E В МЕНЮ |
Контр миноносец "Финн" |
|
Водоизмещение: |
нормальное: |
--""--""-- |
полное: | 670 тонн. | |
Размеры: |
длина: |
72.5 метра. |
ширина: | 8.2 метра. | |
осадка: | 3.0 метра. | |
Скорость: |
максимальная: |
28 узлов. |
экономическая: | 12 узлов. | |
Дальность хода: |
полным ходом: |
780 миль. |
экономическим ходом: | 1.075 миль. | |
Тип двигателя: |
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 котла, 2 винта, от 6,313 до 6,512 л.с. |
|
Автономность: |
--""--""-- |
|
Броня: | --""--""-- | |
Вооружение: |
на 1906 год: |
|
Экипаж: |
91 человек. |
Контр миноносцы (с 1907 г. эсминцы) строились на средства "Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования". В целях секретности назывался "Паровой яхтой водоизмещением 570 тонн". По существу, являлся дальнейшим развитием проекта 350 тонного миноносца т. "Кит" фирмы "Шихау", построенного фирмой для русского флота незадолго до начала русско-японской войны. В отличии от прототипа имел увеличенные размеры корпуса, мостиков, полубак, доходивший до носовой дымовой трубы и более мощные главные механизмы. Всего было построено для БФ 4 корабля: "Финн", "Доброволец", "Московитянин" и "Эмир Бухарский".
"Финн" - вступил в строй в 1906 г. В кампанию 1905 г.
входил в состав практического отряда минных крейсеров, а с 1906 г. –
Практического отряда обороны побережья Балтийского моря.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 г.г.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации
противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал минно-заградительные
действия других сил флота.
С 8 по 21 августа 1915 г. участвовал в Ирбенской операции.
С 12 по 19 октября 1917 г. в Моонзундской операции.
7 ноября 1917 г. вошел в состав Красного БФ.
С 10 по 16 апреля 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт и был
выведен в резерв.
7 октября 1918 г. ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и
в ноябре 1918 г. вошел в состав Азово-Каспийской военной флотилии. Переименован
в "Карл Либнехт".
В годы гражданской войны участвовал в боях с белогвардейцами и английскими
интервентами в северной части Каспийского моря.
5 мая 1919 года захватил белогвардейский пароход "Лейла".
В апреле 1920 г. вел артиллерийский бой с 2 вспомогательными крейсерами
противника.
Принимал капитуляцию форта Александровский.
24 апреля 1920 года был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.
А мае 1920 г. был флагманским кораблем при проведении Энзелийской операции.
В сентябре 1921 г. содействовал частям РККА в ликвидации
буржуазно-националистических банд в Ленкоранском уезде.
В январе-мае 1923 г. – стационер в Энзели (Персия).
13 июня 1923 г. был сдан Бакинскому военному порту на хранение.
1 декабря 1925 г. исключен из состава РККФ.
"Доброволец" - вступил в
строй 5 июля 1906 г. В кампанию 1905 г. входил в состав практического отряда
минных крейсеров, а с 1906 г. – Практического отряда обороны побережья
Балтийского моря.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 г.г.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации
противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал минно-заградительные
действия других сил флота.
С 8 по 21 августа 1915 г. участвовал в Ирбенской операции.
21 августа 1916 г. при стоянке на якоре у южного берега Ирбенского пролива
подорвался на мине заграждения и затонул в течении 7 минут.
"Московитянин" - вступил
в строй в 1906 г. В кампанию 1905 г. входил в состав практического отряда минных
крейсеров, а с 1906 г. – Практического отряда обороны побережья Балтийского
моря.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 г.г.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации
противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал минно-заградительные
действия других сил флота.
С 8 по 21 августа 1915 г. участвовал в Ирбенской операции.
С 12 по 19 октября 1917 г. в Моонзундской операции.
7 ноября 1917 г. вошел в состав Красного БФ.
С 10 по 16 апреля 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт и был
выведен в резерв.
15 октября 1918 г. ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и
25 ноября 1918 г. вошел в состав Азово-Каспийской военной флотилии.
Весной 1919 г. участвовал в боях с белогвардейцами и английскими интервентами в
северной части Каспийского моря.
21 мая 1919 г. затонул после боя с кораблями противника в Тюб-Караганском
заливе.
10 января 1920 г. был поднят белогвардейцами и в неисправном состоянии включен в
состав их морских сил Каспийского моря.
28 марта 1920 г. был уничтожен артиллерийским огнем при отступлении
белогвардейцев из Петровска.
"Эмир Бухарский" - вступил в строй 28 мая 1906 г. В
кампанию 1905 г. входил в состав практического отряда минных крейсеров, а с 1906
г. – Практического отряда обороны побережья Балтийского моря.
Прошел капитальный ремонт корпуса в 1909-1910 г.г.
В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации
противника, обороне Виндавы и Рижского залива, обеспечивал минно-заградительные
действия других сил флота.
С 8 по 21 августа 1915 г. участвовал в Ирбенской операции.
С 12 по 19 октября 1917 г. в Моонзундской операции.
7 ноября 1917 года вошел в состав Красного БФ.
В апреле 1918 г. совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В октябре 1918 г. ушел по Мариинской водной системе из Петрограда в Астрахань и
20 октября 1918 г. вошел в состав Азово-Каспийской военной флотилии.
10 августа 1919 г. выставлял мины в северной части Каспийского моря.
В 1919-1920 г.г. вел бои с контрреволюционерами и бандитами в районе Царицына и
в Азербайджане.
С 31 июля 1919 г. входил в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, а с 5
июля 1920 г. – в состав Морских сил Каспийского моря.
Прошел капитальный ремонт в 1919-1920 г.г. Переименован в "Яков Свердлов".
С 17 по 18 мая 1920 г. участвовал в Энзельской операции.
В январе-марте 1923 г. – стационер в Энзели (Персия).
13 июня 1923 г. был сдан Бакинскому военному порту на хранение.
1 декабря 1925 г. исключен из состава РККФ.