E В МЕНЮ |
проект 41 "Неустрашимый" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
3010 тонн. |
полное: | 3830 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
133.83 метра. |
ширина: | 13.57 метра. | |
осадка: | 4.4 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
35.5 узла. |
экономическая: | 17.9 узла. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
--""--""-- |
экономическим ходом: | 5210 миль | |
Тип двигателя: |
двухвальная турбинная установка мощностью 100.000 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: |
главный командный пункт (в состав которого входили ходовой мостик и
рубка, штурманская рубка, БИП, рубка внутриэскадренной связи и
шифрпост), котельные кожухи, башни ГК, зенитные автоматы - защищались
гомогенной противоосколочной броней средней твердости от 8-10 до 20 мм. |
|
Вооружение: |
2х2 - 130 мм орудий ГК "СМ-2-1" (боекомплект: по 400
выстрелов в двух погребах и по 50 выстрелов в двух кранцах). |
|
Экипаж: |
305 человек. |
С началом "холодной войны" Советский Союз оказался в положении изгоя. На море безраздельно господствовал флот США, для противодействия ему у ВМФ СССР нехватало современных боевых кораблей в связи с чем в 1947 г. под руководством выдающегося кораблестроителя В.А. Никитина был разработан проект эсминца №-41. Впервые в отечественном флоте он имел гладкую палубу и минимальное количество надстроек. Обитаемость корабля так же была принесена в жертву противоатомной защите. Но в целом этот корабль был большим шагом вперёд в отечественном кораблестроении. Всего по проекту 41 предполагалось построить 110 (!!!) кораблей данного типа. Но не обошлось без "ложки дёгтя". Прежде всего разочаровали ходовые качества эсминца да и дальность была на 10% меньше запланированной. Были и другие недостатки в том числе и в стабилизации орудий ГК, точность их стрельбы желали лучшего. Но главным фактором о снятии со строительства уже заложенных корпусов стали их размеры. В тот период времени отечественная промышленность была неспособно построить такую большую серию кораблей. Последовало распоряжение снять со строительства все уже заложенные корпуса, а на их месте заложить серию эсминцев по проекту 56.
"Неустрашимый" - (заводской № 614). 15.3.1950 г.
зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.7.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен на
воду 29.1.1951 г., вступил в строй 31.1.1955 г. (окончательно принят от
промышленности 27.12.1957 г.).
26.7.1955 г. включен в состав 4-го ВМФ. Как и
другие корабли бригады — ЭМ пр.30бис, "сорок первый" активно плавал, редко
появляясь на глаза публике—ленинградцы вновь увидели его на параде только в мае
1960 г.
Выйдя из Балтийска в феврале 1958 г., «Неустрашимый» совершил поход вокруг
Дании, возвратившись в родную базу. Летом корабль отправился в свой первый
дальний поход. Пройдя Большой Бельт, Каттегат и Скагеррак, в июне ЭМ достиг
берегов "туманного Альбиона", затем мимо Фарерских островов поднялся до острова
Ян Майен, откуда спустился в Норвежское море в район Оркнейских островов. Затем
вдоль побережья Норвегии направился в Баренцево море, окончив первую часть
перехода в Североморске.
В "столице" Северного флота «Неустрашимый» не задержался, возвратившись обратно
в Балтийск в конце июля. Уже в августе корабль вновь покинул Балтику, пройдя
через Зунд к Шетландским островам. Обогнув их, «Неустрашимый» дошел до 55-й
параллели, сопровождая судно «Экватор».
Вместо четырех АУ СМ-16 «Неустрашимый» получил такое же количество счетверенных
зенитных автоматов СМ-20-ЗиФ. Количество 45-мм стволов при этом увеличилось
вдвое. На грот-марсе заняла свое место незначительно отличавшаяся внешне от
опытного образца антенна серийной РЛС "Фуг-Н", а на палубах носовой и кормовой
надстроек, на специальных площадках — совершенно непохожие на предшественников
АП РЛС сопровождения "Фут-Б". Со средней надстройки исчезли снятые к тому
времени с вооружения 25-мм автоматы 4М-120.
Взамен также снятых с вооружения бомбометов на юте установили побортно две
16-ствольных палубных реактивных бомбометных установки РБУ-2500. ГАС "Пегас-2"
уступила место усовершенствованной модели — "Пегас-2М". Подпалубные
бомбосбрасыватели ликвидировали, минные скаты сместили ближе к ДП.
За счет переноса в корму носовой переборки отсека, занятого ранее
бомбосбрасывателями, увеличили объем кубрика №8, что позволило дополнительно
разместить в нем 5 чел.
На фок- и грот-мачтах появились АП аппаратуры госопознавания "Никель-К" и
"Хром-К". На СПН-500 вместо АП РЛС "Якорь-М" установили "Якорь-М2", внешне
отличавшуюся несколько большими габаритами, а на боковых стенках основания СПН
смонтировали посты станции радиотехнической разведки "Мачта П-4". Демонтирован
был снятый с вооружения теплопеленгатор "Солнце", на освободившемся месте
установили антенну навигационной РЛС. Заканчивали изменения в экстерьере
корабля появившиеся рядом с мачтами на носовой и кормовой надстройках не очень
эстетичные, но совершенно необходимые рубки, в которых находились ВЧ-блоки РЛС
"Риф" и "Фут-Н".
На ЭМ появилась и не предусмотренная проектом модернизации, а устанавливавшаяся
на кораблях по специальному решению ВМФ и МСП "оморяченная" армейская РЛС П-10,
призванная заполнить некоторый пробел в возможностях "флотских" станций.
Выполнение модернизационных работ на «Неустрашимом» не отличалось повышенной
интенсивностью, так как в этот период командование ВМФ было в большей степени
озабочено судьбой многочисленных серийных ЭМ. Только последовавшее в ноябре 1960
г. сокращение корабельного состава несколько ослабило загрузку судоремонтных
предприятий ВМФ, но одновременно появилась необходимость осуществить
переоборудование большого количества кораблей, что также отвлекало значительные
силы и средства. Тем временем, проведя у заводской стенки почти полтора года,
герой нашего рассказа ранней весной 1960 г. возвратился к активной
деятельности.
В мае, покрасовавшись в парадном строю на Невском рейде — состояние корабля
после окончания ремонта было отличным, поэтому его и направили в Ленинград, —
«Неустрашимый» вернулся в Балтийск и начал подготовку к серьезному испытанию
океаном. К августу ЭМ был готов к новому дальнему походу. На этот раз ему
предстояло "посетить" Средиземное море.
В августе «Неустрашимый» оставил Балтийск, вышел через Ла-Манш в Атлантику,
направляясь к Гибралтару. Пройдя проливом, корабль вошел в Средиземное море.
Заход в Черное море и Севастополь не планировался, поэтому после короткого
пребывания в средиземноморских водах «Неустрашимый» вокруг Португалии, мимо
Бискайя совершил переход к Ла-Маншу и до наступления сентября возвратился в
Балтийск.
В сентябре 1960 г. в биографии корабля, которым тогда командовал капитан 3 ранга
Б.В.Иванов, произошел эпизод, о котором стоит рассказать немного подробнее.
Когда на XV сессию Генеральной ассамблеи ООН
направлялась советская правительственная делегация. Председатель СМ СССР
Н.С.Хрущев решил через Атлантику "идти морем" — то ли не доверял свою
драгоценную жизнь "Аэрофлоту", то ли захотел ощутить прелести морского
путешествия. Для доставки высокого пассажира предназначался турбоэлектроход
«Балтика», сопровождение которого в Атлантический океан возлагалось на корабли
КБФ. Среди этих кораблей оказался и «Неустрашимый». 9 сентября «Балтика», приняв
на борт Н.С.Хрущева и сопровождающих его лиц, вышла из Балтийска в эскорте
боевых кораблей.
Трое суток «Неустрашимый» шел с турбоэлектроходом, сопровождая его до Британских
островов, даже несколько дальше —до 7-го град. ЗД. Все участники "операции"
после возвращения в Балтийск получили красочно "оформленные" мастерами на все
руки из политуправления флота "грамоты", в которых, в частности, было написано:
"...За успешное выполнение задачи Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев
объявил благодарность всем офицерам, старшинам и матросам, в т.ч. и Вам, в
радиограмме: "Командирам эскортировавших кораблей, офицерам и матросам. Выражаю
благодарность за сопровождение, желаю счастливого плавания и благополучного
возвращения на родину. Н.С.Хрущев, 12 сентября 1960г."
На 1962 г. «Неустрашимому» спланировали капитальный ремонт, 21 мая эсминец встал
к стенке судоремонтного завода "Тосмаре" в Лиепае, покинуть которую ему удалось
только перед наступлением 1964 г. — 23 декабря 1963 г. Следующие три года,
возвратившись в состав БЭМ КБФ, «Неустрашимый» вновь активно плавал — до октября
1967 г., когда вновь начался капитальный ремонт корабля. 6 января 1969 г.,
пройдя по каналу, соединяющему акваторию завода "Тосмаре" с водами залива, ЭМ
направился из Лиепаи в Балтийск.
До осени 1969 г. «Неустрашимый» входил в состав 176-й БЭМ и базировался
попрежнему на Балтийск. В октябре ЭМ, последние годы уже не часто выходивший в
море, получил первое и последнее "боевое" повреждение. Во время зачетных стрельб
бригады «Неустрашимый» буксировал артиллерийский щит. Стрелял ЭМ 56-го проекта
«Спешный». Выпущенный им 130-мм практический снаряд пробил надводный борт в
районе кормовой надстройки и прошел навылет, оставив в корпусе сквозную
пробоину. По счастью, никто из членов команды не пострадал.
Летом 1970 г. ВМФ Польской народной республики праздновал свое 25-летие. По
приглашению командования польского флота в июне отряд кораблей КБФ под
командованием первого заместителя ГК ВМФ адмирала В.А.Касатонова совершил визит
в ПНР. В состав отряда, кроме флагмана — учебного КР «Киров» (командир — капитан
1 ранга В.П.Макаров), а также СКР, был включен и «Неустрашимый», которым
командовал капитан 2 ранга В.М.Демкин. Для ЭМ это был последний заграничный
поход.
Годовщину революции «Неустрашимый» встречал уже в Лиепае. Некоторое время ЭМ
входил в состав нового оперативного соединения — бригады ракетных кораблей,
базировавшейся на Балтийск. Осенью 1972 г. ЭМ переводится в 166-ю бригаду
учебных кораблей ДКБФ, базировавшуюся на Кронштадт. Бригада по корабельному
составу была весьма мощным соединением. В нее входили тогда 8 ед.: 3 КР —
«Киров», «Железняков» и «Адмирал Ушаков»; 2 новых учебных корабля специальной
постройки пр.1886У — «Бородино» (штабной корабль бригады) и «Гангут»; СКР «Барс»
(пр.50) и 2 морских ТЩ пр.266 (для сравнения: сформированная на Балтике в январе
1971 г. 12-я дивизия имела 15 боевых кораблей). Вместе с «Неустрашимым» в
бригаду учебных кораблей перешел КР «Комсомолец», а («Железняков» и «Адмирал
Ушаков» возвратились в боевой состав БФ.
Оставшиеся 2 года своей службы «Неустрашимый» покидал кронштадтскую стенку
только для "отбывания номера" на парадах в Ленинграде (кронштадтцы за глаза
называли корабль "Неуходимым", вернув к жизни ироническое прозвище, данное ЭМ на
заводе более 20 лет назад).
В последний раз «Неустрашимый» появился на Неве осенью 1973г. По возвращении в
Кронштадт корабль был 25 января 1974 г. выведен из боевого состава флота, прошел
консервацию и встал к одной из причальных стенок. Как выяснилось, ненадолго.
Через месяц (22 февраля — как своеобразный подарок ко Дню Советской Армии и ВМФ)
Москва прислала "вердикт": корабль разоружить и "ликвидировать" установленным
порядком. Моряки и рабочие Кронштадтского Морского завода, чертыхаясь и поминая
недобрым словом начальство, лишь месяц назад требовавшее законсервировать
корабль по всем правилам — "на века", начали демонтаж оружия, вооружения,
секретной аппаратуры. В середине апреля произошло расформирование команды ЭМ.
Еще более года «Неустрашимый», переданный в Отдел фондового имущества, простоял
в полном запустении.
Но многострадальному кораблю удалось еще раз сослужить службу флоту, хотя и
несколько необычным образом. На борту ЭМ Центральная киностудия Министерства
Обороны провела съемки учебного фильма, посвященного борьбе за живучесть. На
верхней палубе бушевал настоящий пожар, который, хотя и был успешно потушен в
соответствии со сценарием, практически полностью уничтожил надстройки. Вскоре
корабль отбуксировали из Кронштадта в Ленинград — на Турухтанные острова, в
Угольную гавань ленинградского Лесного порта, где он еще довольно долго простоял
в ожидании разделки на металл на базе "Главвторчермета".