E В МЕНЮ  ТЩ

тральщики проекта 264

НА ГЛАВНУЮ G

E В МЕНЮ  ПСКР

Фотографии

Водоизмещение:

 нормальное:

807 тонн.
 полное: 840 тонн.

Размеры:

 длина:

69.75 метра.
 ширина:   9.6 метра.
 осадка:   2.51 метра.

Скорость:

 максимальная:

17 узлов.
 экономическая: 12 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

--""--""--
 экономическим ходом: 2500 миль.

Тип двигателя:

два дизеля "37Д" по 2000 л.с. каждый.

Автономность:

10 суток.

Броня: --""--""--

Вооружение:

2х2 - 57 мм артустановка "ЗИФ-31" (1854 снаряда).
2х2 - 25 мм автомата "2М-3М" (не на всех).
2х5 РБУ-2500 (60 реактивных глубинных бомб "РГБ-12").
2 бомбосбрасывателя (боезапас 122 глубинных бомб "ББ-1" или "БПС").

Экипаж:

89 человек из них 7 офицеров, на ПСКРе 71 человек из них 9 офицеров.

    В 1949 г. ЦКБ-363 было выдано тактико-технические характеристики на разработку нового морского тральщика с большой тральной производительностью чем предыдущий тральщик проекта 254. Стремление увеличить производительность тральных работ и повысить эффективность борьбы с неконтактными минами, а также усилить средства самообороны корабля привело к чрезмерному росту водоизмещения, которое превысило 800 т и автоматически переводило корабль в подкласс морских тральщиков. В то же время архитектура, конструкция и материал корпуса, компоновка боевых постов, размещение служебных и жилых помещений были почти аналогичны кораблям 254 проекта. Был также повышен стандарт непотопляемости – корабль должен был выдерживать затопление двух смежных отсеков вместо одного. Для плавания во льдах корпус был специально усилен. Новшеством для тральщиков являлось применение воздушного отопления. Автономность была увеличена с 7 до 10 суток.
    После начала постройки головного ТЩ проекта 264 было решено откорректировать проект для серийного производства. В новом корабле проект 264А были учтены новые образцы разработанного вооружения и новые требования к кораблю в целом. Повысилась защищённость корабля по его физическим полям: модернизировано размагничивающее устройство, внедрены конструктивные решения, снизившие уровень собственного акустического поля корабля (для этого предусматривалось резиновое покрытие корпуса в районе машинных отделений, фундаментов главных двигателей, дизель-генераторов, осуществлено воздушное экранирование гребных винтов). Были осуществлены решения по противоатомной защите (тогда этому только начинали уделять внимание). За ненадобностью были сняты 25-мм автоматы, устаревшая бомбомётная установка МБУ-600 заменена на РБУ-1200, установлена новая ГАС «Тамир-11М», кроме того использовались более совершенные тралы БКТ и ТЭМ-52М. В результате модернизации проекта полное водоизмещение тральщика достигло 868 тонн. На западе МТЩ этого типа получили обозначение «T-58 class».
   
На базе этих тральщиков в 1960 году были созданы первые послевоенные спасатели подводных лодок проект 532, которые строились на том же заводе, используя задел готовых корпусов недостроенных МТЩ проекта 264.
    Опыт эксплуатации тральщиков проекта 264А показал целый ряд недостатков и в 1975 г., в связи с резко возросшими требованиями к минно-тральным кораблям, все МТЩ проекта 264А были переданы Морпогранохране и переклассифицированы в ПСКР. При этом с них было снято всё противоминное вооружение. На западе этим кораблям присвоили обозначение «T-58 PGF class». В конце 1970-х годов три теперь уже ПСКР проекта 264А были переоборудованы в корабли воздушного наблюдения проекта 258 (обозначение НАТО - «T-58 PGR class»).
    Головной МТЩ проекта 264 был построен на Средне-Невском ССЗ в 1957 г. Такая долгая задержка произошла в связи с загруженностью завода программой постройки кораблей проекта 254 и его модификаций, обновлением производственной базы, а также вследствие корректировки проекта, потребовавшейся для учёта введённых требований противоатомной защиты. Серийные корабли было решено строить по откорректированному проекту 264А и в 1958-1963 годах Средне-Невский завод сдал флоту 23 тральщика проекта 264А. 14 корпусов в 1960-62 г.г. были достроены на том же заводе по проекту 532 (532А) и вошли в строй как суда спасения подводных лодок.

Тральщики проекта 264 входившие в состав ВМФ СССР:
п/н наименование проект ПРИМЕЧАНИЕ:
Балтийский флот (БФ):
1 Т-250 (с 1975 г. СКР-140) пр.264 несколько раз перечислялся из БФ в СФ и обратно. С 1977 г. опытовое судно "Сом-1", вскоре списан.

Северный флот (СФ):

1 Т-14 (с 1975 г. СКР-119) пр.264А в 1978 г. передан МЧПВ СССР и перешёл на ТОФ ПСКР "Кедров".
2 Т-15 (с 1975 г. СКР-122) пр.264А в 1984 г. переквалифицирован в корабль воздушного наблюдения "КВН-22".
3 Т-22 (с 1075 г. СКР-125) пр.264А в 1989 г. передан московскому клубу КЮМР "Североморец".
4 Т-50 пр.264А с 1981 г. корабль воздушного наблюдения "КВН-21".
5 Т-71 (с 1075 г. СКР-91) пр.264А в 1979 г. передан ВМС Гвинеи "F-79 Lamine Sadji Kaba".
6 Т-112 пр.264А с 1975 г. корабль воздушного наблюдения "КВН-23".
7 Т-161 (с 1975 г. СКР-102) пр.264А  
8 "Старший лейтенант Лекарев" пр.264А с 1975 г. СКР, а с 1978 г. ПСКР, перешёл на ТОФ.
9 "Старший лейтенант Владимиров" пр.264А

с 1975 г. СКР.

Тихоокеанский флот (ТОФ):
1 Т-4 (с 1975 г. СКР-132) пр.264А в 1979 г. передан ВМС Народно-демократической р-ке Йемен.
2 Т-5 (с 1975 г. СКР-137) пр.264А с 1988 г. учебно-тренировочное судно "УТС-399".
3 Т-9 "Приморский комсомолец" пр.264А неоднократно нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах.
4 "Павел Хохряков" пр.264А с 1975 г. СКР, а с 1978 г. ПСКР.
5 "Василий Громов" пр.264А с 1975 г. СКР, а с 1977 г. ПСКР.
6 "Павел Виноградов" пр.264А с 1975 г. СКР.
7 "Фёдор Митрофанов" пр.264А с 1975 г. СКР, а с 1978 г. ПСКР.
8 "Тимофей Ульянцев" пр.264А с 1975 г. СКР.

ПРИМЕЧАНИЕ: все корабли строились в Ленинграде, поэтому после постройки на время сдаточных испытаний они входили в состав БФ, затем уходили к месту постоянной службы на СФ или ТОФ. Переход совершали вокруг Скандинавии. Корабли которые затем переходили на ТОФ, так же на некоторое время (около полугода) оставались на СФ, а затем Северным морским путём переходили к месту постоянной службы.
В 1966 г. все тральщики были переквалифицированны в МОРСКИЕ ТРАЛЬЩИКИ, поэтому получили новый буквенный код "МТ" с сохранением цифрового.

 

 

Тральщики проекта 264 вошедшие в состав МЧПВ КГБ СССР:

Тихоокеанский флот (ТОФ):
1 "Кедров" пр.264А перечислен из состава ВМФ
2 "Киров" пр.264А  
3 "Дзержинский" пр.264А  
4 "Менжинский" пр.264А  
5 "Воровский" пр.264А  
6 "Малахит" пр.264А  
7 "Корунд" пр.264А  
8 "Павел Хохряков" пр.264А перечислен из состава ВМФ.
9 "Василий Громов" пр.264А перечислен из состава ВМФ.
10 "Фёдор Митрофанов" пр.264А перечислен из состава ВМФ.
11 "Старший лейтенант Лекарев" пр.264А перечислен из состава ВМФ
Hosted by uCoz