E В МЕНЮ

Продолжение:
"Щуки - V бис-2 серии" субмарины Балтийского флота

НА ГЛАВНУЮ G

E В НАЧАЛО: "Щуки - V бис-2 серии" субмарины Тихоокеанского и Черноморского флотов

"Щ - 306    Пикша" (погибла в ноябре 1942 г.) - 04.08.1935 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 2 боевых похода. На позиции провела 37 суток.
Первый боевой поход с 24.06.41 г. по 07.07.41 г. занимала позицию южнее Хельсинки.
После безрезультатного патрулирования лодка была обнаружена немецкими дозорными кораблями и была атакована. После многочасового приследования лодка смогла оторваться от противника и ушла к Эстонским берегам. Там она оказалась около повреждённого крейсера "М. Горький", но не опознав его лодка нырнула на глубину 93 метра. После поступления приказа командования лодка вернулась в базу.
Летом - осенью 1941 г. лодка попеременно находилась в Ленинграде и Кронштадте. Во время налёта на Кронштадт 21 сентября 1941 г. в 5 метрах от лодки взорвалась мощная бомба причинив ей большие повреждения, 11 человек получили ранения. 13 и 31 мая 1942 г. лодка была вновь повреждена артиллерийскими снарядами. Только 13 октября 1942 г. лодка вышла из ремонта и перешла в Кронштадт.
Второй боевой поход с 20.10.42 г. по 12.11.42 г. находилась на позиции около о. Эланд.
20.10.42 г. в сопровождении 5 БТЩ и 2 СКА совместно с ПЛ "Щ-406" лодка вышла из базы. Во время движения к точке погружения конвой отразил атаку финских ТКА.
25.10.42 г. подлодка успешно форсировала минное заграждение. По пути на позицию, южнее о. Утё, атаковала немецкий конвой. Без успеха.
31.10.42 г. на лодку ушло приказание перейти в Данцигскую бухту. Ответа не последовало. На следующий день северо-западнее маяка Штольпемюнде в результате подводного взрыва затонуло немецкое судно "Эльбинг-IX" (467 брт). Находившийся поблизости новейший германский эсминец "Z-31" провел противолодочный поиск, но ничего не обнаружил. Хотя точные координаты гибели судна в зарубежной литературе не приводятся, по косвенным данным можно предположить, что оно затонуло достаточно далеко от гипотетической позиции советской подлодки - поэтому занести его на боевой счет "Щ-306" нельзя.
11.11.42 г. командование отдало приказ лодке о возвращение в базу. Как ни странно, но командир ответил что собирается форсировать минное заграждение 12 ноября. До этого ни одного сообщения с "Щ-306" не поступало. После этого лодка на связь не выходила и в базу не вернулась.
12.11.42 г. находившийся в устье Финского залива финский МЗ "Руотсинсалми" в 17.45, 19.50, а также в 2.27 и 4.45 следующих суток зафиксировал четыре торпедные атаки, причем в последнем случае финские моряки наблюдали торпедный след, прошедший под мостиком корабля. В точку встречи с катерами "Щ-306" не прибыла. Возможно погибла на мине.

"Щ - 307    Треска" - 04.08.1935 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 4 боевых похода. На позиции провела 126 суток, произвела 11 торпедных атак, потоплено 3 транспорта и 1 ПЛ. Возможно потоплено ещё 3 транспорта, и 3 повреждено.
Первый боевой поход с 24.07.41 г. по 11.08.41 г. район патрулирования ок. Либавы.
За две недели патрулирования встречи с противником не было.
10.08.41 г., во время возвращения в базу, в р-не м. Ристна "щука" обнаружила немецкую ПЛ "U-144" в надводном положении. Торпедный залп разнёс вражескую субмарину на куски.
(Для командира ПЛ Петрова эта победа обернулась личной трагедией. По прибытии в Таллин его обвинили в уничтожении нашей же "С-11". На самом деле, "эска" подорвалась на мине в устье пролива Соэлавяйн 2 августа. Ее командир Середа был другом Петрова. Со временем справедливость восторжествовала, но начавшийся у командира "Щ-307" нервный срыв привел к его многочисленным упущениям по службе. В конечном итоге в октябре 1941 г. он был арестован, приговорен к 10 годам и скончался в тюрьме).
Второй боевой поход с 23.09.42 г. по 01.11.42 г. позиция в Норчёпингской бухте. В октябре перешла на позицию в Аландском море.
02.10.42 г. безуспешно атакован финский конвой.
11.10.42 г. безуспешно атакован немецкий конвой.
21.10.42 г. безуспешно атакован немецкий конвой.
26.10.42 г. двумя торпедами был потоплен финский транспорт "Бетти - Х" (2.478 брт.), пароход затонул с экипажем (12 чел.) и грузом серного колчедана.
На поиски вышли две финских субмарины. Вскоре произошла встреча противников. При срочном погружении "щука" была обстреляна финской ПЛ из 20-мм автомата. 27 октября по ней были выпущены торпеды и повторно обстреляна из 76-мм орудия. Погрузившись и переждав опасность субмарина вернулась в базу.
По завершению ремонта лодка совершила учебное плавание, в июле 1944 г., на Ладожском озере. После перемирия с Финляндией часть кораблей ВМФ СССР перешли на финские базы, В числе этих кораблей оказалась и ПЛ "Щ-307".
Третий боевой поход с 04.10.44 г. по 07.11.44 г. позиция в  р-не Виндавы.
С 04 по 08 октября шхерным фарватером перешла от о. Лавенсари до о. Корпо.
16.10.44 г. в р-не внешнего порта лодка атаковала конвой, 4 торпедами, последовало два взрыва. Подняв перископ командир не обнаружил 8.000 тонного транспорта, а 6.000 тонный транспорт тонет, ещё один получил повреждение. Но подтверждений этому нет. После войны обследовав этот район водолазы АСС БФ затонувших судов не обнаружили.
29.10.44 г. ночью из надводного положения был атакован другой конвой. Результат тот же. 
03.11.44 г. последовательно атакован конвой и одиночный транспорт, подводники в первом случаи слышали, а во втором видели взрывы торпед. Подтверждения из независимых источников нет.
07.11.44 г. "Треска" прибыла в Турку и встала в ремонт.
Четвёртый боевой поход с 04.01.45 г. по 20.01.45 г. позиция в р-не Либавы.
09.01.45 г. атакован конвой с мостика наблюдали попадание торпед в транспорт "М. Фердинанд" (1.757 брт), но из немецких источников торпеды в цель не попали. ПЛ атаковал немецкий СКР "V-317" сбросив 70 глубинных бомб.
16.01.45 г. атакован транспорт "Генриетта Шульте" (1.923 брт). Судно загорелось и утром 17 января затонуло.
Вскоре при зарядке аккумуляторов лопнула одна из батарей, в связи с чем лодка вынуждена была вернуться в Турку где и простояла до конца войны.
06 марта 1945 г. лодка была награждена орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".
23.04.48 г. выведена из боевого состава разоружена а переформирована в "ПЗС-5".
08.04.57 г. выведена из боевого состава флота, и 07.05.57 г. разделана на металл в Лиепае.
Рубка ПЛ "Щ-307" до 1994 г. находилась в Лиепае на территории бригады ПЛ в качестве памятника. В канун 50-летия Победы установлена на Поклонной горе в Москве.

"Щ - 309    Дельфин" - 20.08.1936 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 8 боевых похода. На позиции провела 230 суток, произвела 14 торпедных атак, потоплено 4 транспорта (12.357 брт). Возможно повреждено ещё 2 транспорта.
Первый боевой поход с 23.06.41 г. по 15.07.41 г. позицию занимала в р-не шхер восточнее Стокгольма.
02.07.41 г. обнаружив конвой командир отдал приказ готовиться к атаке, но торпедисты заполнили торпедный аппарат забортной водой. В связи с чем лодка нырнула на глубину и упустила момент залпа.
Больше шансов выйти в атаку не представилось, лодка вернулась в базу.
Второй боевой поход с 27.09.41 г. по 17.10.41 г. позицию занимала в р-не о. Малый Тютерс.
Встречи с противником не было.
Третий боевой поход с 08.11.41 г. по 12.12.41 г. позицию занимала между Виндавой и Либавой.
С 11 по 15 ноября находилась в прикрытии эвакуации с п-ва Ханко в р-не о. Богшер.
Прибыв на позицию патрулирования 23 ноября встречи с противником не имела. 26 ноября лодка ушла к Гогланду, где из-за отсутствия сил обеспечения простояла 10 дней. И только 12 декабря вернулась в базу.
До лета 1942 г. ремонтировалась силами экипажа.
Четвёртый боевой поход с 13.08.42 г. по 03.10.42 г. позицию занимала в Аландском море.
В ночь на 18 августа лодка перешла к о. Лавенсари, вечером следующего дня лодка начала прорыв через Финский зал., который завершился 23 августа.
25.08.42 г. безуспешная атака по финскому МЗ "Лоухи".
Зная позиция "щуки" противник бросил на её уничтожение все силы, включая авиацию.
30.08.42 г. безуспешная атака финского конвоя.
04.09.42 г. безуспешная атака финского конвоя.
12.09.42 г. потоплен финский лесовоз "Бонден" (695 брт).
29.09.42 г. лодку отозвали в базу. Успешно прорвавшись в Кронштадт, лодка встала в ремонт.
Поход ПЛ "Щ-309" стал вторым по продолжительности походом советской ПЛ в Великой Отечественной войне. Он продолжался 46 суток, с момента выхода субмарины с о. Лавенсари и до возвращения.
В строй субмарина вошла только осенью 1943 г.
01.03.43 г. лодка была удостоена "ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ".
Летом 1944 г. лодка проходила тренировку на Ладожском озере. Вскоре она вышла в море по финскому шхерному фарватеру.
Пятый боевой поход с 02.10.44 г. по 26.10.44 г. позицию занимала у Виндавы.
Накануне этого похода, 01 октября, произошло неприятное, но вполне характерное для того времени событие. Механик лодки Базлов обвинил командира ПЛ Филова в трусости и неспособности командовать кораблем. В результате разбирательства клеветник был арестован, но развившаяся у Филова на нервной почве "куриная слепота" заставила субмарину оставить позицию у Виндавы. 27 октября, на следующий день после возвращения в Турку командование принял другой командир.
Шестой боевой поход с 01.11.44 г. по 11.12.44 г. позиции занимала сначала у Мемеля, а затем у Виндавы.
10.11.44 г. из надводного положения потоплен одиночный транспорт "Карл Корде" (903 брт).
16 ноября лодка перешла на позицию к п-ву. Сырве (о. Саарема).
В этом районе находились крупные силы Германского флота, которые артиллерийским огнём палубных орудий пытались сдерживать продвижение советских войск. Вот здесь и выяснилась неготовность командира и экипажа к атакам сложных целей. Проведя на позиции восемь дней командир смог выйти в атаку только один раз. По немецкому эсминцу было выпущено две торпеды. Но они прошли мимо.
24 ноября лодка вернулась на позицию ок. Виндавы.
07.12.44 г. из надводного положения потоплен транспорт "Норденхам" (4.592 брт).
11. декабря лодка вернулась в Турку.
Седьмой боевой поход с 18.02.45 г. по 04.03.45 г. позицию занимала у Либавы.
23.02.45 г. атакован конвой, потоплен транспорт "Гётинген" (6.267 брт). На борту были солдаты и беженцы погибли от 130 до 500 человек. Лодку преследовали корабли охранения и сбросили на неё 36 бомб.
24.02.45 г. безуспешная атака.
26.02.45 г. безуспешная атака.
Восьмой боевой поход с 30.03.45 г. и до окончания войны, позицию занимала в Данцигской бух.
19.04.45 г. безуспешно атакован тральщик.
24.04.45 г. безуспешно атакован сторожевик.
За время плавания несколько раз атакована кораблями ПЛО.
03.03.49 г. лодка исключена из состава ВМФ СССР.
01.10.49 г. субмарину разобрали на металл в Лиепае.

"Щ - 310    Белуха" - 20.08.1936 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 5 боевых похода. На позиции провела 149 суток, произвела 22 торпедные атаки, потоплено 6 транспортов (10.334 брт). Возможно потоплено ещё 4 транспорта.
Первый боевой поход с 25.06.41 г. по 12.07.41 г. патрулировала между шведскими островами Готска-Санден и Форэ.
Патрулировав в этом р-не лодка встречи с врагом не имела. И только при возвращении в базу командир ПЛ обнаружил немецкую ПЛ "-144", но командир 6-го ДПЛ приказал лечь на грунт и не атаковать врага. По возвращению в базу его сняли с должности и назначили командиром одной из лодок дивизиона.
ПЛ "Белуха" вошла в состав базировавшегося на Лавенсари и Гогланде передового отряда БФ. 16 октября во время шторма в бухте Суркюля она несколько раз ударилась о стоявшую рядом "Л-3" и была вынуждена вернуться на завод № 194. Здесь лодке предстояло пройти усиленный средний ремонт со сменой дизелей. К концу лета 1942 г. работы были в основном закончены.
Второй боевой поход с 20.09.42 г. по 13.10.42 г. позицию занимала в северной части Данцигской бухте.
22.09.42 г. после успешного прорыва через минное поле "Зееигель" её атаковал СКА.
29.09.42 г. был атакован одиночный транспорт. После промаха трёх торпед, четвёртая попала в судно "Франц Рудольф" (1.419 брт), и утопла его.
30.09.42 г. промах по транспорту "Аннелиз Кристоферсен".
03.10.42 г. промах по немецкой ПЛ.
09.10.42 г. при форсировании минной позиции над лодкой взорвалась мина "ЕМС" (ВВ - 270 кг.). Вышли из строя все приборы и механизмы, кроме дизелей и гирокомпаса. Всплыв спустя несколько часов на поверхность лодка дошла до базы в надводном положении.
До лета 1943 г. стояла в ремонте. В марте 1944 г. в командование субмариной вступил новый командир. Следующие полгода были посвящены интенсивной боевой подготовке.
Третий боевой поход с сентября 1944 г. по 16.10.44 г. позицию занимала в р-не Виндавы.
06.10.44 г. выпустила две торпеды по немецкому транспорту из надводного положения. Командир лодки и вся верхняя вахта видела взрывы торпед. Несмотря на наличие этих подробностей, в зарубежной литературе упоминаний о данной атаке нет.
08.10.44 г. успешно атакована землечерпалка "Баггер-3" (400 брт), из кормовых аппаратов. Вскоре был обнаружен конвой. Выпустив три торпеды команда услышала взрывы. Был потоплен транспорт "RO-24" (4.499 брт). вместе с судном погибло 260 немецких солдат.
10.10.44 г. безуспешно атакован конвой.
14.10.44 г. двумя торпедами потоплен транспорт. И в этом случае противная сторона воздерживается от комментариев.
Четвёртый боевой поход с 04.12. 44 г. по 15.01.45 г. позицию занимала в р-не Виндавы и Либавы.
К этому времени обстановка в море изменилась. Интенсивность движения судов сократилась, а силы ПЛО противника заметно усилились. Такая же картина наблюдалась у Либавы, куда "Белуху" перевели 14 декабря.
21.12.44 г. западнее Мемеля удалось потопить транспорт среднего водоизмещения. Подтверждений из независимых источников нет.
30.12.44 г. потоплен транспорт. И опять подтверждений из независимых источников нет.
02.01.45 г. неудачно атакован конвой.
07.01.45 г. атакован конвой. Хотя через 32 секунды наблюдатели заметили взрыв своих торпед и гибель судна. За рубежом об этой атаки ничего не сказано, и объект атаки не известен.
15.01.45 г. лодка вернулась в Турку и встала в ремонт.
06 марта 1945 г. лодка была награждена орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".
Пятый боевой поход с 23.03.45 г. по 26.04.45 г. позицию занимала в р-не Либавы.
Как и в предыдущих походах встречи с кораблями противника были редкими, хотя теперь лодка могла пользоваться для перехвата конвоев данными воздушной разведки.
27.03.45 г. успешная атака по конвою противника. Несмотря на наблюдавшиеся взрывы, зарубежных данных, подтверждающих это, нет.
12.04.45 г. не удачная атака.
14.04.45 г. успешная атака по конвою противника. Несмотря на наблюдавшиеся взрывы, зарубежных данных, подтверждающих это, нет.
22.04.45 г. не удачная атака.
24.04.45 г. не удачная атака.
Прибыв 26 апреля в Турку "Белуха" встала в ремонт. Вскоре война закончилась и ПЛ вернулась в Кронштадт.
09.06.49 г. переименована в "С-310".
01.10.53 г. разобрана на металл в Лиепае.

"Щ - 311    Кумжа" (погибла в октябре 1942 г.) - 21.08.1936 г. вошла в состав БФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 4 боевых похода. На позиции провела 60 суток, произвела 4 торпедные атаки.
Первый боевой поход с 25.06.41 г. по 15.07.41 г. позицию занимала в р-не о. Готланд.
На выходе из Соэлавяна была атакована ПЛ "U-145", но торпеда прошла мимо. На позиции командир лодки вёл себя крайне вяло. Лодка патрулировала далеко от вероятных путей транспортных судов противника. Израсходовав продукты питания лодка вернулась в базу.
Второй боевой поход с 27.09.41 г. по 18.10.41 г. позицию занимала в р-не о. Гогланд.
За время патрулирования противника не обнаружили.
Третий боевой поход с 09.11.41 г. по 17.11.45 г. позицию занимала восточнее шведского о. Эланд.
15.11.41 г. у маяка Каппельудден был обнаружен транспорт. Атаковав его одиночными торпедами пять раз командир не добился попаданий. Первые две торпеды типа 53-27 прошли под транспортом, третья типа 45-36 утонула после залпа, четвёртая типа 45-36 после выстрела ушла в сторону, пятая типа 53-27, из кормового аппарата, тоже утонула. Видя свои промахи командир приказал открыть огонь по судну из 45-мм орудий (было выпущено 20 снарядов). На четвёртой минуте боя лодку обстреляла шведская береговая батарея. Лодка погрузилась и ушла.
Во время ремонта, в январе 1942 г., в носовую часть лодки угодил артиллерийский снаряд. В строй она вошла только в сентябре.
Четвёртый боевой поход с11.10.42 г. до середины октября 1942 г. Более точных сведений нет т.к. погибла во время следования на позицию.
11.10.42 г.в составе конвоя отправилась на о. Лавенсари. Сильный ветер и волнение заставили корабли укрыться в бухте Норре-Каппельлахт. Только в полночь 12 октября лодка погрузилась на Восточном гогландском плесе. Ее путь лежал в хорошо знакомый район между островами Готланд и Эланд, но до него субмарина не дошла. За рубежом считают, что тем же вечером юго-западнее маяка Тийскери лодку потопили финские СКА "VMV-13", "VMV-15", однако представляется сомнительным, чтобы лодка менее чем за сутки смогла преодолеть столь значительное расстояние, к тому же зачемто отклонилась от своего маршрута. Скорее всего, причиной гибели "Кумжи" стала одна из многочисленных мин заграждения "Зееигель" в р-не о. Большой Тютерс.

Hosted by uCoz