В Русско-японской войне,
закончившейся для России поражением, она потеряла и значительную
часть своего флота. Помимо задачи восстановления флота, Морскому
министерству было необходимо проанализировать опыт прошедшей
войны и воплотить его в новых кораблях. Одним из выработанных
требований к ним стало обеспечение остойчивости корабля при
любых полученных в бою повреждениях - по формулировке А.
Крылова - "корабль должен тонуть, не опрокидываясь". Для
этого предполагалось распространить бронирование на максимально
возможную часть надводного борта, для предотвращения
проникновения воды через обширные пробоины небронированного
борта и последующее быстрое опрокидывание корабля, как это имело
место в Цусимском сражении. Ряд этих и других мер для повышения
боевой живучести, в основном следовавших мировым тенденциям, уже
были частично воплощены при доработке строившихся броненосцев
типа "Андрей Первозванный"..
Однако ещё до завершения их постройки, в 1906 году, вступление в
строй британского линкора "Дредноут" сделало все броненосцы
морально устаревшими, одновременно определив направление
развития для будущих линейных кораблей.
Все четыре корабля были заложены в один день - 3 июня
1909 года. "Гангут" и "Полтава" были заложены на
Адмиралтейском заводе, тогда как "Севастополь" и
"Петропавловск" - на Балтийском. Постройку кораблей
планировалось осуществить в 38 месяцев, закончив в августе
1912 года, но в реальности она значительно растянулась из-за
недостаточного финансирования, и как следствие, запоздалого
заключения договоров на поставку комплектующих. Фактически,
работы начались лишь сентябре-октябре того же года. Другой,
традиционной уже проблемой, стала весовая перегрузка корабля по
сравнению с изначальным проектом, в процессе разработки чертежей
достигавшая ещё на бумаге 150 тонн по корпусу и 200 тонн по
механизмам. Продолжение строительства такими темпами теряло
смысл, поэтому для получения необходимых средств Совету
министров пришлось пойти навстречу требованиям думы - был
проведён ряд организационных изменений, организована финансовая
комиссия по проверке деятельности Морского министерства, а также
отправлены в отставку ряд деятелей Морского министерства. После
этого, в феврале-марте 1911 года представленная Морским
министерством просьба о выделении ассигнований на достройку
кораблей была рассмотрена
Комиссией по государственной обороне и после
принятия Государственной думой, закон об ассигновании средств на
достройку линкоров был утверждён Николаем II. Общая стоимость
постройки кораблей оценивалась Морским министерством в 147,5
миллионов рублей, из которых за вычетом уже потраченных на
постройку к тому моменту средств, на достройку было выделено
119,56 миллионов. Из-за уже значительно отстававших от плана
темпов строительства кораблей, сроки их вступления в строй были
отодвинуты на 1914 год.
"Севастополь" - вступил в строй 17
ноября 1914 года. Участвовал в 1-ой мировой войне.
Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию
Балтийского флота 2-ая маневренная группа для боя на центральной
минно-артиллерийской позиции). В августе 1915 года совместно с линкором
"Гангут"
прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. Принимал участие в Февральской
революции. 7 ноября 1917 года перешел на сторону советской власти и вошел в
состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из
Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона
Петрограда в октябре 1919 года) и в Кронштадтском восстании 1-18 марта 1921 года
21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря
переименован в "Парижская коммуна", после
нескольких капитальных ремонтов в 20ых и 30ых годах был
перечислен на Черноморский флот.
"Полтава" - вступил в строй 17 ноября
1914 года. Участвовал в 1-ой мировой
войне. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию
Балтийского флота 2-ая маневренная группа для боя на центральной
минно-артиллерийской позиции). Принимал участие в Февральской революции. 7
ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918
года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в
гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года
находился в Петроградском военном порту на хранении. 24 ноября 1919 года по
недосмотру вахтенных в носовом котельном отделении возник пожар,
длившийся 15 часов. Из-за значительных повреждений, самым
серьезным из которых было полное выгорание центрального
артиллерийского поста, восстановление корабля в условиях разрухи
было признано нецелесообразным. Линкор решили разоружить, а
механизмы, оборудование, трубопроводы, кабель и тому подобное
использовать для восстановления и ремонта трех других однотипных
линкоров. Постановлением Совета труда и обороны от 2 сентября
1924 года с корабля были сняты остатки артиллерийского
вооружения.
В начале 1920-х годов рассматривались различные проекты
перестройки корабля. Один из проектов предполагал переделку
бывшего линкора в авианосец с последующим переводом на Черное
море. Проектные требования к авианосцу выглядели так: два 76-мм
орудия, по десять зенитных и противоминных пушек, четыре "аэрогнезда",
четыре подводных торпедных аппарата; бронирование верхней палубы
100-мм, борта - 250-мм плитами; скорость 30 узлов, дальность
плавания полным ходом 1800, экономическим - 3800 миль.
Предполагалось, что авианосец сможет брать на борт 50 самолетов.
Однако проект так и не был реализован. В июне 1925 года возникло
предложение восстановить линкор в прежнем качестве и вновь
ввести его в строй. 7 января 1926 года корабль был переименован
в "Михаил Фрунзе". За полгода работы с участием
356 рабочих Балтийского завода были потрачены все выделенные на
восстановление средства, и 26 февраля комиссия признала
невозможным восстановление линкора в течение ближайших двух лет.
5 августа 1927 года было принято решение возобновить
восстановление корабля с учетом новых требований. Однако
выяснилось, что денег на столь масштабный проект не хватает. 25
февраля 1928 года правительство согласилось выделить две трети
необходимой суммы, и 11 мая было получено разрешение начать
работы. Линкор планировалось восстановить с "малой
модернизацией": вместо прежних 25 котлов корабль получал 12
новых, более мощных, из числа изготовленных для
линейных кораблей типа "Измаил".
Однако 17 декабря 1928 года Совет труда и обороны своим решением
прекратил восстановительные работы.
Управления Военно-Морских Сил выступило с предложением о вводе
"Фрунзе" в строй в качестве плавучей батареи с прежним
вооружением, но с уменьшенным числом старых котлов. Советский
флот крайне нуждался в линкорах, поэтому 7 октября 1930 года
начальник морских сил Р.А. Муклевич подписал приказ о подготовке
предварительных расчетов и технического задания на
восстановление линкора "Фрунзе" в трех вариантах:
- как плавбатареи, вводимой в строй в минимальные сроки и с наименьшими затратами;
- как плавбатареи с постепенной достройкой (ежегодно зимой) в виде линкора по типу «Марата»;
- с переделкой в линейный крейсер со скоростью хода 27 уз.
В конце октября 1930 года на
совещании высшего командного состава был одобрен второй
вариант, однако уже в декабре стало известно, что
вследствие резкого сокращения ассигнований работы на
"Фрунзе" в 1931 году не смогут быть даже начаты. 12
января 1931 года Муклевич обратился к наркомвоенмору К.
Е. Ворошилову с просьбой разрешить использование
оборудования линкора для других кораблей и в качестве
мобилизационного запаса, а корпус сдать на слом. Нарком
отказал, и корабль три месяца стоял на приколе. Две его
средние башни начали демонтировать для отправки на
Дальний Восток, где их в 1934 году стали использовать в
системе береговой обороны Владивостока на острове
Русском. В апреле 1931 года была высказана мысль о
переделке линкора в трехбашенный линейный крейсер. После
обследования корпуса судна его состояние было признано
удовлетворительным, и Балтийский завод получил указание
приступить к детальной разработке проекта. Однако
техническое задание постоянно менялось, предлагались
новые и новые варианты модернизации, в результате чего в
августе 1934 года, в связи с началом массового
строительства легких кораблей и подводных лодок, вновь
поступило предложение исключить линкор из списков на
восстановление. К концу года это решение было принято
окончательно. В сентябре 1935 года вновь вернулись к
идее восстановления линкора в качестве тихоходной
плавучей батареи, но пока шла работа над вариантами
проекта уже началось проектирование новых линкоров, в
связи с чем 9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ
окончательно признал восстановление линкора "Михаил
Фрунзе" нецелесообразным и постановил демонтировать
оставшееся оборудование на запасные части для линкоров
типа "Марат". Корпус планировалось вывести в море и
установить на банке для использования в качестве мишени.
В 1941 году корпус был сдан в Отдел фондового имущества
для разборки на металл, и начало войны застало его в
Угольной гавани
Ленинградского порта. Носовая оконечность до 15
шпангоута уже была разобрана. Осенью 1941 года при
буксировке Морским каналом корпус получил несколько
пробоин с левого борта и затонул вблизи бровки канала.
Над водой осталась лишь носовая часть верхней палубы.
Моряки устроили на нем корректировочный артиллерийский
пост и импровизированную базу катеров, охранявших
подступы к Ленинграду с моря. Работы по подъему
затонувшего корпуса линкора велись с 21 января по 31 мая
1944 года, после чего он был сдан на слом и в 1946 году
окончательно разобран.
После войны при восстановлении и модернизации 30-й батареи Севастополя,
башни и орудия взяли с балтийского линкора "Фрунзе"
(бывший "Полтава") и модернизировали, где они и
находятся по сей день. Две башни линкора "Полтава" в
настоящее время находятся в составе "Ворошиловской
батареи", филиала Военно-исторического Музея
Тихоокеанского флота, вблизи Владивостока, на острове
Русском.
"Гангут" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию 1-ая маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). 28 августа 1915 года совместно с линкором "Севастополь" прикрывал минные постановки в Ирбенском проливе. 1-2 ноября 1915 года на корабле произошло революционное выступление матросов, подавленное командованием. Осенью 1915 года и в декабре 1915 года совместно с линкором "Петропавловск" (флагман) участвовал в минно-заградительных операциях южнее острова Гогланд (в операционной зоне Германского флота). Принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (оборона форта Ино в апреле 1918 года). С октября 1918 года по 4 мая 1925 года находился в Петроградском военном порту на долговременном хранении. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Прошел капитальный ремонт с 18 апреля 1925 года по 20 июля 1926 года в ходе модернизации был переименован в "Октябрьскую революцию".
"Петропавловск" - вступил в строй 17 ноября 1914 года. Входил в состав 1-ой бригады линейных кораблей (по боевому расписанию 1-я маневренная группа для боя на центральной минно-артиллерийской позиции). В ноябре-декабре 1915 года совместно с линкором "Гангут" прикрывал активные минные постановки (южнее острова Готланд). Принимал участие в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 12-17 марта 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление восстания на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года, боевые действия в Копорском заливе в мае-июне 1919 года, оборона Петрограда; входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей) и в Кронштадтском восстании 1-18 марта 1921 года. 21 апреля 1921 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 14 февраля 1923 года на общем собрании личного состава линкора Почетным членом экипажа единогласно был избран В.И. Ленин, а 22 июня 1926 года Почетным рулевым - Народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. 20-27 июля 1925 года во главе эскадры Морских сил Балтийского моря совершил поход в Кильскую бухту. Переименован в "Марат".