E В МЕНЮ

"Щука - V бис-2 серии"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

надводное:

 593 тонн.
подводное:  612 тонн.

Длина:

длина:

 58.8 метра.
ширина:    6.2 метра.
осадка:    4.0 метра.

Глубина погружения:

рабочая:

75 метров.
предельная: 90 метров.

Скорость:

надводная:

12.3 узлов полным ходом и 8.5 экономическим.
подводная:   8.5 узлов полным ходом и 2.5 экономическим.

Дальность хода:

надводная:

 4.500 миль
подводная:  9 миль полным ходом и 100 миль экономическим.

Тип двигателя:

надводный:

 2 дизеля по 685 л.с.
подводный:  2 электромотора по 400 л.с.

Автономность:

 20 дней, в отдельных случаях до 45 суток.
 72 часа непрерывного нахождения под водой. 

Вооружение:

 4 носовых 533 мм торпедных аппарата (8 торпед).
 2 кормовых 533 мм торпедных аппарата (2 торпеды).
 2 - 45 мм полуавтомат "21-К" (500 снарядов).
 2 пулемёта "М-1 Максим" (24.000 патронов).
 5 винтовок Мосина.
 27 револьверов.

Экипаж:

 В мирное время:
 7 средних командиров, 6 младших командиров, 25 краснофлотцев.
 В военное время:
 
7 средних командиров, 15 младших командиров, 18 краснофлотцев.

Примечание: первоначально для стрельбы использовались 533-мм торпеды т. "53-27" (первая цифра - калибр в см, вторая - год принятия на вооружение). Основной недостаток торпед "53-27" - плохая герметичность и не выдерживание режима движения по глубине, поэтому с началом войны на ЧФ их полностью запретили к применению, а на остальных флотах использовали весьма ограниченно (при установке глубины не менее 3 м). На смену им еще в 1938 г. приняли торпеду "53-38", являвшуюся копией закупленной в Италии в 1930 г. торпеды "53F". Именно эта торпеда в годы войны была основной. Поступившие на вооружение уже в ходе войны торпеды т. "53-38У", "53-39" и "ЭТ-80" на лодках типа "Щ" не использовались из-за габаритных ограничений.
Конструкторы первых "Щук" предусмотрели возможность стрельбы старыми торпедами т. "45-10/15" - для этого служили устанавливаемые внутрь торпедных труб решетки. В 1936 г. им на смену пришли торпеды т. "45-36Н", также сконструированные на основе итальянского прототипа. В начале войны торпеды т. "45-36Н" применялись на "щуках" ограниченно, но потом стали использоваться все чаще. К началу 1945 г. нормальный боекомплект балтийских подлодок "Щ" состоял из восьми торпед "53-38" и четырех "45-36Н". Несмотря на увеличение боекомплекта, разнотипность торпед затрудняла их применение, поскольку из-за различия в скоростных характеристиках их нельзя было использовать в одном залпе. Кроме того, из-за нехватки торпед с 1944 г. "щукам" приходилось снова брать неудачные "53-27". 
    Очистка воздуха производилась 10 электровентиляторами или 9 машинами регенерации со специальными патронами "РВ-2" (общий запас от 900 до 1920 шт.), наполненными каустической содой. Для этих же целей служила специальная система из 12 стальных баллонов емкостью 38 - 40 л со сжатым до 150 атм. кислородом. Время наибольшего непрерывного пребывания под водой с полным использованием всей системы регенерации - 72 ч, без использования - 12 ч.

После завершения строительства и испытания первых серий подлодок т. "Щ" в 1934 г. была разработана новая серия подлодок. Она стала завершающей серией подлодок т."Щ" первых серий. Серия получила обозначение V бис-2. В очередной раз переработали теоретический чертеж и форму рубки, что наконец-то подняло скорость надводного хода на 0.5 уз. и улучшило мореходность. Кормовую переборку второго отсека сделали ступенчатой это позволило хранить торпеды в собранном виде. Переделали торпедопогрузочное устройство, чем, с одной стороны, уменьшили загромождённость отсеков, а с другой сократили время погрузки до 12 часов, против 25 - 30 прежних. Переборки центрального поста усилили. Цистерны главного балласта №-3 и №-4 приспособили для приема дополнительного топлива. Передачу электромотора экономического хода изменили с шестеренчатой на ременную, сделавшую ее работу бесшумной. Электродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в концевые отсеки, оставив в центральном посту только ручное управление. Система продувания главного балласта дизелями стала штатной. Часть субмарин получила сетепрорезатели "Сом". Благодаря внедрению всех этих новшеств лодки V бис-2 заслужили высокую оценку моряков. Всего по этому проекту было построено 14 подлодок:
"Щ-306", "Щ-307", "Щ-309", "Щ-310" и  "Щ-311" для БФ.
"Щ-204", "Щ-205", "Щ-206" и "Щ-207" для ЧФ.
"Щ-121", "Щ-122", "Щ-123", "Щ-124" и "Щ-125" для ТОФ.

 

"Щ - 121    Зубатка" - 30.04.1935 г. вошла в состав ТОФ. В боевых действиях во Время Великой Отечественной войне не участвовала.
10.06.49 г. переименована в "С-121". С 12.02.47 г. по 23.04.53 г. находилась в составе 5-го флота.
26.06.54 г. выведена из состава флота и разобрана на металл.

"Щ - 122    Сайда" - 30.04.1935 г. вошла в состав ТОФ. В 1936 г. совершила автономное плавание на 52 дня. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, заняла отведённую ей позицию, в Японском море. Встречи с противником не имела.
10.06.49 г. переименована в "С-122". С 12.02.47 г. по 23.04.53 г. находилась в составе 5-го флота.
26.06.54 г. выведена из состава флота и разобрана на металл.

"Щ - 123    Угорь" - 30.04.1935 г. вошла в состав ТОФ. В 1936 г. совершила автономное плавание на 66 суток. С началом боевых действий Советских войск на Дальнем Востоке, заняла отведённую ей позицию, в Японском море.
19.08.45 г. находясь в позиционном положении была атакована двумя торпедами с подводной лодки противника. Торпеды были обнаружены в 4 - 5 кабельтовых от "Щ-123", по воздушному пузырю, погружаясь по циркуляции сумела уклониться от них.
10.06.49 г. переименована в "С-123". С 12.02.47 г. по 23.04.53 г. находилась в составе 5-го флота.
26.06.54 г. выведена из состава флота и разобрана на металл.

"Щ - 124    Палтус" - 29.09.1935 г. вошла в состав ТОФ. В боевых действиях во Время Великой Отечественной войне не участвовала.
10.06.49 г. переименована в "С-124". С 12.02.47 г. по 23.04.53 г. находилась в составе 5-го флота.
26.06.54 г. выведена из состава флота и разобрана на металл.

"Щ - 125    Максун" - 15.05.1935 г. вошла в состав ТОФ. В боевых действиях во Время Великой Отечественной войне не участвовала.
10.06.49 г. переименована в "С-125". С 12.02.47 г. по 23.04.53 г. находилась в составе 5-го флота.
17.08.53 г. выведена из боевого состава флота и переформирована в КБП.
12.01.57 г. отнесена к подклассу УТС.
17.09.71 г. выведена из состава флота и разобрана на металл.

"Щ - 204    Минога" (погибла в декабре 1941 г.) - 30.12.1935 г. вошла в состав ЧФ. Для повышения мощи артиллерийского вооружения, на лодку, в 1939 г., установили опытную 76 мм пушку "Ф-35". Пушка прошла успешные испытания на ПЛ, но осталось в единственном экземпляре.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 3 боевых похода. На позиции провела 43 дня.
Первый боевой поход с 25.06.41 г. по 07.07.41 г.
Лодка ходила в разведку к берегам Турции. Командование предполагало что Турция вступит в войну на стороне Германии и Италии и через её проливы возможен проход крупных сил итальянского флота. В последнее время появились версии, что "Щ-204" была выделена в оперативное подчинение НКВД, неоднократно высаживала на берега нейтральных стран диверсантов, однако архивные документы этих версий не подтверждают.
Второй боевой поход с 22.07.41 г. по 07.08.41 г. Позиция от м. Шаблер до м. Зейтинбурну.
Проведя на позиции семнадцать дней встречи с противником не было. После возвращения на базу лодка встала в ремонт.
Третий боевой поход с 22.11.41 г. по 06.12.41 г. Позицию занимала в районе м. Эмине.
Из этого похода лодка не вернулась. Причины гибели не известны. Летом 1983 г. в р-не м. Эмине был обнаружен остов нашей лодки. Споры об истинной причине гибели лодки не утихают и по сей день. Дело в том, что корпус лодки имеет настолько обширные повреждения (три больших пробоины в районах третьего, пятого и седьмого отсеков, многочисленные дыры от осколков или пуль), что их с лихвой хватило бы на уничтожение нескольких субмарин. В то же время никаких победных рапортов ни от немцев, ни от румын в то время не последовало. Недавно появилась версия, будто "Щ-204" уничтожили болгарские пограничные катера "Беломорец" и "Черноморец", которые на самом деле к моменту рассматриваемых событий находились в ремонте и были не в состоянии выйти в море. Теоретически лодка могла погибнуть на минном поле, выставленном румынами в этом районе м. Эмине в октябре 1941 г., но откуда еще две большие пробоины и дыры от пуль? Последние могли появиться в результате пулеметного обстрела болгарским противолодочным самолетом, но его 20-кг бомбы вряд ли могли нанести столь существенные разрушения прочному корпусу. Видимо, гибель лодки произошла от применения нескольких видов оружия. Скорее всего, "Щ-204" была обнаружена и обстреляна болгарским самолетом, затем (возможно, по прошествии нескольких часов или даже суток) подорвалась на мине (нельзя, впрочем, исключить и попадания авиабомбы) и уже после гибели была еще раз атакована глубинными или авиационными бомбами.

"Щ - 205    Нерпа" - 17.11.1936 г. вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 6 боевых походах, провела три торпедные атаки. Потоплен 1 транспорт торпедами и два судна артиллерией. На позиции провела 94 дня.
Первый боевой поход с 22.06.41 г. по 08.07.41 г. Позицию занимала в районе м. Олинька.
За всё время патрулирования командир лодки обнаружил один самолёт и вспышку света на берегу. Кроме этого с 24 по 28 июня 1941 г. лодка находилась вне пределах позиции. По прибытии в базу командир был арестован и расстрелян по приговору трибунала.
Второй боевой поход с 28.11.41г. по 02.12.41 г. Позицию занимала в районе Варны.
Этот поход продолжался не долго. Во время патрулирования лодка зацепила минреп и спустя полчаса произошёл взрыв. Корабль крупных повреждений не имел. После осмотра в отсеках командир решил продолжить плавание и почти сразу же произошёл второй взрыв. На этот раз повреждения оказались более значительными. Есть мнения что подлодка подорвалась не на минах, а на минных защитниках (вес ВВ около 0.8 кг.) болгарского минного заграждения у Варны. Лодка вернулась в базу.
Третий боевой поход с 08.05.42 г. по 28.05.42 г. Экипажу поставили задачу топить суда перевозившую хромовую руду между портами Турции и Болгарии.
18.05.42 г. артиллерийским огнём были потоплены два турецких корабля судно "Дуатепе" и шхуна "Кайнарджа". Артиллеристы субмарины за 13 минут выпустили 136 снарядов по стоящим на якоре судам. Экипажи судов покинули корабли на шлюпках.
23.05.42 г. двух-торпедным залпом был потоплен турецкий пароход "Шафак".
28.05.42 г. подлодка вернулась в Батуми.
Четвёртый боевой поход с 23.06.42 г. по 27.06.42 г. Прорыв с боеприпасами в осаждённый Севастополь.
Доставила защитникам города продовольствие, боеприпасы и бензин. Вывезла 50 человек. На обратном пути лодку обнаружили вражеские ТКА. Они сбросили на субмарину более 40 глубинных бомб. Днём её атаковали ещё и пара "юнкерсов".
Пятый боевой поход с 22.07.42 г. по август 1842 г. Позиция была между Констанцей и гирлом р. Дунай.
05.08.42 г. был обнаружен конвой. Атаковав его тремя торпедами (2 торпеды "45-36" и одна - "53-38"). Все торпеды прошли мимо.
Шестой боевой поход с 06.09.42 г. по 25.09.42 г. Район патрулирования мыс Олинька.
Из-за штормов и многочисленных плавающих мин, лодка держалась довольно далеко от берега. Встречи с противником не было.
С октября 1942 г. по ноябрь 1944 г. лодка находилась в капитальном ремонте и в боевых действиях не участвовала.
1 марта 1943 г. лодка была удостоена "ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ".
16.06.49 г. переименована в "С-205".
31.12.54 г. исключена из списков флота и разобрана на металл.

"Щ - 206    Нельма" (погибла в июле 1941 г.) - 14.08.1936 г. вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 1 боевой поход.
Первый и единственный боевой поход. Вышла в море 22 июня 1942 г. в 18 часов 24 минуты, к берегам Румынии. Больше её никто не видел и не слышал.
Существует три версии гибели субмарины:
Первая: лодка подорвалась на румынском минном заграждении в р-не Констанце. Но это мало вероятно т.к. зона патрулирования не включала в себя зону минных полей.
Вторая: лодку по ошибки потопил русский Эм "Сообразительный" во время неудачной попытки набеговой операции на Констанцу ЛД "Москва" и "Харьков" 25 июня 1941 г.
Третья: наиболее правдоподобная. 9 июля 1941 г. лодку потопили румынские боевые корабли. В этой операции участвовали 1 Эм, 1 КЛ, и 3 ТКА, после ряда атак в точке с координатами: 43*51' с.ш.; 28*45' в.д. корабли ВМС Румынии зафиксировали сильный подводный взрыв.

"Щ - 207    Касатка" - 17.11.1936 г. вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Совершила 11 походов, провела на позиции 104 дня. Совершила 4 торпедные атаки, успеха не добилась.
Первый боевой поход с 10.08.41 г. по 30.08.41 г. позицию занимала в р-не мыса Зейтин-бурун.
Встречи с врагом не было.
Второй боевой поход с 22.10.41 г. по 09.11.41 г. позицию занимала в Бургасском заливе.
Встречи с врагом не было.
Третий боевой поход с 03.11.41 г. по 03.12.41 г. позицию занимала в Бургасском заливе.
Встречи с врагом не было. Во время шторма за борт был смыт помощник командира ст. лейтенант А. Стрельников. Через два дня ударами волн были повреждены горизонтальные рули. Лодка была вынуждена вернуться в Туапсе.
Четвёртый боевой поход с 24.12.41 г. по 12.01.42 г. позицию занимала в р-не мыса Эмине.
Встречи с врагом не было.
Пятый боевой поход с 14.02.42 г. по 02.03.42 г. позицию занимала в р-не мыча Шаблер.
Встречи с врагом не было.
Шестой боевой поход с 03.05.42 г. по 22.05.42 г. позицию занимала в р-не мыса Эмине.
Встречи с врагом не было.
Седьмой боевой поход с 16.07.42 г. по 04.08.42 г. позицию занимала в р-не пролива Босфор.
Встречи с врагом не было.
Восьмой боевой поход с 29.08.42 г. по 19.09.42 г. позицию занимала в р-не пролива Босфор.
07.09.42 г. лодка провела свою первую торпедную атаку. Командир двумя торпедами атаковал румынский Эм "Р. Мария", торпеды прошли мимо. Развернувшись лодка выпустила из носовых торпедных аппаратов ещё четыре торпеды, но и они прошли мимо.
Девятый боевой поход с 21.10.42 г. по 05.11.42 г. 
26.10.42 г. командир безуспешно пытался атаковать конвой.
29.10.42 г. не смог атаковать румынские минзаги.
Десятый боевой поход с 31.12.42 г. по 20.01.43 г. позицию занимала в р-не мыса Олинька.
Встречи с врагом не было.
Одиннадцатый боевой поход с 31.03.43 г по 20.04.43 г. позицию занимала у берегов Крыма.
10.04.43 г. дважды не смогла выйти в атаку на отряд немецких БДБ. В тот же день командир упустил момент атаки по немецкой ПЛ "U-24".
12.04.43 г. сорвалась атака по БДБ.
16.04.43 г. атаковала двумя торпедами БДБ, промах.
После возвращения в базу лодка встала на капитальный ремонт из которого вышла только в апреле 1944 г. Больше в боевых действиях не участвовала.
16.06.49 г. переименована в "С-207".
С 06.10.54 г. "КБП-43".
С 12.01.57 г. "УТС-36".
16.07.57 г. переведена на Каспийское море и использовалась в качестве мишени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: "Щуки - V бис-2 серии" субмарины Балтийского флота

Hosted by uCoz