "Т-816", "Т-819", "Т-821", "Т-822", "Т-823", "Т-824", "Т-825", "Т-826", "Т-828", "Т-829", "Т-830", "Иван Маслов", "Пётр Папкович" - курсивом выделены те "корпуса" которые внесены в таблицу как уже переоборудованные тральщики, но их изначальная служба не известна, а таким курсивом выделены те корабли что были переданы МЧПВ КГБ СССР из состава флота.

    Тральщик поступал не только на вооружение Военно-морского флота СССР, он активно поставлялся и на экспорт. Кроме того в Польше и Китае корабль строился по лицензии. На вооружение этих стран тральщики оставались очень долго, некоторым из них пришлось принять и участие в вооружённых конфликтах.

Албания - 2 ед. (один из них бывший "Т-62").
Алжир - 2 ед.
Бангладеш - 1 ед.
Болгария - 2 ед.
Египет - 7 ед. (
один и ТЩ потоплен ВВС Израиля 6.02.1970 г. Оставшиеся 6 кораблей до сих пор в строю).
Индонезия - 6 ед.
Ирак - 2 ед. (
во время операции "Буря пустыни" оба корабля были потоплены ВВС Британии).
КНДР - 2 ед.
Китай - 4 ед. + 40 ед. построили в самом Китае.
Куба - 3 ед. (
переданы были ТЩ "Т-416", "Т-432", "Т-433").
Польша - 12 ед. (
все собственной постройки по лицензии).
Сирия - 2 ед. (
один из кораблей потоплен израильским РКА 6.10.1973 г.).
Украина - 2 ед. (
достались после раздела ЧФ между Россией и Украиной).

Hosted by uCoz