E В МЕНЮ

проект 41 "Неустрашимый"

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

3010 тонн.
 полное: 3830 тонн.

Размеры:

 длина:

133.83 метра.
 ширина:  13.57 метра.
 осадка:      4.4 метра.

Скорость:

 максимальная:

35.5 узла.
 экономическая: 17.9 узла.

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: 5210 миль

Тип двигателя:

двухвальная турбинная установка мощностью 100.000 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня:

главный командный пункт (в состав которого входили ходовой мостик и рубка, штурманская рубка, БИП, рубка внутриэскадренной связи и шифрпост), котельные кожухи, башни ГК, зенитные автоматы - защищались гомогенной противоосколочной броней средней твердости от 8-10 до 20 мм.
Запасной КП располагался на кормовом котельном кожухе

Вооружение:

2х2 - 130 мм орудий ГК "СМ-2-1" (боекомплект: по 400 выстрелов в двух погребах и по 50 выстрелов в двух кранцах).
4х2 - 45 мм зенитных автомата "СМ-16" (боекомплект 8000 снарядов по 4000 на две установки).
2х4 - 25 мм зенитных автомата "4М-120" (боекомплект 20000 снарядов на все орудия).
2 пятитрубных 533 мм ТА.
6 бомбомётов "БМБ-2" и 2 кормовых бомбосбрасывателя (всего 105 ГБ).
мог принимать до 48 морских мин "Краб".
В ходе эксплуатации зенитное и бомбомётное вооружение было заменено на:
4х4 - 45 зенитных автомата "СМ-20 ЗИФ".
2 реактивных бомбомёта "РБУ-2500".

Экипаж:

305 человек.

С началом "холодной войны" Советский Союз оказался в положении изгоя. На море безраздельно господствовал флот США, для противодействия ему у ВМФ СССР нехватало современных боевых кораблей в связи с чем в 1947 г. под руководством выдающегося кораблестроителя В.А. Никитина был разработан проект эсминца №-41. Впервые в отечественном флоте он имел гладкую палубу и минимальное количество надстроек. Обитаемость корабля так же была принесена в жертву противоатомной защите. Но в целом этот корабль был большим шагом вперёд в отечественном кораблестроении. Всего по проекту 41 предполагалось построить 110 (!!!) кораблей данного типа. Но не обошлось без "ложки дёгтя". Прежде всего разочаровали ходовые качества эсминца да и дальность была на 10% меньше запланированной. Были и другие недостатки в том числе и в стабилизации орудий ГК, точность их стрельбы желали лучшего. Но главным фактором о снятии со строительства уже заложенных корпусов стали их размеры. В тот период времени отечественная промышленность была неспособно построить такую большую серию кораблей. Последовало распоряжение снять со строительства все уже заложенные корпуса, а на их месте заложить серию эсминцев по проекту 56.

"Неустрашимый" - (заводской № 614). 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.7.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен на воду 29.1.1951 г., вступил в строй 31.1.1955 г. (окончательно принят от промышленности 27.12.1957 г.).
26.7.1955 г. включен в состав 4-го ВМФ. Как и другие корабли бригады — ЭМ пр.30бис, "сорок первый" активно плавал, редко появляясь на глаза публике—ленинградцы вновь увидели его на параде только в мае 1960 г.
Выйдя из Балтийска в феврале 1958 г., «Неустрашимый» совершил поход вокруг Дании, возвратившись в родную базу. Летом корабль отправился в свой первый дальний поход. Пройдя Большой Бельт, Каттегат и Скагеррак, в июне ЭМ достиг берегов "туманного Альбиона", затем мимо Фарерских островов поднялся до острова Ян Майен, откуда спустился в Норвежское море в район Оркнейских островов. Затем вдоль побережья Норвегии направился в Баренцево море, окончив первую часть перехода в Североморске.
В "столице" Северного флота «Неустрашимый» не задержался, возвратившись обратно в Балтийск в конце июля. Уже в августе корабль вновь покинул Балтику, пройдя через Зунд к Шетландским островам. Обогнув их, «Неустрашимый» дошел до 55-й параллели, сопровождая судно «Экватор».
Вместо четырех АУ СМ-16 «Неустрашимый» получил такое же количество счетверенных зенитных автоматов СМ-20-ЗиФ. Количество 45-мм стволов при этом увеличилось вдвое. На грот-марсе заняла свое место незначительно отличавшаяся внешне от опытного образца антенна серийной РЛС "Фуг-Н", а на палубах носовой и кормовой надстроек, на специальных площадках — совершенно непохожие на предшественников АП РЛС сопровождения "Фут-Б". Со средней надстройки исчезли снятые к тому времени с вооружения 25-мм автоматы 4М-120.
Взамен также снятых с вооружения бомбометов на юте установили побортно две 16-ствольных палубных реактивных бомбометных установки РБУ-2500. ГАС "Пегас-2" уступила место усовершенствованной модели — "Пегас-2М". Подпалубные бомбосбрасыватели ликвиди­ровали, минные скаты сместили ближе к ДП.
За счет переноса в корму носовой переборки отсека, занятого ранее бомбосбрасывателями, увеличили объем кубрика №8, что позволило дополнительно разместить в нем 5 чел.
На фок- и грот-мачтах появились АП аппаратуры госопознавания "Никель-К" и "Хром-К". На СПН-500 вместо АП РЛС "Якорь-М" установили "Якорь-М2", внешне отличавшуюся несколько большими габаритами, а на боковых стенках основания СПН смонтировали по­сты станции радиотехнической разведки "Мачта П-4". Демонтирован был снятый с вооружения теплопеленгатор "Солнце", на освободившемся месте установили ан­тенну навигационной РЛС. Заканчивали изменения в экс­терьере корабля появившиеся рядом с мачтами на носо­вой и кормовой надстройках не очень эстетичные, но со­вершенно необходимые рубки, в которых находились ВЧ-блоки РЛС "Риф" и "Фут-Н".
На ЭМ появилась и не предусмотренная проектом модернизации, а устанавливавшаяся на кораблях по специальному решению ВМФ и МСП "оморяченная" армей­ская РЛС П-10, призванная заполнить некоторый пробел в возможностях "флотских" станций.
Выполнение модернизационных работ на «Неустра­шимом» не отличалось повышенной интенсивностью, так как в этот период командование ВМФ было в большей сте­пени озабочено судьбой многочисленных серийных ЭМ. Только последовавшее в ноябре 1960 г. сокращение кора­бельного состава несколько ослабило загрузку судоремон­тных предприятий ВМФ, но одновременно появилась не­обходимость осуществить переоборудование большого количества кораблей, что также отвлекало значительные силы и средства. Тем временем, проведя у заводской стен­ки почти полтора года, герой нашего рассказа ранней вес­ной 1960 г. возвратился к активной деятельности.
В мае, покрасовавшись в парадном строю на Невском рейде — состояние корабля после окончания ре­монта было отличным, поэтому его и направили в Ленинград, — «Неустрашимый» вернулся в Балтийск и начал подготовку к серьезному испытанию океаном. К августу ЭМ был готов к новому дальнему походу. На этот раз ему предстояло "посетить" Средиземное море.
В августе «Неустрашимый» оставил Балтийск, вы­шел через Ла-Манш в Атлантику, направляясь к Гибрал­тару. Пройдя проливом, корабль вошел в Средиземное море. Заход в Черное море и Севастополь не планировал­ся, поэтому после короткого пребывания в средиземно­морских водах «Неустрашимый» вокруг Португалии, мимо Бискайя совершил переход к Ла-Маншу и до на­ступления сентября возвратился в Балтийск.
В сентябре 1960 г. в биографии корабля, которым тогда командовал капитан 3 ранга Б.В.Иванов, произошел эпизод, о котором стоит рассказать немного подробнее.
Когда на XV сессию Генеральной ассамблеи ООН направлялась советская правительственная делегация. Председатель СМ СССР Н.С.Хрущев решил через Атлантику "идти морем" — то ли не доверял свою драгоценную жизнь "Аэрофлоту", то ли захотел ощутить прелести морского путешествия. Для доставки высокого пассажира предназначался турбоэлектроход «Балтика», сопровождение которого в Атлантический океан возлагалось на корабли КБФ. Среди этих кораблей оказался и «Неустрашимый». 9 сентября «Балтика», приняв на борт Н.С.Хрущева и сопровождающих его лиц, вышла из Балтийска в эскорте боевых кораблей.
Трое суток «Неустрашимый» шел с турбоэлектроходом, сопровождая его до Британских островов, даже несколько дальше —до 7-го град. ЗД. Все участники "операции" после возвращения в Балтийск получили красочно "оформленные" мастерами на все руки из политуправления флота "грамоты", в которых, в частности, было написано: "...За успешное выполнение задачи Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев объявил благодарность всем офицерам, старшинам и матросам, в т.ч. и Вам, в радиограмме: "Командирам эскортировавших кораблей, офицерам и матросам. Выражаю благодарность за сопровождение, желаю счастливого плавания и благополучного возвращения на родину. Н.С.Хрущев, 12 сен­тября 1960г."

На 1962 г. «Неустрашимому» спланировали капитальный ремонт, 21 мая эсминец встал к стенке судоре­монтного завода "Тосмаре" в Лиепае, покинуть которую ему удалось только перед наступлением 1964 г. — 23 декабря 1963 г. Следующие три года, возвратившись в состав БЭМ КБФ, «Неустрашимый» вновь активно плавал — до октября 1967 г., когда вновь начался капитальный ремонт корабля. 6 января 1969 г., пройдя по каналу, со­единяющему акваторию завода "Тосмаре" с водами за­лива, ЭМ направился из Лиепаи в Балтийск.
До осени 1969 г. «Неустрашимый» входил в состав 176-й БЭМ и базировался попрежнему на Балтийск. В октябре ЭМ, последние годы уже не часто выходивший в море, получил первое и последнее "боевое" повреждение. Во время зачетных стрельб бригады «Неустрашимый» буксировал артиллерийский щит. Стрелял ЭМ 56-го проекта «Спешный». Выпущенный им 130-мм практический снаряд пробил надводный борт в районе кормовой надстройки и прошел навылет, оставив в корпусе сквозную пробоину. По счастью, никто из членов команды не пострадал.
Летом 1970 г. ВМФ Польской народной республики праздновал свое 25-летие. По приглашению командования польского флота в июне отряд кораблей КБФ под командованием первого заместителя ГК ВМФ адмирала В.А.Касатонова совершил визит в ПНР. В состав отряда, кроме флагмана — учебного КР «Киров» (командир — капитан 1 ранга В.П.Макаров), а также СКР, был вклю­чен и «Неустрашимый», которым командовал капитан 2 ранга В.М.Демкин. Для ЭМ это был последний заграничный поход.
Годовщину революции «Неустрашимый» встречал уже в Лиепае. Некоторое время ЭМ входил в состав нового оперативного соединения — бригады ракетных кораблей, базировавшейся на Балтийск. Осенью 1972 г. ЭМ переводится в 166-ю бригаду учебных кораблей ДКБФ, базировавшуюся на Кронштадт. Бригада по корабельному составу была весьма мощным соединением. В нее входили тогда 8 ед.: 3 КР — «Киров», «Железняков» и «Адмирал Ушаков»; 2 новых учебных корабля специальной постройки пр.1886У — «Бородино» (штабной корабль бригады) и «Гангут»; СКР «Барс» (пр.50) и 2 морских ТЩ пр.266 (для сравнения: сформированная на Балтике в январе 1971 г. 12-я дивизия имела 15 боевых кораблей). Вместе с «Неустрашимым» в бригаду учебных кораблей перешел КР «Комсомолец», а («Железняков» и «Адмирал Ушаков» возвратились в боевой состав БФ.
Оставшиеся 2 года своей службы «Неустрашимый» покидал кронштадтскую стенку только для "отбывания номера" на парадах в Ленинграде (кронштадтцы за глаза называли корабль "Неуходимым", вернув к жизни ироническое прозвище, данное ЭМ на заводе более 20 лет назад).
В последний раз «Неустрашимый» появился на Неве осенью 1973г. По возвращении в Кронштадт корабль был 25 января 1974 г. выведен из боевого состава флота, прошел консервацию и встал к одной из причальных стенок. Как выяснилось, ненадолго. Через месяц (22 февраля — как своеобразный подарок ко Дню Советской Армии и ВМФ) Москва прислала "вердикт": корабль разоружить и "ликвидировать" установленным порядком. Моряки и рабочие Кронштадтского Морского завода, чертыхаясь и поминая недобрым словом начальство, лишь месяц назад требовавшее законсервировать корабль по всем правилам — "на века", начали демонтаж оружия, вооружения, секретной аппаратуры. В середине апреля произошло расформирование команды ЭМ. Еще более года «Неустрашимый», переданный в Отдел фондового имущества, простоял в полном запустении.
Но многострадальному кораблю удалось еще раз сослужить службу флоту, хотя и несколько необычным образом. На борту ЭМ Центральная киностудия Министерства Обороны провела съемки учебного фильма, посвященного борьбе за живучесть. На верхней палубе бушевал настоящий пожар, который, хотя и был успешно потушен в соответствии со сценарием, практически полностью уничтожил надстройки. Вскоре корабль отбуксировали из Кронштадта в Ленинград — на Турухтанные острова, в Угольную гавань ленинградского Лесного порта, где он еще довольно долго простоял в ожидании разделки на металл на базе "Главвторчермета".

Hosted by uCoz