E В МЕНЮ

РКА проект 183Р

НА ГЛАВНУЮ G

Фотографии:

Водоизмещение:

 нормальное:

66.5 тонн.
 полное: 77.5 тонн.

Размеры:

 длина:

25.4 метра.
 ширина: 6.24 метра.
 осадка: 1.24 метра.

Скорость:

 максимальная:

43 узла.
 экономическая: --""--""--

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: --""--""--

Тип двигателя:

4 дизеля М-50Ф или М-50Ф-1 или М-50ФТК - суммарной мощностью 4.800 л.с.

Автономность:

--""--""--

Броня: рубка и зенитные автоматы бронировались 7 мм бронёй.

Вооружение:

2 ПУ ПКР "П-15".
1х2 - 25 мм зенитная установка "2М-3" (2000 снарядов).

Экипаж:

3 офицера и 12 матросов.

    В начале 50-ых годов опытно-конструкторским бюро было выдано задание о создании ракетного катера. В качестве прототипа (корпус и энергетика) был выбран большой ТКА проекта 183 эксплуатировавшийся с 1949 года и хорошо зарекомендовавший себя на флотах. Разработанный проект ракетного катера был утверждён в 1957 году. Вместо торпедных аппаратов по бортам катера разместили ангарные ПУ для противокорабельных ракет "П-15", из за большого веса ангаров и ракет от кормового автомата отказались, оставили только носовой. Пусковые установки имели постоянное возвышение в 11,5° и собственный вес 1100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Перезарядка ракет в ангарные пусковые установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут. На катере размещались ПУС "Клен", получавшая необходимые данные для производства стрельбы от РЛС "Рангоут". Резервным средством целеуказания на катере был оптический визир РМК-453.
    Строительство катеров началось на заводах в Ленинграде и Владивостоке. Всего промышленность сдала флоту 54 ракетных катера, ещё 64 катера были перестроенные из серийных торпедных катеров (всего флот получил 118 катеров). Всю серию построили в 1959 - 65 годах. Кроме Военно-Морского флота СССР катера поступили на вооружение флотов стран участниц Варшавского договора: (Польши, ГДР, Болгарии и Румынии) и стран "третьего мира" Азии и Африки: (Китай 20 ед + 101 катер пр.024 "Hegu" и 1 катер "Hema" построенные в КНР по лицензии. Они поставлялись в Бангладеш, Пакистан и Египет, Куба 18 ед., Египет 6 ед., КНДР 10 ед., Сирия 6 ед., Вьетнам 6 ед., Алжир 6 ед., Индонезия 9 ед.). На тот момент ВМФ СССР был единственной страной в мире на вооружении которого стояли РКА проекта 183Р (шифр НАТО "КОМАР"), все остальные страны построили только опытные образцы. Но после арабо-израильской войны 1967 года отношения к катерам москитного флота кардинально поменялось.

21 октября 1967 года в районе дельты Нила четырьмя ракетами "П-15", которые запустили египетские моряки с ДВУХ РКА проекта 183 Р, был потоплен эсминец ВМС Израиля "Эйлат" который шёл противолодочным зигзагом, т.к. командир корабля опасался только их атаки. Он даже не обратил внимание на два катера которые были обнаружены РЛС эсминца. В 17.00 он приказал лечь на обратный курс, но в 17.16 сигнальщик доложил о странных ярких вспышках на катерах и клубах дыма. Вслед за этим в небе показались "огненные стрелы", командир приказывает сыграть боевую тревогу и открыть огонь из 40-мм автоматов по приближающимся ракетам. Но не манёвры корабля, не заградительный огонь не смогли сбить ракеты с боевого курса. Первая попала в борт рядом с машинным отделением, вторая в котельное отделение. Экипаж приступил к спасению корабля но тут его поразила третья ракета которая развалила эсминец на две части, "Эйлат" почти мгновенно затонул. Из 199 человек экипажа погибли 47 человек, ещё 81 были ранены.

Hosted by uCoz