E В МЕНЮ  ТКА

ТКА проект 183

НА ГЛАВНУЮ G

E В МЕНЮ  МПК
E В МЕНЮ  ПСКР

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

61.5 тонн.
 полное: 66.5 тонн.

Размеры:

 длина:

25 метров.
 ширина: 6.1 метр.
 осадка: 1.2 метра.

Скорость:

 максимальная:

43 узла.
 экономическая: 14 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

600 миль при скорость 33 узла (крейсерская скорость).
 экономическим ходом: 1000 миль 14 узловым ходом.

Тип двигателя:

4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК - суммарной мощностью 4.800 л.с.

Автономность:

5 суток.

Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.

Вооружение:

2х2 - 25 мм зенитных установки "2М-3" (4000 снарядов).
2 однотрубных торпедных аппарата 533 мм "ТТКА-53М".
8 глубинных бомб "ББ-1".
6 - 8 морских мин в перегруз "КБ-3" или "АМД-500".

Экипаж:

2 офицера и 12 матросов.

Модификации катеров созданных на основе проекта 183:
пр. 183 - серийный торпедный катер.
пр. 183А - один серийный катер был обшит арктилитом (бакелизированная фанера с запрессованной рояльной струной между шпоном).
пр. 183Т - опытный ТКА с дополнительным ГТД.
пр. 183ТК - серийный ТКА с дополнительным ГТД. Всего в 1955-57 г.г. построили 25 катеров.
пр. 183У - опытный ТКА с 4-мя торпедными аппаратами и новой ГЭУ и 3 зенитными установками. Неудачный проект и в серию не пошёл.
пр. 183ТУ - проект катера с 4-мя торпедными аппаратами.
пр. 183Т.2 - усовершенствованный ТКА проекта 183ТУ, с новой ГЭУ и 3 зенитными установками.
пр. 183Ц - радиоуправляемый катер-мишень. Всего построили 60 катеров.
пр. 183Ш - штабной вариант.
пр. 183Э - экспериментальный катер для испытания ракетного оружия.
пр. 183Р - первый серийный отечественный РКА (информация ТУТ).
пр. 183Я.2 - проект катера с дизелями М.503.
пр. 199 - в 1953 г. разработан проект малого охотника за подводными лодками,  который также предназначался для морских частей погранвойск. Всего было построено 52 таких катера.

Основным типом советского торпедного катера, созданного в конце сороковых годов прошлого века, на долгие годы стал большой ТКА проекта 183 с деревянным корпусом. В соответствии с техническим проектом, эти катера являлись «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Для облегчения прохождения по внутренним водным путям, мачта катера была выполнена заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту. Несмотря на ряд замечаний, выявившихся в ходе государственных испытаний, торпедные катера пр.183 с некоторыми доработками строились большой серией с 1952 по 1960 год. В целом, по мнению моряков, катера получались удачными и поэтому стали «базовыми» не только при создании ряда их модификаций, но и при разработке проекта первого в мире ракетного катера (пр.183-Р). Головной катер пр.183 был сдан ВМФ в 1949 году. Строительство велось с 1949 по 1960 г. на заводах: №5 в Ленинграде, №460 в Сосновке и №602 во Владивостоке. Всего в СССР было построено 674 катера (со всеми модификациями). Ещё 80 подобных катеров построили в Китае по Советской лицензии. Кроме того в корпусе катера с 1964 г. строились 40 местные разъездные катера. В 60-ые годы часть катеров из состава ВМФ СССР передали на вооружений флотам стран Варшавского договора, Азии и Африки. Всего передали 138 катеров: 31 - ГДР, 24 - Египту, 20 - Польше, 12 - Ираку, 12 - Китаю, 11 - Кубе, 10 - КНДР, 8 - Индонезии, 4 - Гвинеи, 4 - Сомали, 2 - Южному Йемену.

Hosted by uCoz